Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы» на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Щеблевская Елена Евгеньевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_my_1b.docx77.82 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения протокол №1

руководитель

_____________Волкова М.Е.

от «__» __________ 2017 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по внеклассной

внешкольной воспитательной

работы

_______________С.В. Попова

«__ » ___________ 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом № ___

от «__» __________ 2017 г.

Директор КОУ

«Сургутская школа-детский сад»

_________ Л.Х. Хайруллина

«___ » ____________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы» 

на 2017-2018 учебный год

1 «В» класса  (с тяжелыми нарушениями речи)

            Составила: учитель - логопед

                                                                                                                                                      Щеблевская Елена Евгеньевна

Сургут, 2017 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме), на основе следующих документов:

  • Авторская программа курса «Природа и мы», для 1-4 классов,  авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году (Приложение к инструктивно-методическому письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2015 г № 8193).
  • Учебный  план образовательной организации ХМАО – Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ  (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 5.2)  на 2015-2016 уч. год.  
  • Адаптированная основная образовательная  программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи  
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

 «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников с ТНР к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность и практическая значимость данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся с ТНР основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:  

  • любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира;
  • овладение основами умения учиться;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено  к запросам и потребностям обучающихся с ТНР, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам  в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической  исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Место курса в учебном плане.

Объем часов учебной нагрузки,  отведенный на освоение рабочей программы внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» в 1-4 х классах, определен учебным планом образовательной организации: 1ч в неделю – из вариативной части учебного плана, формируемого  участниками образовательной организации.

По учебному плану   1    час в неделю.

Количество часов на I полугодие:

Всего   16   часов, в неделю 1 час.

Количество часов на II полугодие:

Всего 17 часов, в неделю 1 час.

Всего за год: 33 часа.

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи программы:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека;
  • формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • формирование экологически  ценностных   ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
  • развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  •  формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  •  изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
  •  развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  •  развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  •  развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческой направленности;
  • принцип практической направленности.

Особенности возрастной группы детей.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному  направлению в 1-4 классах для детей, направлена на формирование готовности обучающихся с ТНР к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.

Режим занятий: Учебный план  предусматривает 1 занятие в неделю с  продолжительностью 40 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.  

По содержанию рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной, общеинтеллектуальной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).

2-й год обучен и я – «Дом, в котором я живу» (33 часа).

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).  

Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Формы проведения занятий и виды деятельности

Тематика

игры

«Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Мы строим дом», «Дом экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь отходов»,

беседы

«Что такое гармония», «Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля», «Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете»

тесты, анкетирование

«Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое отношение к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить»

круглые столы

«Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе»

конференции

«В мире интересного», общешкольная неделя Экологии

просмотр тематических видеофильмов

«Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с неживой природой», «Живая природа», «Вода»

экскурсии

«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес - кормилец, врачеватель», «В гостях у хантыйского этнографического музея», «Дом ремесёл»

практические занятия

«Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями», «Размножение комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?», Проект «Экологический город будущего», «Переработка и повторное использование бытовых отходов», Экологический проект «Спасти и сохранить!»

экологические мероприятия

«Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные крошки».

конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок

«Мы-дети природы», «Мой город», «Мой край - Югра», «Рисуем впечатления», тематические выставки рисунков на экологическую тему.

решение ситуационных задач

«Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы города», «Мы в ответе за тех, кого приручили».

театрализованное представления, кукольный театр

Кукольный театр «Теремок», инсценировки по произведениям В. Зотова, детские музыкальные спектакли о животных.

участие в городских районных конкурсах

Экологическая акция «Спаси и сохрани».

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

 предмет

содержание учебной дисциплины

содержание программы «Мы и природа. Первые шаги по тропинке открытий»

литературное чтение

Чтение произведений В. Зотова, К. Паустовского,  В. Бианки,  русские народных сказок, устное народное творчество

Просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок, театрализованные представления.

окружающий мир

Сезонные изменения в природе. Организм человека. Растения. Животные.

Экскурсии и прогулки в природу.

технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Изготовление оригами, аппликаций, кормушек, изготовление поделок из природных материалов, моделирование, разработка и создание экознаков.

изобразительное искусство

Мир фантазии.

Выставки рисунков.

музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Прослушивание музыкальных произведений.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения  является природное и социоприродное окружение младшего школьника с ТНР. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников с ТНР наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).

Деятельностный подход к разработке содержания программы  позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
  • создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
  • использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): 

  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): 

  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
  • опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
  • опыт самоорганизации.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения  в 1 классе:

Личностные УУД:

  • оценивание простых ситуаций и однозначных поступков как «хорошие» или «плохие»;
  • интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Тематическое планирование учебного материала по предмету «Природа и мы»

Распределение часов по четвертям 1 «В» класс.

