Программа коррекционно - логопедических занятий с обучающимися с ОВЗ (ЗПР)
рабочая программа по логопедии на тему

Коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся 1 - 4 кл с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_2.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

коррекционно -  логопедических занятий

с обучающимися с ОВЗ (ЗПР)

(как часть адаптированной основной

общеобразовательной программы

начального общего образования)

Пояснительная записка

Рабочая программа по логопедической коррекции речи направлена на оказание помощи  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), имеющим  нарушения устной и письменной речи,  в освоении ими общеобразовательных программ по  русскому языку и чтению, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне ЗПР.

Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г. и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой,  Р.И. Лалаевой, а также в соответствии с разделами программ предметной области филология в начальной школе (УМК  «Школа России»).

АООП НОО обучающихся с ЗПР определена на основе рекомендаций психолого - медико - педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам их комплексного психолого - медико - педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06  «О  создании  условий  для  получения  образования детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  детьми-инвалидами»;  
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  4. Письмо Министерства  образования  Российской  Федерации   от 06.04.2004  №  26/188-6и  «О  дополнительных  мерах  по соблюдению  права  на  образование  детей-инвалидов  с отклонениями в умственном развитии»
  5. Письмо Министерства  образования и науки Российской  Федерации   № ВК-452/07 от 11.03.16
  6. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
  7. Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении  СанПиН  2.4.2.2821-10  "Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  9. Устав школы.

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся   1 -  4 классов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова.

  1. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.

  1. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе слов.

  1. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  1. Обучение нахождению слов, обозначающих предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).

Коррекционные:

  1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
  2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
  3. Развитие навыков построения связного высказывания.
  4. Формирование психологической базы речи:
  •          зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
  •          мышления;
  •          памяти;
  •          устойчивости внимания;
  •          накопление представлений об окружающем мире;
  •          воображения;
  •          наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
  •          развитие общей и мелкой моторики.
  1.      Формирование регулирующей учебной деятельности:

-           планирование предстоящей деятельности;

  • контроль за ходом своей деятельности;
  • применение полученных знаний в новых ситуациях,
  • анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.

Воспитательные:

           1.     Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

          2.     Формирование личностных качеств:

  • организованности;
  • воспитанности;
  • взаимоуважения;
  • адекватного представления о себе и своих возможностях.

Общая характеристика учебного курса.

Данный курс способствует формированию предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения русского языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Распределение учебных часов по годам обучения обучающихся с ОВЗ

п/п

Разделы

Количество часов

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

1

Диагностика

2

4

4

4

2

Коррекция устной и письменной речи    

60

60

60

60

3

Итого

62

64

64

64

Место курса.

  • обучающимся, зачисленным на логопедические занятия, проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые  занятия. Периодичность логопедических занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут (в первом классе в первом полугодии – 35 минут). Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи в сочетании с диагнозом; возрастным критерием. Общий объем учебного времени составляет 254 часа.

Класс

Количество

часов в неделю

Распределение часов

1

2

Коррекция речи – 1 час

Профилактика нарушений письменной и устной речи

– 1 час

2

2

Коррекция речи – 1 час

Коррекция пробелов знаний

 по русскому языку– 1 час

3

2

4

2

        

Содержание учебного курса

Содержание учебного курса связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению и условно делится на несколько этапов.

Диагностический этап.

Цель: обследование  состояния устной и письменной речи обучающихся.

Задачи:

  • уточнение структуры речевого дефекта и оценка степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
  • построение системы индивидуальной коррекционной работы;
  • отслеживание динамики речевого развития ребёнка с ОВЗ (ЗПР) (используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно - уровневой системой оценки).

Подготовительный этап (1 класс):

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной  готовности к обучению.

Задачи:

  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
  • уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,  за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
  • совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов.

Основной этап (2 – 4 классы).

 Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

-   коррекция дефектов произношения;

-   формирование  полноценных  фонетических  представлений  на  базе  развития

- совершенствование фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание работы.

  1. Диагностика учащихся. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
  1. Слово. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.
  2. Предложение. Речь, предложение.  Предложение, слово.  Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
  3. Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а - я. Дифференциация гласных о - ё. Дифференциация гласных у - ю. Дифференциация гласных и - ы. Выделение гласных из слов.
  4. Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.
  1. Связная  речь. Составление  описание  простого  предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Планируемые результаты

По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

  • различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

  • различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • должен соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • учащихся должны формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • анализировать слова по звуковому составу;

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);

  • писать под диктовку предложения и тексты;
  • правильно читать вслух целыми словами;

  • соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

  • устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
  • дифференцировать звуки по акустическому сходству;
  • подбирать к слову родственные слова;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения;
  • подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
  • дифференцировать предлоги и приставки;
  • составлять распространенные предложения;
  • определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
  • составлять  план  связного высказывания.

По окончании 4 класса:

  • должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);

  • обучающиеся должны уметь характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные, звонкие/глухие;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Реализация программы в целом способствует выравниванию состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у ребенка с нарушениями устной и письменной речи, имеющего ЗПР, в соответствии с возрастными требованиями, что необходимо для его всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.

  1. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

   6.      Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

   7.      Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

   8.      Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

  9.       Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001

  10.     Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.

  11.    Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.

  12.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с

 13.     Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.

 14.     Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983

 15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся       общеобразовательной школы. М., 1984 г.

 16.    Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с

Календарно – тематическое планирование.

1 класс

п/п

Тема

Количество

 часов

Примечание

1

Диагностика.

2

Развитие анализа структуры предложения.

2

Предложение. Большая буква в начале предложения.

1

3

Интонационная законченность предложений.

1

4

Предложения из 3-х слов

1

5

Предложения из 4-х слов и более.

1

Слово.

6

Слово. Дифференциация понятий «слово» и «предложение».

1

7

Слова, обозначающие предмет (Кто? Что?).

1

8

Слова, обозначающие действие предмета.

1

9

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие.

1

10

Слова, обозначающие признак предмета.

2

11

Закрепление понятий о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

2

Звуки речи. Гласные звуки.

12

Органы речи. Образование звуков речи.

1

13

Гласные первого ряда. Образование гласных  а,о,у,э,ы.

1

14

Гласные второго ряда.

Образование гласных я,е,ю,ё,и.

2

15

Выделение гласных из ряда заданных звуков, слогов и слов.

2

16

Ударение.

2

17

Смыслоразличительная роль ударения.

1

18

Выделение ударного слога в слове.

1

Согласные звуки.

19

Образование согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков.

1

20

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

2

21

Звонкие и глухие согласные звуки.

2

22

Контрольное занятие.

1

Звуковой анализ и синтез слов.

23

Выделение первого звука в слове.

1

24

Выделение последнего звука в слове.

1

25

Определение места звука в слове.

1

26

Определение количества звуков в словах с простой структурой (СГС).

1

27

Звуки и буквы. Соотношение между звуками и буквами в слове.

2

Слоговой анализ и синтез слов.

28

Выделение первого слога в слове.

1

29

Слогообразующая роль гласных.

1

30

Составление слов из слогов.

1

31

Деление двухсложных слов на слоги.

1

32

Деление трёхсложных слов на слоги.

1

33

Контрольное занятие.

1

Дифференциация согласных.

34

Дифференциация М-МЬ

1

35

Дифференциация Н-НЬ

1

36

Дифференциация Б-БЬ

1

37

Дифференциация П-ПЬ

1

38

Дифференциация В-ВЬ

1

39

Дифференциация Ф-ФЬ

1

40

Дифференциация Г-ГЬ

1

41

Дифференциация К-КЬ

1

42

Дифференциация Д-ДЬ

1

43

Дифференциация Т-ТЬ

1

44

Дифференциация З-ЗЬ

1

45

Дифференциация С-СЬ

1

46

Звук  Ш.

1

47

Звук  Ж.

1

48

Звук  Ч.

1

49

Звук  Щ.

1

Развитие связной речи.

