Звуки Л-Р.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Групповое занятие с детьми ОВЗ, направленное на различение звуков Л-Р, активизацию мышц артикуляционного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie._zvuki_l-r.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила и провела учитель-логопед
Сингатуллина Алсу Ильясовна
Набережные Челны
2017 год
Тема: «Звуки [Л]—[Р]»
Цель: познакомить детей с буквами Р-Л как звонкими согласными, различать звуки Р-Л;
Задачи:
1. Повторить артикуляционные упражнения;
2. Уточнение акустико-артикуляционных звуков Р, Л.
3. Развивать фонематический слух;
4. Отработать подготовительные упражнения.
-развитие слухового внимания, памяти, ловкости, развитие мелкой моторики;
-развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза; языкового анализа и синтеза;
-обогащение и активизация словаря.
Материалы и оборудование:
1. Предметные картинки со звуками Р-Л.
2. Настольное зеркало (по количеству детей).
3. Карточки к упражнениям.
4. Коробочки для пальчиковой гимнастики.
5. Картинки - лиса, луна, лимон, рыба, рак.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, к нам пришли гости.
Поздоровайтесь с ними.
- Выполните задание: назовите предметы, изображенные на картинках. Выделите из названий предметов первый звук.
(Лиса, луна, лимон, рыба, рак)
- Молодцы! Садитесь!
2. Сообщение темы занятия
- Ребята, вы догадались, какие звуки сегодня будем различать? (Ответы детей)
- Правильно. Звуки Л – Р.
3. Дыхательное упражнение.
- Какое время года сейчас в природе?
- Представь, что вы уже давно на улице без рукавиц. Что с вашими руками? Согрей их. Подуйте со звуком [Р].
4 Артикуляционная гимнастика.
-Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).
– Возьмите в руки зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику.
(Заборчик, лошадка, вкусное варенье, барабанщик, индюк).
Упражнение «Заведи мотор».
Проводить пальчиком по дорожке, произнося отчетливо Р-Р-Р.
Упражнение «Пароход».
Рассмотрите картинку. Как гудит пароход? (Л-л-л…) Помогите пароходу доплыть до пристани. Проводить пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: л-л-л… (Рот приоткрыт. Язык за верхними зубами).
Упражнение «Песенки».
Слушайте внимательно и повторяйте песенки вместе со мной.
4.Характеристика звуков
- Произнесите звук Р перед зеркалом.
- В каком положении находятся губы? (Губы растянуты).
- В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).
- В каком положении находится язык? (Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, альвеолам и дрожит, вибрирует).
• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Р еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?
• Если горлышко дрожит значит какой звук Р - звонкий или глухой? (звонкий)
• Дайте полную характеристику звука Р. (Схема на доске)
• Звук Р согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
• Произнесите звук Л перед зеркалом.
• в каком положении находятся губы? (Губы в улыбке).
• в каком положении находятся зубы? (Зубы сближены).
• в каком положении находится язык? (Широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам).
• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Л еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?
• Если горлышко дрожит значит какой звук Л- звонкий или глухой? (звонкий)
• Дайте полную характеристику звука Л
• Звук Л согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. (Схема на доске)
Чем похожи эти звуки?
они оба согласные
могут быть мягкими и твердыми
положение языка вверху за верхними зубами
губы в улыбке, зубы не сомкнуты.
Чем они различны?
при звуке Р язык дрожит, вибрирует
при Л упирается в верхние десны.
5. Упражнение «Найди буквы».
Работа по развитию слогового анализа и синтеза.
– Ребята, потренируйтесь, поищите буквы Р и Л среди других букв и обведите Р- кружок, Л- квадратиком.
КЛНР
РШЛО
БРЛД
ЛЖЗР
ЮРАЛ
6. Упражнение «Выполнение фигурок из палочек».
Прежде чем выполнить, нужно прочитать задание. (Телевизор)
7. Упражнение «Картинки рассыпались» или «Слово рассыпалось»
Обогащение словаря и развитие звукобуквенного анализа на уровне слова.
Отберите только те картинки, в названии которых есть звуки Р-Л.
-Соберите картинки на звук Р и Л.
-Соберите из букв слова
-Определите места звука.
Картинки: вертолёт, крокодил, телевизор.
8.Физминутка.
Если услышите в слове букву Р- поворачиваетесь направо, если слышите букву Л- налево. (ложки, баран, лев, репка, бритва, лак, булки, рама)
9. Упражнение «Замени Р на Л»
Развитие дифференциации звуков
Рак- лак
ром- лом
рама-лама
рожки- ложки
10.Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу.
- Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (Ответы детей)
- Вспомните слова, в которых звучал этот звук
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
- Встаньте, выйдите из-за парт, повернитесь к гостям, чтобы сказать им до свидания.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...