" Дифференциация оптически сходных букв Б-Д"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vo_2_klasse_b-d.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект логопедического занятия во 2 классе

        Тема :        Дифференциация букв Б-Д    

Цель: дифференцировать буквы б-д на письме.

Задачи:

  • образовательные:
  • уточнить и сравнить кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
  • формирование умения различать буквы б и д в слогах,словах,предложениях;
  • совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
  • обогащение словарного запаса.
  • коррекционно-развивающие:
  • развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
  • развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • уточнение пространственной ориентировки;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
  • развитие связной речи, высказывания.
  • воспитательные:
  • воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные карточки , фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д, элементы букв.

План и ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука, а теперь, чьё имя начинается с согласного звука

2. Основная часть.

  • Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.

А сейчас я загадаю вам загадки, а  вы отгадайте их.

                     Кто в беретке ярко-красной

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. 

(Дятел)  выставляется картинка

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д – десны).

Проворная зверюшка

Живет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила в прок.

  • картинка "белка".

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, преграда – сомкнутые губы (Б – губы).

– Какие органы артикуляции работают при произнесении звука [б]?

– Какие органы артикуляции работают при произнесении звука [д]?

Соотношение звуков с их графическим изображением.

– Покажите какой буквой обозначаем звук [б]?

– Из каких элементов состоит? (Выбрать из предложенных элементов.)

– На очертание кого похожа?

– Покажите какой буквой обозначаем звук [д]?

– Из каких элементов состоит? (Выбрать из предложенных элементов.)

– На очертание кого похожа?

Изобразить из шнурков. Составить из элементов букв

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать б и д.

3. Тренировочные упражнения

- Ребята наши герои однажды оказались в лесу.. Давайте и мы с вами отправимся с ними

-Дятел предлагает вам поиграть с ним в игру  (дифференциация изолированно).

Дописать (карточки). ( белка, дятел, дятел, белка …  а дети дописывают элементы букв.)

 000000000000

Дифференциация в слогах.  0а, 0у, 0ра, 0ы, 00у,

А дятел зашифровал слоги вот так  :

Откройте тетради, запишите число. Давайте и мы попробуем зашифровать слоги

Да, бо, ды, уб, дру, би, до, де, бы   ( -А теперь на следующей строчке расшифруйте и запишите эти слоги)

Дифференциация в словах

Белочка с дятлом пригласили в гости друзей.  Но Баба –Яга решила запутать следы  и не пускает их. Давайте поможем!

 ( отгадывание загадок и шифровка слов по слогам

– Записать ответы , шифруя их по слогам ( _ _ б,  _ _ д _,  и т.д )

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

И питается бензином.                     (Автобус)

В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жара,

В сундучище – холода.                (Холодильник)

На деревянной речке

Плывет кораблик новый.

Свивается в колесики

Дымок его сосновый.                  (Рубанок)

За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит.

Пройдет по морю великан-пароход,

И каждую каплю с собой заберет.                 (Комбайн)

Берега зеленые, вода красная, рыбки черные.         (Арбуз.)

Сама не ходит, а других водит.             (Дорога)

Я хожу, а он остается.                (След)

- Молодцы!

ФИЗМИНУТКА и пальчиковая гимнастика

-А теперь давайте узнаем, кто к ним пришел.

. Игра “Буква потерялась” (на дубе яблоки с названиями животных )

.о.р, зе . ра, ко . ра, пан.а, ка.ан, вы.ра

Запишите слова в два столбика Б-Д.

-Посмотрите, к нам зашел богатырь ДОБРЫНЯ , , но он не может зайти, пока мы ему не поможем прочитать слова  ( на карточках зашифрованные слова)  Дети читают.

Добрыня принес сундук с угощениями, но Баба- Яга вредничает.. Давайте откроем сундук

Для этого подберем шифр к замку. ( Выделение слога с буквами Б_Д)

            Детям показываются картинки со словарными словами.

            Они закрывают фишками слог данного слова.

СУНДУК ОТКРЫЛСЯ!!!

   ( В сундуке желуди с перепутанными слогами в словах)

- Давайте поможем собрать желуди и разгадать слова.      

 ( дети восстанавливают слова, отгадки-картинки  выставляются на доске)                                                                                  

Крокодил,леопард,бегемот, барсук,бурундук, собака , дерево,ягода,яблоко

 Развитие внимания и памяти ( игра « Что изменилось, что пропало)

Дифференциация в СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

– Вставьте буквы Б-Д в слова и соедините их в словосочетания

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ( игра с мячом)

- К данным словам добавьте приставку ДО

Бежать, брать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал

Итог урока

– Вы замечательно работали на уроке и помогли нашим героям

– Над какими звуками работали?

– О чем должны помнить?

Дополнительный материал

  • Составьте слово из первых букв других слов, запишите в тетрадь новое слово(подчеркнуть б-д  разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

 Река, арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.

Шифровка предложений

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Лида отпустила бабочку. Бабочка села на дерево, потом полетела дальше. Лида и Володя долго любовались бабочкой

_о_ ёр     зе _ ра      ко _ ра      пан _ а

 ка _ ан       вы _ ра

ло-ко-яб      да-я-го        ре- де- во     ка-ба-со

рун-дук-бу         сук-бар        ге-мот-бе      

ле-пард-о          дил-кро-ко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация графически сходных букв Х - Ж"

Данное занятие способствует дифференциации графически сходной пары букв Х - Ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнения написания этих букв посредством исполь...

"Дифференциация оптически сходных букв. Буквы Х-Ж."

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж»ЦЕЛИ:- Учить детей выделять «опорные» признаки букв х – ж; соотносить звук с соответствующей буквой;-  Закреплять связь между фонемой – а...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически сходных согласных т-п в слогах и словах"

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Дифференциация оптически сходных букв. Начертание букв, отличающихся добавочным элементом Дифференциация б-д, в-ф.

соотнесение буквы со звуком и символом; сравнение элементов букв; развитие оптико-пространственных представлений; развитие зрительно-моторных координаций; дифференциация оптически сходных букв в слога...

Дифференциация графически сходных букв П-Т

Презентация. Дифференциация графически сходных букв П-Т...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....