"Дифференциация оптически сходных букв. Буквы Х-Ж."
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Вохмянина Елена Юрьевна

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж»

ЦЕЛИ:

- Учить детей выделять «опорные» признаки букв х – ж; соотносить звук с соответствующей буквой;

-  Закреплять связь между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой;

- Развивать мелкую моторику, фонематический слух и зрительное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, слоговые таблицы, буквы х – ж, изготовленные из наждачной бумаги, пластилин, контуры изображённых предметов, карточки с буквами в неправильном положении, индивидуальные зеркала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1.

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж»

ЦЕЛИ:

- Учить детей выделять «опорные» признаки букв х – ж; соотносить звук с соответствующей буквой;

-  Закреплять связь между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой;

- Развивать мелкую моторику, фонематический слух и зрительное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, слоговые таблицы, буквы х – ж, изготовленные из наждачной бумаги, пластилин, контуры изображённых предметов, карточки с буквами в неправильном положении, индивидуальные зеркала.

Ход занятия.

  1. Логопедическая разминка. (Работа по развитию зрительного восприятия).

- Скажите, у кого на карточке нарисована буква в неправильном положении.

2. Актуализация новых знаний.

а) Показ предметной картинки (хлеб)

- Выделите первый звук в данном слове: [х]

- Охарактеризуйте его: согласный, глухой.

- Рассмотрите артикуляцию данного звука.

Показ второй предметной картинки (жук)

- Выделите первый звук в данном слов: [ж]

- Охарактеризуйте его: согласный, звонкий, шипящий.

- Чем похожи эти звуки? (согласные)

- Чем они отличаются?

б) Соотнесение звука с буквой.

- На что похожа буква х?

Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.

Деревянная вертушка – ветру вольному подружка. (Даётся картинка с изображением вертушки).

- Какой буквой на письме изображается звук [х]?

- Буквой х.

- Из каких элементов состоит буква х?

- Из двух полуовалов.

Запись на доске: х – 2 элемента.

- На что похожа буква ж?

Стала снежинкою буква Ж,

Солнце её не растопит уже. (Картинка с изображением снежинки).

- Какой буквой на письме изображается буква [ж]?

- Буквой ж.

- Сколько элементов в букве ж? Какие они?

Запись на доске: ж – 3 элемента.

в) Сообщение темы занятия.

- Вы уже, наверное, поняли, какие две буквы мы будем сегодня сравнивать?

- Запишите в тетрадях тему: «Буквы х – ж» и надпись с доски.

3. Конструирование букв х – ж из пластилина.

- Перед вами лежит пластилин. Сейчас вы будете лепить буквы х и ж.

- Сколько элементов в букве х? (2).

- Значит нам понадобятся две части пластилина.

- Скатайте две «колбаски», вылепите из них полуовалы и сложите их в букву х.

- Положите букву на лист, прижмите её.

- Сколько элементов в букве ж? (3).

- Какие? (полуовалы и крючочек).

- Вылепите букву из трёх колбасок и положите её на лист, слегка придавив.

Выставка букв. Работы учащихся ставят на наборное полотно.

- Скажите, чьи буквы наиболее похожи?

4. Чтение слоговых таблиц:

жа-ха-жа                  ху-жу-жу

хо-жо-жо                  жи-хи-хи

жо-хо-жо                  ха-ха-жа

Работа в тетрадях.

5. Поэлементарная запись букв х – ж с проговариванием.

6. Зашифровка букв:

- Сколько элементов в букве х? (2).

- А сколько элементов в букве ж? (3).

- Сейчас я буду называть цифры 2 или 3, а вы будете записывать буквы х или ж:

2  3  2  3  3  3  2  32  3  2  2  2  2  

Коллективная проверка задания.

7. Ощупывание букв х – ж, выполненных из наждачной бумаги.

- Закройте глаза. Я дам вам буквы, а вы на ощупь определите, что это – х или ж?

8. Работа в тетрадях.

а) Прописывание букв по точкам:

х

ж

б) Запись глаголов:

ах          аж

иж         их

ух          уж

9. Подведение итогов занятия.

Повторение опор для запоминания букв х – ж.

