Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Богданова Елена Юрьевна

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.
  3. Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б» и «П». Дифференциация этих звуков;
  4. Развитие логического мышления с помощью загадок и ребусов.
  5. Закрепление знаний о животных.
  6. Развитие зрительного и слухового внимания, воображения.
  7. Развитие чёткой дикции.
  8. Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie._differentsiatsiya_b_i_p_.docx49.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: « Развитие фонематического восприятия у младших школьников. Дифференциация звуков и букв «Б» и «П»    в устной и письменной речи».

Богданова Елена Юрьевна.
учитель-логопед
ГБОУ Школа № 1028 ВАО г. Москвы

Москва, 2018 год.


ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: «Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости».

ЦЕЛИ:

  1. Развитие фонематического восприятия;
  2. Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.
  3. Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б» и «П». Дифференциация этих звуков;
  4. Развитие логического мышления с помощью загадок и ребусов.
  5. Закрепление знаний о животных.
  6. Развитие зрительного и слухового внимания, воображения.
  7. Развитие чёткой дикции.
  8. Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

ПОСОБИЯ: сигнальные карточки с буквами Б и П; персонажи: Буратино, папа Карло, Карабас Барабас; картинки с изображением одежды, обуви, продуктов; две корзинки; картинки – отгадки к загадкам про животных.

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: «Здравствуйте, дети. Перед вами лежат картинки с названием животных.

Первым сядет тот, у кого изображено животное, про которое можно сказать «мой».

А теперь сядет тот, у кого изображено животное, про которое можно сказать «моя».

Логопед раздает индивидуальные зеркала.

Логопед: «Выполним артикуляционную гимнастику».

Артикуляционная гимнастика: Сказка «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ        (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ        (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ……. (губы в широкой

        улыбке, видны верхние и нижние зубы).

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ        (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ        (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ         (широкий язык

        за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ        (соответствующие движения

        широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ        (повторение этих

        движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ        (поочерёдное надувание

        щёк – губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ        (одновременное надувание

        обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ        (широкий язык

        лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО         (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ         (жуём распластанный

        язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ        (облизываем

        широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ        (широкий язык загибаем

        кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ        (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН        («чашечка» двигается

        вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ        (кончик языка

        облизывает губы по кругу).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Логопед: Ребята, вы все, конечно, знаете и любите сказку «Приключение Буратино или Золотой ключик». Я предлагаю сегодня на занятии вместе со мной сочинить свою сказку о новых приключениях Буратино:

- Жил-был на свете шарманщик Папа Карло. Однажды его друг принёс ему полено и предложил что-нибудь выстрогать из него. Папа Карло выстрогал из него…

Дети: Буратино.

2. Логопед: Ребята, скажите, с каких звуков начинается имя нашего героя?

Дети: Со звука [Б].

Логопед: Правильно. А слово «Папа»?

Дети: Со звука [П].

Логопед: Чем отличаются эти звуки? Давайте дадим характеристику звукам [Б] и [П].

Дети: Звук [Б] – согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед: У Буратино был звонкий голос. Это нам поможет запомнить, что звук [Б], с которого начинается слово «Буратино» - звонкий.  

Дети: Звук [П] – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: У Папы Карло был тихий, глухой голос. Это нам поможет запомнить, что звук [П], с которого начинается слово «Папа» - глухой.

- А какими буквами на письме мы обозначаем звуки [Б] и [П]? Запишите их в своих тетрадях (дети записывают буквы Б, П).

3. Логопед: Давайте дальше сочинять сказку. Выстрогал Папа Карло Буратино, но ведь у него не было одежды. Вот тогда они вместе отправились за покупками в магазин. В магазине Буратино захотел, чтобы Папа Карло купил ему одежду и обувь, в названии которой был звонкий звук [Б]. А себе Папа Карло приобрёл одежду и обувь, в названии которой был звук [П]. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением одежды и обуви, а вы поднимите карточку с буквой Б, если эти вещи купили для Буратино, а карточку с буквой П – если приобрели вещи для Папы Карло.

Картинки: шляпа, ботинки, сапоги, брюки, рубашка, бейсболка, пальто, футболка.

Логопед: Ребята, а теперь давайте запишем на доске и в тетрадях названия одежды и обуви в два столбика. В 1-ый столбик – слова со звуком [Б] – это покупки для Буратино, а во 2-ой столбик – слова со звуком [П] – это покупки для Папы Карло (работа детей у доски и в тетрадях).

4. Логопед: Продолжаем нашу сказку. После того, как Папа Карло и Буратино вышли из магазина с новыми вещами, Буратино почувствовал, что проголодался. Тогда Папа Карло повёл его в булочную.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

И плетёнки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И конечно же, помадка.

