Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 4
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Михайлова Алёна Геннадьевна
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ​ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.
 
Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор​рекционных школ, студентам дефектологических факульте​тов, педагогам коррекционных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_4.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 4.

Тема: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОБРАЗВОАНИЕ СЛОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК

Цели:

  1. Познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах
  2. Развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом
  3. Тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов
  4. Учить соотносить приставки с их схематичным изображением
  5. Развивать у детей временные и пространственные отношения

Ход занятия:

  1. Оргмомент
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

  • Прочитайте слова (запись на доске) и распределите их в две группы

  • Имеющие родственные слова в данном задании

  • Не имеющие родственных слов в данном задании

Слова: вишня, лимончик, яблочный, яблоко, виноград, грибочек, персик, персиковый, яблочко, кокос, вишенка

  • Какое слово лишнее? Почему? (грибочек – не относится к фруктам)

  1. Основная часть
  1. Знакомство с темой занятия

  • Посмотрите на мои действия и скажите, что  я делаю. Логопед:

  • Наливает воду в стакан

  • Выливает воду из стакана

  • Переливает из стакана в стакан

  • Разливает воду по стакана

  • Доливает воду в стакан

  • Поливает водой цветы

  • Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?

  1. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске

  2. Припоминание роли приставки, ее места в слове и роли в словообразовании

  3. Знакомство с графическим изображением приставок

  • Послушайте сказку о девочке Приставке и вы поймете, почему приставки пишутся со словами слитно.

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У нее была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды. Слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выходила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шел к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенек и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь  СЛОВАМ.

В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит свой волшебный фонарик. Освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идет впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них даже приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА. С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и ее волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

  • Логопед выставляет веселое пособие «Приставка» и демонстрирует графическое изображение приставки

  1. Подбор приставок к словам-действиям

  • Подберите «фонарик» к каждому слову-действию. Укажите в словах приставки (работа на доске)

…звенел звонок в школе.

Ученики …шли из класса.

Лена …шла за Светой в детский сад.

Миша …шел из школы и …шел домой.

  1. Практическое употребление приставочных глаголов

  • Рассмотрите картинки и составьте предложения. Назовите слова  с приставками. Что общего между всеми названными словами? Чем они отличаются?

  1. Работа на уровне текста (запись на карточках)

  • «Зажгите фонарики» в словах – укажите приставки

2 класс.

В полях показалась земля. Наступила первая весна – полевая. На реках потрескался лед. Река стала большой. Это настала вторая весна – речная. Сошел снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зеленый наряд. Пришла третья весна – лесная.

3 класс

Скатился Колобок с окошка на завалинку.

Покатился он по дорожке.

Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.

Повстречал Колобок лису.

Тут встретил Колобок волка.

Укатился Колобок от волка.

Потом встретил Колобок зайца.

От зайца быстро укатился Колобок.

Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.

  • Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?

  1. Итог занятия (зад. 1, с. 6)
  • Девочка Приставка принесла нам свои «фонарики»-приставки и просит образовать с ними новые слова. Помогите девочке образовать новые слова от корней -ЕЗД-, -ХОД- по образцу. Образец: поездка, переход….

ПО-                        В-                ПОД-                        НА-                С-

ОТ-                        ИС-                У-                        ПЕРЕ-        ПРИ-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 1

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 2

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 3

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 5

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 6

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 7

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...

Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 8

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда​ции с конспектами фронтальных коррекц...