Гласная буква Ё и её звуки
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Городецкая Ирина Геннадьевна

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Конспект урока, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnaya_bukva_yo.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1: Урок обучение грамоте1 класс

                    Тема: ”Гласная буква Ёё”

Задачи:

- познакомить детей с новой буквой Ё;

- научить читать её в словах и слогах;

- совершенствовать технику чтения детей;

- привить любовь к родному языку, его многообразию,

секретам и особенностям;

- привить  интерес к книгам;

-развитие устной речи;

- развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

- ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.

Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею

2. Физкультминутка.

- Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.

3. Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку: СЛАЙД 2: Вот иголки и булавки

                             Выползают из-под лавки.

                            На меня они глядят,

                            Молока они хотят.

- Кто же это? (Ёжик). Молодцы, а вот и сам он появился.

- С какой буквы начинается отгадка? ( с буквы ё)

- Кто догадался, как звучит наша тема урока? (буква ё)

- Какие цели поставим перед собой? (ответы детей записываются на доску)

- Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок,

ежишка, ежовый…)

- А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

- А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

4. Знакомство с новой буквой Ё.

- Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).

СЛАЙД 3: - Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?

(гласный)

- А теперь давайте определим какими звуками обозначается буква Ё. И для этого вам предстоит выполнить некоторые задания ёжика. Готовы? Тогда начинаем.

СЛАЙД 4: - Отгадайте загадку: Ну и платье:

                                                       Сплошь иголки

                                                       Его носят вечно… (ёлки)

- Где стоит буква Ё? (в начале слова)

- Давайте произнесем ещё раз это слово. Из каких звуков состоит буква Ё, назовите их? ( Й и О)

- Какой можно сделать вывод? ( если буква стоит в начале слова обозначается 2 звуками)

- Молодцы, продолжаем дальше.

СЛАЙД 5: -Доскажи словечко: Соловей соловушка, песенки… (поет)

- Где в этом слове стоит буква Ё? (после гласной)

- Давайте произнесем ещё раз это слово. Из каких звуков состоит буква Ё, назовите их? ( Й и О)

- Какой можно сделать вывод? ( если буква стоит после гласной она обозначается 2 звуками)

- Молодцы, что играем дальше?

СЛАЙД 6: Загадка- Петушок без глаз,

                                  А метко клюет( ружьё)

- А здесь после какой буквы стоит буква Ё? ( после мягкого знака)

- Давайте произнесем ещё раз это слово. Какими звуками обозначается буква Ё, назовите их? ( Й и О)

- К какому выводу пришли? ( если буква ё стоит после ь обозначается 2 звуками)

- Молодцы, продолжаем дальше.

СЛАЙД 7: - А сейчас вам предстоит из букв составить слово. Обсудите в паре какое слово получится? (мёд)

- После какой буквы стоит буква Ё? ( после согласной)

- Давайте произнесем ещё раз это слово. Сколько звуков обозначает в этом слове буква Ё? Назовите? (один, О)

- Давайте произнесем ещё раз слово МЁД. Как звучит согласная буква, которая стоит перед буквой Ё, твердо или мягко? ( мягко)

- Какой из этого можно сделать вывод? ( буква ё обозначается одним звуком О если стоит после согласной и указывает на её мягкость)

- Молодцы! Вы хорошо поработали и вам ёжик предлагает немножко отдохнуть.

СЛАЙД 8: Подвижная физминутка

- Отдохнули  немного, теперь пора за работу. Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.

СЛАЙД 9: Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

СЛАЙД 10: - А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё.

пёрышко

верёвка

метёлка

вёдра

гнёзда

- А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.

СЛАЙД 11: - Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ).

 А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )

-Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).

- А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

- Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

- Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

СЛАЙД 12: - Читаем хором, сначала медленно, а затем быстрее.

- А теперь откроем учебники и поработаем.

СЛАЙД 13: - Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё») Подведем итог, что мы узнали о букве Ё?

- Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)

- Из скольких звуков он состоит? (ответы детей)

- Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

СЛАЙД 14: - А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями ёжика. Наше путешествие подошло к концу.

СЛАЙД 15:  – Дополните фразу…

СЛАЙД 16: - У вас на столах лежат кружочки, нарисуйте на нем тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

СЛАЙД 17: - Спасибо за урок. Все МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]

1.Тип урока          Урок открытия нового знания.2.Цели урока       Учить звуковому и сравнительному анализу слов;          ...

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Гласные буквы и соответствующие им звуки

 Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. В процессе письма осуществляется воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой ст...

Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.

Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в на...

Гласная буква Ё, обозначающая два звука/ЙО/

Познакомить учащихся с буквами Ё,ё, обозначающими два звука /ЙО/, развивать фонематический слух , логическое мышление , речь , внимание , совершенствовать навыки правильного чтения...

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...