50

Пересказ цепного текста.

1

51

Пересказ по вопросам.

1

52

Пересказ с опорой на модель.

1

53

Пересказ с опорой на действие.

1

54

Пересказ с опорой на предметные картинки.

1

55

Контрольное занятие.

1


Календарно-тематическое планирование

2 класс

 п/п

Тема занятия

Количество часов

Примечания

Предложение

1

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

1

2

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

1

3

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

1

4

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

1

Звуки и буквы

5

Звуки и буквы. Алфавит.

1

6

Гласные звуки и буквы.

1

7

Согласные звуки и буквы.

1

8

Уточнение гласного а.

1

9

Уточнение гласного о.

1

10

Уточнение гласного у.

1

11

Уточнение гласного ы.

1

12

Уточнение гласного и.

1

Звуко - буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.

13

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

1

14

Звуко - буквенный анализ и синтез односложных слов.

1

15

Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

1

16

Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

1

17

Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

1

18

Слоговой и звуко - буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

1

Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных

19

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

1

20

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

1

21

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».

1

22

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».

1

23

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».

1

24

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».

1

25

Дифференциация гласных «о - у».

1

26

Дифференциация гласных «ё - ю».

1

27

Дифференциация гласных второго ряда.

1

28

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов).

Второй способ обозначения мягкости.

1

29

Разделительный мягкий знак.

1

30

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

1

31

Проверка знаний и умений по теме«Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.

1

Различение звонких - глухих согласных звуков

32

Звуки [б], [б׳], буква «Б».

1

33

Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

1

34

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

1

35

Звуки [в], [в׳], буква «В».

1

36

Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

1

37

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

1

38

Звуки [г], [г׳], буква «Г».

1

39

Звуки [к], [к׳], буква «К».

1

40

Различение звонких и глухих  [Г] - [К] в устной и письменной речи.

1

41

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

1

42

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

1

43

Звуки [д], [д׳], буква «Д».

1

44

Звуки [т], [т׳], буква «Т».

1

45

Звук [ж], буква «Ж».

1

46

Звук [ш], буква «Ш».

1

47

Различение звонких и глухих  [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

1

48

Звуки [з], [з׳], буква «З».

1

49

Звуки [с], [с׳], буква «С».

1

50

Различение звонких и глухих  [З] - [С] в устной и письменной речи.

1

Различение шипящих – свистящих звуков

51

Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.

1

52

Различение  [Ш] - [С] в устной и письменной речи.

1

53

Звук [щ], буква «Щ».

1

54

Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.

1

55

Звук [ч], буква Ч.

1

56

Звук [ц], буква Ц.

1

57

Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.

1

Различение аффрикат

58

Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

1

59

Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

1

60

Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

1

Различение соноров

61

Звуки [р], [р׳], буква «Р».

1

62

Звуки [л], [л׳], буква «Л».

1

63

Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.

1

64

Итоговая проверочная работа

1

Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Примечания

1

Диагностика устной и письменной речи

1

Уточнение и расширение словарного запаса

 путем усвоения смыслового значения слов

2

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

1

3

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

1

4

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

1

5

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

1

6

Слово. Смысловое значение слова.

1

7

Образные слова и выражения в нашей речи.

1

8

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

1

9

Связь слов в предложении.

1

10

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

1

11

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

1

12

Омонимы.

Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют  разный смысл.

1

13

Многозначные слова.

Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

1

14

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

1

15

Работа с деформированными предложениями.

1

16

Составление предложений по опорным словам.

1

Состав слова. Словообразование.

Родственные слова. Корень

17

Родственные слова. Корень слова.

1

18

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

1

19

Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

1

20

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.

1

21

Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.

1

22

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.

1

23

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

1

24

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.

1

25

Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

1

Приставка

26

Общее  понятие  о  приставках  и  употреблении  их  в  речи.

1

27

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

1

28

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

1

29

Приставки пространственного значения.

1

30

Приставки временного значения.

1

31

Многозначные приставки.

1

32

Приставки, сходные по буквенному составу.

1

33

Разделительный  твердый знак.

1

34

Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

1

35

Разделительный мягкий знак.

1

36

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

1

Суффикс

37

Общее  понятие  о  суффиксах  и  употреблении  их  в  речи.

1

38

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.

1

39

Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

1

40

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

41

Суффиксы профессий.

1

42

Суффикс прилагательных.

1

43

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

1

Словоизменение. Согласование слов.

44

Окончание. Общее  понятие  об  окончании  и  употреблении  их  в  речи.

1

45

Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

1

46

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

1

47

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

1

48

Употребление имен существительных разного рода.

1

49

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

1

50

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

1

51

Согласование прилагательных и существительных в падеже.

1

52

Согласование глагола и существительного в числе.

1

53

Согласование глагола и существительного в роде.

1

54

Согласование глагола и существительного во времени.

1

Предлоги

55

Общее  понятие  о предлогах  и  употреблении  их  в  речи.

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

1

56

Предлоги  у, около, к, от, по.

1

57

Предлоги  на, над, под, с (со), из-под.

1

58

Предлоги в (во), из, за, из-за.

1

59

Предлоги  между, возле, перед.

1

50

Дифференциация предлогов и приставок.

1

61

Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.

1

62

Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.

1

63

Итоговый диктант.

1

64

Диагностика устной и письменной речи

1

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема занятия

Количество

 часов

Примечания

1

Диагностика устной и письменной речи

1

Повторение

2

Текст.  Предложение. Слово. Слог.

1

3

Деление слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный слог.

1

4

Правила переноса слов.

1

5

Корень. Родственные слова.

1

6

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

1

7

Приставка. Образование новых слов.

1

8

Окончание.

1

9

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

1

10

Правописание безударных гласных в корне слова

1

11

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов

1

12

Непроизносимые согласные в корне слова.

1

13

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

1

14

Дифференциация предлогов и приставок.

1

15

Разделительный Ъ и Ь.

1

16

Текст.  Предложение. Слово. Слог.

1

Части речи

17

Имя существительное. Изменение существительных по числам.

1

18

Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.

1

19

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

1

20

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.

1

21

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного  падежей.

1

22

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.

1

23

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.

1

24

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.

1

25

Имя прилагательное.

Согласование существительных и прилагательных в числе.

1

26

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1

27

Глагол.

Согласование существительных и глаголов в числе.

1

28

Согласование существительных и глаголов в роде.

1

29

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени.

1

30

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем  времени.

1

31

Понятие о неопределенной форме глагола.

1

32

Согласование глагола и существительного в роде, числе

1

33

Согласование глагола и существительного во времени.

1

Предложение

34

Речь. Предложение как единица речи.

1

35

Слово. Смысловое значение слова.

1

36

Образные слова и выражения в нашей речи.

1

37

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

1

38

Связь слов в предложении.

1

39

Упражнение в установлении связей слов в предложении.

1

40

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

1

41

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

1

42

Работа с деформированными предложениями.

1

43

Составление предложений по опорным словам.

1

Текст

44

Составление рассказа из предложений,  данных в неправильной смысловой последовательности.

1

45

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.

1

46

Упражнение в делении текста на отдельные предложения.

1

47

Составление связного текста из деформированных предложений.

1

48

Деление текста на части и озаглавливание их.

1

49

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

1

50

Обучение письменному ответу на вопросы.

1

51

Работа над изложением. Составление плана изложения.

1

52

Упражнение в составлении плана изложения.

1

53

Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.

1

54

Написание изложения по самостоятельно составленному плану.

1

55

Работа над сочинением. Составление плана рассказа.

1

56

Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.

1

57

Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.

1

58

Сочинение по данному началу.

1

59

Сочинение по данному концу.

1

60

Сочинение-повествование.

1

61

Сочинение-описание.

1

62

Сочинение-рассуждение.

1

63

Итоговая проверочная работа.

1

64

Диагностика устной и письменной речи

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Программа коррекционно - логопедических занятий с обучающимися с билингвизмом

коррекция нерезко выраженного и общего недоразвития речи у обучающихся с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...