Гласные буквы и соответствующие им звуки
план-конспект урока по логопедии по теме

Пальцева Галина Львовна

   Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. В процессе письма осуществляется воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре.   Развитие способности детей выделять гласные буквы и определять соответствующие им звуки необходимо,  потому что наиболее распространёнными ошибками на письме  являются  искажения звуко-слоговой структуры слов, пропуски, перестановки, добавления гласных букв. На гласные опираются многие правила русского языка и усвоение этих правил невозможно без твёрдого знания гласных звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_nsportala.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                       План- конспект занятия

Тема: Гласные буквы и соответствующие им звуки

Цель занятия: Развитие способности детей выделять гласные буквы и  определять соответствующие им звуки.

Задачи:

1) образовательные (закрепление представлений о гласных буквах и звуках);

2) коррекционные (развитие умения соотносить звуки с гласными буквами,  развитие фонематического анализа, фонематических представлений; развитие слухового внимания и памяти, образного мышления; расширение и активизация словаря по темам "Планеты", "Страны"; активизация ручной и пальчиковой моторики;

3) воспитательные (воспитание этики и культуры речевого общения)  

Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые.

Оборудование: ноутбук, схемы, рисунки,  таблицы, зеркала.

                                             Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!   Начнём  занятие.

- Догадайтесь, что это такое? Каким обобщающим словом можно назвать  слова?

     Гром, стук, шелест, скрип, шум, гул, мяуканье, плач, кашель, треск, смех.

(Это звуки.)

- Верно. Но звуки эти неречевые.  Звуки, которые произносят люди называются речевые. Речевые звуки сливаются в слова. Раньше люди общались только  при помощи устной речи, но потом они придумали значки для звуков, которые стали называть буквами. Так появилась письменная речь.

     2.Сообщение темы занятия

- Откройте тетради. Запишите число.  

- Вспомните, чем различаются звуки и буквы. Посмотрите на рисунки-схемы,

расшифруйте их и запишите свои ответы, составив 2 предложения.

                                  Звуки мы слышим и произносим.

                                  Буквы мы видим и пишем.

- Кто мне скажет, сколько букв в русском алфавите?  (33)

- Сколько гласных  букв?  (10). Назовите их.

- Сколько знаков?  (2 - Ъ и Ь)

- Сколько букв осталось?  (33-10-2=21 ) Как они называются? (Согласные).

- Приклейте в тетради таблички с буквами

           Гласные буквы

                                                    Согласные буквы

Знаки

1 ряда

А

Э

Ы

О

У

Р

Л

Н

М

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

Звонкие

       ъ

2 ряда

Я

Е

И

Ё

Ю

       Глухие

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ч

Щ

Ц

       ь

 Запомните: Если буква не гласная и не знак- то это согласная буква.

- Сегодня на занятии мы будем вести речь о гласных буквах и соответствующих им звуках. Для чего нам это нужно? На гласные опираются многие правила русского языка.

  3. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

- Все гласные буквы делятся на 2 ряда.

                                              Гласные буквы 1 ряда: а, э, ы, о, у.

                                                  Гласные буквы 2 ряда: я, е, и, ё, ю.

- Зачем гласные буквы разделили на 2 ряда ?

- Запишите:

      Гласные буквы 1 ряда показывают на письме твёрдость предыдущего согласного.

      Гласные  буквы 2 ряда показывают на письме мягкость предыдущего согласного.

Вспомните стишок и выполните массаж ладоней и загибайте пальцы « Буквы гласные скажу: а,э,ы,о,у; я,е,и,ё,ю».

Запомните: Гласных букв 10, как пальцев на руках. 2 руки-2 ряда. На каждой руке  по 5 пальцев и в каждом ряду по 5 букв. Первый ряд начинается с 1 буквы алфавита, 2-й ряд с последней  буквы.

- А теперь выполните тренировочное упражнение. Я прочитаю вам слова, а вы должны определить на какие 2 группы можно эти слова разделить и назвать эти группы  2-мя обобщающими словами:

Россия, Земля, Америка, Франция, Венера, Марс, Англия, Сатурн, Меркурий, Германия,  Нептун,  Индия, Юпитер, Китай , Япония, Уран.

