Программа коррекционно - логопедических занятий с обучающимися с ОВЗ (ЗПР)
рабочая программа по логопедии на тему
Коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1 - 4 кл с ОВЗ (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_2.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
коррекционно - логопедических занятий
с обучающимися с ОВЗ (ЗПР)
(как часть адаптированной основной
общеобразовательной программы
начального общего образования)
Пояснительная записка
Рабочая программа по логопедической коррекции речи направлена на оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), имеющим нарушения устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ по русскому языку и чтению, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне ЗПР.
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г. и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, а также в соответствии с разделами программ предметной области филология в начальной школе (УМК «Школа России»).
АООП НОО обучающихся с ЗПР определена на основе рекомендаций психолого - медико - педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам их комплексного психолого - медико - педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
- Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Устав школы.
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1 - 4 классов.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова.
- Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
- Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе слов.
- Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Обучение нахождению слов, обозначающих предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
Коррекционные:
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
- Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
- Развитие навыков построения связного высказывания.
- Формирование психологической базы речи:
- зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
- мышления;
- памяти;
- устойчивости внимания;
- накопление представлений об окружающем мире;
- воображения;
- наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
- развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование регулирующей учебной деятельности:
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
- применение полученных знаний в новых ситуациях,
- анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.
Воспитательные:
1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
2. Формирование личностных качеств:
- организованности;
- воспитанности;
- взаимоуважения;
- адекватного представления о себе и своих возможностях.
Общая характеристика учебного курса.
Данный курс способствует формированию предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения русского языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Распределение учебных часов по годам обучения обучающихся с ОВЗ
№ п/п | Разделы | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Диагностика | 2 | 4 | 4 | 4 |
2 | Коррекция устной и письменной речи | 60 | 60 | 60 | 60 |
3 | Итого | 62 | 64 | 64 | 64 |
Место курса.
- обучающимся, зачисленным на логопедические занятия, проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Периодичность логопедических занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут (в первом классе в первом полугодии – 35 минут). Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи в сочетании с диагнозом; возрастным критерием. Общий объем учебного времени составляет 254 часа.
Класс | Количество часов в неделю | Распределение часов |
1 | 2 | Коррекция речи – 1 час Профилактика нарушений письменной и устной речи – 1 час |
2 | 2 | Коррекция речи – 1 час Коррекция пробелов знаний по русскому языку– 1 час |
3 | 2 | |
4 | 2 |
Содержание учебного курса
Содержание учебного курса связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению и условно делится на несколько этапов.
Диагностический этап.
Цель: обследование состояния устной и письменной речи обучающихся.
Задачи:
- уточнение структуры речевого дефекта и оценка степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
- построение системы индивидуальной коррекционной работы;
- отслеживание динамики речевого развития ребёнка с ОВЗ (ЗПР) (используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно - уровневой системой оценки).
Подготовительный этап (1 класс):
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Задачи:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов.
Основной этап (2 – 4 классы).
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
- совершенствование фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание работы.
- Диагностика учащихся. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
- Слово. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.
- Предложение. Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
- Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а - я. Дифференциация гласных о - ё. Дифференциация гласных у - ю. Дифференциация гласных и - ы. Выделение гласных из слов.
- Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.
- Связная речь. Составление описание простого предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Планируемые результаты
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- должен соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- учащихся должны формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
- различать предложение, словосочетание, слово;
- анализировать слова по звуковому составу;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
- писать под диктовку предложения и тексты;
- правильно читать вслух целыми словами;
- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
- устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
- дифференцировать звуки по акустическому сходству;
- подбирать к слову родственные слова;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
- дифференцировать предлоги и приставки;
- составлять распространенные предложения;
- определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
- составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
- должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
- обучающиеся должны уметь характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные, звонкие/глухие;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы в целом способствует выравниванию состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у ребенка с нарушениями устной и письменной речи, имеющего ЗПР, в соответствии с возрастными требованиями, что необходимо для его всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Литература
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
- Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
6. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
7. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
8. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001
10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с
13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
14. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
16. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с
Календарно – тематическое планирование.
1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечание |
1 | Диагностика. | 2 | |
Развитие анализа структуры предложения. | |||
2 | Предложение. Большая буква в начале предложения. | 1 | |
3 | Интонационная законченность предложений. | 1 | |
4 | Предложения из 3-х слов | 1 | |
5 | Предложения из 4-х слов и более. | 1 | |
Слово. | |||
6 | Слово. Дифференциация понятий «слово» и «предложение». | 1 | |
7 | Слова, обозначающие предмет (Кто? Что?). | 1 | |
8 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | |
9 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие. | 1 | |
10 | Слова, обозначающие признак предмета. | 2 | |
11 | Закрепление понятий о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях. | 2 | |
Звуки речи. Гласные звуки. | |||
12 | Органы речи. Образование звуков речи. | 1 | |
13 | Гласные первого ряда. Образование гласных а,о,у,э,ы. | 1 | |
14 | Гласные второго ряда. Образование гласных я,е,ю,ё,и. | 2 | |
15 | Выделение гласных из ряда заданных звуков, слогов и слов. | 2 | |
16 | Ударение. | 2 | |
17 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | |
18 | Выделение ударного слога в слове. | 1 | |
Согласные звуки. | |||
19 | Образование согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
20 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 2 | |
21 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 2 | |
22 | Контрольное занятие. | 1 | |
Звуковой анализ и синтез слов. | |||
23 | Выделение первого звука в слове. | 1 | |
24 | Выделение последнего звука в слове. | 1 | |
25 | Определение места звука в слове. | 1 | |
26 | Определение количества звуков в словах с простой структурой (СГС). | 1 | |
27 | Звуки и буквы. Соотношение между звуками и буквами в слове. | 2 | |
Слоговой анализ и синтез слов. | |||
28 | Выделение первого слога в слове. | 1 | |
29 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | |
30 | Составление слов из слогов. | 1 | |
31 | Деление двухсложных слов на слоги. | 1 | |
32 | Деление трёхсложных слов на слоги. | 1 | |
33 | Контрольное занятие. | 1 | |
Дифференциация согласных. | |||
34 | Дифференциация М-МЬ | 1 | |
35 | Дифференциация Н-НЬ | 1 | |
36 | Дифференциация Б-БЬ | 1 | |
37 | Дифференциация П-ПЬ | 1 | |
38 | Дифференциация В-ВЬ | 1 | |
39 | Дифференциация Ф-ФЬ | 1 | |
40 | Дифференциация Г-ГЬ | 1 | |
41 | Дифференциация К-КЬ | 1 | |
42 | Дифференциация Д-ДЬ | 1 | |
43 | Дифференциация Т-ТЬ | 1 | |
44 | Дифференциация З-ЗЬ | 1 | |
45 | Дифференциация С-СЬ | 1 | |
46 | Звук Ш. | 1 | |
47 | Звук Ж. | 1 | |
48 | Звук Ч. | 1 | |
49 | Звук Щ. | 1 | |
Развитие связной речи. | |||
50 | Пересказ цепного текста. | 1 | |
51 | Пересказ по вопросам. | 1 | |
52 | Пересказ с опорой на модель. | 1 | |
53 | Пересказ с опорой на действие. | 1 | |
54 | Пересказ с опорой на предметные картинки. | 1 | |
55 | Контрольное занятие. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечания |
Предложение | |||
1 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | 1 | |
2 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 1 | |
3 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 1 | |
4 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 1 | |
Звуки и буквы | |||
5 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | |
6 | Гласные звуки и буквы. | 1 | |
7 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |
8 | Уточнение гласного а. | 1 | |
9 | Уточнение гласного о. | 1 | |
10 | Уточнение гласного у. | 1 | |
11 | Уточнение гласного ы. | 1 | |
12 | Уточнение гласного и. | 1 | |
Звуко - буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. | |||
13 | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. | 1 | |
14 | Звуко - буквенный анализ и синтез односложных слов. | 1 | |
15 | Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | 1 | |
16 | Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | 1 | |
17 | Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | 1 | |
18 | Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | 1 | |
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных | |||
19 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 1 | |
20 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 1 | |
21 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». | 1 | |
22 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». | 1 | |
23 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». | 1 | |
24 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». | 1 | |
25 | Дифференциация гласных «о - у». | 1 | |
26 | Дифференциация гласных «ё - ю». | 1 | |
27 | Дифференциация гласных второго ряда. | 1 | |
28 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | 1 | |
29 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
30 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. | 1 | |
31 | Проверка знаний и умений по теме«Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. | 1 | |
Различение звонких - глухих согласных звуков | |||
32 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». | 1 | |