Четверть

Разделы

Количество часов

I

1.Вводное занятие: Что такое Экология?

2.Дикие животные

Итого

1

8

9

II

   1.Дикие животные

Итого

7

7

III

1.Дикие животные 

2.Пернатые жители

Итого

4

4

8

IV

1.Пернатые жители

Итого

9

9

Всего за год

33

Календарно-тематическое планирование  - 1 «В» класс

Тема раздела/тема урока

Кол-во часов

Дата

Коррекционная направленность

Универсальные учебные  действия учащихся

План

Факт.

I четверть – 9 часов

1.

Вводное занятие: Что такое Экология? (1ч)

Игра «Поле чудес»

1

01.09

Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»).

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- задавать вопросы

- вступать в учебный диалог

- пользоваться условными обозначениями учебника

- различать способы и средства познания окружающего мира

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

2.

Дикие животные(8ч).

«Заяц-Длинное ухо»

1

08.09

  Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Развитие речи, мышления, слухового внимания на основе

игры «Узнай животное»

Формирование диалогической речи на основе игр

- понимать учебную задачу  и стремиться ее выполнять

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

классификации объектов;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3.

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

15.09

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Развитие творческого потенциала методом самостоятельной работы с первоисточниками (книга, газета, компьютер)

загадки о лисе

-  понимать учебную задачу  и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке  

составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

соотносить форму и свойства различных природных объектов;

выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

4.

Серый хищник – волк

1

22.09

Чтение рассказа  В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. работа в группах - «Раскрась волка». Разгадывание ребусов.

Развитие творческого потенциала на основе составления мини – рассказов

 

Развитие слухового внимания и речи на основе игры «Запомни – повтори»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- умения работать в группе, в паре

- отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке  

составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

соотносить форму и свойства различных природных объектов;

выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

5.

Хозяин леса – медведь

1

29.09

Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами.

Совместное выполнение проекта

Формирование лексико-грамматического строя на основе  согласования прилагательных с существительными

Разгадывание загадок. Составление портрета «Бурый медведь».

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии, слайды

- отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке  

6.

Любознательный зверёк – белка

1

06.10

Чтение рассказа В.Зотова «Белка», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения белки.

Работа в группах – «Собери мозаику».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке  составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;

изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;

7.

Куница - охотник на белок

1

13.10

Чтение рассказа  В.Бианки «Куница за белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения куницы.

 Разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- группировать объекты неживой природы (камешки) по разным

- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку

- отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке

8.

Лесной красавец – лось  

1

20.10

Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа.Формирование лексико-грамматического строя на основе игр - загадок «Угадай по описанию»

разгадывание загадок, работа в группах - Панно «Лесной красавец».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

9.

Сердитый недотрога - ёж

1

27.10

Чтение рассказа В.Зотова «Ёж». Формирование тактильного восприятия на основе практической работы с предметами реального мира игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- описывать внешний вид ежа

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Итого за I четверть:9 часов

II четверть:  (7 часов)

10.

Дикие животные(7ч).

Подземный житель – крот

1

10.11

Чтение рассказа В.Зотова «Земляные холмики». игра: «Поле чудес».

Развитие зрительного восприятия на основе игры «Зажигаем фонарики»

Развитие логического мышления  на основе отгадывания загадок.

Формирование умения отбирать загадки, пословицы, поговорки о растениях

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

соотносить форму и свойства различных природных объектов;

выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

11.

Всеядное животное —

 барсук  

1

17.11

Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу Формирование логического мышления - Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

12.

Бобр-строитель

1

24.11

Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», знакомство со скороговорками и народными приметами.Развитие внимания на основе игры «Не ошибись»,

отгадывание картинок с изображением бобра, разгадывание загадок.

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13.

Запасливый бурундук

1

01.12

Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием. разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

Развитие внимания на основе игры  «Узнай животное»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- работать в паре:

- сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14.

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

08.12

Рассказ учителя о диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием Разгадывание кроссворда по повторению

Правильное согласование слов в предложениях

Развитие соревновательных навыков на основе игры «Кто больше»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку

- описывать  по плану

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

15.

Мышка-норушка

1

15.12

Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».Активизация словаря путем согласования существительных с прилагательным и с местоимением на основе игры «Кто больше?» разгадывание кроссворда, загадок.

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Описывать  по плану

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

соотносить форму и свойства различных природных объектов;

выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

16.

Рысь - родственник кошки

1

22.12

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь». Рисование домашней кошки или рыси.

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Итого за  II четверть: 7часов.

III четверть:  (8 часов)

17.

Дикие животные(4ч).

Соболь - «дорогой» зверёк

1

12.01

Формирование лексико-грамматического строя на основе  согласования прилагательных с существительными

Знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь». разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

-

- приводить примеры

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

18.

Тигр - самая большая кошка на Земле.

1

19.01

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Развитие творческого потенциала методом самостоятельной работы  - портрет тигра

Развитие мышления на основе игры «Четвертый лишний»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

соотносить форму и свойства различных природных объектов;

выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;

19.

Косуля - самый маленький европейский олень

1

26.01

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

20.

Дикие животные.

(обобщение)

1

02.02

чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».

Формирование лексико-грамматического строя на основе  согласования прилагательных с существительными

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

21.

Пернатые жители (4ч).

Воробей - самая распространённая птица на Земле.

1

09.02

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» 

Разгадывание загадок. Составление портрета воробья.

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- - выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами

- обсуждать выступления учащихся

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

22.

Ворона - «интеллектуальная» птица.

1

02.03

Чтение  и анализ рассказа В. Зотова «Ворона».

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. разгадывание загадок, работа в группах «Рисование вороны».Формирование лексико-грамматического строя на основе  согласования прилагательных с существительными

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

23.

Сорока - белобока - «лесная сплетница».

1

16.02

Активизация умения работать в паре

Слайды с изображением сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока», стихотворения «Сорока - Трещётка».

Разгадывание загадок, игра «Пословицы и поговорки о сороке»Развитие творческого потенциала методом самостоятельной работы с первоисточниками

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- прослеживать по рисунку-схеме

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

24.

«Лесной доктор» - дятел.

1

23.03

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел», отгадываем загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами.

Формирование лексико-грамматического строя на основе  согласования прилагательных с существительными при восприятии и составлении мини рассказов

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Итого за III четверть: 8 часов

IV  четверть (9часов)

25.

Пернатые жители (9ч).

Соловей - «великий маэстро».

1

06.04

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

26.

Галка - городская птица

1

13.04

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику».

Формирование лексико-грамматического строя на основе  согласования прилагательных с существительными при составлении мини сказки

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

27.

Загадочная птица - кукушка

1

20.04

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».Развитие логического мышления на основе игры «Отгадай – ка» , игра «Народные приметы и поговорки».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

28.

«Пернатая кошка» - сова

1

27.04

Знакомство с  «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами, игра «Кто и что ест?»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях

- прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения

- формулировать выводы о условиях, необходимых для жизни растений

- практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

29.

Любимая птица – снегирь

1

04.05

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь», рисование ярких птиц.

Формирование речи и зрительного восприятия  на основе игры «Потерялись малыши»

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях

- работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять взаимопроверку

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

30.

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички

1

11.05

Развитие самостоятельности мышления при работе с тестовыми заданиями

Формирование умения работать в паре

Развитие творческого потенциала на основе инсценирования  «Зимующие птицы»

Формирование мышления и речи при работе со схематическими рисунками по теме «Птицы России»

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисунка и в природе

- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц

- практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корма

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

31.

Наш  добрый сосед - скворец

1

18.05

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец». Изготовление кормушек из пластиковых бутылок.

Формирование лексико-грамматического строя на основе  согласования прилагательных с существительными.

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

32.

«Золотая  птица» — иволга

1

25.05

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Народные приметы. игра «птичьи расцветки».

-  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

33.

Пернатые жители.

01.06

КВН - крылатая компания.   Коррекция и развитие мышления на основе составления правил поведения человека на природе и вывода правил

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных
объектов;

Итого за  IV четверть:9 часов

Итого за  год: 33 часа

Литература для педагогов

  1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
  2. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М.: 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
  3. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
  4. Обухова Л.А.; Лемяскина Н.А.; Жиренко ВАКО 2011.» Обухова, Жиренко, Лемяскина: «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы». 1-4классы. ФГОС
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся   //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
  7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
  8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Литература для обучающихся

  1. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Х.: Белгород 2009.
  2. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн¬циклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  3. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. М.: 2010.
  4. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / М.: 2008.
  5. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  6. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
  7. Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
  8. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 1998.
  9. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков,
  10. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
  11. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
  12. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / М.:2007.
  13. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

  1. ecosystema.ru   -- экологическое образование детей и изучение природы России.
  2. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
  3. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.
  4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах 
  5. ru.wikipedia.orgwiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
  6. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
  7. zmmu.msu.ru  — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"

Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Истоки» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки», «Азбука истоков» для 1х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - дети природы"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 2 класса  рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Школа мяча » для учащихся 3-х классов на 2019-2020 учебный год (34 часов) 10.07.19

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для педагогов дополнительного образования.Модифицированная рабочая ...