Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 8
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_8.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 8.
Тема: СОСТАВ СЛОВА
Цели:
- Закрепить знания детей о частях слова
- Тренировать в морфологическом разборе слов
- Закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок
- Тренировать в подборе слов к схемам
- Учить преобразовывать слова
- Развивать навыки построения схем слова
Ход занятия:
Оргмомент
Закрепление знания о частях слова
Игра «Что это такое?»
Логопед раздает детям карточки с написанными на них частями слов
Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть?
Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый.
Составьте слова из названных частей (белый, изба, грузчик, перелет, вагончик, избушка)
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
Основная часть
Закрепление знания о приставках
Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов и названий профессий.
Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи заданий. Они сказали: «Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!» на том и порешили.
Итак, первое задание – от приставок. Расположите слова под надписями «крепко» и «насквозь».
Слова: приколол, примерз, пролил, прибил, прошил, прогрыз, пролез
Закрепление знания о корне слова
Приставки рады. Вы быстро справились с их заданием. Теперь очередь за корнем
Прочитайте на карточках слова и отыщите их корни
Карточки:
ПОД……ОВИК ПО……КА ……НИЦА
……КА ПО……КА ПОД……НИК
ПОД……КА ПОД…… ……ИКИ
ПО……КА ПЕРЕ……ИЦА ПРИ……
Корни для справок: -буд-, -сказ-, -суп-, -говор-, -ход-, -нос-, -вал-, -друг-, -берез-, -окон-, -дел-, -сад-.
Ответы: подберезовик, будка, подсказка, посадка, поделка подвал, переносица, супница, подоконник, ходики, приговор
Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов
От словосочетаний (запись на доске) образуйте слова-предметы, добавив суффикс -к-.
Образец: посадить деревья – посадка
Логопед выставляет на доску карточку с суффиксом -к-.
Словосочетания:
Рубить лес - побелить стены - подкормить посевы –
Сушить сено - засолить огурцы - обработать огород -
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны они убедились, что все важны и все знакомы детям. Части слов благодарят вас и просят выполнить их любимое совместно задание
Разберите по составу данные слова
Слова: переезд, прочитал, сено, девочка, голосок, пересказал, горочка, столик, зима, прочитала, замерзла, прибежал, звонок, объезд, лисенок.
Развитие навыков морфологического анализа и синтеза
Составьте слова из отгадок головоломок
Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,
Корень, как у слова КОВАТЬ.
Окончание в слове СОВА.
Что это такое? … подкова.
Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя.
Первый корень возьму у ПАПА
А второй у слова ХОДИТЬ.
Угадайте, что я за слово? …Пароход.
Корень попрошу у слова МАНИТЬ.
Окончание у слова ЛИСА.
Суффикс у слова КНИЖКА,
Приставку возьму у слова ПРИВЕЗТИ
Что получится? … приманка.
Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ
Корень такой же, как в слове ХОДОК.
Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ
А окончание, как в слове МАМА.
Это слово … походка.
Что общего между всеми словами? (начинаются с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы) Какое из этих слов лишнее, почему? (пароход – слово мужского рода, не имеет приставки и состоит из двух корней)
Работа на уровне теста
Впишите в стихотворение подходящие по смыслу слова (запись на доске), разберите слова по морфологическому составу
Жили-были серый ….
И его ….
Серый …… был очень тих
И ……… тоже.
И ………… был у них –
Очень тихий …….
Слова для справок: еж ежиха, ежик, ежонок.
Итог занятия
Назовите однокоренные слова стихотворения. Разберите их по составу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 1
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 2
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 3
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 4
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 5
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 6
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 7
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...