Гласные буквы и соответствующие им звуки
план-конспект урока по логопедии по теме
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. В процессе письма осуществляется воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. Развитие способности детей выделять гласные буквы и определять соответствующие им звуки необходимо, потому что наиболее распространёнными ошибками на письме являются искажения звуко-слоговой структуры слов, пропуски, перестановки, добавления гласных букв. На гласные опираются многие правила русского языка и усвоение этих правил невозможно без твёрдого знания гласных звуков и букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_nsportala.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект занятия
Тема: Гласные буквы и соответствующие им звуки
Цель занятия: Развитие способности детей выделять гласные буквы и определять соответствующие им звуки.
Задачи:
1) образовательные (закрепление представлений о гласных буквах и звуках);
2) коррекционные (развитие умения соотносить звуки с гласными буквами, развитие фонематического анализа, фонематических представлений; развитие слухового внимания и памяти, образного мышления; расширение и активизация словаря по темам "Планеты", "Страны"; активизация ручной и пальчиковой моторики;
3) воспитательные (воспитание этики и культуры речевого общения)
Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые.
Оборудование: ноутбук, схемы, рисунки, таблицы, зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Начнём занятие.
- Догадайтесь, что это такое? Каким обобщающим словом можно назвать слова?
Гром, стук, шелест, скрип, шум, гул, мяуканье, плач, кашель, треск, смех.
(Это звуки.)
- Верно. Но звуки эти неречевые. Звуки, которые произносят люди называются речевые. Речевые звуки сливаются в слова. Раньше люди общались только при помощи устной речи, но потом они придумали значки для звуков, которые стали называть буквами. Так появилась письменная речь.
2.Сообщение темы занятия
- Откройте тетради. Запишите число.
- Вспомните, чем различаются звуки и буквы. Посмотрите на рисунки-схемы,
расшифруйте их и запишите свои ответы, составив 2 предложения.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы видим и пишем.
- Кто мне скажет, сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10). Назовите их.
- Сколько знаков? (2 - Ъ и Ь)
- Сколько букв осталось? (33-10-2=21 ) Как они называются? (Согласные).
- Приклейте в тетради таблички с буквами
Гласные буквы | Согласные буквы | Знаки | |||||||||||||||||||
1 ряда | А | Э | Ы | О | У | Р | Л | Н | М | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Звонкие | ъ | |||
2 ряда | Я | Е | И | Ё | Ю | Глухие | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ч | Щ | Ц | ь |
Запомните: Если буква не гласная и не знак- то это согласная буква.
- Сегодня на занятии мы будем вести речь о гласных буквах и соответствующих им звуках. Для чего нам это нужно? На гласные опираются многие правила русского языка.
3. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
- Все гласные буквы делятся на 2 ряда.
Гласные буквы 1 ряда: а, э, ы, о, у.
Гласные буквы 2 ряда: я, е, и, ё, ю.
- Зачем гласные буквы разделили на 2 ряда ?
- Запишите:
Гласные буквы 1 ряда показывают на письме твёрдость предыдущего согласного.
Гласные буквы 2 ряда показывают на письме мягкость предыдущего согласного.
Вспомните стишок и выполните массаж ладоней и загибайте пальцы « Буквы гласные скажу: а,э,ы,о,у; я,е,и,ё,ю».
Запомните: Гласных букв 10, как пальцев на руках. 2 руки-2 ряда. На каждой руке по 5 пальцев и в каждом ряду по 5 букв. Первый ряд начинается с 1 буквы алфавита, 2-й ряд с последней буквы.
- А теперь выполните тренировочное упражнение. Я прочитаю вам слова, а вы должны определить на какие 2 группы можно эти слова разделить и назвать эти группы 2-мя обобщающими словами:
Россия, Земля, Америка, Франция, Венера, Марс, Англия, Сатурн, Меркурий, Германия, Нептун, Индия, Юпитер, Китай , Япония, Уран.
(Планеты, страны).
- Нужно распределить и записать слова в 2 столбика и подчеркнуть гласные 1 ряда 1-ой чертой, а гласные 2 ряда 2-мя чертами.
4.Уточнение артикуляции гласных звуков
- Гласных букв у нас 10. А сколько гласных звуков? Кто скажет? (6). Обведите гласные звуки в табличке.
- Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречает преград.
- Посмотрите на рисунок-схему
- Каждый звук имеет свою артикуляцию.
- Возьмите зеркала, произнесите гласные звуки, почувствуйте и посмотрите, как меняется форма губ.( По губам можно определить произнесённый звук).
5. Буквенный и звуковой анализ слов
- Когда мы видим букву, то можем определить (прочитать) звук который находится в этой букве. Например, в букве а находится ,«живёт» звук [а]. Звуки принято писать в квадратных скобках (транскрипция). Ассоциируем квадратные скобки с ушками робота (слышим звуки)
- Определите и запишите какие звуки находятся в гласных 1 ряда:
а-[а], э-[э], ы-[ы], о-[о], у-[у]
- Но самое трудное то, что буква не всегда соответствует своему звуку. Отсюда ошибки на письме.
- В гласных буквах 2 ряда могут находиться и 1 и 2 звука.
- Приклейте в тетради табличку
В гласных буквах я, е, ё, ю находится 1 звук, когда они стоят за согласной: я-[а], е-[э], ё-[о], ю-[у]. В гласных буквах я, е, ё, ю находится 2 звука, когда они стоят в начале слова, после гласной, после Ь и Ъ ( не за согласной): я-[й' а], е-[й' э], ё-[й' о], ю-[й' у]. В безударных гласных буквах могут находиться другие звуки. |
Работа на доске ( дети по очереди выходят к доске) Разберём несколько слов : ТёТя, Ёлка, бАян, сЪезд, вЬюга
Образец:
ТёТя
ё-[о], уд.;
я-[а], бузуд.
6. Развитие фонематического анализа
- Я произнесу слово, а вы выделите на слух гласные звуки.
Дом, ручка, роза, рыбак, работа, мяч, мел, мёд, клюв, экскурсия.
7. Развитие фонематических представлений
1.Придумай и напиши слова которые начинаются на гласные 1 ряда :
а _______________
э_______________
о_______________
у_______________
2.Какой буквой можно обозначить эти 2 звука?
[й'у]-_______ напиши слово с этой буквы________________
[й'а]-_______ напиши слово с этой буквы________________
[й'э]-_______ напиши слово с этой буквы________________
[й'о]-_______ напиши слово с этой буквы________________
8. Подведение итогов занятия
Наше занятие подошло к концу. Вспомните стишок про гласные буквы. «Буквы гласные скажу»
Приклейте смайлик. Если вы всё поняли - улыбающийся. Если не всё -нейтральный. Если не поняли - огорчённый.
Использованная литература:
1.Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах».
2. Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма».
3. Учебно-методическое пособие «Коррекция нарушений письменной речи» под редакцией Н. Н. Яковлевой.
4.Елецкая О. В. «Коррекция дизорфоргафии у учащихся 5-6 классов».
5.Елецкая О. В. «Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников».
6. Китикова А.В. « Рабочие тетради по коррекции дизорфографии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]
1.Тип урока Урок открытия нового знания.2.Цели урока Учить звуковому и сравнительному анализу слов; ...
Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки " к конспекту приложена презентация ...
Гласная буква Ё и её звуки
Урок по обучению грамоте в 1 классе. Конспект урока, презентация...
Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.
Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в на...
Гласная буква Ё, обозначающая два звука/ЙО/
Познакомить учащихся с буквами Ё,ё, обозначающими два звука /ЙО/, развивать фонематический слух , логическое мышление , речь , внимание , совершенствовать навыки правильного чтения...
Технологическая карта по теме: "Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных"
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте). 1 класс....
Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.
Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...