формирование простого нераспространенного предложение: (повествовательное, вопросительное, восклицательное) Подлежащее + сказуемое: Весна пришла. Сказуемое + подлежащее: Пришла весна. - с подлежащими-существительными (КТО? или ЧТО?), обозначающими, одушевленные и неодушевленные предметы, в единственном числе: Подлежащее + сказуемое: Маша поливает. Солнышко светит. - с подлежащими-существительными (КТО? или ЧТО?), обозначающими, одушевленные и неодушевленные предметы, во множественном числе: Сказуемое + подлежащее: Ребята идут. Бегут облака. - с подлежащими-местоимениями (личными) в единственном числе: Местоимение + сказуемое: Я ем кашу. Он читает. - с подлежащими-местоимениями (личными) во множественном числе: Местоимение + сказуемое: Они гуляли. Мы пели. - с подлежащими-словосочетаниями: Словосочетание + сказуемое: Белые вороны сидели на дереве. Под деревом росли три гриба. - сказуемое простое (глагольное): Журавли летят. Пруд замерз. - сказуемое составное (именное): Красива яблоня в цвету. А раньше школа была маленькая, одноэтажная. формирование простого распространенного предложение: Подлежащее + сказуемое + дополнение: Ребята делают каток. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство: Лиза читает хорошо. Определение + подлежащее + сказуемое: Школьная выставка открыта. Определение + подлежащее + обстоятельство + сказуемое: Кремлевские звезды на солнце горят. Подлежащее + сказуемое + определение + дополнение: Рома купил новый портфель. Подлежащее + сказуемое + определение + обстоятельство: Ребята играют на школьной площадке. формирование предложения с дополнениями: с прямыми дополнениями-существительными в единственном числе: Подлежащее + сказуемое + дополнение: Лиса тащит курицу. с прямыми дополнениями-существительными во множественномчисле: Подлежащее + сказуемое + дополнение: Таня стережет гусей. с косвенными дополнениями-существительными вединственном числе: Подлежащее + сказуемое + дополнение (Вн.падеже с предлогом и без предлога): Моська лает на слона. Мальчик ест суп. с косвенными дополнениями-существительными во множественномчисле: Подлежащее + сказуемое + дополнение (Вн.падеже с предлогом и без предлога): Учитель смотрит на детей. Пастух гонит коров. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Тв.падеже без предлога и с предлогом): Рыбу ловят сетью. Дети идут с удочками. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Рд.падеже без предлога и с предлогом): Вася отрезал хлеба. Люба нарвала цветов. Дед получил письмо от внука. Мама купила торт для детей. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Дт.падеже без предлога и с предлогом): Букет принесли сестре. Дорога проходит по полям. Подлежащее + сказуемое + дополнение (Пр.падеже): Учитель рассказывает о Пушкине. Ребята катаются на осликах. Подлежащее + сказуемое + дополнение-местоимением: «У меня растут года…». « Приплыла к нему рыбка и спросила…» формирование предложения с обстоятельствами: Подлежащее + сказуемое + обстоятельство места, (выраженное, наречиями и существительными с предлогами): Петя ездил в Москву. Городок находится вдалеке. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство времени, (выраженное, наречиями и существительными): Вася проснулся рано. Наташа ходит на лыжах зимой.. Морозы начались в ноябре. Сирень расцвела поздно. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство образа действия, (выраженное, наречиями и существительными): Журавли летели стаей. Птенчики жалобно пищали. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство причины: От испуга мальчик закричал. Он от радости смеется. Подлежащее + сказуемое + обстоятельство цели: Дети бегут на пруд купаться. Дети расчищают площадку для костра. формирование предложения с определением: Подлежащее + сказуемое + определение: Мы идем в новый магазин. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Поля шумят бескрайние. формирование предложения с обращением: Обращение + подлежащее + сказуемое: Ветер, ветер, ты могуч! Подлежащее + сказуемое + обращение + обстоятельство: Ты поди, моя Буренушка, домой! Сказуемое + обращение: Добрый день, Любовь Ивановна. формирование предложения с междометием: Междометие + обращение + сказуемое + обстоятельство: Эй, вратарь, готовься к бою! Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона! формирование предложения с однородными членами: - подлежащими: Коровы, овцы, телята спускаются к реке. - сказуемыми: Коля сидит и пишет. - дополнениями: Охотник убил зайца и лису. - определениями: Лариса собрала букет из красных, белых, розовых тюльпанов. - обстоятельствам: На полках, на столе, на окне – везде разложены книги. формирование сложносочиненного предложения: предложения с союзами (и, да, а, но, или, то-то и т.д.) и без союзов Подлежащее + сказуемое + дополнение + союз + подлежащее + сказуемое + дополнение. Брат подарил Мите краски, и Митя стал рисовать. Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блестали. формирование сложноподчиненного предложения: Главное предложение + придаточное обстоятельство места: Все смотрят вверх, где красивым строем летят на парад самолеты. Главное предложение + придаточное дополнение: Учитель рассказывает о том, как на дрейфующей льдине жили люди. Главное предложение + придаточное определительное: Мальчики сидят под деревом, вершина которого сломлена бурей. |