Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- Развитие фонематического восприятия;
- Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.
- Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б» и «П». Дифференциация этих звуков;
- Развитие логического мышления с помощью загадок и ребусов.
- Закрепление знаний о животных.
- Развитие зрительного и слухового внимания, воображения.
- Развитие чёткой дикции.
- Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie._differentsiatsiya_b_i_p_.docx | 49.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: « Развитие фонематического восприятия у младших школьников. Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в устной и письменной речи».
Богданова Елена Юрьевна.
учитель-логопед
ГБОУ Школа № 1028 ВАО г. Москвы
Москва, 2018 год.
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости».
ЦЕЛИ:
- Развитие фонематического восприятия;
- Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.
- Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б» и «П». Дифференциация этих звуков;
- Развитие логического мышления с помощью загадок и ребусов.
- Закрепление знаний о животных.
- Развитие зрительного и слухового внимания, воображения.
- Развитие чёткой дикции.
- Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.
ПОСОБИЯ: сигнальные карточки с буквами Б и П; персонажи: Буратино, папа Карло, Карабас Барабас; картинки с изображением одежды, обуви, продуктов; две корзинки; картинки – отгадки к загадкам про животных.
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Логопед: «Здравствуйте, дети. Перед вами лежат картинки с названием животных.
Первым сядет тот, у кого изображено животное, про которое можно сказать «мой».
А теперь сядет тот, у кого изображено животное, про которое можно сказать «моя».
Логопед раздает индивидуальные зеркала.
Логопед: «Выполним артикуляционную гимнастику».
Артикуляционная гимнастика: Сказка «У бабушки с дедушкой»
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ……. (губы в широкой
улыбке, видны верхние и нижние зубы).
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык
за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения
широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих
движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание
щёк – губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание
обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык
лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный
язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем
широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем
кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается
вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка
облизывает губы по кругу).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Логопед: Ребята, вы все, конечно, знаете и любите сказку «Приключение Буратино или Золотой ключик». Я предлагаю сегодня на занятии вместе со мной сочинить свою сказку о новых приключениях Буратино:
- Жил-был на свете шарманщик Папа Карло. Однажды его друг принёс ему полено и предложил что-нибудь выстрогать из него. Папа Карло выстрогал из него…
Дети: Буратино.
2. Логопед: Ребята, скажите, с каких звуков начинается имя нашего героя?
Дети: Со звука [Б].
Логопед: Правильно. А слово «Папа»?
Дети: Со звука [П].
Логопед: Чем отличаются эти звуки? Давайте дадим характеристику звукам [Б] и [П].
Дети: Звук [Б] – согласный, звонкий, твёрдый.
Логопед: У Буратино был звонкий голос. Это нам поможет запомнить, что звук [Б], с которого начинается слово «Буратино» - звонкий.
Дети: Звук [П] – согласный, глухой, твёрдый.
Логопед: У Папы Карло был тихий, глухой голос. Это нам поможет запомнить, что звук [П], с которого начинается слово «Папа» - глухой.
- А какими буквами на письме мы обозначаем звуки [Б] и [П]? Запишите их в своих тетрадях (дети записывают буквы Б, П).
3. Логопед: Давайте дальше сочинять сказку. Выстрогал Папа Карло Буратино, но ведь у него не было одежды. Вот тогда они вместе отправились за покупками в магазин. В магазине Буратино захотел, чтобы Папа Карло купил ему одежду и обувь, в названии которой был звонкий звук [Б]. А себе Папа Карло приобрёл одежду и обувь, в названии которой был звук [П]. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением одежды и обуви, а вы поднимите карточку с буквой Б, если эти вещи купили для Буратино, а карточку с буквой П – если приобрели вещи для Папы Карло.
Картинки: шляпа, ботинки, сапоги, брюки, рубашка, бейсболка, пальто, футболка.
Логопед: Ребята, а теперь давайте запишем на доске и в тетрадях названия одежды и обуви в два столбика. В 1-ый столбик – слова со звуком [Б] – это покупки для Буратино, а во 2-ой столбик – слова со звуком [П] – это покупки для Папы Карло (работа детей у доски и в тетрадях).
4. Логопед: Продолжаем нашу сказку. После того, как Папа Карло и Буратино вышли из магазина с новыми вещами, Буратино почувствовал, что проголодался. Тогда Папа Карло повёл его в булочную.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
И плетёнки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И конечно же, помадка.
