Гласная буква Ё и её звуки
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Урок по обучению грамоте в 1 классе. Конспект урока, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnaya_bukva_yo.rar | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1: Урок обучение грамоте1 класс
Тема: ”Гласная буква Ёё”
Задачи:
- познакомить детей с новой буквой Ё;
- научить читать её в словах и слогах;
- совершенствовать технику чтения детей;
- привить любовь к родному языку, его многообразию,
секретам и особенностям;
- привить интерес к книгам;
-развитие устной речи;
- развитие логики и сообразительности.
Оборудование:
- ноутбук, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.
Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею
2. Физкультминутка.
- Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.
3. Работа по развитию речи.
Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку: СЛАЙД 2: Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
- Кто же это? (Ёжик). Молодцы, а вот и сам он появился.
- С какой буквы начинается отгадка? ( с буквы ё)
- Кто догадался, как звучит наша тема урока? (буква ё)
- Какие цели поставим перед собой? (ответы детей записываются на доску)
- Давайте подберем к слову ёж родственные слова. ( ёжик, ежиха, ежёнок,
ежишка, ежовый…)
- А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).
- А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).
4. Знакомство с новой буквой Ё.
- Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).
СЛАЙД 3: - Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?
(гласный)
- А теперь давайте определим какими звуками обозначается буква Ё. И для этого вам предстоит выполнить некоторые задания ёжика. Готовы? Тогда начинаем.
СЛАЙД 4: - Отгадайте загадку: Ну и платье:
Сплошь иголки
Его носят вечно… (ёлки)
- Где стоит буква Ё? (в начале слова)
- Давайте произнесем ещё раз это слово. Из каких звуков состоит буква Ё, назовите их? ( Й и О)
- Какой можно сделать вывод? ( если буква стоит в начале слова обозначается 2 звуками)
- Молодцы, продолжаем дальше.
СЛАЙД 5: -Доскажи словечко: Соловей соловушка, песенки… (поет)
- Где в этом слове стоит буква Ё? (после гласной)
- Давайте произнесем ещё раз это слово. Из каких звуков состоит буква Ё, назовите их? ( Й и О)
- Какой можно сделать вывод? ( если буква стоит после гласной она обозначается 2 звуками)
- Молодцы, что играем дальше?
СЛАЙД 6: Загадка- Петушок без глаз,
А метко клюет( ружьё)
- А здесь после какой буквы стоит буква Ё? ( после мягкого знака)
- Давайте произнесем ещё раз это слово. Какими звуками обозначается буква Ё, назовите их? ( Й и О)
- К какому выводу пришли? ( если буква ё стоит после ь обозначается 2 звуками)
- Молодцы, продолжаем дальше.
СЛАЙД 7: - А сейчас вам предстоит из букв составить слово. Обсудите в паре какое слово получится? (мёд)
- После какой буквы стоит буква Ё? ( после согласной)
- Давайте произнесем ещё раз это слово. Сколько звуков обозначает в этом слове буква Ё? Назовите? (один, О)
- Давайте произнесем ещё раз слово МЁД. Как звучит согласная буква, которая стоит перед буквой Ё, твердо или мягко? ( мягко)
- Какой из этого можно сделать вывод? ( буква ё обозначается одним звуком О если стоит после согласной и указывает на её мягкость)
- Молодцы! Вы хорошо поработали и вам ёжик предлагает немножко отдохнуть.
СЛАЙД 8: Подвижная физминутка
- Отдохнули немного, теперь пора за работу. Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.
СЛАЙД 9: Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).
СЛАЙД 10: - А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё.
пёрышко
верёвка
метёлка
вёдра
гнёзда
- А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.
СЛАЙД 11: - Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ).
А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )
-Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).
- А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
- Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
- Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.
СЛАЙД 12: - Читаем хором, сначала медленно, а затем быстрее.
- А теперь откроем учебники и поработаем.
СЛАЙД 13: - Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё») Подведем итог, что мы узнали о букве Ё?
- Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
- Из скольких звуков он состоит? (ответы детей)
- Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
СЛАЙД 14: - А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями ёжика. Наше путешествие подошло к концу.
СЛАЙД 15: – Дополните фразу…
СЛАЙД 16: - У вас на столах лежат кружочки, нарисуйте на нем тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
СЛАЙД 17: - Спасибо за урок. Все МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]
1.Тип урока Урок открытия нового знания.2.Цели урока Учить звуковому и сравнительному анализу слов; ...
Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки " к конспекту приложена презентация ...
Гласные буквы и соответствующие им звуки
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. В процессе письма осуществляется воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой ст...
Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.
Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в на...
Гласная буква Ё, обозначающая два звука/ЙО/
Познакомить учащихся с буквами Ё,ё, обозначающими два звука /ЙО/, развивать фонематический слух , логическое мышление , речь , внимание , совершенствовать навыки правильного чтения...
Технологическая карта по теме: "Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных"
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте). 1 класс....
Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.
Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...