Дифференциация букв "и" и "у".
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

Конспект логопедического занятия по дифференциации букв "и" и "у" на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_i-u.docx60.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического  занятия для учеников 2 класса.

Тема: Дифференциация букв « и» и « у».

Цели: закрепить у детей знания о буквах «и», «у»  и их дифференциацию на письме.

Задачи:

  1. Развивать зрительное восприятие и зрительный  гнозис, оптико-пространственные и кинетические представления, слухоречевую память. 
  2. Формировать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения.
  3. Формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию фразовой речи.
  4. Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: таблица согласных букв, таблица Шульте, картинки с изображением персонажей, слоговые таблицы для расшифровки слов, предметные картинки, индивидуальные таблички-шифровки с пословицей, индивидуальные карточки с текстом-перевертышем.

  1. Организационный момент.

1.Выработка речевого дыхания

   Детям предлагается сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать ряд согласных букв:

С В П К Н Ш Л Т Ц Ф Ч Р Г

2.Работа с таблицей Шульте

2     7      У   9

11   5    12   Т

К    4     1     8

6    10    И    3

Детям предлагается назвать по порядку и показать цифры от 1 до 12.

Задание

 1). Назвать  буквы, встречающиеся в таблице.

- Какое слово можно составит из этих букв? ( Утки)

( Один ребенок составляет слово у доски).

- Кто такие утки? ( Перелетные птицы)

- Сколько слогов в слове? Назовите первый слог.

- Назовите второй слог.

- Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение?

2). Назовите гласные звуки в слове ([и], [у]).                                                                              

3. Повторение артикуляции и характеристика звуков «у», «и»

- Что общего в артикуляции звуков [и], [у]? (они гласные первого ряда, при произнесении поются, т.к.

воздух не встречает преграду).

- Чем же они различаются? (у них разное произношение: при звуке «и» губы растянуты в улыбке, при звуке «у»- губы вытянуты в трубочку) .

II. Основная часть

1. Соотнесение звуков [и], [у] с соответствующими  буквами

К нам на занятие  пришли гости Киска-Ириска и мышка Муся.

(На доску выставляются  картинки кошки и мышки).

Ребята, как вы думаете, с каким звуком дружит киска Ириска?

- С каким звуком и буквой дружит Киска - Ириска? (со звуком и буквой «и», потому что в ее имени под ударением слышится звук «и»).

- С каким звуком и буквой дружит мышка Муся? (под ударением в ее имени слышится звук «у», поэтому мышка дружит со звуком и буквой «и»).  

2. Сравнение букв по начертанию

     Сколько элементов используется при написании буквы «и»? (два элемента).

Назовите их (две « палочки с закруглением внизу»)

    Сколько элементов используется при написании буквы «у»? (два элемента).

     Назовите эти элементы  («палочки с закруглением внизу» и «палка с длинной петлей внизу»).

image016.png

 - Чем похожи  буквы  «и», «у»? (обе буквы состоят из двух элементов, первый элемент - «палочки с закруглением внизу» у них одинаковый).        

- Чем различается написание этих букв? (у буквы «и» второй  элемент - «палочка с закруглением внизу», а у буквы «у» второй элемент - « палка с длинной петлей внизу»).

3. Развитие внимания,   кинетических и оптико-пространственных представлений

    Детям раздаются карточки, на которых в различной последовательности цветными карандашами написан общий элемент букв «у», «и» и предлагается дописать недостающие элементы, опираясь на цветовые подсказки («у» - красный цвет, «и» - зеленый).

4. Развитие фонематического слуха. Задание от Киски-Ириски и мышки  Муси.

 

   Муся и Ириска подобрали для вас картинки, в которых под ударением стоят их любимые звуки  [и] или [у]. ( Картинки лежат на партах у детей).

Задание.  

1)Выделить ударные звуки в словах, обозначающих  изображенные предметы.

2) Записать названия предметных картинок . Нужные буквы подчеркнуть. Предметные картинки к заданию: пирамидка,  мишка, лист, телевизор, кукла, тучи, гусь, петух, кубики, сапоги, свитер, машина, груша, картина, гриб, стул. 

    Выполнение этого задания с комментированием.

     

     Муся и Киска-Ириска пришли к нам на занятие сегодня не одни. А кто этот гость вы узнаете, если отгадаете загадку:  
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
( Буратино)

6. Совершенствование слогового анализа и синтеза.

       Буратино не случайно попал к нам на занятие. Он не любит учиться, не умеет правильно читать и писать, поэтому,  сегодня мы  поможем ему справиться с трудностями.

      Буратино собрал портфель для занятия и положил туда различные вещи. Все содержимое портфеля он написал на табличках, но при этом перепутал слоги в словах (на наборном полотне выставлены таблички слов).

