Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация графически сходных букв Х - Ж"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Данное занятие способствует дифференциации графически сходной пары букв Х - Ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнения написания этих букв посредством использования тактильного анализатора; автоматизации этих навыков при чтении и на письме. А также, уточнению и обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя; развитию коммуникативной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif-tsiya_kh-zh_konspekt.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиппова Анна Евгеньевна – учитель-логопед,
общеобразовательная школа № 29.
Конспект открытого логопедического занятия
с группой уч-ся 1-х классов,
имеющих следующее логопедическое заключение:
«Нарушение письма и чтения, обусловленное н/в ОНР».
Тема занятия:
«Дифференциация графически сходной пары букв Х – Ж».
Цели занятия:
- Дифференциация графически сходной пары букв х –ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнение написания этих букв посредством использования тактильного анализатора; автоматизация этих навыков при чтении и на письме.
- Уточнение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя.
- Развитие коммуникативной стороны речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Развитие наблюдательности к языковым явлениям.
- Развитие слуховой и зрительной памяти.
- Совершенствование навыков самоконтроля, способности к переключению.
Оборудование:
- 2 картинки с буквами Х – Ж; «волшебный мешочек» с вырезанными из картона прописными буквами х – ж (по 6 шт.); таблицы и карточки для мозаики; таблица слогов и слов (для чтения с доски); карточки с ребусами;
- магнитофон, кассета с тематическими записями, диапроектор, диафильм «Круглый год» С.Маршака, зеркальный шар, синие и желтые карандаши.
Ход занятия:
I . Организационный момент:
- приветствие;
- дежурство (дежурный уч-к у доски объявляет число, месяц и день недели, все уч-ся повторяют хором);
- запись даты в тетрадях.
II. Работа по теме:
- Телеграмма.
Учитель:
«Ребята, за минуту до вашего прихода к нам в школу принесли телеграмму. Телеграмму не простую – телеграмму звуковую! Послушаем!»
Вкл. магнитофон:
«Вам телеграмма!
Приезжаем. Нас встречайте.
Будем скоро, не скучайте.
До свидания! Пока!
Буква Же и буква Ха.»
- Беседа.
Учитель: Ученики:
- Кто к нам приезжает? - Буквы Ж и Х!
- Вспомним, что мы знаем - Эти буквы – согласные,
об этих буквах? похожие по написанию.
- Как мы различаем эти - Букве Х - холодно, она
буквы? сжалась, букве Ж - жарко,
она распахнулась.
- «Чтение спиной».
Учитель:
«Вспомним, как выглядят наши гости. Почитаем спиной буквы Х и Ж».
Дети, по-очереди, «пишут» пальцем на спине соседа одну из букв и
угадывают их.
- «Выщипывание».
Дети готовят гостям подарки – выщипывают из бумаги прописные буквы Х и Ж.
(Учитель раздаёт детям только чистые листы бумаги; на листе ничего не пишется, ножницы не используются; всё выполняется только пальчиками.) Например:
«Портреты» букв вывешиваем на доске.
- «Гости приехали».
Вкл. магнитофон:
Звучит звонок, затем - веселый марш
Учитель открывает доску: «А вот и наши гости!»
(На доске – картинки с буквами Х и Ж.)
- напишем в воздухе наши буквы (уч-ся пишут в воздухе буквы Х и Ж под счет учителя).
- с собой наши гости принесли целый портфель интересных заданий, заглянем в него (учитель достает из портфеля символы заданий) .
- «Волшебный мешочек».
Учитель: «Это задание вам хорошо знакомо».
Один из учеников вспоминает и объясняет инструкцию: «Закрыв глаза, нужно достать из мешочка одну букву, наощупь определить её и назвать вслух; затем открыть глаза и проверить себя».
В мешочке лежат прописные буквы Х и Ж, вырезанные из картона. По-очереди, дети выполняют задание.
7. «Буквенная мозаика».
Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики.
Учитель: «Зачеркните карандашом синего цвета все буквы Х,
которые увидите в таблице».
Когда все дети выполнили задание, учитель вывешивает на доске
образец правильного выполнения – получается цифра 5:
Ж | Х | Х | Х | Ж |
Ж | Х | Ж | Ж | Ж |
Ж | Х | Х | Х | Ж |
Ж | Ж | Ж | Х | Ж |
Ж | Х | Х | Х | Ж |
- Чтение хором с доски.
Учитель: «А теперь покажем гостям свои умения:
а) читаем обычно
б) читаем с изменением интонации.»
ах | ох | ых | ух | тихо |
жа | жо | жи | жу | громко |
аха | охо | ыхи | уху | медленно |
ажа | ожо | ыжи | ужу | быстро |
пахать | горох | пихта | петух | низко |
пожар | рожок | живот | жучок | высоко |
Учитель: «Какое правило и в каком слове вы заметили? (жи в слове
живот). Объясните значение слова пихта.»
