Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ"
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс) на тему

Гадеева Эльвира Дамиловна

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ".

В материале представлен конспект, презентация для работы на занятии, задания для детей, домашнее задание отдельным документом и кртинки для наглядности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx13.47 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.74 МБ
Файл domashnee_zadanie.docx10.8 КБ
Файл avtomatizatsiya_zvuka_shch.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Ща                              Щу                                 Ще                          Щи        

Ащ                           Ущ                                 Ещ                              Ищ        

Аща                         Ущу                         Еще                         Ищи

Ща-щу-ща             Щу-ща-щу              Ще-щи-ще             Щи-ще-щи

о во щи при щеп ка щел кун чик я ще ри ца пло щадь пе ще ра хищ ник ще ти на рас ще ли на то ва ри щи ба ра бан щик дрес си ров щик


У гномика глазки, а у великана -глазища,

у гномика – носик, а у великана -_____________________,

у гномика – ротик, а у великана -_____________________,

у гномика – ручки, а у великана -_____________________,

у гномика – ножки, а у великана -_____________________,

у гномика – домик, а у великана - _____________________,

у гномика – столик, а у великана - ____________________,

у гномика – сапожки, а у великана - __________________.

Как у нашей дочки розовые…

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал…

У рыбака не дрогнет рука и ему попалась…

Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит…

Из душистых овощей мы наварим вкусных ...

По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам…

(щёчки) (щенок) (щука) (плащ) (щей) (щётка)

Щенок.

 У Васи жил щенок. Он всегда боялся щётки. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за ящиком стояла щётка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик  - щётку. Щётка упала и щёлкнула щенка по носу. С тех пор щенок боится щётки.

Котище.

Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зелёные глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. У нашего Котище есть товарищ – соседский щенок. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним.

Щенок-непоседа.

Катя обещала маме помыть овощи. А щенок хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но щенок попытался вылезти. Ящик упал и щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: " Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы погуляем".

Под одним плащом.

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя. Товарищи вышли. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.


Звук [щ]. Буквы

 Щ, щ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВУК [Щ]. БУКВА Щ.

Слайд 2

1, 2, 3, 4 – вдох 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - выдох

Слайд 3

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЛЯГУШКА-ХОБОТОК

Слайд 4

ЛОПАТОЧКА

Слайд 5

НАКАЖЕМ ЯЗЫЧОК

Слайд 6

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Слайд 7

ДВА ЩЕНКА, ЩЕКА К ЩЕКЕ, ЩИПЛЮТ ЩЁТКУ В УГОЛКЕ.

Слайд 8

Анализ артикуляции.

Слайд 9

Щ – играющий щенок. Кверху лапками он лёг.

Слайд 10

Назови картинки:

Слайд 11

Прочитайте: Ща Ащ Аща Ща-щу-ща Щу Ущ Ущу Щу-ща-щу Ще Ещ Еще Ще-щи-ще Щи Ищ Ищи Щи-ще-щи

Слайд 12

СОСТАВЬ СЛОВА:

Слайд 14

Правило ЩА-ЩУ: И щу та щу ро ща пи ща та щу пи щу уго щу наве щу щу ка ща вель

Слайд 15

ГНОМИК И ВЕЛИКАН глазки- носик- ротик- ручки- ножки- домик- столик- глазищи носище ротище ручища ножища домище столище сапожищи сапожки-

Слайд 16

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Как у нашей дочки розовые…щёчки. Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал…щенок. У рыбака не дрогнет рука и ему попалась…щука. Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит…плащ. Из душистых овощей мы наварим вкусных…щей. По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам – щётка.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание.

Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:

У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.

Домашнее задание.

Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:

У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.

Домашнее задание.

Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:

У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.

Домашнее задание.

Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:

У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.



Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [щ].

Цели:

Образовательные:

  • закрепление правописания правила ЩА-ЩУ, развитие функции словоизменения;
  • уточнить артикуляцию звука [щ], ориентиры для письма;
  • формирование связной речи.

Коррекционные:

  •  развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез и фонематические представления;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.

Воспитательные:

  • воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей;
  • формирование навыка самоконтроля.

Оборудование: картинки: щука, щенок,  овощи, плащ, борщ, ящик, прищепка, щётка, щелкунчик; зеркала; таблицы с буквой; картинки ассоциации буквы; схемы к словам: лещ, щука, щенок, щипцы, овощи;  два гнома; бумажная бабочка; бумажные цветы: красного, синего, жёлтого цвета; карточки с рассказом и картинкой щенка по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  Дыхательная гимнастика.(2 слайд)

 «Шарик» - Дети, представьте, что вы воздушные шарики. На счёт 1,2,3,4 – сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-8 выдохнуть.

2. Артикуляционная гимнастика.

ЛЯГУШКА -  ХОБОТОК.  (3 слайд)                                                                                                      1) Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.                                                                                                                                                                                     2) Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

 ЛОПАТОЧКА. (4 слайд)                                                                                                      Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

 НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК. (5 слайд)                                                                                                       Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

ЧАШЕЧКА. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать в таком положении на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. (6 слайд)                                                                                                       1)Улыбнуться, открыть рот. Сделать ЛОПАТОЧКУ.

                                        2) Сделать ЧАШЕЧКУ

                                        3) Поднять язык к верхней губе

                                        4) Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

3. Объявление темы занятия. (7 слайд)                                                                                                      

- Дети, повторите за мной чистоговорку:

 Два щенка, щека к щеке,

 Щиплют щётку в уголке.

 - Какой звук чаще других вы слышите? (звук [щ]). Сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить этот звук, не путать с другими звуками. Узнаем, какой буквой на письме обозначается звук [щ].

4. Произношение изолированного звука.

Посмотрите в зеркало и чётко произнесите звук [щ].

5. Анализ артикуляции. (8 слайд)                                                                                                      

Взяли зеркала.

 Щ-щ-щ. Итак, звук [щ] –

губы… (губы в лёгкой улыбке, зубы видны),

зубы… (сближены),

кончик языка… (широкий кончик языка приподнят альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель),

выдыхаемый воздух… (посередине языка идёт тёплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту),

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот, голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

4. Характеристика звука (гласный/согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий шипящий, долгий/короткий).

 Согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий, долгий.

5. Связь звука с буквой. (9 слайд)                                                                                                      

1. - Какой буквой на письме мы обозначаем звук [щ]? (Буквой Ща) (вывешивается таблица буквы). На что похожа буква Щ?

 На расческу Щ похожа.

 Три зубца всего? Ну что же!

  - запись буквы заглавной и строчной в тетради.

6. Развитие фонематического слуха. (10 слайд)                                                                                                      

- Назовите мне слова, в названии которых встречается звук [щ] (картинки: щука, щенок,  овощи, плащ, борщ, ящик, прищепка, щётка, щелкунчик – выделить позицию звука в слове).

7. Закрепление звука в слогах. (11 слайд)                                                                                                      

Чтение слоговой таблицы

Ща                                        Щу                                      Ще                                      Щи        

Ащ                                          Ущ                                       Ещ                                         Ищ        

Аща                               Ущу                               Еще                                    Ищи         

Ща-щу-ща                      Щу-ща-щу                      Ще-щи-ще                        Щи-ще-щи

8. Физкультминутка.

Два щенка щека к щеке

 Щиплют щетку в уголке.

(Руки сложить ладонями друг к другу – к правой, затем к левой щеке.)

 А у щетки половой

 Палка есть над головой.

(Руки поднимать вверх и соединить над головой.)

 Палка – щелк щенков сплеча!

(Хлопок по плечам.)

 Два щенка ушли, пища.

(Обойти вокруг парты и сесть на место.)

9. Закрепление звука в слогах.

Прочитайте слоги. Прочитайте только те слоги, в которых есть звук [щ].

Составьте слово из слогов: о, во, щи; при, щеп, ка; щел, кун, чик; я, ще, ри, ца; пло, щадь; пе, ще, ра; хищ, ник; ще, ти, на; рас, ще, ли, на; то, ва, ри, щи; ба, ра, бан, щик; дрес, си, ров, щик.

Сколько звуков в словах?

Подберите схему к каждому слову.

10. Закрепление звука в словах (12 слайд)

А теперь вам такое задание: из начальных звуков слов – названий картинок, составьте новое слово: роза, облако, щука, автобус (холодильник, велосипед, окно, щука), (колодец, лопата, ель, щётка), (платье, лук, юбка, щётка). Какое слово получилось? (роща) (13 слайд), (хвощ) (14 слайд), (клещ) (15 слайд), (плющ) (16 слайд). Сколько звуков в слове, сколько слогов? Какое правило встретилось в слове?

Повторение правила Ща-Щу. (17 слайд)

 Чтение слов: ищу, тащу, роща, пища, тащу, пищу, угощу, навещу, щука, щавель.

Запишите слово, обозначьте.

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. (18 слайд)

 - Ребята, посмотрите, у гномика Васи есть друг великан - Степа.

У гномика глазки, а у великана -глазища,

у гномика – носик, а у великана - …,

у гномика – ротик, а у великана - …,

у гномика – ручки, а у великана - …,

у гномика – ножки, а у великана - …,

у гномика – домик, а у великана - …,

у гномика – столик, а у великана - …,

у гномика – сапожки, а у великана - …

11. Закрепление звука в предложении. (19 слайд)

Как у нашей дочки розовые… (щёчки).

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал… (щенок).

У рыбака не дрогнет рука и ему попалась… (щука).

Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит… (плащ).

Из душистых овощей мы наварим вкусных ... (щей).

По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам… (щётка.)

12. Закрепление звука в тексте.

У каждого из вас есть карточка с текстом, прочитайте его внимательно, потом перескажете его.

Щенок.

 У Васи жил щенок. Он всегда боялся щётки. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за ящиком стояла щётка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик  - щётку. Щётка упала и щёлкнула щенка по носу. С тех пор щенок боится щётки.

Котище.

Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зелёные глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. У нашего Котище есть товарищ – соседский щенок. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним.

Щенок-непоседа.

Катя обещала маме помыть овощи. А щенок хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но щенок попытался вылезти. Ящик упал и щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: " Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы погуляем".

Под одним плащом.

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя. Товарищи вышли. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.

13. Итог занятия.

 - С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

14. Оценка работы на занятии, использование метода рефлексии.

Перед вами полянка из разноцветных цветов. У каждого из вас в руках бабочка. Вы должны положить свою бабочку на цветочки:

Если вы довольны собой и считаете, что у вас все получилось, положите бабочку на синий цветок.

Если вы считаете, что получилось не все, и вы можете лучше - положите на жёлтый цветок.

 Если считаете, что вы плохо занимались, и у вас ничего не получилось - на красный цветок.

Спасибо, ребята! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ш] в предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов...

Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] [Р*]»

Цели занятия:Автоматизировать четкое произношение и различение звука [ Р] в слогах, словах и предложениях; упражнять в определении количества слогов в слове.Развивать фонематический слух, память, вним...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...

Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"

На данном занятии ставятся следующие задачи:Задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;- продолжать учить определять место звук...