Программа логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ 1-4 классов
рабочая программа по логопедии на тему
Настоящая программа написана с учётом особенностей речевых и психических нарушений школьников с ОВЗ, а также комплексного подхода к их коррекции. Планирование рассчитано на учащихся 1-4 классов с ОВЗ с предпосылками или наличием нарушений устной и (или) письменной речи. Основой содержания программы являются авторские материалы и методические рекомендации Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 194.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на сегодняшний день, поступает разный контингент детей: как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях нашего учреждения, чаще всего, среди школьников с ОВЗ, встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами, со смешанными специфическими расстройствами психологического развития или сочетанными нарушениями.
Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени тяжести. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают ученики 1-4 классов. Трудности обучения данной группы школьников с нарушениями речи первичного или вторичного характера определяются не только тем, какие компоненты речи страдают и в какой степени. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие высших психических функций, особенно познавательной деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, мешает овладению грамотой и усвоению школьных программ по всем предметам.
Дети с ОВЗ, зачастую затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развернутых логико-грамматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей. Также наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании основного смысла прочитанного. Таким образом, несформированность всех компонентов устной речи, вместе с недоразвитием психических функций, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися с ОВЗ программного материала и, чаще всего, находит отражение в письменной речи. Это проявляется в дизорфографии, смешанных формах дисграфии и дислексии. Затруднения на письме, как правило, связаны: с недостатками программирования структуры речевых высказываний, с невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу; с появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребенка; с отсутствием мотивации к активной речевой деятельности.
Настоящая программа написана с учётом особенностей речевых и психических нарушений школьников с ОВЗ, а также комплексного подхода к их коррекции. Планирование рассчитано на учащихся 1-4 классов с ОВЗ с предпосылками или наличием нарушений устной и (или) письменной речи. Основой содержания программы являются авторские материалы и методические рекомендации Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И..
Целью реализации программы является предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 1-4 классов с ОВЗ, предупреждение дезадаптации, формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ.
В связи с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выделяются определенные задачи:
- своевременное выявление, обследование и отбор детей с ОВЗ в логопедические группы;
- определение особенностей организации образовательного процесса, для рассматриваемой категории детей, в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми с ОВЗ;
- организация индивидуальных и (или) групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи путем формирования всех составляющих языковой системы;
- формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;
- практическое усвоение лексико-грамматических норм русского языка;
- проведение профилактических мероприятий, позволяющих избежать неблагоприятного развития в речевом статусе ребенка;
- организация совместной деятельности ряда специалистов и родителей, популяризация логопедических знаний; оказание консультативной и методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание планирования коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы общей педагогики: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика.
Учет данных принципов и задач позволяет говорить о применении комплексного подхода, как необходимой составляющей при реализации коррекционно-развивающей работы и включает в себя взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь по профилактике и устранению речевых нарушений у детей;
- консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с нарушениями речи и их семьями по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа связана с распространением опыта логопедической работы с детьми и взаимосвязью со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.
На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам диагностики, на основании однородности нарушений речи, формируются группы или подгруппы детей, наполняемость которых зависит от тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5 человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического развития каждого ребенка (Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей работе.
В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе ведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме 2-3 раза в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 20-30 мин., в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей. Особенностью логопедической работы со школьниками 1-4 классов с ОВЗ, является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной деятельности, что подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:
- зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;
- задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных представлений, усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов;
- наблюдение в ходе какой-либо деятельности.
Предполагаемым результатом реализации программы является: развитие устной и письменной речи у школьников 1-4 классов с ОВЗ.
Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Программа рассчитана, приблизительно, на 2 года обучения, где на коррекционно-развивающую работу отводится 150 часов. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка или группы детей. Основной формой работы являются групповые (подгрупповые) занятия, реже – индивидуальные.
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ, работающим с обучающимися 1-4 классов с ОВЗ.
Содержание программы
1 год обучения
I. Подготовительный этап.
II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез.
III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом.
2 год обучения
I. Подготовительный этап.
II. Слово и словосочетание.
III. Предложение и текст.
№ п/п | Основные направления и содержание работы | Предполагаемые результаты обучения | Методы, приемы и средства реализации программы |
| I. Подготовительный этап. |
|
|
1 | Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. | -узнавать изображения предметов (по контурным, пунктирным линиям, наложенных друг на друга) и называть их | Назвать контурные (дорисованные, недорисованные, перечеркнутые) изображения предметов. Выделить контурные изображения наложенные друг на друга. Игры «Геометрическое лото» и «Найди парную карточку». |
2 | Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. | -дифференцировать правую и левую части тела; -ориентироваться в окружающем пространстве; -уметь конструировать и реконструировать фигуры, дополнять их недостающими элементами; -определять пространственные соотношения элементов графических изображений и букв | Показать (поднять) левую (правую) руку, ногу, ухо и т.д. Левую руку отвести в сторону, а правую вытянуть вперед. Дотронуться правой рукой до левого глаза и т.д. Показать полоску, на которой справа красный цвет, а слева синий. Задания с использованием аппликаций (по инструкции логопеда). Показать или сказать где находится заданный предмет в комнате. Рассмотреть и составить из палочек предметы. Игры «Чего не хватает?», «Что не дорисовано?». Найти заданную фигуру среди изображений. Дорисовка контуров и симметричных картинок. Графический диктант. |
3 | Развитие пространственно-временных отношений. | -ориентироваться во времени | Назвать дни недели, части суток. Вставить недостающие слова (дни недели, части суток) в предложение или текст. Определять последовательность: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Назвать времена года. Игра «Когда это бывает?» Игра «Запомни и воспроизведи ряд цветных квадратиков». |
4 | Дифференциация речевых и неречевых звуков. | -различать речевые и неречевые звуки; -знать органы речи и понятие «речь»; -запоминать и воспроизводить ритмический рисунок на слух; -перекодировать зрительную схему ритмического рисунка в звуковую с подключением моторного компонента | Игра «Повтори – не ошибись» (повторение ритмического рисунка по подражанию логопеда). Игра «Угадай что звучит». Различать звуки речи от неречевых звуков. Игра «Запомни и воспроизведи ряд геометрических фигур». |
| II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез. |
|
|
5 | Звук и буква. Развитие навыков элементарного звукового анализа. | - различать звук и букву; - выделять звук на фоне слова и первый звук в слове | Игры на развитие простого звукового анализа. Сопоставление звука и буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Правило о звуке и букве (с помощью наглядного материала). Игра «Запомни и воспроизведи ряд букв». |
6 | Дифференциация гласных первого и второго ряда. Схема слова. | -узнавать гласный из ряда гласных, выделять первый гласный из слов, в середине односложных слов; -различать звук и букву; -воспроизводить с помощью взрослого пары гласных | Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных 1-2 ряда. Познакомиться со схемой слова и методом обозначения в нем гласных. Игра «Запомни и воспроизведи слово». |
7 | Дифференциация гласных А-Я изолированно, в слогах, в словах. | -дифференцировать А-Я в словах; | Сопоставление гласного звука и обозначающей его буквы. Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Визуальное выделение в словах общей буквенной части. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи ряд букв (слово)». |
8 | Дифференциация гласных А-Я в предложениях и текстах. | -дифференцировать А-Я в текстах; | |
9 | Дифференциация гласных У-Ю изолированно, в слогах. | -дифференцировать У-Ю в словах; | |
10 | Дифференциация гласных У-Ю в словах, в предложениях и тексте. | -дифференцировать У-Ю в текстах; | |
11 | Дифференциация гласных О-Ё изолированно, в слогах. | -дифференцировать О-Ё в словах; | |
12 | Дифференциация гласных О-Ё в словах, в предложениях и тексте. | -дифференцировать О-Ё в текстах; | |
13 | Дифференциация гласных Ы-И изолированно, в слогах. | -дифференцировать Ы-И в словах; | |
14 | Дифференциация гласных Ы-И в словах, в предложениях и тексте | -дифференцировать Ы-И в текстах; | |
15 | Дифференциация гласных Э-Е изолированно, в слогах. | -дифференцировать Э-Е в словах; | |
16 | Дифференциация гласных Э-Е в словах, в предложениях и тексте. | -дифференцировать Э-Е в текстах; | |
17 | Лабиализованные гласные. Звуки О-У. | -дифференцировать О-У в словах, предложениях и текстах | |
18 | Лабиализованные гласные. Звуки Ё-Ю. | -дифференцировать Ё-Ю в словах, предложениях и текстах; -запоминать и воспроизводить ряд из 5-7 печатных букв | |
19 | Смягчение согласных перед гласными второго ряда. Формирование навыков сложного звукового анализа. | -выделять из слов мягкие согласные; -выделять заданный согласный звук в начале и конце слов | Игра «Запомни и воспроизведи слово». Выделение мягкого согласного на фоне слова, в начале, середине и конце. Определять соседей заданного звука. |
20 | Повторение. Дифференциация А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Проверочная работа. | -знать парные гласные русского языка и уметь их различать; -дифференцировать понятия «звук» и «буква»; -запоминать и воспроизводить слова из печатных букв; | Дифференциация понятий звук-буква. Различение гласных по звуковому компоненту букв. Работа с карточками: вставка пропущенных букв и слов, нахождение ошибок, игра «Третий лишний» и т.д. Повторение парных гласных русского языка. Игра «Запомни и воспроизведи слово». |
21 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме. | -знать роль мягкого знака в слове; -употреблять слова-предметы в ед. и мн. числе с использованием мягкого знака (кони – конь); -знать особенности написания мягкого знака в середине и конце слов | Определение роли мягкого знака в написании слов. Составление слов-предметов в ед. и мн. ч. с мягким знаком. Нахождение мягкого знака в словах. Работа с карточками: вставка Ь в слова, нахождение ошибок и т.д. |
22 | Разделительный мягкий знак. | -знать правило написания разделительного мягкого знака в словах; -различать разделительный мягкий знак и Ь – показатель мягкости | Изучение правила написания разделительного Ь. Работа с карточками: нахождение ошибок, вставка Ь в слова. Образование слов с разделительным мягким знаком. Зарисовка схемы работы. Различение слов с разделительным мягким знаком и Ь – показателем мягкости. |
23 | Разделительный твердый знак. | -знать правило написания разделительного твердого знака в словах; -различать разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак | Изучение правила написания разделительного Ъ. Работа с карточками: нахождение ошибок, вставка Ъ в слова. Образование слов с разделительным твердым знаком. Зарисовка схемы работы. Различение слов с разделительным мягким знаком и твердым знаком. |
24 | Дифференциация мягкого и твердого знака. | -дифференцировать понятия «разделительный Ь» и «разделительный Ъ»; -различать на письме разделительный Ь и Ъ | Закрепление правил написания разделительного Ь и Ъ, различение их в словах и предложениях. Упражнения на различение разделительного Ь и Ъ (карточки). |
25 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | -различать понятия «гласные» и «согласные» звуки; -различать гласные и согласные буквы на письме | Упражнения на различение и сопоставление гласных и согласных звуков и букв. Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). |
26 | Звуки Б-П, Б’-П’ изолированно, в слогах, в словах. | -дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; -знать правило оглушения звонких согласных в слове; -дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш. | Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
27 | Звуки Б-П, Б’-П’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | ||
28 | Звуки В-Ф, В’-Ф’ изолированно, в слогах, в словах. | ||
29 | Звуки В-Ф, В’-Ф’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | ||
30 | Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ изолированно, в слогах, в словах. | ||
31 | Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | ||
32 | Звуки Д-Т, Д’-Т’ изолированно, в слогах, в словах. | -дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; -знать правило оглушения звонких согласных в слове; -дифференцировать согласные в следующей последовательности: п-б, в-ф, т-д, г-к, з-с, ж-ш. | Изучение орфограммы: оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
33 | Звуки Д-Т, Д’-Т’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | ||
34 | Звуки 3-С, З’-С’ изолированно, в слогах, в словах. | ||
35 | Звуки 3-С, З’-С’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | ||
36 | Звуки Ж-Ш изолированно, в слогах, в словах. | ||
37 | Звуки Ж-Ш в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | ||
38 | Повторение. Дифференциация звонких и глухих согласных. Проверочная работа. | ||
39 | Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, в словах. | -дифференцировать акустически сходные звуки; -уметь характеризовать звук с позиции: твердости-мягкости, звонкости-глухости, положения языка и губ; -дифференцировать согласные звуки и буквы в следующей последовательности: с-ш, з-ж, с-ц, ц-тс, ч-ц, ч-щ, ч-ш, ч-т’, р-л, р’-л’, л-л’-й, л-в. | Характеристика каждого звука и буквы, схематическая запись отличий и сходств. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Упражнения на различение сходных согласных звуков и букв, работа с карточками. Карточки «Вставь пропущенную букву», «Охарактеризуй букву», «Сделай звуковой разбор» и т.д. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
40 | Дифференциация звуков С-Ш в предложениях и текстах. | ||
41 | Дифференциация звуков З-Ж изолированно, в слогах, в словах. | ||
42 | Дифференциация звуков З-Ж в предложениях и текстах. | ||
43 | Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, в словах. | ||
44 | Дифференциация звуков С-Ц в предложениях и текстах. | ||
45 | Дифференциация звуков Ц-ТС изолированно, в слогах, в словах. | ||
46 | Дифференциация звуков Ц-ТС в предложениях и текстах. | ||
47 | Дифференциация звуков Ч-Ц изолированно, в слогах, в словах. | ||
48 | Дифференциация звуков Ч-Ц в предложениях и текстах. | ||
49 | Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, в словах. | ||
50 | Дифференциация звуков Ч-Щ в предложениях и текста. | ||
51 | Дифференциация звуков Ч-Т’ изолированно, в слогах, в словах. | ||
52 | Дифференциация звуков Ч-Т’ в предложениях и текстах. | ||
53 | Дифференциация звуков Ч-Ш изолированно, в слогах, в словах. | ||
54 | Дифференциация звуков Ч-Ш в предложениях и текстах. | ||
55 | Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' изолированно, в слогах, в словах. | -дифференцировать акустически сходные звуки; -уметь характеризовать звук с позиции: твердости-мягкости, звонкости-глухости, положения языка и губ; -дифференцировать согласные звуки и буквы в следующей последовательности: с-ш, з-ж, с-ц, ц-тс, ч-ц, ч-щ, ч-ш, ч-т’, р-л, р’-л’, л-л’-й, л-в. | Характеристика каждого звука и буквы, схематическая запись отличий и сходств. Звукобуквенный анализ слов (схема слова). Игры на развитие простых и сложных форм звукового анализа. Игры: «Самый внимательный», «Поезд» (с картинками), «Эхо и другие. Упражнения на различение сходных согласных звуков и букв, работа с карточками. Карточки «Вставь пропущенную букву», «Охарактеризуй букву», «Сделай звуковой разбор» и т.д. Проверочные работы в виде опросов, тестов, заданий и т.д. |
56 | Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' в предложениях и текстах. | ||
57 | Дифференциация звуков Л-Л'-Й изолированно, в слогах, в словах. | ||
58 | Дифференциация звуков Л-Л'-Й в предложениях и текстах. | ||
59 | Дифференциация звуков Л-В изолированно, в слогах, в словах. | ||
60 | Дифференциация звуков Л-В в предложениях и текстах. | ||
61 | Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. | ||
| III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом. |
|
|
62 | Слог. Слоговой анализ одно-, двух- и трехсложных слов. Схема слова. | -повторять сочетания 2-3 слогов различной сложности; - уметь составлять слова из слогов; -уметь делить слова на слоги | Повторение рядов из 2-3 слогов, с одинаковыми и разными гласными, с фонематически далекими и близкими согласными. Слоговой анализ и синтез слов разной сложности. Составление слов из слогов, данных в беспорядке, данных в порядке, но на слух. |
63 | Дифференциация одно-, двух- и трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Схема слова. | ||
64 | Родственные слова. Корень слова. | -уметь находить корень слова; -знать понятие «родственные слова»; -различать однокоренные и родственные слова | Нахождение в словах корня. Выделение из группы слов только родственных. Деление родственных слов на группы. Определение родственных и однокоренных слов. Игра «Рассели слова по домикам». |
65 | Однокоренные и родственные слова. | ||
66 | Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. | -находить ударные и безударные гласные в слогах и словах; -выделять ударные слоги и гласные в словах; -различать смысл слов с одинаковым буквенным составом, но различным ударением; | Выделять голосом и на письме ударные гласные в словах. Прослушать ряд из 2-3 слогов, повторить и назвать ударный. Повторить ряд слогов с выделением ударного. Придумать слово с заданной ударной гласной. Игра «Слоговая азбука Морзе» (запись слогов символами под диктовку). Игра «Зашифруй слово». Различать слова с одинаковым буквенным составом, но различным ударением (упражнения, работа с карточками и картинками). Игра «Поставь ударение и объясни значение слова». |
67 | Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. | ||
68 | Форморазличительная роль ударения. | ||
69 | Приставки | -разбирать слова как части речи с использованием памятки; -находить корни и соединительные гласные в сложных словах; -преобразовывать слова с использованием приставок и суффиксов | Разобрать слова как части речи с использованием памятки. Материал: день, пришел, красная, под (2класс); карта, обходчик, темный, холодно, над (3 класс). Игра «Собери слово». Выделять корни и соединительные гласные в сложных словах. Игра «Разгадай словечко» (пар+ходит=пароход). Составление слов с помощью приставок и суффиксов. Выделять части слова. |
70 | Суффиксы | ||
71 | Окончания | ||
72 | Сложные слова. Соединительные гласные о, е. | ||
73 | Морфологический состав слова. Схема слова. | ||
74 | Морфологический состав слова. Проверочная работа. | ||
75 | Предлоги в, на, с (со), из. Дифференциация предлогов. | -понимать значения предлогов в словосочетаниях и предложениях; -знать о правописании предлогов; -дифференцировать схожие предлоги; -дифференцировать предлоги и приставки | Учить правило о том, что короткие (маленькие) слова служат для связи слов в словосочетании и предложении, пишутся со словами отдельно. Объяснение значений предлогов. Игра «Найди маленькое слово» (с использованием графических схем). Игра «Предлог или приставка?» (письменно по индивидуальным карточкам). |
76 | Предлоги с, из. Дифференциация предлогов. | ||
77 | Предлоги из, за, из-за. Дифференциация предлогов. | ||
78 | Предлоги из, под, из-под. Дифференциация предлогов. | ||
79 | Предлоги на, над, под. Дифференциация предлогов. | ||
80 | Предлоги между, через, около. | ||
| Закрепление предлогов. Дифференциация предлогов. | ||
81 | Дифференциация предлогов и приставок. | ||
82 | IV. Слово и словосочетание. |
|
|
83 | Слова-предметы (существительные). | -знать определение «существительное» (3 класс); -находить существительное в предложении, выделять его; -определять род, падеж (3-4 класс), число; -знать понятия «одушевленный-неодушевленный»; -определять существительное как часть речи и выделять его (3-4 класс) | Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы кто? И что?». Работа с деформированными предложениями. Работа с рядом слов. Отгадывание загадок и определение одушевленных-неодушевленных предметов. Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей). Дописывание окончаний слов. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Определение рода, числа и падежа слов. |
84 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. | ||
62 | Практическое употребление существительных разного рода. | ||
63 | Употребление существительных в косвенных падежах. | ||
64 | Слова-признаки (прилагательные). Подбор слов-признаков к словам-предметам. | -знать определение «прилагательное» (3 класс); -находить прилагательное в предложении, выделять его; -определять род, падеж (3-4 класс), число; -определять прилагательное как часть речи и выделять его (3-4 класс); -согласовывать и дифференцировать прилагательное с существительным | Игра «Найди слова, отвечающие на вопросы какой?(-ая, -ое, -ие). Работа с деформированными предложениями. Работа с рядом слов. Игра «Рассели слова в домики» (он, она, оно, они). Игра «Задай вопрос к слову» (вопросы косвенных падежей). Дописывание окончаний слов. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Определение рода, числа и падежа слов. Игра «Вставь в предложения слова по смыслу». Подбор признаков к предметам. Образование притяжательных и относительных прилагательных. |
65 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | ||
66 | Согласование прилагательных с существительными в падеже. | ||
67 | Слова-действия. Подбор слов-действий к словам-предметам. | -знать определение «глагол» (3 класс); -находить глаголы в предложении, выделять их; -определять род, время (3-4 класс), число; -определять глагол как часть речи и выделять его (3-4 класс); -согласовывать и дифференцировать главные части речи | Отгадывание загадок и подбор глаголов к словам отгадкам. Составление предложений с использованием существительных, прилагательных и глаголов. Игра «Что делает?» (с мячом). Игра «Задай вопрос к слову». Игра «Рассели слова в домики» (по вопросам или по частям речи). Называние предмета и его действия по образцу. Работа с карточками в группе и индивидуально. |
68 | Согласование глагола с существительными в числе. | ||
69 | Согласование глагола с существительными в роде. | ||
70 | Согласование глагола с существительными во времени. | ||
71 | Имя числительное. Согласование числительных с существительными и прилагательными. | -согласовывать числительные с существительными и прилагательными | Игра «Сколько предметов?», «Посчитай», «Соедини подходящие друг другу слова». Составление предложений по схемам. Деформированные предложения. Нахождение числительных в предложении и тексте. Узнавать слова по описанию. |
72 | Слова-антонимы (слова-неприятели). | -уметь подбирать и находить слова-антонимы и слова-синонимы | Работа со схемой-правилом (объяснение значений слов-неприятелей и слов-близнецов). Узнавать слова по описанию. Расширение словарного запаса с помощью игр: «Скажи наоборот», «Слова-друзья». Задания по карточкам: «Найди лишнее слово», «Посчитай и запиши», «Допиши слово (окончание)» и т.д. |
73 | Слова-синонимы (слова-близнецы). | ||
| IV. Предложение и текст. |
|
|
74 | Языковой анализ и синтез предложения. | -определять количество слов в предложении; -составлять предложения из разрозненных слов; -согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже; -уметь пользоваться схемой предложения, составлять самостоятельно (3-4 класс) | Нахождение слов-синонимов, антонимов, омонимов. Составление предложений, определение количества слов в предложение. Игра «Исправь ошибку в предложении». Задание «Запиши цифру равную количеству слов в предложении» (на слух). Задание «Вставь пропущенное слово (словосочетание)». Использование готовых схем предложения и самостоятельное составление. |
75 | Связь слов в предложении. Согласование слов в роде, числе, падеже. | ||
76 | Состав предложения. Схема предложения. | ||
77 | Виды предложений по интонации. | -различать предложения по интонации: повествовательное, вопросительное, восклицательное; -уметь использовать знаки препинания для выражения интонации | Театральные постановки, сценки для выражения интонации. Использование знаков препинания для выражения интонации повествования, восклицания и вопроса. Игра «Скажи так, как надо» (в зависимости от знака препинания одно и то же предложение произносится с разной интонацией). Запись предложений или текста с опорой на интонацию педагога. |
78 | Грамматическое оформление предложений и его распространение. | -уметь составлять предложения из разрозненных слов; - уметь распространять предложения с помощью данных слов | Заменять словосочетания одним словом и наоборот. Работа с пословицами и поговорками. Составление деформированных предложений с грамматически правильным оформлением и с начальной формой. Распространение предложений (работа с карточками). Игра «Допиши предложение». |
79 | Составление предложений из разрозненных слов. Деформированные предложения. | ||
80 | Составление плана рассказа. Пересказ по плану. | -уметь составлять графический или словесный план рассказа; - уметь пересказывать по плану; -уметь составлять связанные между собой по смыслу предложения | Составление плана рассказа. Пересказ по плану и без него. Рассказывание по серии картинок или по сюжетной картинке с опорой на план. Творческий рассказ с помощью педагога или плана. Задание «Самый интересный рассказ». Рассказ по готовому плану, по данному началу. Объяснение незнакомых слов, их запись. |
81 | Описательный рассказ. | ||
82 | Рассказ по серии сюжетных картинок. | ||
83 | Рассказ по сюжетной картинке. | ||
84 | Творческий рассказ. | ||
85 | Деформированные тексты. | -уметь составлять рассказы из деформированных текстов | Составление предложений из разрозненных слов, данных в начальной форме. Составление рассказов из данных деформированных текстов. Объяснение незнакомых слов, их запись. |
86 | Краткий пересказ. | -уметь кратко пересказывать с опорой на план и без нее | Краткие пересказы по прослушанному, прочитанному тексту, с помощью плана и без него. Объяснение незнакомых слов, их запись. |
87 | Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. | -знать пройденный материал | Повторение и закрепление изученного материала. Помощь отстающим детям. |
Тематическое планирование
групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и коррекции нарушений речи у школьников 1-4 классов с ОВЗ
№ | Название разделов, тем занятий | Предупреждение и коррекция оптической дисграфии | Развитие неречевых функций | Кол-во ча-сов/ дата | ||
Дыхательные и голосовые упражнения | Игры на развитие памяти, внимания и мышления | |||||
1 год обучения | ||||||
| I. Подготовительный этап. |
|
|
| 5 | |
1 | Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти. | Знакомство с геометрическими фигурами. («Составление узоров из геометрических фигур»). Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой («Составление фигур из разрозненных деталей»). | Упражнение «Подуй на бабочек» | Загадки. Игра «Что лишнее?» | 1/ | |
2 | Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса | Сравнение предметов по величине, ширине, глубине и т.д. («Использование игра с постройками из кубиков») | 2/ | |||
3 | Дифференциация речевых и неречевых звуков. | Знакомство с такими понятиями как: день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра («Что было, что будет?»). | Упражнение «Футбол» | Игра «Что звучит?» (определить на слух какой предмет звучал) Загадки. | 1/ | |
4 | Развитие навыков элементарного звукового анализа. Соотнесение звука и буквы. | Развитие пространственных представлений: верх-низ, слева-справа, между, под, над (Игра «Водитель», «Разноцветные точки») | 1/ | |||
| II. Звук и буква. Звукобуквенный анализ и синтез. |
|
|
| 60 | |
5 | Звук и буква. Схема слова. Формирование навыков сложного звукового анализа. | Знакомство с такими понятиями как: год, месяц. Расширение объема зрительной памяти (Игра «Чего не стало?») | Пускание мыльных пузырей | Корректурные задания (например, найди все буквы А и выдели их) Загадки. | 1/ | |
6 | Дифференциация гласных первого и второго ряда. | 1/ | ||||
7 | Дифференциация гласных А-Я изолированно, в слогах, в словах. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв (в соответствии с темой). (Игры «Повтори узор», «Составь свой узор», «Измени узор».) | Упражнение на выработку дифференцированного плавного выдоха | Корректурные задания (например, выдели все буквы У кружком, а буквы Ю квадратом). Загадки. | 1/ | |
8 | Дифференциация гласных А-Я в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
9 | Дифференциация гласных У-Ю изолированно, в слогах. | 1/ | ||||
10 | Дифференциация гласных У-Ю в словах, в предложениях и тексте. | 1/ | ||||
11 | Дифференциация гласных О-Ё изолированно, в слогах. | Упражнение на выработку медленного удлиненного выдоха | Корректурные задания (например, найди все буквы Ы и подчеркни их, а буквы И - зачеркни). Загадки. | 1/ | ||
12 | Дифференциация гласных О-Ё в словах, в предложениях и тексте. | 1/ | ||||
13 | Дифференциация гласных Ы-И изолированно, в слогах. | 1/ | ||||
14 | Дифференциация гласных Ы-И в словах, в предложениях и тексте | 1/ | ||||
15 | Дифференциация гласных Э-Е изолированно, в слогах. | Упражнение на сочетание дыхания с движениями | Корректурные задания (например, найди все буквы Э и подчеркни их, а буквы Е - зачеркни). Загадки. | 1/ | ||
16 | Дифференциация гласных Э-Е в словах, в предложениях и тексте. | 1/ | ||||
17 | Лабиализованные гласные. Звуки О-У. | Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления. Графический диктант. | 1/ | |||
18 | Лабиализованные гласные. Звуки Е-Ю. | 1/ | ||||
19 | Смягчение согласных перед гласными второго ряда. | Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. (Игра «Пуговица») | Упражнение на сочетание дыхания с произнесением звука М | Игра «Чего не стало?». Загадки. | 1/ | |
20 | Повторение. Дифференциация А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Проверочная работа. | Развитие зрительно-моторных координации. (Игра «Дополни до») Дифференциация букв во всех позициях. | 1/ | |||
21 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме. | Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие зрительно-моторных координации. (Игра «Сделай также») | Упражнение на сочетание дыхания с контролем за грудной клеткой. Произнесение звука М. | Игра «Муха» (по начерченному полю на листе бумаги перемещают пуговицу по заданию логопеда в нужный квадрат) | 1/ | |
22 | Разделительный мягкий знак. | 2/ | ||||
23 | Разделительный твердый знак. | 2/ | ||||
24 | Дифференциация мягкого и твердого знака. | 2/ | ||||
25 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | Конструирование и реконструирование букв. (Игра «На что это похоже?») | Упражнение на отработку реберно-брюшного дыхания. | Игра «Перепутанные линии» (глазами без помощи рук найти дорожку ведущую от одной цифры к другой) | 1/ | |
26 | Звуки Б-П, Б’-П’ изолированно, в слогах, в словах. | Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Графический диктант. | 1/ | |||
27 | Звуки Б-П, Б’-П’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | 1/ | ||||
28 | Звуки В-Ф, В’-Ф’ изолированно, в слогах, в словах. | 1/ | ||||
29 | Звуки В-Ф, В’-Ф’в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | Упражнение «Дышим носом» | Игра «Как было?» (запомнить начальное расположение вещей и после изменений вернуть все на свои места) | 1/ | ||
30 | Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ изолированно, в слогах, в словах. | Конструирование и реконструирование букв. Установление связей между графемой и артикулемой. (Игра «Чудесный мешочек») | 1/ | |||
31 | Звуки Г-К-Х, Г’-К’-Х’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | Упражнение «Ныряльщик» Произношение на твердой атаке звука М | Игра «Найди отличия» | 1/ | ||
32 | Звуки Д-Т, Д’-Т’ изолированно, в слогах, в словах. | 1/ | ||||
33 | Звуки Д-Т, Д’-Т’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | Упражнение «Свеча» Произношение на твердой атаке звука М | Игра «Путаница» (отыскать несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др.) | 1/ | ||
34 | Звуки 3-С, З’-С’ изолированно, в слогах, в словах. | 1/ | ||||
35 | Звуки 3-С, З’-С’ в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | Упражнение «Заморозим подбородок» Тренировки в произнесении слогов с звуком М | Игра «Запомни как можно больше слов» | 1/ | ||
36 | Звуки Ж-Ш изолированно, в слогах, в словах. | 1/ | ||||
37 | Звуки Ж-Ш в предложениях и текстах. Оглушение звонкого согласного в середине и в конце слова. | Упражнение «Заморозим ладошки» Тренировки в произнесении слогов с звуком М | Игра «Найди отличия в ряду» | 1/ | ||
38 | Повторение. Дифференциация звонких и глухих согласных. Проверочная работа. | 1/ | ||||
39 | Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, в словах. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. | Упражнение «Погреем ладошки» Тренировки в произнесении слогов с звуком М | Игра «Сложи узор» (составьте дорожку или узор из фигур) | 1/ | |
40 | Дифференциация звуков С-Ш в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
41 | Дифференциация звуков З-Ж изолированно, в слогах, в словах. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Сравнение элементов букв. | Упранение «Цветочный магазин» | Игра «Обезьянки» (сделать фигуру из палочек или кирпичей по образцу) | 1/ | |
42 | Дифференциация звуков З-Ж в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
43 | Дифференциация звуков С-Ц изолированно, в слогах, в словах. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Развитие оптико-пространственных представлений. (Игра «Кубики») | Упражнение «Буль-бульки». Тренировки в произнесении слогов с звуком М | Игра «Топ-хлоп» (педагог говорит фразу; если выражение верное, дети хлопают, если не правильное – топают) | 1/ | |
44 | Дифференциация звуков С-Ц в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
45 | Дифференциация звуков Ц-ТС изолированно, в слогах, в словах. | Упражнение «Осенний ветер». Произношение слогов с использованием звонких согласных | 1/ | |||
46 | Дифференциация звуков Ц-ТС в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
47 | Дифференциация звуков Ч-Ц изолированно, в слогах, в словах. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Развитие зрительно-моторных координации (Игра «Лабиринты») | Упражнение «Ветер» Произношение слогов с использованием звонких согласных | Игра «Топ-хлоп» 2 вариант (педагог говорит слова; хлопать нужно если услышишь название животного, топать в остальных случаях) | 1/ | |
48 | Дифференциация звуков Ч-Ц в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
49 | Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, в словах. | Упражнение «Ежик» Произношение слогов с использованием звонких согласных | Игра «Запрещенные движения» (повторять все движения кроме одного) | 1/ | ||
50 | Дифференциация звуков Ч-Щ в предложениях и текста. | Соотнесение буквы со звуком и символом. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. | 1/ | |||
51 | Дифференциция звуков Ч-Т’ изолированно, в слогах, в словах. | Упражнение «Удивимся» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге | Игра «На стол! Под стол! Стучать!» (ребенок выполняет задания на слух, но не путаясь, т.к. педагог делает другие движения) | 1/ | ||
52 | Дифференциация звуков Ч-Т’ в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
53 | Дифференциация звуков Ч-Ш изолированно, в слогах, в словах. | Упражнение «Семафор» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге | Загадки. Ребусы (в соответствии с возрастом) | 1/ | ||
54 | Дифференциация звуков Ч-Ш в предложениях и текстах. | Развитие образного мышления Установление связей между графемой и артикулемой. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. | 1/ | |||
55 | Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' изолированно, в слогах, в словах. | Упражнение «Подуй на бабочек» Тренировки в произнесении слогов с звуком М | 1/ | |||
56 | Дифференциация звуков Р-Р'-Л-Л' в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
57 | Дифференциация звуков Л-Л'-Й изолированно, в слогах, в словах. | Упражнение «Футбол» Произношение слогов с использованием звонких согласных | Игра «Продолжи дорожку» (дорожку из цветных палочек необходимо продолжить по образцу) | 1/ | ||
58 | Дифференциация звуков Л-Л'-Й в предложениях и текстах. | Развитие зрительно-моторных координации. Развитие оптических представлений (Игра «Заполни пробел»). | 1/ | |||
59 | Дифференциация звуков Л-В изолированно, в слогах, в словах. | Упражнение на выработку медленного удлиненного выдоха Произношение слогов с использованием звонких согласных | 1/ | |||
60 | Дифференциация звуков Л-В в предложениях и текстах. | 1/ | ||||
61 | Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. | 1/ | ||||
| III. Слоговой анализ и синтез. Работа над словом. |
|
|
| 25 | |
62 | Слог. Слоговой анализ одно-, двух- и трехсложных слов. Схема слова. | Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Графический диктант. | Упражнение на сочетание дыхания с движениями | Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) | 1/ | |
63 | Дифференциация одно-, двух- и трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. Схема слова. | 1/ | ||||
64 | Родственные слова. Корень слова. | Работа с квазиомонимами. Сравнение элементов смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие кинетических представлений. (Игра «Заверши слово») | Упражнение на сочетание дыхания с произнесением звука | Загадки. Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) | 1/ | |
65 | Однокоренные и родственные слова. | 2/ | ||||
66 | Ударение. Ударные и безударные гласные в корне слова. | 2/ | ||||
67 | Приставки | Упражнение на сочетание дыхания с контролем за грудной клеткой. | Кроссворды. Загадки. | 2/ | ||
68 | Суффиксы | 2/ | ||||
69 | Окончания | 2/ | ||||
70 | Сложные слова. Соединительные гласные о, е. | 1/ | ||||
71 | Морфологический состав слова. Схема слова. | Упражнение на сочетание дыхания с произнесением звуковой цепочки | Игра «Четвертый лишний» (по картинкам и на слух) | 1/ | ||
72 | Морфологический состав слова. Проверочная работа. | 1\ | ||||
73 | Предлоги с (со). Дифференциация предлогов. | Конструирование и реконструирование. (Игра «Собери узор») | Упражнение на отработку реберно-брюшного дыхания. | Игра «Запомни 10 слов» | 1\ | |
74 | Предлоги с, из. Дифференциация предлогов. | 1/ | ||||
75 | Предлоги из, за, из-за. Дифференциация предлогов. | Упражнение «Дышим носом» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге | Игра «Ряд чисел» (найти в ряде чисел все заданные, например 2) | 1/ | ||
76 | Предлоги из, под, из-под. Дифференциация предлогов. | 1/ | ||||
77 | Предлоги на, над, под. Дифференциация предлогов. | Соотнесение буквы с символом и звуком. Работа со схемой предложения. | Упражнение «Ныряльщик» Произношение пар слогов на одном выдохе с ударением на втором слоге | Игра «Запомни – нарисуй» (ребенок за 1 мин запоминает узор или фигуру, а затем по памяти рисует) | 1 | |
78 | Предлоги между, через, около. | 1 | ||||
79 | Закрепление предлогов. Дифференциация предлогов. | Произношение трех слогов на одном выдохе с ударением на одном слоге | Загадки. Игра «Лабиринт» (выйти из лабиринта быстрее всех, на листе бумаги) | 1 | ||
80 | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 | ||||
|
|
| 90 | |||
2 год обучения | ||||||
| I. Подготовительный этап. |
|
|
| 4 | |
81 | Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка («Что это?»). Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. | Упражнение на выработку дифференцированного плавного выдоха | Загадки. Игра «Что лишнее?» | 1 | |
82 | Развитие пространственно-временных отношений. | Игра «Что звучит?» (определить на слух какой предмет звучал) Загадки. | 1 | |||
83 | Звуковой (фонематический) анализ слов. | Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти. (Игра «Офицер-солдат») | Упражнение на выработку медленного удлиненного выдоха Упражнение на сочетание дыхания с движениями | Корректурные задания (например, найди все буквы А и выдели их) Загадки. | 1 | |
84 | Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. | 1 | ||||
| II. Слово и словосочетание. |
|
|
| 33 | |
85 | Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. | Упражнение «Погреем ладошки» Произнесение семи слогов с перемещающимися ударениями | Корректурные задания (например, выдели все буквы У кружком, а буквы Ю квадратом). Загадки. | 1 | |
86 | Форморазличительная роль ударения. | 1 | ||||
87 | Ударные и безударные гласные (А-О, Е-И, И-Я). | Упражнение «Цветочный магазин» Произнесение семи слогов с перемещающимися ударениями | Корректурные задания (например, найди все буквы Ы и подчеркни их, а буквы И - зачеркни). Загадки. | 2 | ||
88 | Слова-предметы. | 1 | ||||
89 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. Сравнение элементов смешиваемых букв. | Упражнение «Буль-бульки» Сочетаний гласных звуков с сонантом [j] | Игра «Чего не стало?». Загадки. | 2 | |
90 | Практическое употребление существительных разного рода. | Игра «Муха» | 2 | |||
91 | Употребление существительных в косвенных падежах. | Упражнение «Осенний ветер». Сочетаний гласных звуков с сонантом [j] | Игра «Перепутанные линии» | 4 | ||
92 | Слова-признаки. Подбор слов-признаков к словам-предметам. | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. Развитие зрительно-моторных координации («Копирование точек»). | Игра «Как было?» | 1 | ||
93 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Упражнение «Ветер» Сочетаний гласных звуков с сонантом [j] | Игра «Найди отличия» | 2 | ||
94 | Согласование прилагательных с существительными в падеже. | Игра «Путаница» | 2 | |||
95 | Слова-действия. Подбор слов-действий к словам-предметам. | Упражнение «Ежик» Длительное произнесение гласных фонем | Игра «Запомни как можно больше слов» | 1 | ||
96 | Согласование глагола с существительными в числе. | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании. Развитие кинетических представлений (Игра «Чудесный мешочек»). Работа с квазиомонимами. | Игра «Найди отличия в ряду» | 2 | ||
97 | Согласование глагола с существительными в роде. | Упражнение «Удивимся» Длительное произнесение гласных фонем | Игра «Сложи узор» (составьте дорожку или узор из фигур) | 2 | ||
98 | Согласование глагола с существительными во времени. | Игра «Обезьянки» | 2 | |||
99 | Имя числительное. Согласование числительных с существительными и прилагательными. | Упражнение «Семафор» Длительное произнесение гласных фонем | Игра «Топ-хлоп» | 4 | ||
100 | Слова-антонимы (слова-неприятели). | Игра «Топ-хлоп» 2 вариант | 2 | |||
101 | Слова-синонимы (слова-близнецы). | Игра «Запрещенные движения» | 2 | |||
| III. Предложение и текст. |
|
|
| 23 | |
102 | Языковой анализ и синтез предложения. | Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие зрительно-моторных координации. | Упражнение «Ушки» длительное произнесение гласных фонем | Игра «На стол! Под стол! Стучать!» | 2 | |
103 | Связь слов в предложении. Согласование слов в роде, числе, падеже. | Загадки. Ребусы (в соответствии с возрастом) | 2 | |||
104 | Состав предложения. Схема предложения. | Упражнение «Горка» «Катание» гласных фонем по горке | Игра «Продолжи дорожку» | 2 | ||
105 | Виды предложений по интонации. | Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) | 1 | |||
106 | Грамматическое оформление предложения и его распространение. | Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. | Упражнение «В гости» Длительное пение закрытых слогов | Загадки. Необычные примеры (например, укол-кол+гол=угол) | 1 | |
107 | Составление предложений из разрозненных слов. Деформированные предложения. | Кроссворды. Загадки. | 2 | |||
108 | Составление плана рассказа. Пересказ по плану. | Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие зрительно-моторных координации. | Упражнение «Шарик» Пение гласных и согласных | Игра «Четвертый лишний» (по картинкам и на слух) | 2 | |
109 | Описательный рассказ. | Игра «Запомни 10 слов» | 2 | |||
110 | Деформированные тексты. | Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие зрительно-моторных координации. Работа с квазиомонимами. | Упражнение «Ниточка» Пение гласных и согласных | Игра «Ряд чисел» (найти в ряде чисел все заданные, например 2) | 2 | |
111 | Краткий пересказ. | Игра «Запомни – нарисуй» (ребенок за 1 мин запоминает узор или фигуру, а затем по памяти рисует) | 2 | |||
112 | Рассказ по серии сюжетных картинок. | Дифференциация сходных по начертанию букв в словосочетании, предложении, тексте. Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. | Упражнение «За-са» Пение гласных и согласных | Игра «Лабиринт» (выйти из лабиринта быстрее всех, на листе бумаги) | 1 | |
113 | Рассказ по сюжетной картинке. | Загадки. | 2 | |||
114 | Творческий рассказ. | Упражнение «Повтори песню» Пение гласных и согласных | Загадки. Ребусы. Кроссворды. | 1 | ||
115 | Обобщение и повторение изученного. Проверочная работа. | 1 | ||||
|
|
|
|
| 60 | |
|
|
|
|
|
|
Условия и методические рекомендации по реализации программы
Требования к педагогу
Логопедическая работа должна осуществляться специалистом соответствующей квалификации с высшим специальным образованием.
Учитель-логопед должен иметь чёткое представление об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ, использовать подходящие методики и технологии организации образовательного процесса.
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
Реализация данной программы требует полного технического оснащения логопедического кабинета (см. Приложение 1). В соответствии с особенностями детей с ОВЗ все пособия, а также непостоянно используемое оборудование должны легко переноситься и, при необходимости, убираться, чтобы не отвлекать школьников.
В процессе реализации программы могут быть использованы методические рекомендации (Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И.), диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Желательно наличие системы широкого доступа педагогов, детей с речевыми нарушениями, родителей (законных представителей) к сетевым источникам информации, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов, а также доступа к информационно-методической литературе, логопедическим стендам.
Методические рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы со школьниками 1-4 классов с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа должна проводиться дифференцированно с учетом возраста ребёнка, формы заболевания и (или) заключения ПМПК.
Особенностями логопедической работы с детьми с ОВЗ является использование специальной дифференцированной индивидуальной наглядности, выбор методов и приемов с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, смена деятельности, как обязательная часть любого занятия.
Во время занятий важно соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета, речевого материала в вариациях, с учетом постепенности перехода от простого к сложному. Такое разнообразие в работе будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Например, один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
Для более продуктивной работы, способствующей быстрейшему восстановлению нарушенных функций, важно включать в деятельность все анализаторные системы ребенка: зрительную, слуховую, тактильную, двигательную и даже, при возможности, обоняние и вкус.
Особое внимание необходимо уделяется развитию речевой моторики, голосовой и дыхательной мускулатуры, что является особенно значимым для коррекции звукопроизношения. Для этого можно использовать специальные логопедические упражнения, которые подбираются индивидуально с учетом речедвигательных нарушений у каждого ребенка. На начальных этапах работу лучше проводить с максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). В коррекционную работу может входить логопедический массаж, целью которого является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.
Спецификой работы с детьми с ОВЗ является необходимость индивидуального подбора заданий. В одних случаях, задания давать в тестовой форме, позволяющие ребенку не давать развернутый речевой ответ, в других – предъявлять речевой образец для ответа. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Структура занятия по коррекции устной и письменной речи и его компоненты могут меняться и комбинироваться не только в зависимости от целей и задач, но и от выбранных методов работы (см. Приложение 2).
Методические рекомендации по работе логопеда с педагогами и родителями детей с ОВЗ
Неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является интеграция работы специалистов школы. Например, в семинарах-практикумах по организации логопедической работы, активное участие могут принимать: педагоги-психологи, учителя и др. педагогические работники. Кроме семинаров, логопед должен проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, педсоветах, где решаются разнообразные организационные вопросы, предоставляются доклады по работе с детьми с ОВЗ, проводятся дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов.
Просветительская и консультативная деятельность по вопросам, связанным с особенностями логопедической работы с детьми, распространяется не только на педагогических работников школы, но и на родителей школьников с ОВЗ. Без активного участия семьи ребенка, коррекционно-развивающая работа будет более продолжительной и менее эффективной.
К формам работы с родителями в условиях школы можно отнести: родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, семинары-практикумы, открытые занятия и др.. В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг и пособий, памятки, образцы выполненных заданий.
Примерная структура группового занятия
со школьниками 1-4 классов с ОВЗ
- Создание мотивационного поля.
- Развитие неречевых функций (голос, дыхание, память, внимание, мышление).
- Развитие тонкой моторики пальцев рук или координация движений с речью.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Открытие нового знания.
- Физминутка или релаксационные упражнения.
- Закрепление полученного знания на практике с помощью учителя.
- Самостоятельное применение знания на практике.
- Рефлексия.
- каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Список литературы
Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4-х классах вспомогательной школы. – М., 1991.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 1997. – 224 с. (Практическая психология).
Бессонова Т. П. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». – М., АПКиППРО РФ, 2008.
Елецкая О. В. , Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – Екатеринбург: Литур, 2011. – 320.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990, № 6. – С.86 - 82.
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 303 с. — (Коррекционная педагогика).
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Лениздат; Издательство "Союз". 2002. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: Просвещение, 2005.
Никульшин С. М., Роготнева А. В., Тарасова Л. Н. Формирование универсальных учебных действий (начальная школа). Методическое пособие. Ч.1. – Томск: ТОИПКРО, 2012. – 84 с.
Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
Рабочая (рецензированная) программа по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Составитель: учитель-логопед Сапегина Е. С. – Новокузнецк: ППМС-центр «ДАР», 2012. – 24 с.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос,1997.- 256с.
Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. - 96с. (В помощь логопеду).
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
Примерная структура группового занятия
со школьниками 1-4 классов с ОВЗ
- Создание мотивационного поля.
- Развитие неречевых функций (голос, дыхание, память, внимание, мышление).
- Развитие тонкой моторики пальцев рук или координация движений с речью.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Открытие нового знания.
- Физминутка или релаксационные упражнения.
- Закрепление полученного знания на практике с помощью учителя.
- Самостоятельное применение знания на практике.
- Рефлексия.
- каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов общеобразовательного учрежения
Представление коррекционной программы, расчитаной на сопровождение учащихся с речевыми нарушениями....
Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте
Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ С ПОМОЩЬЮ УМК «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В статье описывается система работы по оказанию целевой коррекционно-педагогической помощи по преодолению нарушений чтения и письма в соответствии с требованиями ФГОС НОО с помощью УМК "Логопедич...
Система логопедического сопровождения учащихся начальной школы в их подготовке к гимназическому этапу обучения.
Система логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов эффективно осуществляется в гимназии №271 и помогает детям с нарушениями устной и письменной речи успешно осваивать программу 5-11 классов....
Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся с ТНР (основное общее образование)
Рабочая программа...
Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции»
Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции» Занятие с использова...
Коррекционно-развивающие программы логопедического сопровождения учащихся МАОУ "Средняя школа № 3"
Представлены варианты 7.1; 7.2 адаптированных логопедических программ для обучающихся начальной школы и вариант 7 для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития; программы для коррекции...