Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ"
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс) на тему
Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ".
В материале представлен конспект, презентация для работы на занятии, задания для детей, домашнее задание отдельным документом и кртинки для наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 13.47 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 1.74 МБ |
domashnee_zadanie.docx | 10.8 КБ |
avtomatizatsiya_zvuka_shch.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Ща Щу Ще Щи
Ащ Ущ Ещ Ищ
Аща Ущу Еще Ищи
Ща-щу-ща Щу-ща-щу Ще-щи-ще Щи-ще-щи
о во щи при щеп ка щел кун чик я ще ри ца пло щадь пе ще ра хищ ник ще ти на рас ще ли на то ва ри щи ба ра бан щик дрес си ров щик
У гномика глазки, а у великана -глазища,
у гномика – носик, а у великана -_____________________,
у гномика – ротик, а у великана -_____________________,
у гномика – ручки, а у великана -_____________________,
у гномика – ножки, а у великана -_____________________,
у гномика – домик, а у великана - _____________________,
у гномика – столик, а у великана - ____________________,
у гномика – сапожки, а у великана - __________________.
Как у нашей дочки розовые…
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал…
У рыбака не дрогнет рука и ему попалась…
Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит…
Из душистых овощей мы наварим вкусных ...
По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам…
(щёчки) (щенок) (щука) (плащ) (щей) (щётка)
Щенок.
У Васи жил щенок. Он всегда боялся щётки. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за ящиком стояла щётка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик - щётку. Щётка упала и щёлкнула щенка по носу. С тех пор щенок боится щётки.
Котище.
Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зелёные глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. У нашего Котище есть товарищ – соседский щенок. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним.
Щенок-непоседа.
Катя обещала маме помыть овощи. А щенок хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но щенок попытался вылезти. Ящик упал и щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: " Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы погуляем".
Под одним плащом.
Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя. Товарищи вышли. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.
Звук [щ]. Буквы
Щ, щ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1, 2, 3, 4 – вдох 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - выдох
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЛЯГУШКА-ХОБОТОК
ЛОПАТОЧКА
НАКАЖЕМ ЯЗЫЧОК
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
ДВА ЩЕНКА, ЩЕКА К ЩЕКЕ, ЩИПЛЮТ ЩЁТКУ В УГОЛКЕ.
Анализ артикуляции.
Щ – играющий щенок. Кверху лапками он лёг.
Назови картинки:
Прочитайте: Ща Ащ Аща Ща-щу-ща Щу Ущ Ущу Щу-ща-щу Ще Ещ Еще Ще-щи-ще Щи Ищ Ищи Щи-ще-щи
СОСТАВЬ СЛОВА:
Правило ЩА-ЩУ: И щу та щу ро ща пи ща та щу пи щу уго щу наве щу щу ка ща вель
ГНОМИК И ВЕЛИКАН глазки- носик- ротик- ручки- ножки- домик- столик- глазищи носище ротище ручища ножища домище столище сапожищи сапожки-
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Как у нашей дочки розовые…щёчки. Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал…щенок. У рыбака не дрогнет рука и ему попалась…щука. Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит…плащ. Из душистых овощей мы наварим вкусных…щей. По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам – щётка.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание.
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Домашнее задание.
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Домашнее задание.
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Домашнее задание.
Выделите в рассказе слова со звуком [щ]:
У Алеши был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул.
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука [щ].
Цели:
Образовательные:
- закрепление правописания правила ЩА-ЩУ, развитие функции словоизменения;
- уточнить артикуляцию звука [щ], ориентиры для письма;
- формирование связной речи.
Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез и фонематические представления;
- развивать мелкую моторику;
- развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.
Воспитательные:
- воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей;
- формирование навыка самоконтроля.
Оборудование: картинки: щука, щенок, овощи, плащ, борщ, ящик, прищепка, щётка, щелкунчик; зеркала; таблицы с буквой; картинки ассоциации буквы; схемы к словам: лещ, щука, щенок, щипцы, овощи; два гнома; бумажная бабочка; бумажные цветы: красного, синего, жёлтого цвета; карточки с рассказом и картинкой щенка по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дыхательная гимнастика.(2 слайд)
«Шарик» - Дети, представьте, что вы воздушные шарики. На счёт 1,2,3,4 – сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-8 выдохнуть.
2. Артикуляционная гимнастика.
ЛЯГУШКА - ХОБОТОК. (3 слайд) 1) Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. 2) Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
ЛОПАТОЧКА. (4 слайд) Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК. (5 слайд) Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
ЧАШЕЧКА. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать в таком положении на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. (6 слайд) 1)Улыбнуться, открыть рот. Сделать ЛОПАТОЧКУ.
2) Сделать ЧАШЕЧКУ
3) Поднять язык к верхней губе
4) Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.
3. Объявление темы занятия. (7 слайд)
- Дети, повторите за мной чистоговорку:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
- Какой звук чаще других вы слышите? (звук [щ]). Сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить этот звук, не путать с другими звуками. Узнаем, какой буквой на письме обозначается звук [щ].
4. Произношение изолированного звука.
Посмотрите в зеркало и чётко произнесите звук [щ].
5. Анализ артикуляции. (8 слайд)
Взяли зеркала.
Щ-щ-щ. Итак, звук [щ] –
губы… (губы в лёгкой улыбке, зубы видны),
зубы… (сближены),
кончик языка… (широкий кончик языка приподнят альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель),
выдыхаемый воздух… (посередине языка идёт тёплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту),
мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот, голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
4. Характеристика звука (гласный/согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий шипящий, долгий/короткий).
Согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий, долгий.
5. Связь звука с буквой. (9 слайд)
1. - Какой буквой на письме мы обозначаем звук [щ]? (Буквой Ща) (вывешивается таблица буквы). На что похожа буква Щ?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
- запись буквы заглавной и строчной в тетради.
6. Развитие фонематического слуха. (10 слайд)
- Назовите мне слова, в названии которых встречается звук [щ] (картинки: щука, щенок, овощи, плащ, борщ, ящик, прищепка, щётка, щелкунчик – выделить позицию звука в слове).
7. Закрепление звука в слогах. (11 слайд)
Чтение слоговой таблицы
Ща Щу Ще Щи
Ащ Ущ Ещ Ищ
Аща Ущу Еще Ищи
Ща-щу-ща Щу-ща-щу Ще-щи-ще Щи-ще-щи
8. Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
(Руки сложить ладонями друг к другу – к правой, затем к левой щеке.)
А у щетки половой
Палка есть над головой.
(Руки поднимать вверх и соединить над головой.)
Палка – щелк щенков сплеча!
(Хлопок по плечам.)
Два щенка ушли, пища.
(Обойти вокруг парты и сесть на место.)
9. Закрепление звука в слогах.
Прочитайте слоги. Прочитайте только те слоги, в которых есть звук [щ].
Составьте слово из слогов: о, во, щи; при, щеп, ка; щел, кун, чик; я, ще, ри, ца; пло, щадь; пе, ще, ра; хищ, ник; ще, ти, на; рас, ще, ли, на; то, ва, ри, щи; ба, ра, бан, щик; дрес, си, ров, щик.
Сколько звуков в словах?
Подберите схему к каждому слову.
10. Закрепление звука в словах (12 слайд)
А теперь вам такое задание: из начальных звуков слов – названий картинок, составьте новое слово: роза, облако, щука, автобус (холодильник, велосипед, окно, щука), (колодец, лопата, ель, щётка), (платье, лук, юбка, щётка). Какое слово получилось? (роща) (13 слайд), (хвощ) (14 слайд), (клещ) (15 слайд), (плющ) (16 слайд). Сколько звуков в слове, сколько слогов? Какое правило встретилось в слове?
Повторение правила Ща-Щу. (17 слайд)
Чтение слов: ищу, тащу, роща, пища, тащу, пищу, угощу, навещу, щука, щавель.
Запишите слово, обозначьте.
Образование существительных с помощью суффикса -ищ. (18 слайд)
- Ребята, посмотрите, у гномика Васи есть друг великан - Степа.
У гномика глазки, а у великана -глазища,
у гномика – носик, а у великана - …,
у гномика – ротик, а у великана - …,
у гномика – ручки, а у великана - …,
у гномика – ножки, а у великана - …,
у гномика – домик, а у великана - …,
у гномика – столик, а у великана - …,
у гномика – сапожки, а у великана - …
11. Закрепление звука в предложении. (19 слайд)
Как у нашей дочки розовые… (щёчки).
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал… (щенок).
У рыбака не дрогнет рука и ему попалась… (щука).
Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит… (плащ).
Из душистых овощей мы наварим вкусных ... (щей).
По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам… (щётка.)
12. Закрепление звука в тексте.
У каждого из вас есть карточка с текстом, прочитайте его внимательно, потом перескажете его.
Щенок.
У Васи жил щенок. Он всегда боялся щётки. Однажды щенок грыз щепку около ящика с овощами. А за ящиком стояла щётка. Щенок, играя, подкинул щепку и сдвинул ящик, а ящик - щётку. Щётка упала и щёлкнула щенка по носу. С тех пор щенок боится щётки.
Котище.
Наш кот Котище - настоящий хищник. У него острые когтищи, длинные усищи и зелёные глазищи. Мышки в ужасе пищат, когда видят нашего Котищу. Мышки для него – любимая пища. У нашего Котище есть товарищ – соседский щенок. Только он не боится нашего Котищу и весело играет с ним.
Щенок-непоседа.
Катя обещала маме помыть овощи. А щенок хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но щенок попытался вылезти. Ящик упал и щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: " Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы погуляем".
Под одним плащом.
Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя. Товарищи вышли. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.
13. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?
14. Оценка работы на занятии, использование метода рефлексии.
Перед вами полянка из разноцветных цветов. У каждого из вас в руках бабочка. Вы должны положить свою бабочку на цветочки:
Если вы довольны собой и считаете, что у вас все получилось, положите бабочку на синий цветок.
Если вы считаете, что получилось не все, и вы можете лучше - положите на жёлтый цветок.
Если считаете, что вы плохо занимались, и у вас ничего не получилось - на красный цветок.
Спасибо, ребята! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ш] в предложениях
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 2-3 классов...
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] [Р*]»
Цели занятия:Автоматизировать четкое произношение и различение звука [ Р] в слогах, словах и предложениях; упражнять в определении количества слогов в слове.Развивать фонематический слух, память, вним...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"
Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...
Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"
На данном занятии ставятся следующие задачи:Задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;- продолжать учить определять место звук...