Календарно-тематическое планирование по коррекции аграмматической дисграфии
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Виноградова  Яна Андреевна

Планирование рассчитано на 60-90 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agrammatich._3_klass.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕКОМЕНДОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

ШМО начальных классов

Директор МБОУ «СОШ с.Чапаево»

Протокол №1

Григорьева Е.Б.

От «28» августа 2017 г.

Календарно-тематическое планирование

по коррекции аграмматической дисграфии

на 2017-2018 уч. год.

Учитель-логопед: Гуляева Яна Андреевна

Класс 3

Количество часов:  всего – 60, в неделю – 2

Корсаковский городской округ

С.Чапаево

2017

Календарно-тематическое планирование по коррекции аграмматической дисграфии, обусловленной двуязычием, 3 класс.

Формируемые УУД:

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя-логопеда.

Понимать цель логопедического занятия.

Составлять план и определять последовательность действий по выполнению заданий;

Правильно воспринимать словесную устную и письменную  информацию;

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом);

Действовать в соответствии с поставленной задачей.

Формировать и удерживать учебную задачу;

Выполнять правила работы в группе.

Вносить коррективы в выработанный, либо поставленный план.

Обозначать условным знаком заданный звук;

Оценивать свою работу. Осуществлять итоговый самоконтроль;

Осознание того, что усвоено, что нужно усвоить (осознание качества усвоения);

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем-логопедом

Понимать информацию представленную в виде рисунков, схем.

Ориентироваться в условных обозначениях;

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной  форме, в том числе творческого характера.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Анализировать работу товарища и оценивать ее по правилам;

Находить ответы на вопросы в иллюстрациях и тексте.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую ( устная –письменная).

Правильно воспринимать устную и  письменную инструкции.

Анализ объектов с целью выделения заданных признаков;

Строить логическую цепь рассуждений.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

Корректно сообщать товарищу об ошибках;

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Договариваться о правилах поведения и общения  совместно с одноклассниками и учителем-логопедом, следовать им.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме на уровне предложения и небольшого рассказа;

Слушать и понимать речь других;

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тема занятия

Решаемые проблемы

часы

дата

Коррекция

1. ЗВУКИ И БУКВЫ.

1. Звуки

Уточнение знаний о звуках (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие артикуляционной и общей моторики, памяти, внимания и мышления.

1

2.  Гласные и согласные звуки

Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти и логического мышления.

1

3. Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е,

Ы—И, Э—Е

Знакомство детей с буквами А- Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Закрепление знаний о гласных звуках. Сравнение согласных по твердости – мягкости на уровне звука, слога, слова. Формирование навыков работы с омонимами, обобщениями. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания.

1

4.Дифференциация гласных А - Я

Закрепление знаний о гласных А – Я. Дифференциация гласные А – Я в словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Закрепление знаний о звуковом составе слова. Развитие логического мышления, восприятия, слухового и зрительного внимания.

1

5. Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте.

Закрепление  знаний детей о буквах А – Я. Дифференциация твердых  и мягких согласных перед гласными А – Я в предложениях и текстах. Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение звуков с символами и буквами.

1

6. Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю.

Закрепление знаний о букве Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа, навыков словоизменения. Уточнение и обогащение словаря детей.

1

7. Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю.

Закрепление знаний о буквах У- Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста, навыков работы с деформированным предложением. Составление рассказов по серии сюжетных картин. Развитие связной речи.

1

8. Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё

Закрепление знаний о гласной букве Ё, о твердости и мягкости согласных. Дифференциация согласных звуков перед гласными О-Ё в слогах и в словах. Развитие навыков звукового анализа слогов и слов, фонематического анализа и синтеза. Обогащение словаря по теме «Детеныши животных и птиц».

1

9. Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё

Закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах. Дифференциация мягких и твердых согласных звуков перед гласными О-Ё  в словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, текста  навыков построения предложений. Развитие связной речи, логического мышления.

1

10. Твердые и мягкие согласные перед гласными И-Ы

Закрепление знаний о гласных И-Ы. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа, словоизменения. Работа со словами-омофонами. Образование существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

1

11. Твердые и мягкие согласные перед гласными И-Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия. Составление описания по плану. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания.

1

12. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е,Ё, Ю, И. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова. Работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение буквы с символом для ее обозначения. Обогащение словаря детей.

1

13. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)

Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака. Закрепление навыков правописания слов с мягким согласным в середине слова. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Соотнесение буквы и символа. Обогащение словаря детей. Развитие логического мышления. Соотнесение слова с мягким знаком со схемой.

1

14.Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов.

Закрепление знаний о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке. Закрепление знаний норм орфографии, навыков соотнесения слов со схемами. Дифференциация слов с мягким знаком на конце слова и с мягким знаком в середине. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Развитие логического мышления, фонематического восприятия.

1

15.Мягкий знак в функции смягчения и разделения

Закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах. Дифференциация  мягкого знак в функции смягчения и в функции разделения. Обучение работе со схемами  слов. Уточнение и обогащение словаря. Подбор слов-действий к словам-предметам. Формирование навыков словоизменения. Развитие высших психических процессов.

1

16. Слуховой диктант по теме: «Звуки и буквы»

Закрепление знаний о правописании Е,Ё,Ю, Я. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, ё, я, ю. Закрепление знаний о функциях буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков. Работа над ошибками.

1

2. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

17. Имя существительное

Уточнение знаний об имени существительном, умение задавать вопрос, как средство выделения частей речи. Активизировать и обогащать словарь именами существительными. Классификация предметов по общему признаку.

1

18. Одушевленные и неодушевленные существительные.

Умение задавать вопрос «что?», «кто?» к словам. Развитие слухового внимания. Уточнение знаний о живых и неживых предметах. Развитие связной речи через пересказ текста. Закрепление знаний о границах предложения.

1

19. Одушевленные и неодушевленные существительные. (закрепление)

Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных на уровне предложения и текста. Умение задавать вопросы «что?», «кто?» к словам. Повторение правила о правописании имен собственных.

1

20. Множественное число существительных.

Закрепление знаний о существительных. Знакомство с формой множественного числа существительных. Классификация предметов по числам. Устранение аграмматизма в устной речи. Закрепление знаний норм орфографии.

1

21. Единственное и множественное число существительных

Закрепление знаний о существительных. Дифференциация единственного и множественного числа существительных. Закрепление навыков словоизменения существительных по числам в устной и письменной речи.

1

22. Род имени существительного.

Знакомство со словоизменением существительных по родам. Согласование местоимений ОН, ОНА, ОНО с существительными. Развитие логического мышления. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи.

1

23. Род имени существительного.

Дифференциация существительных, обозначающих предметы женского, мужского и среднего рода. Употребление существительных различного рода в связной речи. Развитие и обогащение словаря.

1

24. Падеж имени существительного

Закрепление знаний о роде и числе существительного. Знакомство с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами. Изменение существительных по вопросам (падежам). Работа с деформированным предложением.

1

25. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей

Знакомство с  вопросами косвенных падежей. Употребление в речи существительных в форме единственного и множественного числа родительного и винительного падежей. Дифференциация вопросов винительного и родительного падежей между собой. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Развитие высших психических процессов.

2

26. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа.

Закрепление умения употреблять слова в форме единственного множественного числа именительного, родительного и винительного падежей. Развитие умения употреблять слова в форме единственного и множественного числа дательного падежа. Знакомство с вопросами КОМУ? ЧЕМУ? Умение строить предложения при помощи существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа с предлогами и без них. Работа с деформированным предложением. Развитие логического мышления через работу с пословицами и поговорками.

2

27. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа.

Знакомство с вопросами КЕМ? ЧЕМ? Умение отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Употребление  в речи существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога, устранение аграмматизма в устной и письменной речи, развитие логического мышления и слухового внимания.

1

28.  Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа.

Употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. Умение задавать вопросы к словам. Употребление простых предлогов с существительными в форме винительного и предложного падежа. Дифференциация существительных в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА, В-ВО. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Умение строить грамматически верные предложения. Закрепление норм орфографии: правописание предлогов со словами.

2

29. Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

Закрепление знаний косвенных падежей. Употребление существительных в форме косвенных падежей. Закрепление знания грамматических норм русского языка. Работать с родственными и однокоренными словами. Развитие логического мышления.

2

30.  В гостях у царицы Грамматики (итоговое занятие по имени существительному).

Обобщение знаний об имени существительном. Дифференциация живых и неживых предметов, форм единственного и множественного числа. Работа с синонимами и антонимами. Закрепление представлений о роде имени существительных. Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи.

1

31. Практическая работапо теме: Имя существительное.

Уточнение и закрепление знаний об имени существительном. Умение на практике пользоваться полученными знаниями. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Работа над ошибками.

1

3. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

32. Слова, обозначающие признаки предмета.

Знакомство с именем прилагательным как частью речи. Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развитие логического мышления (отгадывание кроссвордов). Работа над грамматическим оформлением предложения.

1

33.Согласование прилагательных  с существительными в числе.

Закрепление знаний детей об имени прилагательном.  Знакомство с понятием  «число прилагательных». Умение согласовывать прилагательные с существительными в числе. Работа по словоизменению прилагательных, с родственными словами. Развитие навыков словообразования.

1

34. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

Закрепление знаний детей о словах-признаках.  Работа с синонимами. Обогащение словаря признаков. Согласование прилагательных  с существительными. Развитие логического мышления, навыков словообразования, тонкой моторики рук. Закрепление знаний норм орфографии.

1

35. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Закрепление знаний о признаках предметов. Подбор признаков к предметам. Развитие умения согласовывать признаки с предметами в роде и числе. Знакомство со свойствами стекла. Уточнение и обогащение словаря.

1

36.Путешествие в бумажную страну  (развивать навыки согласования прилагательных с существительными в роде  и числе)

Закрепление  знаний об имени прилагательном, навыков согласования прилагательных с существительными. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Правильное употребление притяжательных прилагательных. Умение словообразования прилагательных. Развитие зрительного восприятия основных и оттеночных цветов. Распространение предложения.

1

37. Практическая работа по теме: Прилагательное

Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном, о словоизменении прилагательных. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи.

1

4. ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА (ГЛАГОЛ)

38. Знакомство со словами, обозначающими действия предмета.

Знакомство с глаголами. Умение практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета. Соотнесение слов-действий с их графическим обозначением. Знакомство с вопросами на которые отвечают слова действия. Развитие слухового внимания, памяти и логического мышления, зрительного восприятия.

1

39.Слова действия.

Закрепление знаний о глаголе. Обучение постановке вопросов к глаголам. Дифференциация глаголов с другими частями речи. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Работа над словообразованием. Развитие навыков согласования и управления. Развитие слухового внимания и зрительного восприятия.

1

40. Слова действия.

Закрепление знаний детей о глаголе. Обучение постановке вопросов  к глаголам. Дифференциация глаголов от других частей речи. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Работа над словоизменением. Развитие слухового внимания, логического мышление.

1

41. Словоизменение глагола. Настоящее время глагола.

Обогащение словаря предметов, признаков и действий. Работа над словообразованием. Употребление глаголов в форме настоящего времени. Умение задавать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? и отвечать на них. Работа со сложными словами. Развитие слухового внимания,  воображения.

1

42. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Закрепление знания детей о глаголе. Обозначение действия при помощи графической схемы. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Подбор антонимов к словам-действиям. Составление предложений по схемам. Умение задавать вопросы к  глаголам несовершенного и совершенного вида. Формирование навыков словообразования (образование приставочных глаголов).

1

43.Практическая работа по теме: Глагол.

Обобщение и закрепление знаний о глаголе, о словоизменении глаголов. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи.

5. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

44. Имя числительное.

Знакомство с именем числительным. Умение практического употребления имени числительного в речи. Знакомство с вопросами, на которые отвечает имя числительное. Дифференциация числительных и других частей речи. Согласование количественных числительных с именем существительным на уровне словосочетания.

1

45. Согласование количественных числительных с существительными.

Умение согласовывать количественные числительные с существительным мужского и женского рода. Выделение окончания существительных мужского и женского рода при согласовании с количественными числительными. Согласование количественных числительные на уровне словосочетания и предложения. Развитие зрительного восприятия и слухового внимания.

1

6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.

46. Предложение.

Уточнение знаний о предложении. Умение строить предложения из заданных слов. Закрепление навыков языкового анализа и синтеза. Установление логических связей между словами внутри предложения. Грамматическое оформление предложений. Анализ предложения.  Развитие логического мышления.

1

47. Предложение.

 Дифференциация вопросов  косвенных падежей в предложении. Развитие умения  строить  грамматически верные предложения. Анализ предложения.

1

48. Состав предложения

Умение изменять смысл предложения в зависимости от перестановки слов и изменения количества слов. Устранение устного аграмматизма. Работа с деформированным предложением.

1

49.  Распространенные предложения.

Обобщение  знаний о предложении. Составление предложений. Установление логических связей между словами внутри предложения. Грамматическое оформление предложений. Распространение простых предложений.  Развитие памяти, внимания, мышления. Работа со схемами предложений.

2

50. Сложные предложения.

Соотнесение предложений с графической схемой. Составление грамматически верных  сложных предложений различного типа и установление в них причинно-следственные связей. Дифференциация понятий: предложение, словосочетание и текст. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи.

2

51. Понятие «Текст». Работа с текстом.

Знакомство с понятием ТЕКСТ, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. Работа с деформированным текстом, восстановление прочитанного текста с опорой на план и наглядность.

1

52. Текст. Конструирование и реконструирование текстов.

Закрепление знаний о тексте и его признаках. Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Выделение логико-смысловых связей текста. Работа над деформированным текстом. Составление связного, последовательного и грамматически оформленного  рассказа с опорой на наглядность, затем с опорой  только на план и далее  самостоятельный рассказ  из личного опыта.

2

53. Практическая работа по теме: «Предложение. Текст»

Уточнение и закрепление знаний о предложении и тексте. Умение анализировать предложение, действовать по словесной инструкции. Умение ориентироваться в тексте, находить орфограммы.

1

55. Итоговая работа.

Уточнить знания детей о частях речи (существительное, прилагательное, глагол и числительное), о словоизменении, словообразовании, о предложно-падежных конструкциях, об особенностях построения словосочетаний, предложений и текста.  Выяснить используются ли  полученные знания на практике.

1

ВСЕГО

                                                                                                                                        60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...

Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии

Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии

Период обучения составляет 60  (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым...

Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.

Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...

Календарно тематическое планирование по коррекции смешанной дисграфии

Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся  3 класса. Смешанная дисграфия с преобладанием дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза, с элемента...