Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 8
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Михайлова Алёна Геннадьевна
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ​ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.
 
Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор​рекционных школ, студентам дефектологических факульте​тов, педагогам коррекционных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_8.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 8.

Тема: СОСТАВ СЛОВА

Цели:

  1. Закрепить знания детей о частях слова
  2. Тренировать в морфологическом разборе  слов
  3. Закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок
  4. Тренировать в подборе слов к схемам
  5. Учить преобразовывать слова
  6. Развивать навыки построения схем слова

Ход занятия:

Оргмомент

Закрепление знания о частях слова

Игра «Что это такое?»

Логопед раздает детям карточки с написанными на них частями слов

Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?

Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.

Составьте слова из названных частей (белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка)

Сформулировать тему занятия и записать ее на доске

Основная часть

Закрепление знания о приставках

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов и названий профессий.

Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: «Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!» на том и порешили.

Итак, первое задание – от приставок. Расположите слова под надписями «крепко» и «насквозь».

Слова: приколол, примерз, пролил, прибил, прошил, прогрыз, пролез

Закрепление знания о корне слова

Приставки рады. Вы быстро справились с их заданием. Теперь очередь за корнем

Прочитайте на карточках слова и отыщите их корни


Карточки:

ПОД……ОВИК                        ПО……КА                        ……НИЦА

……КА                                ПО……КА                        ПОД……НИК

ПОД……КА                        ПОД……                        ……ИКИ

ПО……КА                                ПЕРЕ……ИЦА                ПРИ……

Корни для справок: -буд-, -сказ-, -суп-, -говор-, -ход-, -нос-, -вал-,           -друг-, -берез-, -окон-, -дел-, -сад-.

Ответы: подберезовик, будка, подсказка, посадка, поделка подвал, переносица, супница, подоконник, ходики, приговор

Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов

От словосочетаний (запись на доске) образуйте слова-предметы, добавив суффикс -к-.

Образец: посадить деревья – посадка

Логопед выставляет на доску карточку с суффиксом -к-.

Словосочетания:

Рубить лес -                 побелить стены -                         подкормить посевы –

Сушить сено -                засолить огурцы -                 обработать огород -

Молодцы! Вы отлично справились  с заданием. Части слов очень довольны они убедились, что все важны и все знакомы детям. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое совместно задание

Разберите по составу данные слова

Слова: переезд, прочитал, сено, девочка, голосок, пересказал, горочка, столик, зима, прочитала, замерзла, прибежал, звонок, объезд, лисенок.

Развитие навыков морфологического анализа и синтеза

Составьте слова из отгадок головоломок

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? … подкова.

Я имею два корня, друзья.

Как кольцо, соединительная гласная моя.

Первый корень возьму у ПАПА

А второй у слова ХОДИТЬ.

Угадайте, что я за слово? …Пароход.

Корень попрошу у слова МАНИТЬ.

Окончание у слова ЛИСА.

Суффикс у слова КНИЖКА,

Приставку возьму у слова ПРИВЕЗТИ

Что получится? … приманка.

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово … походка.

Что общего между всеми словами? (начинаются с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы) Какое из этих слов лишнее, почему? (пароход – слово мужского рода, не имеет приставки и состоит из двух корней)

Работа на уровне теста

Впишите в стихотворение подходящие по смыслу слова (запись на доске), разберите слова по морфологическому составу

Жили-были серый ….

И его ….

Серый …… был очень тих

И ……… тоже.

И ………… был у них –

Очень тихий …….

Слова для справок: еж ежиха, ежик, ежонок.

Итог занятия

Назовите однокоренные слова стихотворения. Разберите их по составу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 1

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 2

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 3

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 4

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 5

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 6

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 7

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...