Рабочая программа по логопедии (индивидуальные занятия)для 1-4 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по логопедии для школы 8 вида | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ивдельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИИ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
2013 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе письма Министерства образования РФ от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6 и Программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой (2011 год).
Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Исходя из этого план работы на год содержит следующие направления:
- Обследование учащихся
- Подготовка материалов обследования
- Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.
- Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.
- Заполнение речевых карт, оформления документации.
- Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год
Индивидуальная коррекционная работа решает следующие задачи:
- Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
- Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.
- Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.
- Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
- Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.
- Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
- Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
- Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
- Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
- Работа над связной устной и письменной речью.
- Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Кроме занятий с умственно отсталыми учащимися, данная программа учитывает специфику работы с детьми, имеющими другие нарушения развития: аутизм, синдром Дауна, детскую шизофрению. Работа с такими детьми имеет свою специфику:
- особенности установления контакта: взгляд, реакция на обращение, реакция на уход матери, наличие тревоги, страхов, сопротивления, игнорирования; реакция на попытки установления невербального взаимодействия; реакция на словесные обращения (отсутствие отклика на имя), «парадоксальный слух», избирательность ответных реакций на речь (в чем выражается);
- отношение к окружающему: необычность первого объекта фиксации, индифферентность, «полевое» поведение, эпизоды «ухода в себя» и др. особенности; фон настроения: эйфоричный, депрессивный, колеблющийся и др.; особенности психомоторики: двигательная расторможенность, возбудимость, вялость или заторможенность, медлительность, угловатость, порывистость, вычурность движений;
- особенности мимики (гипомимичность, напряженность, неадекватность); особенности бега и походки; наличие стереотипии, их характеристика; способность к имитации; наличие культурно заданных жестов; особенности зрительного восприятия; особенности слухового восприятия; сенсорная гиперсинзитивность; особенности концентрации внимания; преобладание интереса к абстрактным свойствам предметов, игнорирование их функций, особые интересы;
- особенности речи;
- выбор игрушек и характер манипуляций с ними;
- особенности игры.
Основная цель занятий для детей с аутизмом, синдромом Дауна и детской шизофренией: стимуляция речевой активности и вызывание адекватной речевой реакции.
Занятия проводятся в присутствии родителей с обязательным обучением их основным методам коррекционной работы для более успешного выполнения домашнего задания и как следствие получение более стойкого результата коррекции.
Обследование проводится с помощью речевых карт для 1 и 2-4 классов, модифицированной нейропсихологической методики И.Ю. Левченко и методики определения готовности к школе Шипицыной Л.М.
Сам план работы с каждым ребенком оформляется в виде таблицы:
Программа индивидуальной логопедической работы с
Коррекция звукопроизношения (порядок, сроки) | Лексика | Грамматический строй | Развитие высших психических функций | Коррекция эмоционально – волевой сферы |
Занятия с каждым ребенком проходят 2 раза в неделю, длительность каждого занятия - 20-25 минут. Раз в четверть проводится подробная консультация для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование...
Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развит...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида
Введение в программу "Русский язык" раздела "Речевая практика" (1 - 4 классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, ч...
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида....