"Дифференциация З-Ж"
материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия по коррекции письменной речи
1 класс
Речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР
Тема: Дифференциация звуков [З] –[Ж].
Лексическая тема: Насекомые
Цель: научить дифференцировать звуки[З] –[Ж] на слух, в произношении, в письменной речи
Задачи:
- Коррекционные:
- закрепить навыки различения звуков [з] и [ж] c опорой на артикуляторный и акустические признаки изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте;
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа;
- развивать навыки слогового анализа и синтеза;
- упражнять в употреблении предлогов НА, ПОД, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.
- расширять словарный запас по теме «Насекомые».
- Образовательные
- закрепить зрительный образ букв З и Ж ;
- правописани е ЖИ
- Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля за речью и самопроверки, внимательности.
Оборудование: графические профили артикуляции звуков [з], [щж]; буквы З и Ж печатные и рукописные; карточки с условным обозначением артикуляции звуков; предметные картинки с изображениями насекомых; предметные картинки со звуками [с'], [щ']; «Чудесный мешочек»с игрушками на звуки занятия; индивидуальные карточки с заданиями.
Ход занятия
- Организационный момент
-Какое сейчас время года? А вам хотелось бы, чтобы настало лето?
Релаксация. Давайте представим, что наступило лето, и мы с вами попали на зеленый луг. Закройте глаза и представьте:
Буд-то мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке.
Дышится легко, спокойно глубоко.
Пахнет свежею травой и зеленою листвой.
Птички летают. Бабочки порхают.
Вдруг на наш зеленый луг
Прилетел огромный жук и зажужжал; ЖЖЖЖЖЖЖЖ.
Откройте глаза и посмотрите: на самом деле к нам прилетел жук и запел свою песенку:
ЖЖЖЖЖЖ: Жу, жу,жу.жу,жу,жу
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу
Букву Ж всё твержу.
На лугу летают комары и звенят: З-З-З-ЗЗЗ
2.Работа со звуками. Сообщение темы урока.
Дайте сравнительную характеристику звуков (сходство и различие) Работа с зеркалами. Припоминание и сравнение артикуляции звуков.
При произнесении звука Ж губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме «чашечки» поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух теплый, голосовые связки работают.
При произнесении звука З губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки работают.
Припоминание и сравнение характеристики изучаемых звуков.
Ж – согласный, звонкий, шипящий, твердый.
З – согласный, звонкий, твердый, свистящий
Задание: узнать звук по беззвучной артикуляции.
3. Работа с графемами. О какой букве это стихотворение.
Эта буква широка И похожа на жука.
И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
С. Маршак.
Эта буква, посмотри, ну совсем как цифра 3
Написать букву на спине соседа, а соседу угадать её.
4. Дифференциация З-Ж:
Повторение слоговых дорожек.
За – за – жа жо – зо – жо - зо
Жу – зу – жу жи – жи – зы – зы
Жо – зо – жо за – жа – жа – за
Чтение и повторение слоговых дорожек
Дифференциация звуков. (Поднять соответствующую букву)
а) различение в слогах: зо. зу, оз, аж, жа, зы, жи.
б) в словах: зуб, живот, знак, узор, абажур, кожа. базар, кузнечик. жилет.
в) Преобразование слогов, слов — игра «Наоборот» с перебрасыванием мяча.
За-…. Жу - ….
Зы - … жи - …..
жо - … зо - …
г) отбор игрушек на звуки З и Ж Игра «Чудесный мешочек»
5.Физминутка.
Упражнение в звукоподражании на внимание. Игра «Жуки и комары»
На слово «Жуки » дети жужжат и изображают ползающих жуков, на слово «Комары»- звенят и летают.
6.Звуковой анализ слова ЖУКИ.
7.Дидактическая игра «Слог – слово»: логопед читает слоги со звуками урока. Дети записывают их в столбик. Затем придумывают и записывают слова со слогом из столбика на доске. Уточняется написание ЖИ
Слоги: за, жи, зу, жа,зо,жу .
Прочитаем слоги хором, затем по одному. Прочитайте слова, которые вы записали.
8. «Буквы потерялись» Работа по карточкам. Вставить буквы З или Ж в слова.
ро…а ко…а …ара та…ик
ва…а но…ик по…ар бере…а
Прочитаем то, что у вас получилось. Читаем слова по цепочке. В каких словах можно было вставить и букву Ж и букву З.
Логопед открывает доску со словами, где все буквы вставлены правильно.
Сравните свою работу и работу на доске, есть ли где-нибудь ошибки, или все выполнено верно? Дети осуществляют самопроверку. Результаты обсуждаются.
9. Тема «Насекомые»
Насекомые: кузнечик, бабочка, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница. Назвать насекомых со звуками Ж и З и определить местоположение этих звуков в словах.
Д/и «Прятки»
- Насекомые решили поиграть в «Прятки» попробуем их найти. Составление предложений с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ПОД по демонстрации действий с насекомыми на фланелеграфе.
- Куда спряталась стрекоза? (Стрекоза спряталась под листиком) Откуда она выглядывает? ( Из-под листика) и.т.д.
10. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш
Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш....
Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...
Дифференциация звуков "С-Ц"
Урок дифференциации звуков "С-Ц" в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...