Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация графически сходных букв Х - Ж"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Филиппова Анна Евгеньевна

Данное занятие способствует дифференциации графически сходной пары букв Х - Ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнения написания этих букв посредством использования тактильного анализатора; автоматизации этих навыков при чтении и на письме. А также, уточнению и обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя; развитию коммуникативной стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif-tsiya_kh-zh_konspekt.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиппова Анна Евгеньевна – учитель-логопед,

общеобразовательная школа № 29.

Конспект открытого логопедического занятия

с группой уч-ся 1-х классов,

имеющих следующее логопедическое заключение:

«Нарушение письма и чтения, обусловленное н/в ОНР».

Тема занятия: 

«Дифференциация графически                                                      сходной пары букв Х – Ж».

Цели занятия:

  • Дифференциация графически сходной пары букв х –ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнение написания этих букв посредством использования тактильного анализатора; автоматизация этих навыков при чтении и на письме.
  • Уточнение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя.
  • Развитие коммуникативной стороны речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развитие наблюдательности к языковым явлениям.
  • Развитие слуховой и зрительной памяти.
  • Совершенствование навыков самоконтроля, способности к переключению.

Оборудование:

  • 2 картинки с буквами Х – Ж; «волшебный мешочек» с вырезанными из картона прописными буквами х – ж (по 6 шт.); таблицы и карточки для мозаики; таблица слогов и слов (для чтения с доски); карточки с ребусами;
  • магнитофон, кассета с тематическими записями, диапроектор, диафильм «Круглый год» С.Маршака, зеркальный шар, синие и желтые карандаши.

Ход занятия:

                             

I . Организационный момент:

  • приветствие;
  • дежурство (дежурный уч-к у доски объявляет число, месяц и день недели, все уч-ся повторяют хором);
  • запись даты в тетрадях.

II. Работа по теме:

  1. Телеграмма.  

Учитель:

«Ребята, за минуту до вашего прихода к нам в школу  принесли телеграмму. Телеграмму не простую – телеграмму звуковую! Послушаем!»

                                              Вкл. магнитофон:

                                    «Вам телеграмма!

Приезжаем. Нас встречайте.

                                    Будем скоро, не скучайте.

                                    До свидания! Пока!

                                    Буква Же и буква Ха

  1. Беседа.

Учитель:        Ученики:

- Кто к нам приезжает?                                 - Буквы Ж и Х!

- Вспомним, что мы знаем                           - Эти буквы – согласные,

   об этих буквах?                                             похожие по написанию.

- Как мы различаем эти                                 - Букве Х - холодно, она

   буквы?                                                            сжалась, букве Ж - жарко,

                                                                            она распахнулась.

  1. «Чтение спиной».

Учитель:

        «Вспомним, как выглядят наши гости. Почитаем спиной буквы Х и Ж».

          Дети, по-очереди, «пишут» пальцем на спине соседа одну из букв и

           угадывают их.

  1. «Выщипывание».

Дети готовят гостям подарки – выщипывают из бумаги прописные буквы Х и Ж.

(Учитель раздаёт детям только чистые листы бумаги; на листе ничего не пишется, ножницы не используются; всё выполняется только пальчиками.) Например:

                           

          «Портреты» букв вывешиваем на доске.

  1. «Гости приехали».

                                              Вкл. магнитофон:

                                              Звучит звонок, затем -  веселый марш

   

 Учитель открывает доску: «А вот и наши гости!»

         (На доске –  картинки  с буквами Х и Ж.)

  • напишем в воздухе наши буквы (уч-ся пишут в воздухе буквы Х и Ж под счет учителя).
  • с собой наши гости принесли целый портфель интересных заданий, заглянем в него (учитель достает из портфеля символы заданий) .
  1. «Волшебный мешочек».

Учитель: «Это задание вам хорошо знакомо».

Один из учеников вспоминает и объясняет инструкцию: «Закрыв глаза, нужно достать из мешочка одну букву, наощупь определить её и назвать вслух; затем открыть глаза и проверить себя».

  В мешочке лежат прописные буквы Х и Ж, вырезанные из картона. По-очереди, дети выполняют задание.

     7.   «Буквенная мозаика». 

           Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики.

           Учитель: «Зачеркните карандашом синего цвета все буквы Х,                

            которые увидите в таблице».

            Когда все дети выполнили задание, учитель вывешивает на доске        

            образец правильного выполнения – получается цифра 5:

Ж

Х

Х

Х

Ж

Ж

Х

Ж

Ж

Ж

Ж

Х

Х

Х

Ж

Ж

Ж

Ж

Х

Ж

Ж

Х

Х

Х

Ж

  1.  Чтение хором с доски.

Учитель: «А теперь покажем гостям свои умения:

а) читаем обычно

б)  читаем с изменением интонации.»

ах

ох

ых

ух

тихо

жа

жо

жи

жу

громко

аха

охо

ыхи

уху

медленно

ажа

ожо

ыжи

ужу

быстро

пахать

горох

пихта

петух

низко

пожар

рожок

живот

жучок

высоко

          Учитель: «Какое правило и в каком слове вы заметили? (жи в слове    

             живот). Объясните значение слова пихта

  1. «Исправление ошибок» (физкультминутка).

Учитель: «Ребята, пока мы с вами читали, что-то случилось с нашими буквами! Послушаем!»

                             Выкл. свет и вкл. магнитофон:

                            (Дети слушают текст в темноте)

Прилетел вдруг хитрый жук.

Спор завел среди подруг:

«Кто из вас двоих сильнее,

Кто из вас двоих главнее?»

Же сказала: «Я – жирней!

Это значит я – главней!»

Ха кричит: « Я докажу!

Я еще вам покажу!»

Закружился белый снег 

Буквы Же замерзли все,

Превратились в буквы Ха,                                                Вкл. зеркальный шар

Получилась – чепуха!

                          Вкл. свет, на доске написаны столбики слов:

нохик

петух

пирохок

нохницы

горох

хивот

похар

пастух

урохай

лухайка

орех

хираф

Учитель: «Что произошло с нашими буквами? Как вы думаете, что нам нужно сделать? (исправить ошибки) Слова написаны в два столбика – работаем командами! Будьте внимательны – ошибки не во всех словах!»

 Дети, по-очереди, выбегают к доске и, если нужно, исправляют ошибки.

  (Звучит веселая музыка).

 Когда задание выполнено, обязательно – проверяем (читаем хором).

 Дети, с помощью учителя, приходят к выводу, что все буквы важны: от одной буквы зависит смысл слова!

  1. Ребусы. 

Учитель: «Наши гости помирились и предлагают вам еще одно интересное задание – это ребусы! Вспомним, что такое ребус

На доске – карточки с ребусами (открываем по-одному):

     Л       Х         Е         Б

     А      Ж       Б         А

   

 П   Е   *  картинка стул    *    Х

                   

** картинка топор *   Ж  А  Р  Н  И  К

Дети отгадывают ребусы и определяют, какая из букв ( х или ж) находится в данном слове.

11.Составление словосочетаний.

    Учитель открывает слова, написанные слева от ребусов: «Ребята, прочитаем эти слова, обращая внимание на знакомое правило (дети хором читают слова, называя, какая из наших букв есть в слове). А теперь составим словосочетания.»

Учитель задает вопрос от существительного к прилагательному, а дети выбирают подходящее прилагательное и соединяют два слова стрелкой.

холодная                                     хлеб

свежий                                         жаба

храбрый                                      петух

жадный                                       пожарник

Ученики читают все получившиеся словосочетания, а затем самостоятельно записывают их в тетрадь, обводя все буквы Х – синим цветом, а  Ж – желтым.

(Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка).

После окончания самостоятельной работы обязательно проводится общая проверка ( дети, по-одному, читают  записанные словосочетания и говорят, какие буквы выделили).

  1. Диафильм. 

Учитель: «Еще один сюрприз приготовили для вас наши гости – это диафильм. Наш фильм будет о весне. (Занятие проходило в марте). Давайте вспомним весенние месяцы.» (Дети называют месяцы весны).

Выкл. свет и вкл. диапроектор.

Все смотрят диафильм, ученики, по-очереди, читают предложения в каждом кадре и сразу называют слова, в которых встретились буквы Х или Ж:

Кадр 1.                   Март.

             Рыхлый снег темнеет в марте.           (объяснить значение 

             Тают льдинки на окне.                         слова рыхлый)

Кадр 2. Зайчик прыгает по парте

              И по карте на стене.

Кадр 3.                  Апрель.

              Апрель, апрель! На дворе звенит капель.

Кадр 4.  По полям бегут ручьи, на дорогах – лужи.

               Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.       (значение)

Кадр 5.  Пробирается медведь сквозь лесной валежник.    (значение)

Кадр 6.  Стали птицы песни петь,

Кадр 7.   И расцвел подснежник.

Кадр 8.                     Май.

                Распустился ландыш в мае,

                В самый праздник – в первый день.

Кадр 9.   Май цветами провожая, распускается сирень.

   

  1. Беседа о диафильме, составление предложения.

Учитель:  - Ребята, о чем был наш фильм?

                   - Давайте вспомним, какой цветок появляется самым первым?

                   - Составим предложение со словом подснежник.

Из предложенных учениками вариантов предложений выбирается самое красивое и записывается в тетрадях под диктовку учителя. Синим и желтым карандашами выделяются буквы Х и Ж.

  1. Итог занятия.

 Учитель:  - Ребята, с какими буквами мы сегодня встретились?

                     - Чем они отличаются?

                     - Посмотрите, что-то еще осталось в портфеле! Да это подарки для вас! Как вы думаете, какая из букв принесла вам конфеты с халвой? А какая – конфеты  «Грильяж»?

 

                                             До свидания.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".

Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв О-У"

Конспект логопедического занятия во 2 классе...

Конспект логопедического занятия по теме:" Дифференциация букв п-т"

Конспект данного занятия предназначен  для учащихся начальных классов и направлен на дифференциацию букв схожих по своему написанию. Конспект содержит подробное изложение хода логопедическог...