Календарно-тематическое планирование по коррекции аграмматической дисграфии
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Планирование рассчитано на 60-90 часов и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.
Задачи коррекционного обучения:
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrammatich._3_klass.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«РЕКОМЕНДОВАНО»
«УТВЕРЖДАЮ»
ШМО начальных классов
Директор МБОУ «СОШ с.Чапаево»
Протокол №1
Григорьева Е.Б.
От «28» августа 2017 г.
Календарно-тематическое планирование
по коррекции аграмматической дисграфии
на 2017-2018 уч. год.
Учитель-логопед: Гуляева Яна Андреевна
Класс 3
Количество часов: всего – 60, в неделю – 2
Корсаковский городской округ
С.Чапаево
2017
Календарно-тематическое планирование по коррекции аграмматической дисграфии, обусловленной двуязычием, 3 класс.
Формируемые УУД:
Регулятивные | Познавательные | коммуникативные |
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя-логопеда. Понимать цель логопедического занятия. Составлять план и определять последовательность действий по выполнению заданий; Правильно воспринимать словесную устную и письменную информацию; Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом); Действовать в соответствии с поставленной задачей. Формировать и удерживать учебную задачу; Выполнять правила работы в группе. Вносить коррективы в выработанный, либо поставленный план. Обозначать условным знаком заданный звук; Оценивать свою работу. Осуществлять итоговый самоконтроль; Осознание того, что усвоено, что нужно усвоить (осознание качества усвоения); Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем-логопедом | Понимать информацию представленную в виде рисунков, схем. Ориентироваться в условных обозначениях; Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать работу товарища и оценивать ее по правилам; Находить ответы на вопросы в иллюстрациях и тексте. Преобразовывать информацию из одной формы в другую ( устная –письменная). Правильно воспринимать устную и письменную инструкции. Анализ объектов с целью выделения заданных признаков; Строить логическую цепь рассуждений. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); Корректно сообщать товарищу об ошибках; Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; Договариваться о правилах поведения и общения совместно с одноклассниками и учителем-логопедом, следовать им. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне предложения и небольшого рассказа; Слушать и понимать речь других; Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Тема занятия | Решаемые проблемы | часы | дата | Коррекция |
1. ЗВУКИ И БУКВЫ. | ||||
1. Звуки | Уточнение знаний о звуках (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие артикуляционной и общей моторики, памяти, внимания и мышления. | 1 | ||
2. Гласные и согласные звуки | Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, памяти и логического мышления. | 1 | ||
3. Дифференциация гласных букв А—Я, У—Ю, О—Е, Ы—И, Э—Е | Знакомство детей с буквами А- Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Закрепление знаний о гласных звуках. Сравнение согласных по твердости – мягкости на уровне звука, слога, слова. Формирование навыков работы с омонимами, обобщениями. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. | 1 | ||
4.Дифференциация гласных А - Я | Закрепление знаний о гласных А – Я. Дифференциация гласные А – Я в словах. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Закрепление знаний о звуковом составе слова. Развитие логического мышления, восприятия, слухового и зрительного внимания. | 1 | ||
5. Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о буквах А – Я. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными А – Я в предложениях и текстах. Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение звуков с символами и буквами. | 1 | ||
6. Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю. | Закрепление знаний о букве Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа, навыков словоизменения. Уточнение и обогащение словаря детей. | 1 | ||
7. Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю. | Закрепление знаний о буквах У- Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков перед гласными буквами У-Ю. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста, навыков работы с деформированным предложением. Составление рассказов по серии сюжетных картин. Развитие связной речи. | 1 | ||
8. Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё | Закрепление знаний о гласной букве Ё, о твердости и мягкости согласных. Дифференциация согласных звуков перед гласными О-Ё в слогах и в словах. Развитие навыков звукового анализа слогов и слов, фонематического анализа и синтеза. Обогащение словаря по теме «Детеныши животных и птиц». | 1 | ||
9. Твердые и мягкие согласные перед гласными О - Ё | Закрепление знаний детей о гласных звуках и буквах. Дифференциация мягких и твердых согласных звуков перед гласными О-Ё в словосочетаниях и предложениях. Развитие навыков звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, текста навыков построения предложений. Развитие связной речи, логического мышления. | 1 | ||
10. Твердые и мягкие согласные перед гласными И-Ы | Закрепление знаний о гласных И-Ы. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа, словоизменения. Работа со словами-омофонами. Образование существительных при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | ||
11. Твердые и мягкие согласные перед гласными И-Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте. | Закрепление знаний детей о твердости и мягкости согласных звуков. Дифференциация согласных звуков перед гласными И-Ы. Развитие фонематического восприятия. Составление описания по плану. Развитие навыков языкового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания. | 1 | ||
12. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е,Ё, Ю, И. Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Закрепление навыков правописания слов с мягким знаком на конце слова. Работа над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Соотнесение буквы с символом для ее обозначения. Обогащение словаря детей. | 1 | ||
13. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова) | Закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака. Закрепление навыков правописания слов с мягким согласным в середине слова. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Соотнесение буквы и символа. Обогащение словаря детей. Развитие логического мышления. Соотнесение слова с мягким знаком со схемой. | 1 | ||
14.Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов. | Закрепление знаний о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке. Закрепление знаний норм орфографии, навыков соотнесения слов со схемами. Дифференциация слов с мягким знаком на конце слова и с мягким знаком в середине. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. Развитие логического мышления, фонематического восприятия. | 1 | ||
15.Мягкий знак в функции смягчения и разделения | Закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах. Дифференциация мягкого знак в функции смягчения и в функции разделения. Обучение работе со схемами слов. Уточнение и обогащение словаря. Подбор слов-действий к словам-предметам. Формирование навыков словоизменения. Развитие высших психических процессов. | 1 | ||
16. Слуховой диктант по теме: «Звуки и буквы» | Закрепление знаний о правописании Е,Ё,Ю, Я. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, ё, я, ю. Закрепление знаний о функциях буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков. Работа над ошибками. | 1 | ||
2. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ||||
17. Имя существительное | Уточнение знаний об имени существительном, умение задавать вопрос, как средство выделения частей речи. Активизировать и обогащать словарь именами существительными. Классификация предметов по общему признаку. | 1 | ||
18. Одушевленные и неодушевленные существительные. | Умение задавать вопрос «что?», «кто?» к словам. Развитие слухового внимания. Уточнение знаний о живых и неживых предметах. Развитие связной речи через пересказ текста. Закрепление знаний о границах предложения. | 1 | ||
19. Одушевленные и неодушевленные существительные. (закрепление) | Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных на уровне предложения и текста. Умение задавать вопросы «что?», «кто?» к словам. Повторение правила о правописании имен собственных. | 1 | ||
20. Множественное число существительных. | Закрепление знаний о существительных. Знакомство с формой множественного числа существительных. Классификация предметов по числам. Устранение аграмматизма в устной речи. Закрепление знаний норм орфографии. | 1 | ||
21. Единственное и множественное число существительных | Закрепление знаний о существительных. Дифференциация единственного и множественного числа существительных. Закрепление навыков словоизменения существительных по числам в устной и письменной речи. | 1 | ||
22. Род имени существительного. | Знакомство со словоизменением существительных по родам. Согласование местоимений ОН, ОНА, ОНО с существительными. Развитие логического мышления. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. | 1 | ||
23. Род имени существительного. | Дифференциация существительных, обозначающих предметы женского, мужского и среднего рода. Употребление существительных различного рода в связной речи. Развитие и обогащение словаря. | 1 | ||
24. Падеж имени существительного | Закрепление знаний о роде и числе существительного. Знакомство с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами. Изменение существительных по вопросам (падежам). Работа с деформированным предложением. | 1 | ||
25. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей | Знакомство с вопросами косвенных падежей. Употребление в речи существительных в форме единственного и множественного числа родительного и винительного падежей. Дифференциация вопросов винительного и родительного падежей между собой. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Развитие высших психических процессов. | 2 | ||
26. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа. | Закрепление умения употреблять слова в форме единственного множественного числа именительного, родительного и винительного падежей. Развитие умения употреблять слова в форме единственного и множественного числа дательного падежа. Знакомство с вопросами КОМУ? ЧЕМУ? Умение строить предложения при помощи существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа с предлогами и без них. Работа с деформированным предложением. Развитие логического мышления через работу с пословицами и поговорками. | 2 | ||
27. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа. | Знакомство с вопросами КЕМ? ЧЕМ? Умение отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Употребление в речи существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога, устранение аграмматизма в устной и письменной речи, развитие логического мышления и слухового внимания. | 1 | ||
28. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. | Употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. Умение задавать вопросы к словам. Употребление простых предлогов с существительными в форме винительного и предложного падежа. Дифференциация существительных в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА, В-ВО. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Умение строить грамматически верные предложения. Закрепление норм орфографии: правописание предлогов со словами. | 2 | ||
29. Практическое употребление существительных в косвенных падежах. | Закрепление знаний косвенных падежей. Употребление существительных в форме косвенных падежей. Закрепление знания грамматических норм русского языка. Работать с родственными и однокоренными словами. Развитие логического мышления. | 2 | ||
30. В гостях у царицы Грамматики (итоговое занятие по имени существительному). | Обобщение знаний об имени существительном. Дифференциация живых и неживых предметов, форм единственного и множественного числа. Работа с синонимами и антонимами. Закрепление представлений о роде имени существительных. Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи. | 1 | ||
31. Практическая работапо теме: Имя существительное. | Уточнение и закрепление знаний об имени существительном. Умение на практике пользоваться полученными знаниями. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Работа над ошибками. | 1 | ||
3. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ||||
32. Слова, обозначающие признаки предмета. | Знакомство с именем прилагательным как частью речи. Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развитие логического мышления (отгадывание кроссвордов). Работа над грамматическим оформлением предложения. | 1 | ||
33.Согласование прилагательных с существительными в числе. | Закрепление знаний детей об имени прилагательном. Знакомство с понятием «число прилагательных». Умение согласовывать прилагательные с существительными в числе. Работа по словоизменению прилагательных, с родственными словами. Развитие навыков словообразования. | 1 | ||
34. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. | Закрепление знаний детей о словах-признаках. Работа с синонимами. Обогащение словаря признаков. Согласование прилагательных с существительными. Развитие логического мышления, навыков словообразования, тонкой моторики рук. Закрепление знаний норм орфографии. | 1 | ||
35. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Закрепление знаний о признаках предметов. Подбор признаков к предметам. Развитие умения согласовывать признаки с предметами в роде и числе. Знакомство со свойствами стекла. Уточнение и обогащение словаря. | 1 | ||
36.Путешествие в бумажную страну (развивать навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе) | Закрепление знаний об имени прилагательном, навыков согласования прилагательных с существительными. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Правильное употребление притяжательных прилагательных. Умение словообразования прилагательных. Развитие зрительного восприятия основных и оттеночных цветов. Распространение предложения. | 1 | ||
37. Практическая работа по теме: Прилагательное | Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном, о словоизменении прилагательных. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. | 1 | ||
4. ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА (ГЛАГОЛ) | ||||
38. Знакомство со словами, обозначающими действия предмета. | Знакомство с глаголами. Умение практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета. Соотнесение слов-действий с их графическим обозначением. Знакомство с вопросами на которые отвечают слова действия. Развитие слухового внимания, памяти и логического мышления, зрительного восприятия. | 1 | ||
39.Слова действия. | Закрепление знаний о глаголе. Обучение постановке вопросов к глаголам. Дифференциация глаголов с другими частями речи. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Работа над словообразованием. Развитие навыков согласования и управления. Развитие слухового внимания и зрительного восприятия. | 1 | ||
40. Слова действия. | Закрепление знаний детей о глаголе. Обучение постановке вопросов к глаголам. Дифференциация глаголов от других частей речи. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. Работа над словоизменением. Развитие слухового внимания, логического мышление. | 1 | ||
41. Словоизменение глагола. Настоящее время глагола. | Обогащение словаря предметов, признаков и действий. Работа над словообразованием. Употребление глаголов в форме настоящего времени. Умение задавать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? и отвечать на них. Работа со сложными словами. Развитие слухового внимания, воображения. | 1 | ||
42. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. | Закрепление знания детей о глаголе. Обозначение действия при помощи графической схемы. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Подбор антонимов к словам-действиям. Составление предложений по схемам. Умение задавать вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида. Формирование навыков словообразования (образование приставочных глаголов). | 1 | ||
43.Практическая работа по теме: Глагол. | Обобщение и закрепление знаний о глаголе, о словоизменении глаголов. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. | |||
5. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ | ||||
44. Имя числительное. | Знакомство с именем числительным. Умение практического употребления имени числительного в речи. Знакомство с вопросами, на которые отвечает имя числительное. Дифференциация числительных и других частей речи. Согласование количественных числительных с именем существительным на уровне словосочетания. | 1 | ||
45. Согласование количественных числительных с существительными. | Умение согласовывать количественные числительные с существительным мужского и женского рода. Выделение окончания существительных мужского и женского рода при согласовании с количественными числительными. Согласование количественных числительные на уровне словосочетания и предложения. Развитие зрительного восприятия и слухового внимания. | 1 | ||
6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. | ||||
46. Предложение. | Уточнение знаний о предложении. Умение строить предложения из заданных слов. Закрепление навыков языкового анализа и синтеза. Установление логических связей между словами внутри предложения. Грамматическое оформление предложений. Анализ предложения. Развитие логического мышления. | 1 | ||
47. Предложение. | Дифференциация вопросов косвенных падежей в предложении. Развитие умения строить грамматически верные предложения. Анализ предложения. | 1 | ||
48. Состав предложения | Умение изменять смысл предложения в зависимости от перестановки слов и изменения количества слов. Устранение устного аграмматизма. Работа с деформированным предложением. | 1 | ||
49. Распространенные предложения. | Обобщение знаний о предложении. Составление предложений. Установление логических связей между словами внутри предложения. Грамматическое оформление предложений. Распространение простых предложений. Развитие памяти, внимания, мышления. Работа со схемами предложений. | 2 | ||
50. Сложные предложения. | Соотнесение предложений с графической схемой. Составление грамматически верных сложных предложений различного типа и установление в них причинно-следственные связей. Дифференциация понятий: предложение, словосочетание и текст. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи. | 2 | ||
51. Понятие «Текст». Работа с текстом. | Знакомство с понятием ТЕКСТ, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. Работа с деформированным текстом, восстановление прочитанного текста с опорой на план и наглядность. | 1 | ||
52. Текст. Конструирование и реконструирование текстов. | Закрепление знаний о тексте и его признаках. Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Выделение логико-смысловых связей текста. Работа над деформированным текстом. Составление связного, последовательного и грамматически оформленного рассказа с опорой на наглядность, затем с опорой только на план и далее самостоятельный рассказ из личного опыта. | 2 | ||
53. Практическая работа по теме: «Предложение. Текст» | Уточнение и закрепление знаний о предложении и тексте. Умение анализировать предложение, действовать по словесной инструкции. Умение ориентироваться в тексте, находить орфограммы. | 1 | ||
55. Итоговая работа. | Уточнить знания детей о частях речи (существительное, прилагательное, глагол и числительное), о словоизменении, словообразовании, о предложно-падежных конструкциях, об особенностях построения словосочетаний, предложений и текста. Выяснить используются ли полученные знания на практике. | 1 | ||
ВСЕГО | 60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушением интеллекта...
Дифференциация приставок и предлогов. Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии
Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии для школьников с нарушениями интеллекта...
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии
Период обучения составляет 60 (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым...
Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.
Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...
Календарно тематическое планирование по коррекции смешанной дисграфии
Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся 3 класса. Смешанная дисграфия с преобладанием дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза, с элемента...
Календарно- тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии во 2-3 классе учителя- логопеда на 2017-2018 учебный год
Представлено календарное планирование по дисграфии....