Называйте, не стесняйтесь,
Заходите, угощайтесь!
Логопед: Ребята, давайте распределим еду, которую купили Буратино и Папа Карло, по двум корзинам, учитывая то, что Буратино любит всё, где встречается звонкий звук [Б], а Папа Карло любит продукты, в названии которых встречается глухой звук [П].
(Два ребёнка распределяют еду по корзинкам, остальные дети помогают им, поднимают нужные буквы).
5. Логопед: Пока Папа Карло доедал свою еду, Буратино быстро перекусил и побежал на улицу. Его внимание привлекла красочная вывеска. Это был зоопарк. Буратино очень захотелось посмотреть на животных. Но, как вы думаете, кто сидел у ворот в зоопарк и продавал билеты?
Дети: Карабас Барабас.
Логопед: Но у Буратино не было денег, чтобы купить билеты. Тогда Карабас Барабас сказал Буратино: «Если ты справишься с моими заданиями, то я пущу тебя в зоопарк». Карабас Барабас был уверен, что Буратино не выполнит задания, так как он никогда не учился в школе.
Ребята, давайте поможем Буратино выполнить задания и попасть в зоопарк.
Задание №1: Отгадай загадки.
А) Громким криком не пугай
Нас красивый … (попугай).
Б) Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят… (черепахи).
В) Он решил, что он жираф и ходит голову задрав.
Говорят, из разных блюд, лишь колючки ест … (верблюд).
Г) Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нём (собака).
Д) Был белый дом, чудесный дом.
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое тёплое, такое – пушистое и золотое (цыплёнок).
Е) Водяные мастера строят дом без топора (бобры).
Ё) Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком (пчела).
Ж) Над цветком порхает, плачет, веерком узорным машет (бабочка).
З) На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат (цапля).
И) Надели коняшки морские тельняшки (зебра).
Если дети правильно отгадывают загадки, на экране компьютера появляются картинки-отгадки.
6. Логопед: Ребята, пока Буратино отгадывал загадки, его тем временем искал Папа Карло. Давайте встанем из-за парт, покажем вместе, как Папа Карло искал Буратино.
Физминутка.
Папа Карло оглянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Буратино не нашёл.
Чтоб Буратино увидать,
Надо на носочки встать.
Дети выполняют движения вместе с логопедом.
7. Логопед: Вот Папа Карло и нашёл Буратино, а Карабас Барабас, тем временем, приготовил новые задания.
Нужно заменить в словах букву Б на П и отгадать, какие слова получатся.
Слова: Бар – (пар), робот – (ропот), балка – (палка), забор – (запор),
Блошки – (плошки), быль – (пыль), бабочка – (папочка), блеск – (плеск),
Бока – (пока), башня – (пашня), быль – (пыль).
8. Логопед: Молодцы, ребята. Но Карабас Барабас не сдаётся и приготовил последнее задание. Он хочет проверить, сможете ли вы правильно, чётко и быстро произнести скороговорку:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
- - 4 ребёнка произносят скороговорку.)
9. Логопед: Ребята, вот вы и помогли Буратино выполнить все задания, а Папе Карло помогли найти сына. Карабасу Барабасу ничего не оставалось, как пустить Буратино в зоопарк, о котором он так мечтал. А вы обратили внимание, какие звуки и буквы сегодня встречались наиболее часто при выполнении заданий?
Дети: Звуки и буквы Б и П.
Логопед: Правильно.
Итог занятия:
- Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (Б и П)
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются друг от друга?
Оценка деятельности детей.
Использованная литература:
- И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи» М., Аквариум, 1995г.
- О. Крупенчук «Стихи для развития речи» ,С-Пб., Литера, 2003г.
- Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки», Москва, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому ...
Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....
«Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений»
Разработка данного логопедического занятия - победитель Общероссийского конкурса "Лучший урок начальной школы 1 четверти 2013-2014 учебного года", организованного Информационно-Методическим Центром МГ...
Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.
Тема: Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах. Задачи:Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику п...
Дифференциация букв П и Т в слогах, словах и предложении.
Дифференциация букв П и Т. Закрепление знаний о механизме написания букв, их графических особенностях...
Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».
Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонемати...
Дифференциация рукописных букв И и Ш в слогах, словах и предложениях.
Целью данного занятия является устранение недостатков чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений....