Перспективное планирование логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи обучающихся с ДЦП.
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Лапшина Надежда Викторовна

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  логопедической работы

по развитию лексико-грамматической стороны речи.

П.п

Основные

направления

работы

Содержание

 работы

1.

Развитие лексической стороны речи

расширение  словарного запаса:

- уточнить значение слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков;

- развивать понимание и называние  в речи связанной с бытовой и учебной деятельностью по темам:

школа, класс, учебные предметы, игрушки, культурно-гигиенические навыки, навыки по самообслуживанию;

- обучать называнию фамилии, отчества и имени;

- учить называнию времен года, название месяцев, их последовательность и их характерные признаки;

- формировать  знания о предмете: материал, качество, цвет, размер, форма;

формирование импрессивной речи:

- формировать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание;

- развивать понимание инструкций: простые и сложные;

- учить понимать слова, обозначающие  предмет, действия, признаки;

- учить понимать смысл конструкций с обозначением места, времени, причины;

формирование понимание смысла предложений:

- формировать умения различать различные типы предложений по объему и сложности;

- обучать пониманию смысла предложений с вопросами «что? кто? где?»;

- формировать понимание скрытого смысла словосочетаний, предложений;

- учить понимать переносный смысл пословиц, поговорок, текстов разной сложности;

- формировать умение дифференциации близких по смыслу слов и предложений.

формирование экспрессивной речи:

- учить использованию в речи слов-действий, слов-названий, слов-признаков;

- учить использовать в речи личные и притяжательные местоимения, наречия;

- вводить в активный словарь числительные и

употреблять словосочетания: числительное и существительное;

- учить употреблять формы ед. и мн. числа существительных, прилагательных разного рода;

- обучать усвоению падежных форм существительных ед. и мн. числа разного рода;

- совершенствовать употребление существительных и глаголов, образованных с помощью приставок или суффиксов;

- учить употреблять в речи прилагательные с существительными различного рода, числа в косвенных падежах;

- учить использованию в речи притяжательные, относительные и качественные прилагательные, с помощью суффиксов;

- учить употреблять предложные и творительные конструкции с предлогами и без;

- учить правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида;

использование в речи различные способы словообразования и словоизменения:

- обучать подбору однокоренных слов;

- учить различать словоизменение имен существи-

  тельных;

- совершенствовать словообразование с помощью

   приставок или суффиксов;

- уметь ориентироваться в составе слова.

2.

Формирование  грамматического строя речи.

формирование простого нераспространенного

 предложение: 

(повествовательное, вопросительное, восклицательное)

Подлежащее + сказуемое: Весна пришла.

Сказуемое + подлежащее: Пришла весна.

с подлежащими-существительными

 (КТО? или ЧТО?),  обозначающими,  одушевленные и неодушевленные предметы, в единственном числе:

Подлежащее + сказуемое:

Маша поливает.   Солнышко светит.

с подлежащими-существительными

(КТО? или ЧТО?),  обозначающими,  одушевленные и неодушевленные предметы,  во множественном числе:

Сказуемое + подлежащее:

 Ребята идут.   Бегут облака.

- с подлежащими-местоимениями (личными) в единственном числе:

Местоимение + сказуемое:

 Я ем кашу.   Он читает.

- с подлежащими-местоимениями (личными) во множественном числе:

Местоимение + сказуемое:

 Они гуляли. Мы пели.

- с подлежащими-словосочетаниями:

Словосочетание + сказуемое:

 Белые вороны сидели на дереве. Под деревом росли три гриба.

- сказуемое простое (глагольное):

     Журавли летят. Пруд замерз.

- сказуемое составное (именное):

     Красива яблоня в цвету.  А раньше школа была маленькая, одноэтажная.

 формирование простого распространенного

 предложение: 

Подлежащее + сказуемое + дополнение: Ребята делают каток.

Подлежащее + сказуемое + обстоятельство: Лиза читает хорошо.

Определение + подлежащее + сказуемое: Школьная выставка открыта.

Определение + подлежащее + обстоятельство + сказуемое:

Кремлевские звезды на солнце горят.

Подлежащее + сказуемое + определение + дополнение:

Рома купил новый портфель.

Подлежащее + сказуемое + определение + обстоятельство:

Ребята играют на школьной площадке.

 

формирование предложения с дополнениями:

с прямыми дополнениями-существительными в единственном числе:

Подлежащее + сказуемое + дополнение:

 Лиса тащит курицу.  

с прямыми дополнениями-существительными во множественномчисле:

Подлежащее + сказуемое + дополнение:

 Таня стережет гусей.

с косвенными дополнениями-существительными  вединственном числе: 

Подлежащее + сказуемое + дополнение (Вн.падеже с предлогом и без предлога):

    Моська лает на слона. Мальчик ест суп.

с косвенными дополнениями-существительными  во множественномчисле: 

Подлежащее + сказуемое + дополнение (Вн.падеже с предлогом и без предлога):

  Учитель смотрит на детей. Пастух гонит коров.