- Какие буквы мы сегодня сравнивали?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Занятие 2.

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х и ж

ЦЕЛИ:

- Продолжать учить детей дифференциации  оптически сходных букв х –ж в слогах, словах; упражнять в конструировании букв из карточных элементов;

- Развивать мелкую моторику учащихся, зрительный гнозис и праксис;

- Учить применению опорных признаков букв х – ж на письме;

ОБОРУДОВАНИЕ: слоговые таблицы, картонные элементы букв х – ж, таблица «Найди свою букву», буквы х – ж, выполненные из наждачной бумаги.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Запомни предметы».

- Запомните предметы в этом порядке (на наборном полотне стоят картинки):

Хлеб, жаба, жук, хомяк, жаворонок, хвост.

- Запишите по памяти ряд из шести слов. Назовите первые буквы в словах.

- Чем они схожи? В чём состоит различие?

2. Сообщение темы и целей занятия.

Упражнение в конструировании букв х – ж из картонных элементов.

3. Игра «Расшифруй букву». Запишите под цифрой  соответствующую букву:

  1. 2  3  2  3  2  3  2  3  2  3  2
  1. 2  3  2  3  2  3  2  3  2
  1. 2  3  2  3  3  2  3  3  2  2  3
  1. 2  2  3  2  3  3  2  3  2

4.Определение букв х – ж с помощью тактильных ощущений.

Обведите буквы х и ж, закрасьте их разноцветными карандашами.

5. Игра «Прочитай слоги»:

//a-///a                            //a-///a-//a                             a//-a///

//y-///y                           ///y-///y-//y                           y//-y///

//ы -///и                        //ы -///и -///и                         ы///-ы //

//o-///o                         ///o-//o-///o                             o//-o///

6. Вместо точек напишите х или ж:

. вост                   . аба                   . озяйка

. ар                       . ворост             . омяк

. леб                     . обот                  но . ик

. вастун               но . и                  . орёк

. ук                       у . и                     по . ар

7. Физкультурная минутка.

8. Работа в тетрадях.

а) – Спишите слова и подчеркните букву х – двумя линиями, а букву ж – тремя линиями:

халат, лыжи, ужин, халва, жёлуди, петух, пастух, снежок, лопух, жираф, горох, отдых, кожа, конюх, запах, лужок, снежок, шорох.

б) – Прочитайте текст и выпишите из него сначала слова с буквой х, потом с буквой – ж:

Михаил собирает хворост. У жени новый ножик. Хозяйка хочет убрать на кухне мусор. У слона сильный хобот. Жора встал на лыжи. Жирафы живут на юге, а моржи – на севере. Петух громко кукарекает. Выпал первый снежок. На тарелке лежит халва. Мой дружок бежит на бережок.

- Прочитайте выбранные слова.

- Сколько элементок в букве х? А в букве ж?

9. Работа со скороговоркой:

Крошки хомяк за щёку клал,

Корм хорёк из хлева украл.

- Прочитайте скороговорку. Запишите её в тетрадь.

- Выучите скороговорку. Кто сможет рассказать её 3 раза подряд без запинки?

Конкурс скороговорок.

10. Итог занятия.

Занятие 3.

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж

ЦЕЛИ:

- Продолжать учит детей дифференцировать оптически сходные буквы х – ж;

- Расширять объём зрительной памяти учащихся;

- Развивать навыки звукового анализа, буквенный гнозис и тактильное восприятие;

ОБОРУДОВАНИЕ: слоговые таблицы, предметные картинки, таблица «Найди свою букву», элементы букв х – ж, буквы х – ж, изготовленные из наждачной бумаги.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Работа на таблице «Найди свою букву».

На плакате изображены хаотично расположенные буквы различных цветов, наиболее часто смешиваемые детьми по принципу оптического сходства. Необходимо найти буквы, с которых начинается имя или фамилия ребёнка.

2. Сообщение темы занятия.

- Какие буквы мы сравнивали на прошедших занятиях?

- Сколько элементов в букве х?

- А в букве ж?

- Сегодня мы будем продолжать работу с буквами х – ж.

3. закрепление знаний.

а) Игра «Расшифруй слоги».

