Сравнительная степень прилагательных
план-конспект по логопедии на тему

Петровская Ольга Александровна

Познавательная практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести диалогическую и монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Цели: - учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных;

- закрепить навык подбора антонимов прилагательных;

- продолжить упражняться в правильном построении предложений с союзными словами «потому что»;

- активизировать употребление прилагательных сравнительной степени в речи;

- развивать слуховое и зрительное внимание, логику, мышление детей.

Оборудование:  - предметы на подставках: 3 зайчика, 3 пары лыж, 6 ваз, 6 поставок к ним;

-  куклы: Пятачок и Хрюша;

- в коробке: 2 былых листа бумаги разных оттенка, 2 кисточки разные по длине,  2 шарика (пластмассовый и елочный),  муляжи: яблоко, апельсин.

- в сундуке: 2 ленты одинаковые по цвету, но разные по длине, 2 шарфа разной ширины, 2 тарелки разной глубины, 2 тетради одинаковые по цвету, но разные по толщине;

- шкатулка с матрешками;

- картинки демонстрационные – 8 штук;

- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Подбери пару»;

- картинки раздаточные (8 штук) к игре «Что в конверте»

- салфетка.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Все дети стоят по росту.

Логопед. Сядет тот, кто выше всех, ниже всех; все дети, которые ниже Алеши, кто правее Наташи, кто из вас двоих выше, сядет Маша.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Логопед. Ребята сегодня мы свами будем сравнивать картинки и предметы, и продолжать учить составлять предложения.

3. ОБУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЮ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Логопед. Сегодня к нам в гости пришли Хрюша и Пяточок.

  1. Диалог Хрюши и Пяточка:

Хрюша: Пяточок, давай играть в игру «Её».

Пяточок: А как в неё играть?

Хрюша: Я скажу тебе слово, а ты измени его так, чтобы в конце было хорошо слышно «её». Вот я говорю: « Я умный, а ты говори : «А я умнее»».

Пяточок: Давай попробуем.

ДОБРЫЙ  - ДОБРЕЕ                                                  ЗАБОТЛИВЫЙ – ЗАБОТЛИВЕЕ

СИЛЬНЫЙ – СИЛЬНЕЕ                                             АККУРАТНЫЙ – АККУРАТНЕЕ

Пяточок: Хрюша, значит «её: говорят, когда хвастаются?

Хрюша: Что ты Пяточок, «её» говорят, когда сравнивают.

Пяточок: Ну, тогда давай еще немножко посравниваем.

Хрюша: А я еще красивее. Ребята, а вы заметили, что в слове «красивее» надо голосом выделять «си»? – Да.

Тогда повторите хором (дети повторяют).

Логопед. Спасибо, Хрюша и Пяточок. Теперь вы послушайте, как дети будут сравнивать предметы.

  1. Обучающие упражнения с предметами.

Логопед. В этой коробке лежат предметы. Я буду показывать два предмета. Про один буду говорить сама, а про другой будете говорить вы двумя словами – словом «еще» и словом, в конце которого отчетливо слышно «ее».

БУМАГА БЕЛАЯ – ЕЩЕ БЕЛЕЕ

КИСТОЧКА ДЛИННАЯ – ЕЩЕ ДЛИНЕЕ

ЯБЛОКО КРУГЛОЕ – АПЕЛЬСИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ

  1. Игра «Закончи предложение»

Логопед. А теперь задание труднее. Мы будем сравнивать без предметов. Я начну предложение, а вы его закончите двумя словами

 

ВОВА СИЛЬНЫЙ, А ЕГО БРАТ (еще сильнее).

ВЕСНОЙ ПОГОДА ТЕПЛАЯ, А ЛЕТОМ (еще теплее).

ЗЕМЛЯНИКА КРАСНАЯ, А РЯБИНА (еще краснее).

ПИРОГ ВКУСНЫЙ, А ХЛЕБ (еще вкуснее).

ЛЕНТА ДЛИННАЯ, А НИТКА (еще длиннее).

  1. Упражнения в подборе антонимов-прилагательных сравнительной степени по демонстрации предметов из сундучка.

Логопед. В этом сундучке лежат пары предметов. Но сравнивать их надо по-другому, так чтобы слово начиналось с «по».

Послушайте как я сравниваю шарики по величине: «Этот шарик поменьше, а этот побольше» (вызывает детей к столу парами).

УКАЗКА ПО ДЛИНЕ (подлиннее –покороче)

ШАРИКИ ПО ШИРИНЕ (пошире –поуже)

ЛЕНТЫ ПО ДЛИНЕ

ТАРЕЛКА ПО ГЛУБИНЕ

ТЕТРАДИ ПО ТОЛЩИНЕ

4. УПРАЖНЕНИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

I.На доске пары картинок. Вызванный ребенок выходит и составляет предложение по двум картинкам.

Логопед. Сравним Дашу и Машу по доброте.

                Теремок и домик поросенка по прочности.

                Падчерицу и Золушку по трудолюбию.

                Дворцы маркиза Карабаса и Гудвина по красоте.

(дети сравнивают предложенные на доске картинки)

II. ИГРА С КАРТИНКАМИ.

Логопед. У вас на столах лежат картинки и конверты. Сейчас будут играть дети перед которыми лежат картинки, а дети перед которыми лежат конверты, будут внимательно слушать и исправлять ошибки.

