Развитие речи в норме
материал по логопедии на тему
Для удобства пользования материал по норме развития речи представлен в виде таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_norme.docx | 45.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в норме
(по материалам А. Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)
Усвоение звуковой стороны речи вынесено в отдельную таблицу
Возраст | Слоговая структура слова | Словарный запас | Грамматический строй, связная речь (фразы) |
Этап довербального развития | |||
1 мес. | Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком | ||
2 мес. | Улыбка при общении | ||
3 мес. | Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление | ||
4 мес. | Дифференцированность комплекса оживления, смех | ||
5 мес. | Дифференциация направления звука, певучее гуление | ||
6 мес. | Лепет | ||
7 мес. | Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция | ||
8 мес. | Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба | ||
9 мес. | Общение с помощью жестов, игра в «ладушки» | ||
10 мес. | Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией | ||
11 мес. | Использование 3 лепетных слов с соотнесением | ||
12 мес. | Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом | ||
Предложения из «аморфных» / лепетных слов. Как правило, на данном этапе речевого развития у ребенка обогащается «пассивный» словарь (слова, которые он понимает), гораздо меньше слов из «активного» словаря (слова, которые он произносит). * | |||
1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес. | Воспроизводится один слог в слове или два одинаковых слога. | Ситуативное понимание обращенной речи. Ребенок понимает простую инструкцию без жеста. Первыми в словаре появляются названия лиц и предметов (до 20-22 слов), позднее – названия действий (до 5 слов). | Предметно-действенное общение со взрослым. Отдельные «аморфные» слова в роли предложения (до 29 слов) |
1 г. 8 мес. – 1г. 10 мес. | Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. | Появляются несклоняемые существительные, неспрягаемые глаголы (2 лица единственного числа, повелительного наклонения). | Объединены в одном предложении 2 «аморфных» слова (до 87 слов). |
Первые формы слов, появление служебных слов (частиц, предлогов, союзов), развитие предложений | |||
1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес. | В трехсложных словах может опускаться слог (чаще безударный). Может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. |
| Рост предложений до 3-4 слов. Первые грамматические слова. Согласование Им. п. с глаголом, развиваются новые типы подчинения глаголу. Предложения преимущественно аграмматичны. |
2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес. | Во многих сложных словах опускаются предударные слоги, иногда приставки. |
| Дальнейший рост простого предложения (до 5— 8 слов). Появляются бессоюзные сложно-сочиненные предложения, затем с союзами. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения: «лоском» (ложкой). Появляются суффиксы –ок-, -чик-, -ик-. |
2-3 года | Нарушается редко, но в малознакомых словах могут меняться слоги. |
| Дальнейшее развитие сложно-сочиненного, появление сложно-подчиненного предложения. Остается неусвоенной категория рода (женский, мужской, средний). |
Дальнейшее развитие и обогащение предложений | |||
3-4 года | Без изменений |
| Дальнейшее развитие сложно-сочиненного и сложно-подчиненного предложения. Усвоение спряжения и склонения. Собственные словоформы, словотворчество («ежиня-та» — ежата, «мамонте-нок» — маленький мамонт, «водопадит» — сильно течет вода). |
4-7 лет | Без изменений |
| Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. Начинают усваиваться все грамматические формы (использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числительных). |
* Надо помнить, что у детей до 1,5, а иногда и до 2 лет, появляются не полноценные слова, к которым мы привыкли, а, так называемые, «аморфные» или лепетные слова - сочетания звуков, обозначающие предметы или действия.
** Неологизмы – новые слова, которых ранее не существовало, часто придумываются детьми.
Усвоение звуковой стороны речи *
(верхняя запятая обозначает мягкий звук)
Звуки | Норма | Оптимальное время (опережение) | Минимальное время (опаздывает звук) |
а, о, у, и | 1 г. | 7 мес. | 1 г. 3 мес. |
п | 1 г. 1-1,5 мес. | 7 – 7,5 мес. | 1 г. 4-4,5 мес. |
б | 1 г. 1 мес. | 1г. | 1 г. 1 мес. |
м | 1 г. 1 мес. | 11 мес. | 1 г. 1-2 мес. |
й | 1 г. 3 мес. | 8-8,5 мес. | 1 г. 7 -8 мес. |
к | 1 г. 4 – 5 мес. | 9 – 9,5 мес. | 2 г. 6 мес. |
г | 1 г. 5 – 5,5 мес. | 1 г. 0,5 мес. | 2 г. 5 мес. |
т’ | 1 г. 10 – 10,5 мес. | 1 г. 6 – 6,5 мес. | 2 г. 1-1,5 мес. |
н’ | 1 г. 10 мес. | 1 г. 7 мес. | 2 г. 2 - 3 мес. |
л’ | 1 г. 11 мес. | 1 г. 6 мес. | 2 г. 3 - 4 мес. |
д’ | 1 г. 10 – 11 мес. | 1 г. 7 мес. | 2 г. 2 - 3 мес. |
в | 1 г. 8 – 8,5 мес. | 1 г. 7-8 мес. | 1 г. 10 мес. |
к’ | 1 г. 9 - 10 мес. | 1 г. 0,5 мес. | 2 г. 7 – 7,5 мес. |
ф | 2 г. 0,5 мес. | 1 г. 10 мес. | 2 г. 4 – 4,5 мес. |
г’ | 2 г. 0,5 мес. | 1 г. 8 – 8,5 мес. | 2 г. 6 -6,5 мес. |
т | 2 г. 0,5 мес. | 1 г. 9 - 9,5 мес. | 2 г. 6 – 6,5 мес. |
с’ | 2 г. 1 мес. | 1 г. 8 мес. | 2 г. 6 -7 мес. |
х’ | 2 г. 2 мес. | 1 г. 2 - 2,5 мес. | 3 г. 2 – 3 мес. |
х | 2 г. 2 мес. | 1 г. 3-4 мес. | 3 г. 10 – 10,5 мес. |
з’ | 2 г. 2 – 2,5 мес. | 1 г. 8 – 8,5 мес. | 2 г. 6 -6,5 мес. |
д | 2 г. 2 – 2,5 мес. | 1 г. 10 мес. | 2 г. 6 – 7 мес. |
н | 2 г. 2 -2,5 мес. | 1 г. 10 мес. | 2 г. 6 – 7 мес. |
б’ | 2 г. 2 – 2,5 мес. | 1 г. 10 – 10,5 мес. | 2 г. 9 – 9,5 мес. |
м’ | 2 г. 4 мес. | 1 г. 11 мес. | 2 г. 9 – 9,5 мес. |
п’ | 2 г. 5 – 5,5 мес. | 1 г. 9-9,5 мес. | 2 г. 9 – 9,5 мес. |
в’ | 2 г. 5 – 5,5 мес. | 1 г. 10-10,5 мес. | 3 г. 11 мес. |
ф’ | 2 г. 7 – 7,5 мес. | 2 г. 2-2,5 мес. | 3 г. 3 – 3,5 мес. |
з | 2 г. 7 – 7,5 мес. | 2 г. | 3 г. 1 – 2 мес. |
с | 2 г. 7 – 7,5 мес. | 2 г. 11 мес. | 3 г. 1 мес. |
л | 2 г. 11 мес. | 2 г. 6 мес. | 3 г. 6 мес. |
ч | 3 г. 0,5 мес. | 2 г. 4-4,5 мес. | 4 г. 3 – 4 мес. |
ц | 3 г. 3 мес. | 2 г. 5-5,5 мес. | 4 г. 10 – 10,5 мес. |
щ | 3 г. 5 мес. | 2 г. 6 мес. | 4 г. 4 – 5 мес. |
ш | 3 г. 7 мес. | 2 г. 4 мес. | 4 г. 11 – 12 мес. |
ж | 3 г. 7 мес. | 2 г. 4 мес. | 4 г. 11 - 12 мес. |
р | 4 г. 1мес. | 3 г. | 4 г. 11 - 12 мес. |
р’ | 3 г. 6 мес. | 3 г. 2 мес. | 5 лет |
* Каждый ребенок развивается в своем темпе. Необходимо учитывать особенности развития мальчиков и девочек. Как правило, появление речи у мальчиков происходит позднее, чем у девочек. Границы, в рамках которых появляется и развивается речь, могут варьироваться, но ненамного. Существуют определенные нормы, на которые стоит обратить внимание. И от этих норм следует отталкиваться при принятии решения: идти к логопеду или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Нормы развития речи
Данный материал направлен на ознакомление родителей с нормами речевого развития детей, способствует своевременному выявлению и предупреждению отклонений в речевом развитии ребёнка...
Памятка для педагогов "Развитие речи в норме"
Памятка для педагогов "Развитие речи в норме"...