Подлежащее + сказуемое + дополнение (Тв.падеже без предлога и с предлогом): 

Рыбу ловят сетью. Дети идут с удочками. 

Подлежащее + сказуемое + дополнение (Рд.падеже без предлога и с предлогом):

Вася отрезал хлеба. Люба нарвала цветов.

 Дед получил письмо от внука. Мама купила торт для детей.

Подлежащее + сказуемое + дополнение (Дт.падеже без предлога и с предлогом):                                            

Букет принесли сестре Дорога проходит по полям.

Подлежащее + сказуемое + дополнение (Пр.падеже):

Учитель рассказывает о Пушкине. Ребята катаются на осликах.

Подлежащее + сказуемое + дополнение-местоимением:

«У меня растут года…».  « Приплыла к нему рыбка и спросила…»

формирование предложения с обстоятельствами:

          Подлежащее + сказуемое + обстоятельство места,

 (выраженное,  наречиями и существительными с предлогами):

Петя ездил в Москву. Городок находится вдалеке.

         Подлежащее + сказуемое +  обстоятельство времени,

 (выраженное,  наречиями и существительными):

Вася проснулся рано. Наташа ходит на лыжах зимой..

Морозы начались в ноябре Сирень расцвела поздно.

         Подлежащее + сказуемое + обстоятельство образа действия,

 (выраженное,  наречиями и существительными):

 Журавли летели стаей.  Птенчики жалобно пищали.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

           Подлежащее + сказуемое + обстоятельство причины:

От испуга мальчик закричал. Он от радости смеется.

           Подлежащее + сказуемое + обстоятельство цели:

 Дети бегут на пруд купаться. Дети расчищают площадку для костра.

формирование предложения с определением:

Подлежащее + сказуемое + определение:

Мы идем в новый магазин. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Поля шумят бескрайние.

формирование предложения с обращением:

Обращение + подлежащее + сказуемое:

Ветер, ветер, ты могуч!

Подлежащее + сказуемое + обращение + обстоятельство:

Ты  поди,  моя Буренушка,  домой!

Сказуемое + обращение:

Добрый день, Любовь Ивановна.

формирование предложения с междометием:

Междометие  + обращение + сказуемое  + обстоятельство:                  

Эй, вратарь, готовься к бою! Ай, Моська, знать,  она сильна, что лает на слона!

формирование предложения с однородными членами:

- подлежащими: Коровы, овцы, телята спускаются к реке.

- сказуемыми: Коля сидит и пишет.

- дополнениями: Охотник убил зайца и лису.

- определениями: Лариса собрала букет из красных, белых, розовых тюльпанов.

- обстоятельствам: На полках, на столе, на окне – везде разложены книги.

формирование сложносочиненного предложения:

предложения с союзами (и, да, а, но, или, то-то и т.д.) и без союзов

Подлежащее + сказуемое + дополнение + союз +  подлежащее + сказуемое + дополнение.

Брат подарил Мите краски, и Митя стал рисовать.

Ревела буря, дождь шумелво мраке молнии блестали.

формирование сложноподчиненного предложения:

Главное предложение + придаточное обстоятельство места:

Все смотрят вверх, где красивым строем летят на парад самолеты.

Главное предложение + придаточное дополнение:

Учитель рассказывает о том, как на дрейфующей льдине жили люди.

Главное предложение + придаточное определительное:

Мальчики сидят под деревом, вершина которого сломлена бурей.

3.

Формирование связного высказывания

- соблюдать порядок слов в предложении;

- овладеть навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений;

- учить умению поставить вопрос и дать полный и правильный ответ;

- уметь построить связное высказывание на заданную тему и активно высказываться в процессе беседы;

- уметь строить развернутые высказывания при составлении рассказов:

  • по картинкам,
  • по серии картин,
  • по изучаемой теме,
  • с опорой на вопросы,
  • с опорой на план рассказа или самостоятельно;

- учить повторять за взрослыми рассказы-описания из 2-3 предложений;

- учить пересказывать тексты по плану и без него;

- уметь рассказывать на заданную тему:

  • по картинке;
  • по серии картинок;  
  • по представлению;  
  • по данным    героям;

- учить придумывать рассказы по данному началу, середине, концу;

- учить творческому рассказыванию;

- учить развивать  диалогическую и монологическую речь;

- закреплять усвоенные правила в самостоятельной речи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедической работыв в 1-4 классе.

рабочая программа по коррекции дисграфии у младших школьноков....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта при массовой начальной общеобразовательной школе.

Данный конспект занятия рассчитан для детей общеобразовательной школы с речевыми нарушениями. Данное занятие позволяет сформировать и закрепить у детей навыки правильного употребления приставок в разл...

Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

  В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"...

Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения).

Групповое занятие. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей с ОВЗ (1-ый год обучения)....

Научно-практическая статья «Развитие лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ОВЗ»

Нарушения лексико-грамматического строя речи являются характерными для школьников  с ОВЗ. Они проявляются в низком уровне пассивного и активного словаря, неправильном использовании слов в речевых...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...