Картинки перевернуть, рассмотреть и сравнить с соседними. Дети сидящие за Наташей, выходят к доске с картинками. Начинаем предложения. А дети, у которых найдется парная картинка будут к вам выходить и продолжать предложение.

ЯГОДЫ СМОРОДИНЫ КРУПНЫЕ, А ЯГОДЫ КРЫЖОВНИКА ЕЩЕ КРУПНЕЕ.

РЯБИНА ПОЛЕЗНАЯ, А ШИПОВНИК ЕЩЕ ПОЛЛЕЗНЕЕ.

КОТ ХИТРЫ, А ЛИСА ЕЩЕ ХИТРЕЕ.

ЮБКА НАРЯДНАЯ, А ПЛАТЬЕ ЕЩЕ НАРЯДНЕЕ.

III. ИГРА «ЧТО В КОНВЕРТЕ»

Логопед. Теперь ребята с конвертами будут играть в игру «Что в конверте?», а остальные будут слушать и исправлять ошибки.

 Достаньте то, что у вас в конвертах и рассмотрите. Выходите к доске. Сравните две картинки на листочке и составьте предложение.

ЛИМОН КИСЛЫЙ, А КЛЮКВА ЕЩЕ КИСЛЕЕ.

БОТИНОК ТЕПЛЫЙ, А САПОГИ ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ.

ЧИПОЛЛИНО ВЕСЕЛЫЙ, А НЕЗНАЙКА ЕЩЕ ВЕСЕЛЕЕ.

ЯБЛОКО КРУГЛОЕ, А АПЕЛЬЗИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ.

НОЖНИЦЫ ОСТРЫЕ, А НОЖ ЕЩЕ ОСТРЕЕ.

ЩУКА ДЛИННАЯ, А СОМ ЕЩЕ ДЛИНЕЕ.

ХЛЕБ ВКУСНЫЙ, А ПРЯНИКИ ЕЩЕ ВКУСНЕЕ.

ПОРТФЕЛЬ ТЯЖЕЛЫЙ, А МЕШОК ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ.

ПАЛЬТО НОВОЕ, А КОСТЮМ ЕЩЕ НОВОЕ.

IV. СЛОВЕСНАЯ ИГРА

Логопед. Видите Хрюша и Пяточок, как  ребята хорошо сравнивают и конце «ее» говорить не забывают. А теперь послушайте, как они составляют предложения совсем без предметов и картинок только по двум словам:

ВЫСОКИЙ – ВЫШЕ                                                               ТВЕРДЫЙ – ТВЕРЖЕ

КОРОТКИЙ –КОРОЧЕ                                                           ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ

МЯГКИЙ – МЯГЧЕ

Физкультминутка  ИГРА «Озорники»

Встаньте в круг сейчас пошире. Раз,  два, три

А мы хотим поуже. Раз, два, три (и так после каждой строчки)

Ну встаньте в круг тогда поуже.

А мы хотим пошире.

Руки сделаем пониже.

А мы хотим повыше.

Все затопайте потише.

А мы хотим погромче.

А захлопайте поглуше.

А мы хотим позвонче.

Прыгайте потяжелее.

А мы хотим полегче.

Теперь бегите медленее.

А мы хотим быстрее.

Сядьте на места шумнее.

А мы хотим потише. (каждую вторую сточку произносить с пружинящими движениями)

  1. Логопед. Пока мы с вами играли Хрюша и Пяточок ушли, а нам оставили эту шкатулку и записку. Прочтем её.

В этой шкатулке – загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка.

Отгадайте правильно – откройте коробку.  

                                                                              Хрюша и Пяточок.

(Дети отгадывают и логопед открывает шкатулку. На высокой платформе стоит три матрешки по росту. Внутри записка: «Догадайтесь, почему матрешки так построились? Не забудьте, предложение не начинается со слов «потому что».)

К доске вызывается 3 детей.

ЭТА МАТРЕШКА САМАЯ ПЕРВАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ВЫШЕ ВСЕХ.

ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ВТОРАЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЧУТЬ-ЧУТЬ НИЖЕ.

ЭТА МАТРЕШКА СТОИТ ПОСЛЕДНЯЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НИЖЕ ВСЕХ.

  1. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема «Образование и употребление прилагательных сравнительной степени».

Данный конспект логопедического занятия создан для учащихся 3 класса обучающихся в школе V вила и имеющих тяжёлые нарушения речи....

Учебно - методический комплект по английскому языку на тему "Seasons. Сравнительная степень прилагательных"

Учебно - методический комплект по английскому языку на тему "Seasons. Сравнительная степень прилагательных"...

сравнительная степень прилагательных

сказка про сравнительную степень прилагательных...

Презентация "Сравнительная и превосходная степень прилагательных"

Презентация к учебнику 4 класса Starlight. Тема "Сравнительная и превосходная степень прилагательных"...

Сравнительная степень прилагательных

Конспект урока "Сравнительная степень прилагательных"...

Методическая разработка урока "Degrees of comparison" (Сравнительная сепень прилагательных)

Методическая разработка урока "Degrees of comparison"  (Сравнительная сепень прилагательных) для учеников 4 класса....

План-конспект открытого занятия по теме: «Сравнительная степень прилагательных»

Тема занятия: «Сравнительная степень прилагательных»Группа: 4 «а» классВозраст: 9-10 летДата:Время реализации занятия: 30 минутЦель занятия:Познакомить с названиями месяцев, с ...