Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы» на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_my_1b.docx | 77.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения протокол №1 руководитель _____________Волкова М.Е. от «__» __________ 2017 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по внеклассной внешкольной воспитательной работы _______________С.В. Попова «__ » ___________ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: приказом № ___ от «__» __________ 2017 г. Директор КОУ «Сургутская школа-детский сад» _________ Л.Х. Хайруллина «___ » ____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы»
на 2017-2018 учебный год
1 «В» класса (с тяжелыми нарушениями речи)
Составила: учитель - логопед
Щеблевская Елена Евгеньевна
Сургут, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме), на основе следующих документов:
- Авторская программа курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году (Приложение к инструктивно-методическому письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2015 г № 8193).
- Учебный план образовательной организации ХМАО – Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 5.2) на 2015-2016 уч. год.
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
«Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников с ТНР к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Педагогическая целесообразность и практическая значимость данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся с ТНР основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
- овладение основами умения учиться;
- способность к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся с ТНР, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Место курса в учебном плане.
Объем часов учебной нагрузки, отведенный на освоение рабочей программы внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» в 1-4 х классах, определен учебным планом образовательной организации: 1ч в неделю – из вариативной части учебного плана, формируемого участниками образовательной организации.
По учебному плану 1 час в неделю.
Количество часов на I полугодие:
Всего 16 часов, в неделю 1 час.
Количество часов на II полугодие:
Всего 17 часов, в неделю 1 час.
Всего за год: 33 часа.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческой направленности;
- принцип практической направленности.
Особенности возрастной группы детей.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-4 классах для детей, направлена на формирование готовности обучающихся с ТНР к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.
Режим занятий: Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 40 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
По содержанию рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной, общеинтеллектуальной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).
2-й год обучен и я – «Дом, в котором я живу» (33 часа).
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа).
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы проведения занятий и виды деятельности | Тематика |
игры | «Угадай по описанию», «Давайте познакомимся», «Мы строим дом», «Дом экологической моды», аукцион идей «Вторая жизнь отходов», |
беседы | «Что такое гармония», «Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля», «Что и кто влияет на живой организм?», «Соседи по планете» |
тесты, анкетирование | «Чему мы научились за год. Десять заповедей друзей леса», «Мое отношение к загрязнению окружающей среды», «Дом, в котором я хотел бы жить» |
круглые столы | «Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе» |
конференции | «В мире интересного», общешкольная неделя Экологии |
просмотр тематических видеофильмов | «Первобытные коллекционеры», «Экологические проблемы», «Диалоги с неживой природой», «Живая природа», «Вода» |
экскурсии | «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Лес - кормилец, врачеватель», «В гостях у хантыйского этнографического музея», «Дом ремесёл» |
практические занятия | «Изготовление кормушек для птиц», «Уход за комнатными растениями», «Размножение комнатных растений», «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?», Проект «Экологический город будущего», «Переработка и повторное использование бытовых отходов», Экологический проект «Спасти и сохранить!» |
экологические мероприятия | «Я и моя окружающая среда», «Мы – жители планеты Земля», «Первые шаги по тропинке открытий», «Хлебные крошки». |
конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок | «Мы-дети природы», «Мой город», «Мой край - Югра», «Рисуем впечатления», тематические выставки рисунков на экологическую тему. |
решение ситуационных задач | «Лесная аптека на службе человека», «Экологические проблемы города», «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
театрализованное представления, кукольный театр | Кукольный театр «Теремок», инсценировки по произведениям В. Зотова, детские музыкальные спектакли о животных. |
участие в городских районных конкурсах | Экологическая акция «Спаси и сохрани». |
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
предмет | содержание учебной дисциплины | содержание программы «Мы и природа. Первые шаги по тропинке открытий» |
литературное чтение | Чтение произведений В. Зотова, К. Паустовского, В. Бианки, русские народных сказок, устное народное творчество | Просмотр кукольных спектаклей, подбор пословиц и поговорок, театрализованные представления. |
окружающий мир | Сезонные изменения в природе. Организм человека. Растения. Животные. | Экскурсии и прогулки в природу. |
технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление оригами, аппликаций, кормушек, изготовление поделок из природных материалов, моделирование, разработка и создание экознаков. |
изобразительное искусство | Мир фантазии. | Выставки рисунков. |
музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Прослушивание музыкальных произведений. |
Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника с ТНР. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников с ТНР наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
- создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
- использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
- усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
- социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
- опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
- опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
- опыт самоорганизации.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения в 1 классе:
Личностные УУД:
- оценивание простых ситуаций и однозначных поступков как «хорошие» или «плохие»;
- интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Тематическое планирование учебного материала по предмету «Природа и мы»
Распределение часов по четвертям 1 «В» класс.
