Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
На данном занятии ставятся следующие задачи:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;
- продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;
- упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;
- упражнять в согласовании имен существительных с числительными;
- продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание, мышление и память;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Увельская средняя общеобразовательная школа №2
Конспект логопедического занятия в 1 классе
по теме: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Учитель-логопед: Белоусова А.Н.
п.Увельский
2019 г
Класс: 1
Тип занятия: повторение и закрепление изученного, подгрупповое
Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Планируемые результаты: закреплять правильную артикуляцию звука [Ш].
Закреплять навык правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;
- продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;
- упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;
- упражнять в согласовании имен существительных с числительными;
- продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание, мышление и память;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, активность.
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу занятия;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы занятия и оценивать свои достижения;
познавательные: - давать ответы на вопросы-загадки;
- классифицировать звуки по артикуляционному строю
коммуникативные: - составлять предложения, помогать главному герою;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре.
Предметные: - выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, распознавать в словах звуки, читать слоги и слова с заданным звуком; произносить скороговорку вслух
Оборудование: презентация, АРМ учителя, зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики,бумажные салфетки, карточки-звуки, звуковые линейки,картинки для игры «В гости к Маше», картинки для игры «Подарки Маше», камешки Марблс 80 шт., распечатка заданий на листах «Звуки и буквы», плакат «Звуки и буквы» «Светофор» для рефлексии, стаканы с водой, трубочки для коктейля,свечи для торта, сосновые шишки 10 шт.,ящики с песком и фигурками, мягкая игрушка «Зайчик с мешком», мягкая логопедическая игрушка «Бегемот Жужа».
На уроке использованы технологии: игровые, развивающего обучения, здоровьесбережения, уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные.
План логопедического занятия
I.Оргмомент
II.Артикуляционная зарядка
III. Постановка цели
IV. Основной этап
1) Характеристика звука [Ш].
2. Произношение звука [Ш] в слогах
3. Произношение звука [Ш] в начале слова. Согласование имен существительных с числительными.
4. Произношение звука [Ш] в словах. Падежное управление.
5. Физминутка.
6. Определение позиции звука и деление слов на слоги
7.Дыхательная гимнастика
8.Развитие мелкой моторики. Работа в тетради
9. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш].
III. Итог занятия. Рефлексия.
Этап занятия. Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
С 1 Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии, я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что у нас с вами всё непременно получится! А сейчас сядет тот, кто ответит на мои вопросы: Какое сейчас время года? Сколько у нас месяцев в году? Какой сейчас месяц? А какой сегодня день недели? Молодцы! | Весна 12 месяцев Март Пятница | Личностные УУД (самоопределение) Создание ситуации успеха. |
II.Артикуляционная зарядка. С 2 А сейчас давайте произнесём наш девиз: Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим, Никуда мы не спешим. Ребята, а что нам необходимо сделать, чтобы чётко и правильно говорить? Зарядку для язычка, артикуляционную зарядку. Правильно, выполним зарядку для нашего язычка. Пододвиньте к себе поближе зеркальце. С 3 Рот пошире открываем Подражаем мы лягушкам: Буду подражать слону! А теперь «лягушка» - «хоботок», «лягушка»-«хоботок» С 5 Подражаем мы змее, Я веселая лошадка, С 7 По двору индюк ходил И вот так говорил: бл-бл-бл… С 8 Оближи ты с губ варенье, Будет просто объеденье! С 9 Язычок у нас грибок, С 10
С 11 Язычок наш поумнел, Чашку сделать он сумел! С 12Чисти зубы, чисти зубы И снаружи и внутри, Не болели, чтоб они. Молодцы, можете положить зеркала и вытереть губы салфеткой. Язычок готов продолжать учиться четко, говорить звуки. | Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим, Никуда мы не спешим. Зарядку для язычка, артикуляционную зарядку. Выполняют | ЛР: уметь правильно и чётко выполнять артикуляционную гимнастику, уметь удерживать правильное положение губ, языка |
III. Постановка цели. Выделение звука путём звукоподражания. А сейчас, ребята, покажите, как деревья в лесу шумят. (Руки вверх, качаем, произносим звук "ш-ш-ш"). С 13 -Как шипит сердитая змея? ( шипим "ш-ш-ш"). показываю змею С 14 -Как идёт мишка по опавшей листве? (шагаем на месте, шоркаем ногами и произносим "ш-ш-ш"). С 15 -Покажите, как лопнул зацепившийся за ветку воздушный шарик? ( "ш-ш-ш"). С 16 -Какой звук мы произносили? -Догадались, над каким звуком мы будем сегодня работать на занятии? Правильно, мы будем продолжать учиться произносить чётко и уверенно в слогах, словах и предложениях звук «Ш» | Произносят звук [Ш] Звук [Ш] Дети ставят учебную задачу. | ЛР: проявлять интерес к новому содержанию. МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя. ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предметном содержании и способах его применения. |
IV. Основной этап. 1. Характеристика звука [Ш]. Ребята, когда я шла на занятие, то нашла открытку с Днем рождения. Вы не знаете, кому она предназначается? Посмотрите, как много здесь сказочных героев. С 17 Перечислите их Хотите я подскажу? В имени этого героя есть звук, который мы сегодня на занятии будем продолжать учиться чётко произносить. Назовите этот звук. Правильно, а теперь скажите, в чьем имени есть звук [Ш]? С 17.1 Правильно, ребята. Сегодня день рождения у Маши. Она приглашает нас в гости и просит познакомить ее со звуком [Ш]. С 18 Маша еще не научилась правильно произносить звук [Ш]. Давайте её научим. Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]? С 19 Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? И наш бегемотик Жужа тоже показывает, как правильно произносить звук [Ш] -Согласный звук или гласный? Почему? -Звонкий или глухой звук? -Твёрдый или мягкий? -Звук [Ш] особый звук. Он всегда твёрдый. -Повторим: звук [Ш] - согласный, шипящий, твёрдый, глухой. А на письме звук [Ш] какой буквой обозначается? букой Ш. С 20 Давайте сделаем букву Ш из резинок с математического планшета «Геоборд» Три столбца красиво в ряд Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались. Прочитаем, что же они говорили: «ША-ША-ШО?» «ШО-ШО-ШУ?» - вопросительно, пригласит ли их Маша на день рождения? «ШУ-ШУ-ШИ!» «ШИ-ШИ-ШЕ!» - с просьбой. «ША-ШО-ША» «ШО-ШУ-ШО» - утвердительно. «ШУ-ШИ-ШУ!» «ШИ-ША-ШИ!» - радостно. 3. Произношение звука [Ш] в начале слова. Согласование имен существительных с числительными. С 22 Вот мы пришли к Маше в гости. Её комната украшена шарами. Их столько, сколько лет исполнилось Маше. Хотите узнать, сколько ей лет? Давайте посчитаем шары. Правильно, Маше семь лет. 4. Произношение звука [Ш] в словах. Падежное управление. Работа в парах Игра «В гости к Маше» Маша пригласила на свой День рождения много друзей, а кого именно мы с вами сейчас узнаем. У вас на партах лежит конверт с картинками животных, которых пригласила Маша. Вы, работая в паре, отберите тех животных, в названии которых есть звук [Ш]. Положите на середину парты перед собой всех персонажей. Назовите их. В названии каких животных есть звук [Ш]? (Затем каждый ученик проговаривает полным ответом) С 23 Молодцы! Гости захотели поиграть в прятки. Игра «Прятки» Мы с вами, ребята, тоже поиграем в прятки. Только мы будем искать в песке предметы, которые от нас спрятались. Кто найдёт, кладите предмет перед собой. Что нашёл Виталя? Что нашёл Дима? Что нашла Анфиса? Что нашёл Женя? Что общего во всех этих предметах? В названии каждого предмета есть звук [Ш] А теперь возьмите свои звуковые линейки для определения места звука в слове и разложите на них все предметы правильно. Виталя, куда положишь мышку? Почему? Потому что в слове мышка звук [Ш] слышится в середине слова и т.д. Молодцы! 5. Физминутка. С 24 Маша с гостями так играла, что устала. Давайте и мы отдохнем. Маша шла, шла, шла. (1 раз в обычном темпе, 2 раз быстрее) 6. Определение позиции звука и деление слов на слоги. Гости пришли к Маше с подарками. Что же они подарили гости Маше? Перечислите все предметы. С 25 Маша решила расставить все подарки на полки. Поможем ей? Предметы, в названии которых звук [Ш] слышится в начале – поставим на верхнюю полку.
Предметы со звуком [Ш] в середине – на вторую полку. На нижнюю – со звуком [Ш] в конце. А теперь мы с вами названия этих же предметов поделим на слоги. У вас лежат зеленые конверты, в которых есть картинки. На каждую картинку будем выкладывать столько камешков, сколько слогов в слове. Помним правило, как определить количество слогов в слове? Шары -2 слога, кладём 2 камешка. Шоколадка – 4 слога, кладём 4 камешка. и т.д. 7.Дыхательная гимнастика С 26 А Маша решила отблагодарить своих друзей за подарки и угостила их вкусным тортом. Давайте задуем свечи. (Даю ученикам по одной свечке) Сколько лет Маше? Столько раз задуваем свечу. Делаем глубокий вдох и ровный и медленный выдох на пламя свечи. В целях соблюдения пожарной безопасности, мы только представляем, что свеча горит. Задули свечи, теперь Маша может пить чай с гостями. Но чай очень горячий, давайте поможем им его остудить. С 27 Булькает в стакане чай, Ты смотри, не зевай! 8.Развитие мелкой моторики. Работа в тетради Пока Маша с гостями пьют чай, мы поработаем в тетради. Но для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давайте сделаем зарядку для пальчиков. С 28 Я сильнее всех на свете! Буду шишки я сжимать. Буду шишки я сжимать, Буду руки развивать. Левую и правую, Правую и левую. Итак, читаем задание: произнеси вслух название картинки. Что у нас нарисовано в первой строчке? Назови первый звук этого слова. Из пяти букв выбери и обведи ту, которая обозначает первый звук слова. Правильно, но давайте, ребята, вспомним наше правило, которое мы проговариваем на каждых занятиях: чем отличается звук от буквы? Показ плаката Правильно, значит обводим букву Ш Дальше, нарисован мешок. Произносим первый звук. Какой буквой обозначается на письме этот звук? Как вы думаете, ребята, какое слово здесь лишнее? Почему? Во всех словах есть звук [Ш], а в слове рыба нет. (Можно составить предложения с этими словами) 9. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш]. С 29 Маша с гостями повеселилась и устала. А Зайчишка вспомнил стишок про Машу и предлагает его выучить. Тише, мыши, не шумите! Назовите все слова со звуком [Ш] С какой интонацией нужно проговаривать это стихотворение? С восклицательной, радостной Давайте произнесём эту чистоговорку громко: А теперь чуть-чуть потише: А теперь тихо-тихо, почти шёпотом:
И пока Маша засыпает, Зайчишка предлагает поиграть с ним в игру «Отгадай и найди» Я вам буду загадывать загадки, а отгадки мы с вами будем искать, вот в этом мешочке у Зайчишки. Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с повадка И улетел под облака. Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, пляж. Что же это? Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, Когда приходят холода. Перед домом на дороге Ждёт давно она подмоги. Не залили в бак бензина – Не поехала… III. Итог занятия. Рефлексия. Нам пора возвращаться домой. Вам понравилось в гостях у Маши? Маше понравилось, что вы её познакомили со звуком [Ш]. Давайте ещё раз вспомним, какой это звук? С 30 Маша очень рада встрече с вами. Она будет рада видеть вас снова! С 31 А теперь оцените свою работу на занятии. С 32 Поднимите нужную фигурку. Молодцы! А я за хорошую работу вам тоже дарю смайлики и воздушный шарик, который вы надуете дома, выполнив дыхательную гимнастику. Всего доброго! С 33 | Баба Яга, Колобок, Лиса, Маша Звук [Ш] Маша На столах зеркала. Дети вспоминают артикуляцию звука и характеризуют его. Вытягиваются вперед. Вверху Широкий Согласный, потому что при произношении встречаются преграды, он произносится с шумом Глухой Твёрдый Буквой Ш Выполняют Дети повторяют слоговые ряды за логопедом. Произносят их с разной интонацией. Дети согласуют: «Один шар, два шара, ..., ..., пять шаров, ...» Дети произносят слова со звуком [Ш]. Маша пригласила Мишку, Маша пригласила Петушка, Маша пригласила Кошку, Маша пригласила Мышат. Маша пригласила Зайчишку. Находят шар, барашек, лошадка, малыш, мышка, лягушка, карандаш, петушок, машина. Лошадку, лягушку В названии каждого предмета есть звук [Ш] Потому что в слове мышка звук [Ш] слышится в середине слова и т.д. Выполняют движения шары, шапка, шарф, шоколадка, чашка, подушка, брошь, карандаш, ландыш. Шары, шапка, шарф, шоколадка Подушка, чашка Брошь, карандаш, ландыш Сколько в слове гласных, столько и слогов Шары -2 слога, кладём 2 камешка. Шоколадка – 4 слога, кладём 4 камешка. и т.д. Выполняют дыхательную гимнастику Выполняют самомассаж пальцев Шляпа Звук [Ш] Буква Ш Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Звук [Мь]. Буквой М Рыба Во всех словах есть звук [Ш], а в слове рыба нет. Дети проговаривают чистоговорку про Машу. Тише, мыши, не шумите, нашу, Машу Тише, мыши, не шумите! Воздушный шар Карандаш Шарф Машина Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой, шипящий | ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия. МПР: понимать учебную задачу занятия, осуществлять решение учебной задачи под руководством логопеда. ПР: выделять звук [Ш] из слов, характеризовать его. ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Снять мышечное напряжение и усталость ЛР: уметь правильно и чётко выполнять дыхательную гимнастику, уметь удерживать правильное положение губ, языка Оценить свою деятельность на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
Учить детей различать звуки Ч-Щ...
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"
Занятие рассчитано на детей логопедической группы школы VIII вида....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"
Занятие рассчитано на учащихся 4 класса логопедической группы....
Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ"
Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ".В материале представлен конспект, презентация для работы на занятии, задания для детей, домашнее задание отдельным документо...
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] [Р*]»
Цели занятия:Автоматизировать четкое произношение и различение звука [ Р] в слогах, словах и предложениях; упражнять в определении количества слогов в слове.Развивать фонематический слух, память, вним...
Конспект логопедического занятия к презентации "Дифференциация звуков «ж-з» в словах, словосочетаниях и предложениях".
Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОНР, ФН, ФФН ( на первом этапе коррекционного обучения). Данный материал может быть полезен для педагогов и родителей. Конспект занятия и презе...