(Планеты, страны).

- Нужно распределить и записать слова в 2 столбика и подчеркнуть гласные 1 ряда 1-ой чертой, а гласные 2 ряда 2-мя чертами.

    4.Уточнение артикуляции гласных звуков

- Гласных букв у нас 10. А сколько гласных звуков?  Кто скажет?  (6). Обведите гласные звуки в табличке.

- Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречает преград.

- Посмотрите на рисунок-схему       

         

- Каждый звук имеет свою артикуляцию.

- Возьмите зеркала, произнесите гласные звуки, почувствуйте и посмотрите, как меняется форма  губ.( По губам можно определить произнесённый звук).

  5. Буквенный и звуковой анализ слов

- Когда мы видим букву, то можем определить (прочитать) звук который находится в этой букве. Например, в  букве  а  находится ,«живёт» звук [а]. Звуки принято писать в квадратных скобках (транскрипция). Ассоциируем квадратные скобки с ушками робота (слышим звуки)

- Определите и запишите какие звуки находятся в гласных 1 ряда:

                           а-[а], э-[э], ы-[ы], о-[о], у-[у]

- Но самое трудное  то, что буква не всегда соответствует своему звуку. Отсюда ошибки на письме.

- В гласных буквах 2 ряда могут находиться и 1 и 2 звука.

- Приклейте в тетради табличку

 В гласных буквах я, е, ё, ю находится 1 звук, когда они стоят за согласной:

я-[а], е-[э], ё-[о], ю-[у].

В гласных буквах я, е, ё, ю находится 2 звука, когда они стоят в начале слова, после гласной, после Ь и Ъ ( не за согласной): я-[й' а],  е-[й' э], ё-[й' о], ю-[й' у].

В безударных гласных буквах  могут находиться  другие звуки.

Работа на доске  ( дети по очереди выходят к доске) Разберём несколько слов : ТёТя, Ёлка, бАян, сЪезд, вЬюга

Образец:

ТёТя    

ё-[о], уд.;

я-[а], бузуд.

  6. Развитие фонематического анализа

- Я произнесу слово, а вы выделите  на слух гласные звуки.

 Дом, ручка, роза, рыбак, работа, мяч, мел, мёд, клюв, экскурсия.

7. Развитие фонематических представлений

1.Придумай и напиши слова которые начинаются на гласные 1 ряда :

а _______________

э_______________

о_______________

у_______________

2.Какой буквой можно обозначить эти 2 звука?

[й'у]-_______ напиши слово  с этой буквы________________

[й'а]-_______ напиши слово с этой буквы________________

[й'э]-_______ напиши слово с этой буквы________________

[й'о]-_______ напиши слово с этой буквы________________

8. Подведение итогов занятия

Наше занятие подошло к концу. Вспомните стишок про гласные буквы. «Буквы гласные скажу»

Приклейте смайлик. Если вы всё поняли - улыбающийся. Если не всё -нейтральный. Если не поняли - огорчённый.

Использованная литература:

1.Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах».               

2. Садовникова И. Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма».

3. Учебно-методическое пособие «Коррекция нарушений письменной речи» под редакцией Н. Н. Яковлевой.

4.Елецкая О. В. «Коррекция дизорфоргафии  у учащихся 5-6 классов».

5.Елецкая О. В. «Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников».

6. Китикова А.В. « Рабочие тетради по коррекции дизорфографии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]

1.Тип урока          Урок открытия нового знания.2.Цели урока       Учить звуковому и сравнительному анализу слов;          ...

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Гласная буква Ё и её звуки

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Конспект урока, презентация...

Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.

Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в на...

Гласная буква Ё, обозначающая два звука/ЙО/

Познакомить учащихся с буквами Ё,ё, обозначающими два звука /ЙО/, развивать фонематический слух , логическое мышление , речь , внимание , совершенствовать навыки правильного чтения...

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...