- «Исправление ошибок» (физкультминутка).
Учитель: «Ребята, пока мы с вами читали, что-то случилось с нашими буквами! Послушаем!»
Выкл. свет и вкл. магнитофон:
(Дети слушают текст в темноте)
Прилетел вдруг хитрый жук.
Спор завел среди подруг:
«Кто из вас двоих сильнее,
Кто из вас двоих главнее?»
Же сказала: «Я – жирней!
Это значит я – главней!»
Ха кричит: « Я докажу!
Я еще вам покажу!»
Закружился белый снег
Буквы Же замерзли все,
Превратились в буквы Ха, Вкл. зеркальный шар
Получилась – чепуха!
Вкл. свет, на доске написаны столбики слов:
нохик петух пирохок нохницы горох хивот | похар пастух урохай лухайка орех хираф |
Учитель: «Что произошло с нашими буквами? Как вы думаете, что нам нужно сделать? (исправить ошибки) Слова написаны в два столбика – работаем командами! Будьте внимательны – ошибки не во всех словах!»
Дети, по-очереди, выбегают к доске и, если нужно, исправляют ошибки.
(Звучит веселая музыка).
Когда задание выполнено, обязательно – проверяем (читаем хором).
Дети, с помощью учителя, приходят к выводу, что все буквы важны: от одной буквы зависит смысл слова!
- Ребусы.
Учитель: «Наши гости помирились и предлагают вам еще одно интересное задание – это ребусы! Вспомним, что такое ребус?»
На доске – карточки с ребусами (открываем по-одному):
Л Х Е Б |
А Ж Б А |
П Е * картинка стул * Х
|
** картинка топор * Ж А Р Н И К |
Дети отгадывают ребусы и определяют, какая из букв ( х или ж) находится в данном слове.
11.Составление словосочетаний.
Учитель открывает слова, написанные слева от ребусов: «Ребята, прочитаем эти слова, обращая внимание на знакомое правило (дети хором читают слова, называя, какая из наших букв есть в слове). А теперь составим словосочетания.»
Учитель задает вопрос от существительного к прилагательному, а дети выбирают подходящее прилагательное и соединяют два слова стрелкой.
холодная хлеб
свежий жаба
храбрый петух
жадный пожарник
Ученики читают все получившиеся словосочетания, а затем самостоятельно записывают их в тетрадь, обводя все буквы Х – синим цветом, а Ж – желтым.
(Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка).
После окончания самостоятельной работы обязательно проводится общая проверка ( дети, по-одному, читают записанные словосочетания и говорят, какие буквы выделили).
- Диафильм.
Учитель: «Еще один сюрприз приготовили для вас наши гости – это диафильм. Наш фильм будет о весне. (Занятие проходило в марте). Давайте вспомним весенние месяцы.» (Дети называют месяцы весны).
Выкл. свет и вкл. диапроектор.
Все смотрят диафильм, ученики, по-очереди, читают предложения в каждом кадре и сразу называют слова, в которых встретились буквы Х или Ж:
Кадр 1. Март.
Рыхлый снег темнеет в марте. (объяснить значение
Тают льдинки на окне. слова рыхлый)
Кадр 2. Зайчик прыгает по парте
И по карте на стене.
Кадр 3. Апрель.
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
Кадр 4. По полям бегут ручьи, на дорогах – лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. (значение)
Кадр 5. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. (значение)
Кадр 6. Стали птицы песни петь,
Кадр 7. И расцвел подснежник.
Кадр 8. Май.
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник – в первый день.
Кадр 9. Май цветами провожая, распускается сирень.
- Беседа о диафильме, составление предложения.
Учитель: - Ребята, о чем был наш фильм?
- Давайте вспомним, какой цветок появляется самым первым?
- Составим предложение со словом подснежник.
Из предложенных учениками вариантов предложений выбирается самое красивое и записывается в тетрадях под диктовку учителя. Синим и желтым карандашами выделяются буквы Х и Ж.
- Итог занятия.
Учитель: - Ребята, с какими буквами мы сегодня встретились?
- Чем они отличаются?
- Посмотрите, что-то еще осталось в портфеле! Да это подарки для вас! Как вы думаете, какая из букв принесла вам конфеты с халвой? А какая – конфеты «Грильяж»?
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
Учить детей различать звуки Ч-Щ...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Конспект логопедического занятия для группы из специального (коррекционного) 2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".
Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»
Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв О-У"
Конспект логопедического занятия во 2 классе...
Конспект логопедического занятия по теме:" Дифференциация букв п-т"
Конспект данного занятия предназначен для учащихся начальных классов и направлен на дифференциацию букв схожих по своему написанию. Конспект содержит подробное изложение хода логопедическог...