Слова для задания: радитет, каруч, дильбуник, варьбук

Задание. Разделите слова на слоги.  Измените порядок слогов, и вы узнаете, какие вещи лежат в портфеле Буратино. Какие вещи положил Буратино в портфель?

 ( тетради, ручка, будильник, букварь)

- Сколько слогов в каждом из этих слов?

- Что не понадобится Буратино в школе? (будильник). Почему?

7. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Прямо встал, потом  нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик отыскать нужно на носочки встать.

8.   Развитие зрительного внимания. Дифференциация смешиваемых букв.

 -  Киска-Ириска и мышка Муся дали задание Буратино, но он с ним не может справиться. Давайте поможем ему.

 Детям раздаются карточки с рядами букв, где нужно буквы «у» зачеркнут красным карандашом, а буквы «и»- зеленым.

Задание.  Зачеркните пропущенные буквы «у», «и».

Задание: 

У Б Т И Н С У Ю Ч И Я И Э У Д У С  Н

                                   

 П А В Н У Ф И У Х У Н З И Щ У Г Ф И

                                   

У Ф У Ы А В И О У Р И Л У Д Ж И К У

- Сколько букв «и» в первом ряду?   (3 буквы)

- Сколько букв «у» в первом ряду?   ( 4 буквы)

- Сколько букв «у» во втором ряду?   ( 4 буквы)

- Сколько букв «и» во втором  ряду?   (3 буквы)

- Сколько букв «и» в третьем ряду?    (3 букв)

- Сколько букв «у» в третьем ряду?    (5 букв)

- Сколько букв «у» и «И» во втором ряду?   (7 букв)

9.  Дифференциация смешиваемых букв на уровне слов. Развитие звукобуквенного анализа.

- Буратино хвастался тем, что он справится с любым заданием наших друзей. Но он не смог правильно написать даже отдельные слова.

Задание.  Найдите ошибки в словах, которые написал Буратино, и запишите их  правильно. Пропущенные буквы «у» и «и»,  выделите цветными карандашами (букву «у» - зеленым карандашом, а букву «и»- красным).

Слова к заданию: картна, грша, кржка, псьма, смка, корзна.

-Сколько слов вы записали с буквой «И»?       (3 слова).

-Прочитайте их.

-Сколько слов вы записали с буквой «У»?      (3 слова).  

- Прочитайте их.

10. Развитие  логического  мышления и зрительного восприятия. Дифференциация букв «и»- «у» на уровне предложения

 - Очень много ошибок делает Буратино.  И  все потому, что он не любит трудиться. Но всем хорошо известно, что без труда не выловишь  и рыбку из пруда. Жалко, что Буратино не знает эту хорошую пословицу.

А мы сегодня познакомимся с еще одной мудрой пословицей, но для этого вам необходимо расшифровать таблицу, так как в ней, и  «спрятана» новая пословица. Отгадать загадку вам поможет ключ.

Дети получают индивидуальные карточки с заданием

Задание №1

 Учащиеся читают и затем записывают,  пословицу: «Хорошая книга – лучший друг».

   - Почему книгу называют лучшим другом?

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.

Задание №2

 Произнесите пословицу с вопросительной (восклицательной) интонацией.

Задание №3

Подчеркните буквы «у» и «и» цветными карандашами (букву «у»- красным  карандашом, а букву «и»- зеленым).

11. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания

- Молодцы ребята, вы справились с трудным заданием. Однако Киска-Ириска и мышка Муся приготовили для вас еще одну очень сложную работу. Я уверена, что и с ней вы справитесь, и покажите Буратино, как хорошо умеете читать.        

Учащиеся получают индивидуальные карточки с текстом.

Задание. Догадайтесь, как прочитать этот текст. Попробуйте прочитать текст не слева направо, а справа налево. Что у вас получилось?

ясьтичу  тибюл  ен  онитаруБ

кобишо   огонм    теалед  нО

икбишо  итэ  иливарпси  ыМ

угинк  юушорох   онитаруБ   мирадоп  ыМ

1) Учащиеся поочередно читают по одному предложению.

2)  Каждому учащемуся предлагается записать одно из четырех  предложение по выбору логопеда.

 3) Выделить буквы занятия цветными карандашами.        

4) Произнести предложенное предложение с вопросительной (восклицательной) интонацией.

III. Итог занятия

 - Какие буквы мы учились различать?  

 - Почему мы учились их различать?

Задание.

 1) Найдите в тексте последнего задания слова, в которых встречается буква, состоящая из двух одинаковых элементов.

2)  Назовите слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами.

Оценка работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...