Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 7
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_7.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 7.
Тема: ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ ПРИ ПОМОЩИ СУФФИКСОВ
ЦЕЛИ:
- Развивать у детей навыки словообразования при помощи суффиксов
- Закреплять знания о правописании суффиксов
- Познакомить детей со значениями суффиксов.
- Устранять аграмматизм устной речи.
- Развивать логическое мышление, слуховую память
Ход занятия:
- Оргмомент
- Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (зад. 6, с. 9)
- К нам пришли куклы. Эти куклы маленькие, и они любят маленькие предметы. Рассмотрите картинки и запишите их названия. Укажите в словах суффиксы.
Картинки: куколка, лошадка, мишка.
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
- Основная часть.
- Знакомство с понятием «суффикс». Знакомство со значением некоторых суффиксов
- Во всех словах, обозначающих маленькие предметы, встречался суффикс -К-. суффикс служит для образования новых слов и чаще всего стоит после корня.
Развитие слухового внимания
- Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе
В давние-давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные. А доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.
Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, если он за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот пообещал помочь.
На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и … сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и … (логопед называет предметы, а дети досказывают ему, каким он стал) Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.
Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.
С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна. А жители города еще долго пересказывали эту историю, передавая ее от детей к внукам.
- Знакомство с суффиксами -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -УШК-, -ЮШК-, -ИНЬК-, имеющими уменьшително0ласкательное значение
- Куклы принесли с собой любимые сказки с картинками. Они хотят вам показать картинки и просят назвать героев сказок ласково
Картинки: заюшка, лисонька, дедушка, бабушка, медведюшка, ежинька, тетушка, дядюшка, лошадушка
- Запись слов из предыдущего задания и обозначение суффиксов, при помощи которых образованы эти слова (работа на доске)
- Знакомство с суффиксами -ЧИК-, -ЩИК-.
- Куклы пригласили к нам в гости и другие суффиксы. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют
- Кто помогает на вокзале носить вещи?
- Кто чистит нашу обувь?
- Кто носит специальную форму и летает на самолете?
- Кто дрессирует зверей?
- Кто что-то налаживает?
- Кто чинит водопровод?
- Кто стреляет из пулемета?
- Кто служит в ракетных войсках?
- Кто косит газоны?
- Что общего между всеми отгаданными словами? (это названия профессий)
- Припоминание суффиксов, используемых для образования названий профессий. Развитие навыков словообразования
- Куклы познакомили вас со многими суффиксами. Теперь они просят вас отыскать эти части слов
- Прочитайте слова на карточках и подумайте, какие суффиксы могли найти куклы в словах?
Слова на карточках:
- Танкист, дирижер, пекарь
- Таксист, жонглер, токарь
- Фигурист, оратор, слесарь
- Хоккеист, архитектор, пахарь
- Работа по обогащению словаря и дифференциации слов (работа на материале предыдущего задания)
- Распределите слова, обозначающие названия различных профессий, на группы
- Подумайте, сколько групп слов получится? По какому принципу вы их разделили?
- Работа на уровне теста. Закрепление умения суффиксального способа образования новых слов (зад. 7, с.9)
- Прочитайте текст. Найдите слова. В которых есть суффиксы. Подчеркните слова с суффиксами, выделите суффиксы. Какую роль играют найденные в словах суффиксы?
Кот Васька и мышки.
Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет. Да так никого и не поймал.
- В зависимости от возможностей детей можно также использовать для работы следующий текст:
Рысь.
По И.Соколову-Микитову
Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тихо качнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с ней играть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.
Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница маленьких зайчат, крупных зайцев, тяжелых глухарей. Много вреда приносит рысь.
Итог занятия
- Назовите из текста слова с суффиксами. Какое значение имеют эти суффиксы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 1
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 2
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 3
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 4
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 5
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 6
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 8
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...