Вставьте вместо цифр буквы х – ж:

2а-3а                         3у-2у-2у

2и-3и                        2и-3и-3и

2я-3я                         3я-2я-3я

2е-3е                         3е-3е-3е

и2-и3                        о3-о2-о3

у3-у2                         а2-а2-а3

а3-а2                         е3-е3-е2

о3-о3                         у2-у3-у2

- Прочитайте получившиеся слоги.

б) – Прочитайте и спишите получившиеся слова:

Пля///, мо//, чи///и, пу//, сме//, ///елток, ё///, стра//, стри///и, //алат, мор///и, //мель, эта///и, //олод, //ан,фла///ок, //ор, мане///, гара///и, //од, черте///и, //леб, экипа///и, //рам, кру///ок, //валить, сто///oк, //удеть, сапо///ок.

4. Физкультурная минутка.

5. Работа по развитию тактильного восприятия.

а) Складывание букв из элементов.

б) Ощупывание букв х – ж, изготовленных из наждачной бумаги.

6. Составление словосочетаний, используя слова из первого и второго столбика:

тяжёлый                                ход

прохладный                          рубаха

жёлтая                                   жакет

хрупкий                                 халат

холодный                               морж

меховой                                 дождик

махровый                              хворост

сложный                                снежок  

Запишите словосочетания в тетрадь, подчеркните букву х – двумя линиями, а ж – тремя.

7. Игра «Найди звук»

- С помощью звуковых линеек найдите место звука в слове, запишите в тетрадях букву и её место слове:

Ахать, лыжи, хозяйство, пахать, сажа, ножницы, входить, ножи, запах, жирок.

8. Итог занятия.

Занятие 4.

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж 

ЦЕЛИ:

- Продолжать учить детей дифференциации оптически сходных букв х – ж;  

- Развивать зрительный гнозис и праксис учащихся, мелкую моторику и фонематический слух;

- Учить работе с деформированным текстом;

ОБОРУДОВАНИЕ: слоговые таблицы, буквы х – ж, выполненные из наждачной бумаги, карточки со словами для работы с деформированным текстом.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей занятия.

Чтение чистоговорок:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа,

Жало, жаба, жатва, жар.

Хо-хо-хо, хо-хо-хо,

Хорёк, хомяк, хор, ход.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи.

Жила, жир, моржи, ежи.

3. Закрепление изученного материала.

а) Игра «Расшифруй слоги»:

3 и 3               3 о 2                  2 я 3

2 у 3               3 е 2                   3 и 2

2 а 3               3 а 2                   3 у 2

2 о 3               3 ю 2                  2 е 3

б) Работа со словами:

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы х – ж, подчеркните букву х, затем спишите предложения, подчеркните букву ж:

новая хатка

храбрые охотники

жёлтый жук

По лужку бежит ёжик.

В небе кружат стрижи.

Хозяйка надела халат.

4. Физкультурная минутка.

5. Развитие тактильного восприятия. Игра «Назови букву с закрытыми глазами».

6. Работа с деформированным текстом:

- Составьте предложение из данных слов. Запишите их, подчеркните буквы х – ж:

жакет, надел, Жора,

нарисовал, кружок, Михаил,

Женю, папа, хвалит,

Пирожок, на, лежит, тарелке

Горох, склевал, петух

7. Проверка задания.

Слово записывается на доске, дети читают его. Слово закрывается, ученики пишут его по памяти:

Петух, жакетка, жесть, хрип, храм, жучок, лихо, жало, шах, жаба, жилка, грех, этаж, пляж, мох, пух, рожок.

Проверка задания.

8. Итог занятия.

Занятие 5.

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж».

ЦЕЛИ:

- Продолжать учить детей дифференциации оптически сходных букв х – ж;

- Развивать буквенный гнозис, мелкую моторику и орфографическую зоркость учащихся;

- Продолжать вырабатывать умение применять на письме опорные признаки букв х – ж;

ОБОРУДОВАНИЕ: слоговые таблицы, игра «Найди свою букву», предметные картинки, конвертики с картонными элементами букв х – ж, изготовленные из наждачной бумаги, загадки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Буква потерялась». Вставьте в слова пропущенные буквы:

Лу…а, сне…ок, …алва, лу…ок, …итрец, …олод, …ало, …ризантемы, кру…ок, лы…и, пету…, …оккей.

