Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида
рабочая программа (4 класс)
Введение в программу "Русский язык" раздела "Речевая практика" (1 - 4 классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Цель предмета "Речевая практика": развитие речевой коммуникации школьников с нарушением интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
- улучшить качественные характеристики устной речи: звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность;
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- совершенствовать умение строить устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности учащихся. На изучение предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._rech._praktika.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Школа № 75»
- Учебного плана МКОУ «Школа №75» на 2019 – 2020 учебный год.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Цель учебного предмета «Речевая практика»:
- развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
-ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевого акта компонентов;
- улучшить качественные характеристики устной речи: звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность;
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний учащихся;
- совершенствовать умение строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
При реализации программы важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими людьми и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенность при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности учащихся.
Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе -2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты изучения
Минимальный уровень. | Достаточный уровень | |
Знать | - элементарные правила поведения в общественных местах, на улице в общественном транспорте; - правила телефонного разговора; - имена главных героев прочитанных сказок; | - правила поведения в общественных местах, на улице, в общественном транспорте; - правила телефонного общения в различных ситуациях; - содержание прочитанных сказок, стихотворений; |
Уметь | - правильно использовать вежливые слова в различных ситуациях; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - воспринимать на слух сказки и рассказы, отвечать на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; - выразительно произносить чистоговорки, читать стихотворения с опорой на образец чтения учителя; - участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем. | - выполнять различные задания по словесной инструкции учителя; - участвовать в диалогах, ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать; - переносить в новую ситуацию имеющиеся диалогические умения; - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова; - задавать друг другу и учителю уточняющие вопросы, обмениваться друг с другом информацией по теме; - формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений; - составлять рассказы по картинке с опорой на вопросы или опорные слова; - пересказывать содержание прочитанных сказок с опорой на иллюстративный материал или вопросы учителя. |
Формирование базовых учебных действий:
Личностные результаты:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные БУД:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание программы
№ раздела | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1. | «Школьная жизнь». | В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по темам, связанных со школьной жизнью, поведением в школе, взаимоотношениями с одноклассниками и учителями. Составление рассказа о каникулах по плану. Обмен впечатлениями об интересных событиях, произошедших летом. Знакомство с правами и обязанностями учащихся в школе, с правилами поведения на уроке и перемене. | 7 |
2. | «Я и мои товарищи». | Обогащение лексического запаса учащихся по данной теме. Моделирование ситуаций о правильном поведении в ситуации спора с товарищами. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа: вопрос – ответ, вопрос – сообщение. Составление рассказа о друзьях по плану. | 5 |
3. | «Играем в сказку». | Знакомство с содержанием сказок «Петушок – золотой гребешок», «Бременские музыканты», «Двенадцать месяцев». Прослушивание аудиозаписей сказок. Инсценирование сказок с использованием элементов костюма. Развитие интонационных и жестово - мимических умений учащихся в процессе инсценировки сказок. Развитие умения составлять связные высказывания по собственному замыслу. | 13 |
4 | «Я дома». | Обогащать знания учащихся о значении современной техники для проведения досуга, получения информации. Составление коротких рассказов, основанных на личном опыте по готовому плану. Составление собственных программ телепередач на неделю. Повторение правил пользования мобильным телефоном. Конструирование телефонных разговоров на разные темы. | 11 |
