Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 4
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_4.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 4.
Тема: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОБРАЗВОАНИЕ СЛОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК
Цели:
- Познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах
- Развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом
- Тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов
- Учить соотносить приставки с их схематичным изображением
- Развивать у детей временные и пространственные отношения
Ход занятия:
- Оргмомент
Повторение и закрепление пройденного материала
Прочитайте слова (запись на доске) и распределите их в две группы
Имеющие родственные слова в данном задании
Не имеющие родственных слов в данном задании
Слова: вишня, лимончик, яблочный, яблоко, виноград, грибочек, персик, персиковый, яблочко, кокос, вишенка
Какое слово лишнее? Почему? (грибочек – не относится к фруктам)
- Основная часть
Знакомство с темой занятия
Посмотрите на мои действия и скажите, что я делаю. Логопед:
Наливает воду в стакан
Выливает воду из стакана
Переливает из стакана в стакан
Разливает воду по стакана
Доливает воду в стакан
Поливает водой цветы
Перечислите действия, которые я совершала. Чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
Припоминание роли приставки, ее места в слове и роли в словообразовании
Знакомство с графическим изображением приставок
Послушайте сказку о девочке Приставке и вы поймете, почему приставки пишутся со словами слитно.
В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У нее была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды. Слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выходила из леса заблудившихся грибников.
Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.
Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шел к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенек и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.
В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит свой волшебный фонарик. Освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идет впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них даже приросли к фонарику.
Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА. С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и ее волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.
Логопед выставляет веселое пособие «Приставка» и демонстрирует графическое изображение приставки
Подбор приставок к словам-действиям
Подберите «фонарик» к каждому слову-действию. Укажите в словах приставки (работа на доске)
…звенел звонок в школе.
Ученики …шли из класса.
Лена …шла за Светой в детский сад.
Миша …шел из школы и …шел домой.
Практическое употребление приставочных глаголов
Рассмотрите картинки и составьте предложения. Назовите слова с приставками. Что общего между всеми названными словами? Чем они отличаются?
Работа на уровне текста (запись на карточках)
«Зажгите фонарики» в словах – укажите приставки
2 класс.
В полях показалась земля. Наступила первая весна – полевая. На реках потрескался лед. Река стала большой. Это настала вторая весна – речная. Сошел снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зеленый наряд. Пришла третья весна – лесная.
3 класс
Скатился Колобок с окошка на завалинку.
Покатился он по дорожке.
Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
Повстречал Колобок лису.
Тут встретил Колобок волка.
Укатился Колобок от волка.
Потом встретил Колобок зайца.
От зайца быстро укатился Колобок.
Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.
Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут?
- Итог занятия (зад. 1, с. 6)
Девочка Приставка принесла нам свои «фонарики»-приставки и просит образовать с ними новые слова. Помогите девочке образовать новые слова от корней -ЕЗД-, -ХОД- по образцу. Образец: поездка, переход….
ПО- В- ПОД- НА- С-
ОТ- ИС- У- ПЕРЕ- ПРИ-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 1
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 2
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 3
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 5
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 6
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 7
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...
Мазанова Коррекция аграмматической дисграфии Занятие 8
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекц...