Звуки Л-Р.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Сингатуллина Алсу Ильясовна

Групповое занятие с детьми ОВЗ, направленное на различение звуков Л-Р, активизацию мышц артикуляционного аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie._zvuki_l-r.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                         

   

Подготовила и провела учитель-логопед

 Сингатуллина Алсу Ильясовна

                                                             

Набережные Челны

2017 год

Тема: «Звуки [Л]—[Р]»

Цель: познакомить детей с буквами Р-Л как звонкими согласными, различать звуки Р-Л;

Задачи:

1. Повторить артикуляционные упражнения;

2. Уточнение акустико-артикуляционных звуков Р, Л.

3. Развивать фонематический слух;

4. Отработать подготовительные упражнения.

-развитие слухового внимания, памяти, ловкости, развитие мелкой моторики;

-развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза; языкового анализа и синтеза;

-обогащение и активизация словаря.

Материалы и оборудование:

1. Предметные картинки со звуками Р-Л.

2. Настольное зеркало (по количеству детей).

3. Карточки к упражнениям.

4. Коробочки для пальчиковой гимнастики.

5. Картинки - лиса, луна, лимон, рыба, рак.

Ход занятия        

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, к нам пришли гости.

Поздоровайтесь с ними.

- Выполните задание: назовите предметы, изображенные на картинках. Выделите из названий предметов первый звук.

(Лиса, луна, лимон, рыба, рак)

- Молодцы! Садитесь!

2. Сообщение темы занятия

- Ребята, вы догадались, какие звуки сегодня будем различать? (Ответы детей)

- Правильно. Звуки Л – Р.

3. Дыхательное упражнение.

- Какое время года сейчас в природе?

- Представь, что вы уже давно на улице без рукавиц. Что с вашими руками? Согрей их. Подуйте со звуком [Р].

4 Артикуляционная гимнастика.

-Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).

– Возьмите в руки зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику.

(Заборчик, лошадка, вкусное варенье, барабанщик, индюк).

Упражнение «Заведи мотор».

Проводить пальчиком по дорожке, произнося отчетливо Р-Р-Р.

Упражнение «Пароход».

Рассмотрите картинку. Как гудит пароход? (Л-л-л…) Помогите пароходу доплыть до пристани. Проводить пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: л-л-л… (Рот приоткрыт. Язык за верхними зубами).

Упражнение «Песенки».

Слушайте внимательно и повторяйте песенки вместе со мной.

4.Характеристика звуков

- Произнесите звук Р перед зеркалом.

- В каком положении находятся губы? (Губы растянуты).

- В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).

- В каком положении находится язык? (Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, альвеолам и дрожит, вибрирует).

• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Р еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?

• Если горлышко дрожит значит какой звук Р - звонкий или глухой? (звонкий)

• Дайте полную характеристику звука Р. (Схема на доске)

• Звук Р согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

• Произнесите звук Л перед зеркалом.

• в каком положении находятся губы? (Губы в улыбке).

• в каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).

• в каком положении находится язык? (Широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам).

• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Л еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?

• Если горлышко дрожит значит какой звук Л- звонкий или глухой? (звонкий)

• Дайте полную характеристику звука Л

• Звук Л согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. (Схема на доске)

Чем похожи эти звуки?

                            они оба согласные

                            могут быть мягкими и твердыми

                            положение языка вверху за верхними зубами

                            губы в улыбке, зубы не сомкнуты.

Чем они различны?

                            при звуке Р язык дрожит, вибрирует

                            при Л упирается в верхние десны.

5. Упражнение «Найди буквы».

Работа по развитию слогового анализа и синтеза.

– Ребята, потренируйтесь, поищите буквы Р и Л среди других букв и обведите Р- кружок, Л- квадратиком.

КЛНР

РШЛО

БРЛД

ЛЖЗР

ЮРАЛ

6. Упражнение «Выполнение фигурок из палочек».

Прежде чем выполнить, нужно прочитать задание. (Телевизор)

7. Упражнение «Картинки рассыпались» или «Слово рассыпалось»

Обогащение словаря и развитие звукобуквенного анализа на уровне слова.

Отберите только те картинки, в названии которых есть звуки Р-Л.

-Соберите картинки на звук Р и Л.

-Соберите из букв слова

-Определите места звука.

Картинки: вертолёт, крокодил, телевизор.

8.Физминутка.

Если услышите в слове букву Р- поворачиваетесь направо, если слышите букву Л- налево. (ложки, баран, лев, репка, бритва, лак, булки, рама)

9. Упражнение «Замени Р на Л»

Развитие дифференциации звуков

 Рак-  лак  

ром- лом    

рама-лама  

рожки- ложки     

10.Итог занятия:

Наше занятие подошло к концу.

- Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (Ответы детей)

-  Вспомните слова, в которых звучал этот звук

- Что нового вы узнали на занятии?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!

- Встаньте, выйдите из-за парт, повернитесь к гостям, чтобы сказать им до свидания.

.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...