Использование игрового комплекта ПЕРТРА в совместной работе учителя - логопеда и педагога - психолога
статья по логопедии (1 класс) по теме
Хочу поделиться опытом использования игрового комплекта ПЕРТРА на логопедических занятиях с учащимися с нарушениями речи при формировании зрительно-пространственных функций и развитие кинетических ощущений при написании букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovogo_komplekta_pertra_v_sovmestnoy_rabote_logopeda_i_psihologa.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО КОМПЛЕКТА ПЕРТРА В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА
Для учащихся с нарушениями письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений. В результате недостатков в формировании графомоторных навыков дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Отмечается также повышенный мышечный тонус, который мешает ребенку постоянно писать на уроке, не отставая в выполнении письменных заданий от одноклассников.
Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к возникновению стойких дисграфических ошибок на письме оптического и кинетического характера. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом. Реализация данной операции происходит в два этапа:
- установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово;
- дальнейшая ее трансформация в пространственную последовательность букв.
В своих работах Садовникова И.Н. отмечает, что для учеников общеобразовательной школы наиболее характерными являются замены букв по кинетическому сходству, чем по оптическому. Практика подтверждает данный факт.
«Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ»[1].
Садовникова И.Н. отмечает, что требование «безотрывного письма» не лучшим образом сказывается на качестве письма. Необходимо разбирать буквы поэлементно, отрабатывая каждый элемент.
«Смешение букв по кинетическому сходству носят стойкий характер, снижают качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников».[2]
Поэтому в коррекционную работу с детьми с нарушениями речи мы стали вводить упражнения на развитие зрительно-пространственных функций и развитие кинетических ощущений при написании букв. Решая эту задачу, мы используем игровой комплект «ПЕРТРА».
Во-первых, это современный дидактический набор, из качественных материалов, внешний вид которых привлекает внимание детей и активизирует познавательные процессы.
Во-вторых, составляющие игрового комплекта позволяют неоднократно их использовать, решая различные учебные и коррекционные задачи, по мере необходимости усложняя их.
В-третьих, игра – для ребенка важный вид деятельности; учебная игра (дидактическая) является переходным звеном от ролевой игры к учебе, что лучше всего подходит для коррекционной работы.
Настольные игры – одна из самых удобных форм работы с детьми. Они позволяют развивать такие базовые психические процессы, как восприятие, внимание, воображение, память, устную речь, мышление; формируют навыки коллективной игры, игры по правилам.
Настольные игры часто используются при проведении психологического или логопедического обследования ребенка. С их помощью легче устанавливается контакт с ребенком, снимается напряжение, вызванное ситуацией обследования.
Интересно проводить групповые занятия (от 2 до 5-6 человек) с использованием настольных игр. При этом выполняется не только дидактическая задача, поставленная логопедом или психологом – ребята учатся уступать, слушать друг друга, принимать точку зрения партнера по игре.
Игра станет более азартной, если устроить соревнование. Его можно организовывать как между командами, рассаживая каждую за отдельный стол, так и между двумя игроками. В своей работе мы используем игровой комплект «ПЕРТРА».
Игровой комплект психолога разработан известным педагогом Марианной Фростиг. Концепция Марианны Фростиг обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога.
В комплект входит:
- Шесть наборов игровых средств (в чемоданах - кофрах).
- Две доски-основы.
- Мобильный стеллаж, в котором размещаются чемоданы с дидактическим материалом. Описание игрового комплекта взято с сайта:www.intoks.ru
Стеллаж
Достоинства:
- стабильный и подвижный;
- одновременно быстрый доступ к дидактическому материалу;
простота обзора и подбора необходимого для занятий материала.
Два деревянных игровых поля с 28 отверстиями и с 280 отверстиями (для набора № 6), которые по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей каждой детали из наборов 1–6. На поверхности доски – основы можно укладывать любые детали, достраивать начатые узоры, повторять или составлять зеркальное изображение узоров, созданных товарищами. Основа может располагаться на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу. Используется также в качестве крышки для чемоданов
Игровой набор 1 Konstruktion (Пространство на плоскости)
Располагая элементы дороги на доске-основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта». При этом развивается восприятие положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов. Во время «проезда» по улицам вырабатываются содружественные движения глаз и рук.
Цель: формирование представления детей о различных видах линий.
Игровой набор 2 Klassifi kation (Упорядочение элементов)
Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать разные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.
Цель: корректировка представления детей о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, пространственных, развитие способности к аналитической деятельности.
Игровой набор 3 Diskrimnation (Одинаковое и разное)
Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме.
Цель: тренировка в построении периодических последовательностей, словесном описании цепочек, совершенствование понимания пространственных отношений, развитие способности к классификации
Игровой набор 4 Relation (Пространство и преобразования)
Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов.
Цель: создание у ребенка кинестетических образов различных форм, обучение правильному соотношению размеров объектов.
Игровой набор 5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии)
В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма.
Упражнения с дорожками развивают содружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.
Цель: формирование содружественных движений глаз и руки, тренировка точности движений пальцев, развитие навыка владения письменными принадлежностями.
Игровой набор 6 Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию)
Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше – меньше и др. С Игровым набором 6 используется доска-основа с 280 отверстиями.
Цель: совершенствование хватательных функций кисти и пальцев, дозирование мышечных усилий.
Детали из разных наборов можно использовать одновременно.
«Построй букву».
(для учащихся 1 класса)
Дидактическая задача:
- помочь детям быстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направленности элементов букв;
- учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по образцу;
- развивать мелкую моторику.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 1, 5;
- карточки – схемы (образцы) с изображением букв.
Условия игры.
В игре принимают участие 2 человека. Игровое пространство делится пополам. Детям предлагается рассмотреть карточки – схемы с буквами, выбрать необходимые детали из набора для своей буквы. Далее ученики строят буквы по образцу и проверяют свою работу.
Когда первый этап завершен, детям предлагается провести металлические шарики (от большого до маленького) по готовым дорожкам. Ребенок работает сначала по своей дорожке, а потом по дорожке соседа.
Можно усложнить задание, предложив детям построить букву самостоятельно без образца.
«Кто быстрее доберется до гаража».
(для учащихся 2 -4 классов)
Дидактическая задача:
- учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по образцу;
- активизировать в речи учащихся использование глаголов движения и существительных в косвенных падежах с предлогами и без предлогов.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 1, 5;
- схема лабиринта.
Условия игры.
В игре могут принимать участие 2 человека. Детям предлагается внимательно рассмотреть карту – схему с лабиринтом, подобрать необходимые детали из набора. После чего дети приступают к постройке. Сложность заключается в том, что лабиринт занимает не все игровое поле. После того, как первый этап работы выполнен, необходимо осуществить проверку: сверить свою постройку с образцом. Далее надо усложнить задание установкой резинок. Для учащихся 2 класса учитель это делает сам, а для 3 – 4 классов дает образец.
Когда игровое поле готово, то детям предлагается провести своего человечка к машине того же цвета. При продвижении по лабиринту ребенок должен проговаривать свой маршрут (все повороты, преодоление препятствий). Выигрывает тот, кто точнее опишет свой маршрут движения.
«Как в лесу найти жука».[3]
(для учащихся 2 -4 классов)
Дидактическая задача:
- учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по образцу;
- активизировать в речи учащихся использование глаголов движения и существительных в косвенных падежах с предлогами и без предлогов;
- учить детей ориентироваться в пространстве по схеме.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 1, 5;
- карточка – схема с лабиринтом;
- маленькие карточки – ориентиры, которые расставляются на перекрестках дорог;
- схемы пути.
Условия игры.
В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек. Детям предлагается внимательно рассмотреть карту – схему с лабиринтом, подобрать необходимые детали из набора. После чего дети приступают к постройке. Лабиринт занимает все игровое поле. После того, как первый этап работы выполнен, необходимо осуществить проверку: сверить свою постройку с образцом. Далее на готовом лабиринте устанавливаются карточки – ориентиры.
Когда игровое поле готово, учитель сообщает детям, что в этом лесу спрятались жуки. Они нарисовали дорожку, по которой их можно найти. У каждого дорожка своя. Внимательно рассматривайте схему – мимо каких объектов проходит ваша дорожка. Кто доходит до своего объекта, тот забирает карточку – ориентир. Когда все карточки собраны, то их надо перевернуть и составить из полученных букв ключевое слово.
«Собери узор».
(для учащихся 2 -4 классов)
Дидактическая задача:
- учить детей анализировать сложный образец, познакомить с симметрией фигур;
- учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по образцу;
- учить детей ориентироваться в пространстве по схеме.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 1, 5;
- карточка – схема с узором.
Условия игры.
В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек. Детям предлагается внимательно рассмотреть фотографию с узором, подобрать необходимые детали из набора. После чего дети приступают к постройке. Узор занимает все игровое поле. Сначала детям предлагается построить верхнюю часть узора по образцу, а потом построить его зеркальную копию. После того, как работа выполнена, необходимо осуществить проверку: сверить свою постройку с образцом.
«Геометрический диктант».
(для учащихся 1 классов)
Дидактическая задача:
- формировать пространственное восприятие и представления;
- закрепить знания учащихся о геометрических фигурах, цвете.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 2.
Условия игры.
У детей на столах лежат по 5 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, два прямоугольника.
Инструкция:
- Назовите геометрические фигуры, которые лежат у вас на столах слева направо.
- Положите перед собой желтый прямоугольник,
- слева от него зеленый треугольник;
- справа – красный треугольник;
- синий квадрат положите перед треугольником;
- синий прямоугольник – между квадратом и треугольником.
- Проверка:
- какая фигура находится слева от треугольника;
- справа от круга (перед ..., за ..., между....);
- назовите фигуры желтого цвета, красного и т.д..
«Собери квадрат».
(для учащихся 1 классов)
Дидактическая задача:
- формировать пространственное восприятие и представления;
- закрепить знания учащихся о геометрических фигурах, цвете;
- развивать умение из частей собирать целое;
- активизировать словарный запас, путем проговаривания своих действий вслух.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 2;
- схемы большого квадрата, собранного из малых фигур.
Условия игры.
В игре могут принимать участие 2 детей. У каждого из них основа большого квадрата и схема.
Инструкция:
Соберите большой квадрат из маленьких геометрических фигур по образцу (схеме). Собранную фигуру прокомментируйте и разукрасьте образец – схему.
«Собери домик».
(для учащихся 1 классов)
Дидактическая задача:
- формировать пространственное восприятие и представления;
- закрепить знания учащихся о геометрических фигурах, цвете;
- развивать умение из частей собирать целое;
- активизировать словарный запас, путем проговаривания своих действий вслух.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 2;
- образец дома, собранного из геометрических фигур.
Условия игры.
В игре могут принимать участие 2 детей. У каждого из них основа большого квадрата и схема.
Инструкция:
Соберите дом из геометрических фигур по образцу (схеме). Подумаете, как можно изменить внешний вид дома. Расскажи, какой дом ты построил сначала, и какой получился потом.
«Лабиринт».
(для учащихся 1 -4 классов)
Дидактическая задача:
- учить детей анализировать словесную инструкцию;
- учить детей выполнять действия, заданные словесной инструкцией;
- учить детей проверять свою работу по образцу;
- учить детей работать в парах.
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 1;
- карточки – схемы с образцами.
Условия игры.
В игре могут принимать участие 2 человека. Детям предлагается внимательно послушать словесную инструкцию по строительству лабиринта.
Например, вам надо построить лабиринт от заданных точек на досках – основах (левый нижний угол), используя следующие детали: 6 прямые дорожки и 7 простых поворотов. Подберите необходимые детали из набора.
После чего дети приступают к постройке лабиринта по словесной инструкции взрослого.
Инструкция: от начальной очки положите две прямые дорожки вверх; один поворот направо; одну прямую дорожку; поворот налево; поворот направо; еще раз поворот направо; прямая дорожка; поворот направо; поворот налево; прямую дорожку; поворот направо и прямую дорожку. Куда вы дошли? Проверьте свою работу по карточке – образцу.
Игру начинаем с маленьких лабиринтов (5 – 7 деталей), постепенно усложняя задачу, в зависимости от возможностей детей.
После построения обязательно просим пройти свой лабиринт либо человечком, либо проехать на машинке, проговаривая свой маршрут движения.
Следующий этап усложнения игры – словесную инструкцию дает не учитель, а кто-то из учеников.
Игру можно использовать для развития мелкой моторики – путь проходим магнитной ручкой с шариками разной величины.
А так же данную игру можно использовать на логопедических занятиях для выработки правильной воздушной струи.
«Загони шар в ворота».
(для учащихся с нарушениями произношения свистящих и шипящих звуков)
Дидактическая задача:
- формировать правильную воздушную струю;
- поддерживать работоспособность на высоком уровне;
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 1, 2;
Условия игры.
В игре принимает участие один ребенок. Перед ним находится коробочка с пластмассовыми и металлическими шариками и дорожка, в конце которой он строит ворота из геометрического материала (кофр № 2).
Инструкция:
Собери ворота в конце дорожки, в ее начало положи шарик и, медленно выдыхая, подуй на него так, чтобы шарик докатился до ворот. Контролируем, чтобы не надувались щеки, воздушная струя была плавной, но достаточно сильной.
Задание постепенно усложняется:
- ребенок сдувает сначала пластмассовые шарики, затем металлические постепенно увеличивая размер шарика;
- усложняется конфигурация дороги: от прямой до извилистой с достаточно крутыми поворотами;
- ребенок может построить дорогу самостоятельно из мелких деталей.
«Придумай свой рисунок».
(для учащихся 1 – 4 классов)
Дидактическая задача:
- учить детей анализировать сложный образец;
- учить детей выполнять действия, заданные схемой;
- учить детей фантазировать, придумывая рассказы о составленных фигурах;
- развивать мелкую моторику рук (хватательные движения);
- совершенствовать математические понятия (для 1 класса – счет);
- поддерживать работоспособность на высоком уровне;
Оборудование:
- игровой комплект «ПЕРТРА» кофр № 6;
- доска – основа с 280 отверстиями;
- схемы – образцы.
Условия игры.
В игре принимают участие от одного до двух детей. Игровое пространство делится пополам. Детям предлагается рассмотреть карточки с образцами и выбрать ту фигура, которую они хотели бы построить. Далее ребенок определяет, какие детали ему необходимы для работы, и начинает построение, сверяя свою работу с образцом.
На следующем этапе ребенку предлагается самостоятельно построить любую фигуру без образца и придумать о ней небольшой рассказ.
[1] Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.
[2] Там же.
[3] Идея игры взята из книги Л.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.
В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...
Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения
В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...
«Современные технологии работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с нарушениями речи»
17.02.2017...
Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса
Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...
«Имаготерапия в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
Цели:Ø Создать оптимальные условия для коррекции психоэмоциональных и речевых нарушений у детей младшего школьного возраста посредством имаготерапии.Задачи:Ø создание благоприятной психологической атм...
Организация работы учителя-логопеда и педагога –психолога в школе.
Цель совместной работы : тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное р...
Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися
Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...