33 | Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 1 | |
34 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | 1 | |
35 | Звуки [в], [в׳], буква «В». | 1 | |
36 | Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 1 | |
37 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | 1 | |
38 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». | 1 | |
39 | Звуки [к], [к׳], буква «К». | 1 | |
40 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | 1 | |
41 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». | 1 | |
42 | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. | 1 | |
43 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». | 1 | |
44 | Звуки [т], [т׳], буква «Т». | 1 | |
45 | Звук [ж], буква «Ж». | 1 | |
46 | Звук [ш], буква «Ш». | 1 | |
47 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | 1 | |
48 | Звуки [з], [з׳], буква «З». | 1 | |
49 | Звуки [с], [с׳], буква «С». | 1 | |
50 | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. | 1 | |
Различение шипящих – свистящих звуков | |||
51 | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. | 1 | |
52 | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. | 1 | |
53 | Звук [щ], буква «Щ». | 1 | |
54 | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. | 1 | |
55 | Звук [ч], буква Ч. | 1 | |
56 | Звук [ц], буква Ц. | 1 | |
57 | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. | 1 | |
Различение аффрикат | |||
58 | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 1 | |
59 | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 1 | |
60 | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 1 | |
Различение соноров | |||
61 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». | 1 | |
62 | Звуки [л], [л׳], буква «Л». | 1 | |
63 | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. | 1 | |
64 | Итоговая проверочная работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечания |
1 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | |
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов | |||
2 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | 1 | |
3 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 1 | |
4 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 1 | |
5 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 1 | |
6 | Слово. Смысловое значение слова. | 1 | |
7 | Образные слова и выражения в нашей речи. | 1 | |
8 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | 1 | |
9 | Связь слов в предложении. | 1 | |
10 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | 1 | |
11 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | 1 | |
12 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | 1 | |
13 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | 1 | |
14 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | 1 | |
15 | Работа с деформированными предложениями. | 1 | |
16 | Составление предложений по опорным словам. | 1 | |
Состав слова. Словообразование. | |||
Родственные слова. Корень | |||
17 | Родственные слова. Корень слова. | 1 | |
18 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | 1 | |
19 | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | 1 | |
20 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | 1 | |
21 | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | 1 | |
22 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 | |
23 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | 1 | |
24 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | 1 | |
25 | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | 1 | |
Приставка | |||
26 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | 1 | |
27 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | 1 | |
28 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | 1 | |
29 | Приставки пространственного значения. | 1 | |
30 | Приставки временного значения. | 1 | |
31 | Многозначные приставки. | 1 | |
32 | Приставки, сходные по буквенному составу. | 1 | |
33 | Разделительный твердый знак. | 1 | |
34 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | 1 | |
35 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
36 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
Суффикс | |||
37 | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | 1 | |
38 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | 1 | |
39 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | 1 | |
40 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | |
41 | Суффиксы профессий. | 1 | |
42 | Суффикс прилагательных. | 1 | |
43 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | 1 | |
Словоизменение. Согласование слов. | |||
44 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | 1 | |
45 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | 1 | |
46 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | 1 | |
47 | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | 1 | |
48 | Употребление имен существительных разного рода. | 1 | |
49 | Употребление имен существительных в косвенных падежах. | 1 | |
50 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | 1 | |
51 | Согласование прилагательных и существительных в падеже. | 1 | |
52 | Согласование глагола и существительного в числе. | 1 | |
53 | Согласование глагола и существительного в роде. | 1 | |
54 | Согласование глагола и существительного во времени. | 1 | |
Предлоги | |||
55 | Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | 1 | |
56 | Предлоги у, около, к, от, по. | 1 | |
57 | Предлоги на, над, под, с (со), из-под. | 1 | |
58 | Предлоги в (во), из, за, из-за. | 1 | |
59 | Предлоги между, возле, перед. | 1 | |
50 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | |
61 | Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. | 1 | |
62 | Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. | 1 | |
63 | Итоговый диктант. | 1 | |
64 | Диагностика устной и письменной речи | 1 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечания |
1 | Диагностика устной и письменной речи | 1 | |
Повторение | |||
2 | Текст. Предложение. Слово. Слог. | 1 | |
3 | Деление слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | |
4 | Правила переноса слов. | 1 | |
5 | Корень. Родственные слова. | 1 | |
6 | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | 1 | |
7 | Приставка. Образование новых слов. | 1 | |
8 | Окончание. | 1 | |
9 | Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | 1 | |
10 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |
11 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов | 1 | |
12 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 | |
13 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | 1 | |
14 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 | |
15 | Разделительный Ъ и Ь. | 1 | |
16 | Текст. Предложение. Слово. Слог. | 1 | |
Части речи | |||
17 | Имя существительное. Изменение существительных по числам. | 1 | |
18 | Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. | 1 | |
19 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | 1 | |
20 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | 1 | |
21 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. | 1 | |
22 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | 1 | |
23 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | 1 | |
24 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | 1 | |
25 | Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | 1 | |
26 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 | |
27 | Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе. | 1 | |
28 | Согласование существительных и глаголов в роде. | 1 | |
29 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | 1 | |
30 | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | 1 | |
31 | Понятие о неопределенной форме глагола. | 1 | |
32 | Согласование глагола и существительного в роде, числе | 1 | |
33 | Согласование глагола и существительного во времени. | 1 | |
Предложение | |||
34 | Речь. Предложение как единица речи. | 1 | |
35 | Слово. Смысловое значение слова. | 1 | |
36 | Образные слова и выражения в нашей речи. | 1 | |
37 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | 1 | |
38 | Связь слов в предложении. | 1 | |
39 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | 1 | |
40 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | 1 | |
41 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | 1 | |
42 | Работа с деформированными предложениями. | 1 | |
43 | Составление предложений по опорным словам. | 1 | |
Текст | |||
44 | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | 1 | |
45 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | 1 | |
46 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | 1 | |
47 | Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 | |
48 | Деление текста на части и озаглавливание их. | 1 | |
49 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | 1 | |
50 | Обучение письменному ответу на вопросы. | 1 | |
51 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | 1 | |
52 | Упражнение в составлении плана изложения. | 1 | |
53 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | 1 | |
54 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | 1 | |
55 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | 1 | |
56 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | 1 | |
57 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | 1 | |
58 | Сочинение по данному началу. | 1 | |
59 | Сочинение по данному концу. | 1 | |
60 | Сочинение-повествование. | 1 | |
61 | Сочинение-описание. | 1 | |
62 | Сочинение-рассуждение. | 1 | |
63 | Итоговая проверочная работа. | 1 | |
64 | Диагностика устной и письменной речи | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....
Программа коррекционно - логопедических занятий с обучающимися с билингвизмом
коррекция нерезко выраженного и общего недоразвития речи у обучающихся с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)
Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...