5 | «Я за порогом дома». | Познакомить с основными моделями поведения учащихся за порогом дома: на улице, в общественном транспорте, в магазине. Заочная экскурсия «Я иду в магазин». Моделирование речевых ситуаций «Покупка в магазине». Защита мини – проекта «Мой город». Повторение правил дорожного движения, правил поведения в случае возникновения опасных ситуаций на улице. Моделирование ситуаций на тему «Я забыл дорогу». Составление диалогов по образцу. | 10 |
6. | «Культура общения». | Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека и активизация этих слов в речи школьников. Знакомство со структурой устного и письменного приглашения. Составление устного и письменного приглашения. Знакомство со структурой устного и письменного поздравления.. Составление устного и письменного поздравления на праздник. Подбор пожеланий к поздравлениям. Разучивание поздравлений, игровых сюрпризов Совершенствование интонационных и жестово – мимических умений учащихся. | 13 |
Всего: 68 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | дата | |
Раздел 1. «Школьная жизнь» -7 ч. | ||||
1 | 1 | Я теперь четвероклассник. | ||
2 | 2 | Расскажи мне о своих летних каникулах. | ||
3 | 3 | Составление рассказа по серии картинок «Летние каникулы». | ||
4 | 4 | Мои одноклассники. | ||
5 | 5 | Кто работает в школе? | ||
6 | 6 | Мои права и обязанности в школе. | ||
7 | 7 | Правила поведения на уроке и перемене. | ||
Раздел 2. «Я и мои товарищи» – 5 ч. | ||||
8 | 1 | Вместе в беде и радости. | ||
9 | 2 | У друзей нет выходных. | ||
10 | 3 | Составление рассказа о своих друзьях. | ||
11 | 4 | Твой старший друг. Почему с ним интересно? | ||
12 | 5 | Игра по правилам. | ||
Раздел 3. «Играем в сказку» - 13 ч. | ||||
13 | 1 | Книга – лучший собеседник. | ||
14 | 2 | Моя любимая книга. | ||
15 | 3 | По страницам сказок А.С. Пушкина. | ||
16 | 4 | Знакомство со сказкой «Петушок – золотой гребешок». | ||
17 | 5 | Проигрывание эпизодов сказки «Петушок – золотой гребешок». | ||
18 | 6 | Инсценировка сказки «Петушок – золотой гребешок». | ||
19 | 7 | Знакомство со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты». | ||
20 | 8 | Проигрывание эпизодов сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». | ||
21 | 9 | Инсценировка сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». | ||
22 | 10 | Знакомство со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». | ||
23 | 11 | Проигрывание эпизодов сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». | ||
24 | 12 | Инсценировка сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». | ||
25 | 13 | Сочиняем сказку сами. | ||
Раздел 4. «Я - дома» -11 ч. | ||||
26 | 1 | Современная техника в доме. | ||
27 | 2 | Я у телевизора. | ||
28 | 3 | Полезные и вредные телепередачи. | ||
29 | 4 | Составление своей телепрограммы. | ||
30 | 5 | Мой помощник – телефон. | ||
31 | 6 | Телефонный этикет. | ||
32 | 7 | Звонок в пожарную службу. | ||
33 | 8 | Семейные традиции и праздники. | ||
34 | 9 | Как мы готовимся к празднику. | ||
35 | 10 | Мой любимый праздник. | ||
36 | 11 | Защита мини – проекта «Гордость моей семьи». | ||
Раздел 5. «Я за порогом дома» – 10 ч. | ||||
37 | 1 | Знаки – помощники. | ||
38 | 2 | Запрещающие знаки. | ||
39 | 3 | Предупреждающие знаки. | ||
40 | 4 | Виды транспорта. | ||
41. | 5 | Правила дорожного движения. | ||
42. | 6 | Заочная экскурсия «Я иду в магазин». | ||
43 | 7 | Моделирование речевых ситуаций «Покупка в магазине». | ||
44 | 8 | Защита мини – проекта «Мой город». | ||
45 | 9 | Опасные ситуации на улице. | ||
46 | 10 | Моделирование ситуаций на тему «Я забыл дорогу». | ||
Раздел 6. «Я в мире природы» - 9 ч. | ||||
47 | 1 | Мы друзья или враги природы? | ||
48 | 2 | В гостях у леса. | ||
49 | 3 | Правила вежливого поведения в лесу. | ||
50 | 4 | Растительный и животный мир. | ||
51 | 5 | Составление рассказа о лесе. | ||
52 | 6 | Составление рассказа по теме «Я на прогулке в парке». | ||
53 | 7 | Составление рассказа по теме «О каком домашнем животном я мечтаю?» | ||
54 | 8 | Правила поведения на водоёмах в разное время года. | ||
55 | 9 | Составление рассказа о природе. | ||
Раздел 7. «Культура общения» - 13 ч. | ||||
56 | 1 | Наши чувства. | ||
57 | 2 | Знакомство с рассказом В. Осеевой «Что легче?» | ||
58 | 3 | Задушевный разговор. | ||
59 | 4 | Какие слова могут огорчить, какие утешить? | ||
60 | 5 | Плохо жить без ласкового слова. | ||
61 | 6 | Знакомство со структурой устного и письменного приглашения. | ||
62 | 7 | Составление устного приглашения на праздник. | ||
63 | 8 | Составление письменного приглашения на праздник. | ||
64 | 9 | Формы вежливого отказа от приглашения. | ||
65 | 10 | Устное поздравление. Подбор пожеланий к поздравлениям. | ||
66 | 11 | Составление письменного поздравления. | ||
67 | 12 | Разучивание поздравлений, игровых сюрпризов. | ||
68 | 13 | Составление текста поздравления с окончанием учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....
Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....
Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по ИЗО для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...
Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных школ. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки...