Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения
статья по логопедии на тему

Кайдорина Ольга Владимировна

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть обусловлены комплексом причин, среди которых – как недостаточность психических предпосылок освоения данных видов речевой деятельности, так и неадекватность методик обучения возможностям ученика.В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной - развивающей работы с учащими младших классов общеобразовательных школ,    определяется строгой, продуманной системой.  Суть ее заключается в создании  творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организации коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_rabota_uchitelya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися  младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения.

Учитель – логопед Кайдорина Ольга Владимировна

МБОУ «СОШ№2» г. Лесосибирск, 662544, Красноярский край г.Лесосибирск, ул. Дзержинского, д.2 «Б», кв.54. e-mail kaidor@mail.ru, тел. 89082229961

      Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть обусловлены комплексом причин, среди которых – как недостаточность психических предпосылок освоения данных видов речевой деятельности, так и неадекватность методик обучения возможностям ученика.

Особенно тревожная ситуация сложилась с процентом тяжелых речевых нарушений (по городу Лесосибирску эта цифра выросла с 25% до 45 %).  Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они в большинстве случаев имеют полноценный слух и интеллект.  Выявляются они,  в основной своей массе, как правило, к концу первого — в начале второго класса, при переходе от обучения грамоте (когда происходит первоначальное становление технических навыков чтения и письма) к учебным предметам: «Русский язык» и «Чтение», для освоения которых требуются автоматизированные навыки и умение распределять внимание между технической и смысловой сторонами. Переход этот требует достаточно большого времени и усилий со стороны и педагогов  и учащихся. Пробелы в формировании учебных навыков в период овладения грамотой в дальнейшем могут быть причиной неуспеваемости ребенка по многим предметам.

      В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной - развивающей работы с учащими младших классов общеобразовательных школ,    определяется строгой, продуманной системой.  Суть ее заключается в создании  творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной диагностики, организации коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения  необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход. Создание комплексного подхода предполагает тесное сотрудничество и партнерство всех взрослых участников педагогического процесса и предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования письменной формы речи, специалистам необходимо в ходе диагностики выявить характер трудностей и механизмы, препятствующие освоению программных требований. И только основываясь на подобном анализе, можно строить тактику и стратегию коррекционной работы.

Система педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении включает следующих специалистов: психолога, логопеда, социального работника, медицинского работника, учителя.

Особую значимость  в организации коррекционной работы в школе имеет совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.  Причем логопед призван оказывать диагностическую и коррекционную помощь только учащимся начальной школы, что определяется соответствующим нормативным документом. Объектом профессиональной деятельности логопеда выступает ребенок, имеющий речевую патологию первичного генеза. Однако, как правило, к логопеду идут в тех случаях, когда у ребенка возникают проблемы с освоением программного материала по чтению и письму (русскому языку).

Работа психолога -  это диагностика причин школьной неуспеваемости, в частности в предметных областях «Русский язык» и «Чтение» совместно с логопедом (если таковой в школе имеется). Это организация занятий по коррекции психической деятельности ученика, его психических функций, эмоционально-волевой сферы. Это организация работы с педагогами по выбору оптимальных путей обучения каждого ребенка, нуждающегося в этом, выбор оптимальных методик преподавания.

      Работа в команде предполагает реализацию комплексного подхода и при диагностике, и при коррекции недостатков письменной речи ученика, поскольку позволяет увидеть личность ребенка в целом и организовать воздействие на нее в целом. Это принципиальный подход, позволяющий повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

      В школу приходят разные дети, но цель одна - овладение письменной речью. Письменная речь усваивается сознательно, для этого необходимо созревание мозговых структур и подготовленность психических функций и процессов, участвующих в письме.

Для овладения письмом необходима сформированность симультатных и сукцессивных способностей, межанализаторного взаимодействия, достаточный уровень сенсорного развития ребенка (слуховое, зрительное пространственное восприятие, развитие психомоторики). Важно развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), уровень сформированности познавательной и интеллектуальной деятельности ребенка, достаточный уровень развития устной речи.

      При поступлении в школу первоклассников каждый специалист (логопед, психолог, учитель) обследует ребенка на предмет готовности к школе. Известно, что на основе недостатков речи у учащихся начальных классов массовой общеобразовательной школы часто лежит церебро-органическая недостаточность или минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушением такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций, поэтому коррекционная помощь таким детям должна включать работу над восприятием, памятью, вниманием, мышлением. В этом случае исключительную важность приобретает содержание диагностики, в процессе которой дается оценка всех структурных компонентов.

       Формирование готовности к обучению грамоте предполагает не только речевую готовность ребенка, но его психическое развитие. В этом аспекте  системное обследование узкими специалистами первоклассников очень важно. Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребенка, учет особенностей формирования его навыков чтения и письма, всей учебной деятельности составляет основу для поиска приемов и определения содержания логопедической работы. Качественная и своевременная диагностика нарушений письменной речи во многом определяет возможности коррекции. Кроме логопедических сведений о ребенке, необходимы сведения о педагогическом и психологическом статусе ребенка. Важно ориентироваться в зоне ближайшего развития ребенка, учитывать состояние моторики, восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы.   Использование нейропсихологического метода исследования позволяет сблизить психолого-педагогический и клинический аспекты изучения, более дифференцированно и подробно выявить причины нарушений письменной речи учащихся. Исходя из сказанного, видна важность  работы в команде для диагностики и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда.  Большое количество  учащихся отличаются «неосложненными вариантами недоразвития речи», проявлением черт общей эмоционально-волевой незрелости, слабой регуляцией произвольной деятельности, снижением устойчивости и концентрации внимании, низкой продуктивностью процессов памяти, словесно-логического мышлении. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, учащиеся этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней пребывания в школе. Существенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. Работа с такими детьми является комплексной медико-педагогической проблемой, поэтому в коррекеции должно быть отведено место лечебно-оздоровительным мероприятиям. Понятно, что таким детям нужна помощь нескольких специалистов, так как   у них наблюдаются нарушение не только  речевых,  но и психических процессов. Учителями с первых дней пребывания таких детей в классах отмечается быстрая утомляемость, соматическая ослабленность, ослабление иммунитета, частая заболеваемость. Чтобы у ребенка не было переутомления, важно определить, какой специалист будет работать с ребенком первоначально. Данная проблема выясняется после обследования ребенка всеми узкими специалистами и обсуждения результатов на школьном психолого-медико- педагогическом  консилиуме.  

     Наблюдение учащихся с первых дней в школе, ранняя диагностика развития, изучение медицинских карт, получение данных родителей о предшествующем развитии ребенка, посещение уроков учителей, изучение условий воспитания в семье, обсуждение полученной информации- все это позволяет оценить важность учета индивидуальных особенностей каждого ученика и состояние его нервно-психического здоровья.

Большую помощь оказывают мониторинги обследования, анкеты для родителей.

Работа каждого специалиста должна быть взаимосвязана и прозрачна для всех, поэтому очень эффективны  индивидуальные карты развития учащихся, в которых все специалисты,  работающие с ребенком, делают свои заметки и рекомендации.

Очень эффективны интегрированные занятия с детьми, нуждающимия в коррекционной помощи.  Можно использовать программу  «Интегрированные занятия психолога и логопеда для детей с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе» Давидюк С.В.,КореневаС.В. ( журнал «Школьный логопед» №1(4),2005 г.).

        Таким образом,  проблема взаимодействия специалистов рассматривается  как процесс целенаправленного взаимного влияния, способствующего более успешной реализации профессиональных возможностей. Логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.

 

                                                                   Литература

  1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования
  2. Давидюк С.В., Коренева С.В. «Интегрированные занятия психолога и логопеда для детей с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе», журнал «Школьный логопед» №1(4),2005 г.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие

. -- СПб.: МиМ, 1997. – 286

  1. Корнев А. Н.Методика раннего выявления дислексии
  2. Нодельман В.И. Методика исследования речи. Методическое пособие.-Изд- во Иркут.гос.пед.ун-та,2007.-40с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового комплекта ПЕРТРА в совместной работе учителя - логопеда и педагога - психолога

Хочу поделиться опытом использования игрового комплекта ПЕРТРА на логопедических занятиях с учащимися с нарушениями речи при формировании зрительно-пространственных функций и развитие кинетических ощу...

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...

Современные научно-теоретические подходы к коррекции нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Данный материал будет интересен логопедам. В работе раскрыты понятия "дисграфия", "дисорфография". Дан обзор методов преодоления нарушений письма. Приведены примеры коррекционно-ло...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...

Выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО "РГПУ им.А.И.ГЕРЦЕНА" Аверкиной Галины Николаевны по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». (2016 год).

ВКР по теме: «Нарушения письма и специфика логопедической работы по их коррекции у учащихся младших классов общеобразовательной школы». В работе широко освещается проблема нарушения устной...

Консультация учителя - логопеда для педагогов школы «Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»

Что же такое нарушение чтения и письма? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?...