Четверть | Разделы | Количество часов |
I | 1.Вводное занятие: Что такое Экология? 2.Дикие животные Итого | 1 8 9 |
II | 1.Дикие животные Итого | 7 7 |
III | 1.Дикие животные 2.Пернатые жители Итого | 4 4 8 |
IV | 1.Пернатые жители Итого | 9 9 |
Всего за год | 33 |
Календарно-тематическое планирование - 1 «В» класс
№ | Тема раздела/тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность | Универсальные учебные действия учащихся | |||
План | Факт. | |||||||
I четверть – 9 часов | ||||||||
1. | Вводное занятие: Что такое Экология? (1ч) Игра «Поле чудес» | 1 | 01.09 | Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»). | Учащиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы - вступать в учебный диалог - пользоваться условными обозначениями учебника - различать способы и средства познания окружающего мира способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; | |||
2. | Дикие животные(8ч). «Заяц-Длинное ухо» | 1 | 08.09 | Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Развитие речи, мышления, слухового внимания на основе игры «Узнай животное» Формирование диалогической речи на основе игр | - понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять умение действовать по плану и планировать свою деятельность; классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |||
3. | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | 15.09 | Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Развитие творческого потенциала методом самостоятельной работы с первоисточниками (книга, газета, компьютер) загадки о лисе | - понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; | |||
4. | Серый хищник – волк | 1 | 22.09 | Чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. работа в группах - «Раскрась волка». Разгадывание ребусов. Развитие творческого потенциала на основе составления мини – рассказов
Развитие слухового внимания и речи на основе игры «Запомни – повтори» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - умения работать в группе, в паре - отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; | |||
5. | Хозяин леса – медведь | 1 | 29.09 | Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Совместное выполнение проекта Формирование лексико-грамматического строя на основе согласования прилагательных с существительными Разгадывание загадок. Составление портрета «Бурый медведь». | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии, слайды - отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке | |||
6. | Любознательный зверёк – белка | 1 | 06.10 | Чтение рассказа В.Зотова «Белка», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения белки. Работа в группах – «Собери мозаику». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных; изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; | |||
7. | Куница - охотник на белок | 1 | 13.10 | Чтение рассказа В.Бианки «Куница за белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения куницы. Разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - группировать объекты неживой природы (камешки) по разным - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку - отвечать на итоговые вопрос и оценивать свои достижения на уроке | |||
8. | Лесной красавец – лось | 1 | 20.10 | Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа.Формирование лексико-грамматического строя на основе игр - загадок «Угадай по описанию» разгадывание загадок, работа в группах - Панно «Лесной красавец». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
9. | Сердитый недотрога - ёж | 1 | 27.10 | Чтение рассказа В.Зотова «Ёж». Формирование тактильного восприятия на основе практической работы с предметами реального мира игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - описывать внешний вид ежа - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Итого за I четверть:9 часов | ||||||||
II четверть: (7 часов) | ||||||||
10. | Дикие животные(7ч). Подземный житель – крот | 1 | 10.11 | Чтение рассказа В.Зотова «Земляные холмики». игра: «Поле чудес». Развитие зрительного восприятия на основе игры «Зажигаем фонарики» Развитие логического мышления на основе отгадывания загадок. Формирование умения отбирать загадки, пословицы, поговорки о растениях | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; | |||
11. | Всеядное животное — барсук | 1 | 17.11 | Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу Формирование логического мышления - Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
12. | Бобр-строитель | 1 | 24.11 | Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», знакомство со скороговорками и народными приметами.Развитие внимания на основе игры «Не ошибись», отгадывание картинок с изображением бобра, разгадывание загадок. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
13. | Запасливый бурундук | 1 | 01.12 | Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием. разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку». Развитие внимания на основе игры «Узнай животное» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - работать в паре: - сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
14. | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | 08.12 | Рассказ учителя о диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием Разгадывание кроссворда по повторению Правильное согласование слов в предложениях Развитие соревновательных навыков на основе игры «Кто больше» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку - описывать по плану - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
15. | Мышка-норушка | 1 | 15.12 | Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».Активизация словаря путем согласования существительных с прилагательным и с местоимением на основе игры «Кто больше?» разгадывание кроссворда, загадок. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять Описывать по плану - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; | |||
16. | Рысь - родственник кошки | 1 | 22.12 | Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь». Рисование домашней кошки или рыси. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Итого за II четверть: 7часов. | ||||||||
III четверть: (8 часов) | ||||||||
17. | Дикие животные(4ч). Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | 12.01 | Формирование лексико-грамматического строя на основе согласования прилагательных с существительными Знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь». разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - - приводить примеры - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
18. | Тигр - самая большая кошка на Земле. | 1 | 19.01 | Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Развитие творческого потенциала методом самостоятельной работы - портрет тигра Развитие мышления на основе игры «Четвертый лишний» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных соотносить форму и свойства различных природных объектов; выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; | |||
19. | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | 26.01 | Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; | |||
20. | Дикие животные. (обобщение) | 1 | 02.02 | чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные». Формирование лексико-грамматического строя на основе согласования прилагательных с существительными | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; | |||
21. | Пернатые жители (4ч). Воробей - самая распространённая птица на Земле. | 1 | 09.02 | Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Разгадывание загадок. Составление портрета воробья. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - - выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами - обсуждать выступления учащихся - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
22. | Ворона - «интеллектуальная» птица. | 1 | 02.03 | Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. разгадывание загадок, работа в группах «Рисование вороны».Формирование лексико-грамматического строя на основе согласования прилагательных с существительными | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных | |||
23. | Сорока - белобока - «лесная сплетница». | 1 | 16.02 | Активизация умения работать в паре Слайды с изображением сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока», стихотворения «Сорока - Трещётка». Разгадывание загадок, игра «Пословицы и поговорки о сороке»Развитие творческого потенциала методом самостоятельной работы с первоисточниками | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - прослеживать по рисунку-схеме - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
24. | «Лесной доктор» - дятел. | 1 | 23.03 | Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел», отгадываем загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Формирование лексико-грамматического строя на основе согласования прилагательных с существительными при восприятии и составлении мини рассказов | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
Итого за III четверть: 8 часов | ||||||||
IV четверть (9часов) | ||||||||
25. | Пернатые жители (9ч). Соловей - «великий маэстро». | 1 | 06.04 | Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять | |||
26. | Галка - городская птица | 1 | 13.04 | Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». Формирование лексико-грамматического строя на основе согласования прилагательных с существительными при составлении мини сказки | - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
27. | Загадочная птица - кукушка | 1 | 20.04 | Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».Развитие логического мышления на основе игры «Отгадай – ка» , игра «Народные приметы и поговорки». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; | |||
28. | «Пернатая кошка» - сова | 1 | 27.04 | Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами, игра «Кто и что ест?» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях - прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения - формулировать выводы о условиях, необходимых для жизни растений - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
29. | Любимая птица – снегирь | 1 | 04.05 | Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь», рисование ярких птиц. Формирование речи и зрительного восприятия на основе игры «Потерялись малыши» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять взаимопроверку - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
30. | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички | 1 | 11.05 | Развитие самостоятельности мышления при работе с тестовыми заданиями Формирование умения работать в паре Развитие творческого потенциала на основе инсценирования «Зимующие птицы» Формирование мышления и речи при работе со схематическими рисунками по теме «Птицы России» Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисунка и в природе - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корма - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; | |||
31. | Наш добрый сосед - скворец | 1 | 18.05 | Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец». Изготовление кормушек из пластиковых бутылок. Формирование лексико-грамматического строя на основе согласования прилагательных с существительными. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных | |||
32. | «Золотая птица» — иволга | 1 | 25.05 | Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Народные приметы. игра «птичьи расцветки». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных | |||
33. | Пернатые жители. | 01.06 | КВН - крылатая компания. Коррекция и развитие мышления на основе составления правил поведения человека на природе и вывода правил | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных | ||||
Итого за IV четверть:9 часов | ||||||||
Итого за год: 33 часа |
Литература для педагогов
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М.: 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. — Самара, 1996.
- Обухова Л.А.; Лемяскина Н.А.; Жиренко ВАКО 2011.» Обухова, Жиренко, Лемяскина: «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы». 1-4классы. ФГОС
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
- Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Литература для обучающихся
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Х.: Белгород 2009.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная эн¬циклопедия для детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. М.: 2010.
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / М.: 2008.
- Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
- Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 1998.
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков,
- Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / М.:2007.
- Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
- ecosystema.ru -- экологическое образование детей и изучение природы России.
- edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.
- forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
- ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
- wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
- zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"
Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Истоки» на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки», «Азбука истоков» для 1х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 2 класса рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Школа мяча » для учащихся 3-х классов на 2019-2020 учебный год (34 часов) 10.07.19
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для педагогов дополнительного образования.Модифицированная рабочая ...