Называйте, не стесняйтесь,

Заходите, угощайтесь!

Логопед: Ребята, давайте распределим еду, которую купили Буратино и Папа Карло, по двум корзинам, учитывая то, что Буратино любит всё, где встречается звонкий звук [Б], а Папа Карло любит продукты, в названии которых встречается глухой звук [П].

(Два ребёнка распределяют еду по корзинкам, остальные дети помогают им, поднимают нужные буквы).

5. Логопед: Пока Папа Карло доедал свою еду, Буратино быстро перекусил и побежал на улицу. Его внимание привлекла красочная вывеска. Это был зоопарк. Буратино очень захотелось посмотреть на животных. Но, как вы думаете, кто сидел у ворот в зоопарк и продавал билеты?

Дети: Карабас Барабас.

Логопед: Но у Буратино не было денег, чтобы купить билеты. Тогда Карабас Барабас сказал Буратино: «Если ты справишься с моими заданиями, то я пущу тебя в зоопарк». Карабас Барабас был уверен, что Буратино не выполнит задания, так как он никогда не учился в школе.

 Ребята, давайте поможем Буратино выполнить задания и попасть в зоопарк.

Задание №1: Отгадай загадки.

А) Громким криком не пугай

    Нас красивый … (попугай).

Б) Кто на свете ходит в каменной рубахе?

    В каменной рубахе ходят… (черепахи).

В) Он решил, что он жираф и ходит голову задрав.

    Говорят, из разных блюд, лишь колючки ест … (верблюд).

Г) Во дворе поставлен дом,

    На цепи хозяин в нём (собака).

Д) Был белый дом, чудесный дом.

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

   Такое тёплое, такое – пушистое и золотое (цыплёнок).

Е) Водяные мастера строят дом без топора (бобры).

Ё) Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

   Похлопочет над цветком – он поделится медком (пчела).

Ж) Над цветком порхает, плачет, веерком узорным машет (бабочка).

З) На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат (цапля).

И) Надели коняшки морские тельняшки (зебра).

Если дети правильно отгадывают загадки, на экране компьютера появляются картинки-отгадки.

6. Логопед: Ребята, пока Буратино отгадывал загадки, его тем временем искал Папа Карло. Давайте встанем из-за парт, покажем вместе, как Папа Карло искал Буратино.

Физминутка.

Папа Карло оглянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Буратино не нашёл.

Чтоб Буратино увидать,

Надо на носочки встать.

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

        7. Логопед: Вот Папа Карло и нашёл Буратино, а Карабас Барабас, тем временем, приготовил новые задания.

Нужно заменить в словах букву Б на П и отгадать, какие слова получатся.

Слова: Бар – (пар), робот – (ропот), балка – (палка), забор – (запор),

Блошки – (плошки), быль – (пыль), бабочка – (папочка), блеск – (плеск),

Бока – (пока), башня – (пашня), быль – (пыль).

8. Логопед: Молодцы, ребята. Но Карабас Барабас не сдаётся и приготовил последнее задание. Он хочет проверить, сможете ли вы правильно, чётко и быстро произнести скороговорку:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

  1. - 4 ребёнка произносят скороговорку.)

9. Логопед: Ребята, вот вы и помогли Буратино выполнить все задания, а Папе Карло помогли найти сына. Карабасу Барабасу ничего не оставалось, как пустить Буратино в зоопарк, о котором он так мечтал. А вы обратили внимание, какие звуки и буквы сегодня встречались наиболее часто при выполнении заданий?

Дети: Звуки и буквы Б и П.

Логопед: Правильно.

Итог занятия: 

  1. Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (Б и П)
  2. Чем они похожи?
  3. Чем они отличаются друг от друга?

Оценка деятельности детей.

Использованная литература:

  1. И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи» М., Аквариум, 1995г.
  2. О. Крупенчук «Стихи для развития речи» ,С-Пб., Литера, 2003г.
  3. Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки», Москва, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи. Поэтому ...

Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....

«Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений»

Разработка данного логопедического занятия - победитель Общероссийского конкурса "Лучший урок начальной школы 1 четверти 2013-2014 учебного года", организованного Информационно-Методическим Центром МГ...

Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.

Тема: Дифференциация звуков  и букв б, д в слогах и словах. Задачи:Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику п...

Дифференциация букв П и Т в слогах, словах и предложении.

Дифференциация букв П и Т. Закрепление знаний о механизме написания букв, их графических особенностях...

Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».

Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонемати...

Дифференциация рукописных букв И и Ш в слогах, словах и предложениях.

Целью данного занятия является устранение недостатков чтения и письма, связанных с недоразвитием пространственно-временных представлений....