  1. Повторение ренее изученного материала:

- Какие буквы мы сравнивали на прошлом занятии?

- В чём между ними разница?

- Откройте конвертики и сложите из элементов буквы х – ж.

3. Сообщение темы и целей занятия.

а) – Сегодня мы продолжим сравнивать буквы х – ж.

- Скажите, сколько элементов в букве х?

- А сколько элементов в букве ж?

б) Чтение слоговых таблиц.

4. Работа в тетрадях.

- Послушайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь:

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!

                            (жаворонок)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями-

Листьями деревьев.

                            (жираф)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

И бывает подгорелый.

                             (хлеб)

Лёгкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет он всех.

                             (хлопок)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

                             (жёлудь)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт.

                             (холодильник)

Белый, тонкий корнеплод

Под землёй растёт.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все: от взрослых до ребят,

С холодом его едят.

                             (хрен)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязный,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

                              (журавль)

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит, упадёт – землю роет.

                              (жук)

- Подчеркните букву х – двумя линиями, а букву ж – тремя.

5. Физкультурная минутка.

6. Игра «Найди свою букву».

7. Слуховой диктант:

Жёлтый шмель сел на хмель. Хозяйка купила в магазине жир. Конюх ухаживал за жеребцом. Он гладил его по холке. Жора живёт на пятом этаже. Женя выполнил чертёж. Хмурое утро было холодным. Под забором растут лопух и хрен. Сережа собирает ежевику. Глеб махал флажком. Михаил порвал рубашку.

- Подчеркните букву х – двумя линиями, а букву ж – тремя.

- Спишите предложения, найдите слова с буквами х – ж.

8. Итог занятия.

Занятие 6.

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж

ЦЕЛИ:

- Выявит умение детей дифференцировать оптически сходные буквы х – ж;

- Развивать зрительное внимание, чувство самостоятельности, навык самоконтроля;

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с текстом по количеству учащихся.

Ход работы.

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовёт слова, с буквой х.

- Теперь с буквой ж.

2. Сообщение темы и целей занятия.

- Сегодня у нас будет проверочная работа, и я узнаю, как хорошо вы научились различать буквы х – ж на письме.

3. Первичное чтение текста.

                                            Кот.

…ил у тёти …ени кот. Эвали кота Ры…ик. Был он ло..матый, а …вост пушистый. …орошо умел Ры…ик мышей ловит. Чуть услышит шоро… в углу – Ры…ик у…е там. Чует кот добычу по запа…у. Часто ловил себе Ры…ик глупы… мышат на у…ин. Одна…ды Ры…жик чуть не съел …омяка. Но …озяйка тётя …еня отогнала его.

4. Беседа по содержанию текста.

5. Самостоятельная работа детей.

- Спишите текст, подчеркните букву х – двумя чертами, а букву ж – тремя.

6. Самопроверка задания учащимися.

7. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически схожих строчных букв и - у".

Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии ( смешиваемых на письме оптически сходных строчных букв и - у). Задания предполагают развитие внимания к элементам смешиваемых букв, нахож...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически схожих строчных букв б-д".

Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии смешиваемых на письме оптически и кинетически сходных строчных букв б-д. Задания предполагают развите внимания к элементам смешиваемых бук...

Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация оптически схожих строчных букв п-т в словах, предложениях, тексте. (Бинарное занятие)"

Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии смешиваемых на письме оптически и кинетически сходных строчных букв п-т. Задания предполагают развите внимания к элементам смешиваемых бук...

" Дифференциация оптически сходных букв Б-Д"

Конспект логопедического занятия во 2 классе...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически сходных согласных т-п в слогах и словах"

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Дифференциация оптически сходных букв. Начертание букв, отличающихся добавочным элементом Дифференциация б-д, в-ф.

соотнесение буквы со звуком и символом; сравнение элементов букв; развитие оптико-пространственных представлений; развитие зрительно-моторных координаций; дифференциация оптически сходных букв в слога...