"Дифференциация З-Ж"
материал по логопедии на тему

Конспект группового занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_z-zh.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия по коррекции письменной речи

1 класс

Речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [З] –[Ж].

Лексическая тема: Насекомые

Цель: научить дифференцировать звуки[З] –[Ж] на слух, в произношении, в письменной речи

Задачи:

  1. Коррекционные:

- закрепить навыки различения звуков  [з] и [ж] c опорой на артикуляторный и акустические признаки изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте;

- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового  анализа и синтеза, звукобуквенного анализа;

- развивать навыки слогового анализа и синтеза;

- упражнять в употреблении предлогов НА, ПОД, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.

- расширять словарный запас по теме «Насекомые».

  1. Образовательные

- закрепить зрительный образ букв З и Ж ;

- правописани е ЖИ

  1. Воспитательные:  воспитывать навыки самоконтроля за речью и самопроверки, внимательности.

Оборудование: графические профили артикуляции звуков [з], [щж]; буквы З и Ж печатные и рукописные; карточки с условным обозначением артикуляции звуков; предметные картинки с изображениями насекомых; предметные картинки со звуками [с'], [щ']; «Чудесный мешочек»с игрушками на звуки занятия; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. Организационный момент

                                                         

-Какое сейчас время года? А вам хотелось бы, чтобы настало лето?

Релаксация. Давайте  представим, что наступило лето, и мы с вами попали на зеленый луг. Закройте глаза и представьте:

Буд-то мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке.

Дышится легко, спокойно глубоко.

Пахнет свежею травой и зеленою листвой.

Птички летают. Бабочки порхают.

Вдруг на наш зеленый луг

Прилетел огромный жук и зажужжал; ЖЖЖЖЖЖЖЖ.

Откройте глаза и посмотрите:  на самом деле к нам прилетел жук и запел свою песенку:

ЖЖЖЖЖЖ: Жу, жу,жу.жу,жу,жу

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу

 Букву Ж всё твержу.

На лугу летают комары и звенят: З-З-З-ЗЗЗ

2.Работа со звуками. Сообщение темы урока.

Дайте сравнительную характеристику звуков (сходство и различие) Работа с зеркалами. Припоминание и сравнение артикуляции звуков.

При произнесении звука Ж губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме «чашечки» поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух теплый, голосовые связки работают.

При  произнесении звука З губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки работают.

 Припоминание и сравнение характеристики изучаемых звуков.

Ж – согласный, звонкий, шипящий, твердый.

З – согласный, звонкий, твердый, свистящий

Задание: узнать звук по беззвучной артикуляции.

3. Работа с графемами. О какой букве это стихотворение.

Эта буква широка И похожа на жука.

И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.            

                          С. Маршак.

Эта буква, посмотри, ну совсем как цифра 3

Написать букву на спине соседа, а соседу угадать её.

4. Дифференциация З-Ж:

Повторение слоговых дорожек.

За – за – жа                          жо – зо – жо - зо

Жу – зу – жу                       жи – жи – зы – зы

Жо – зо – жо                        за – жа – жа – за

Чтение и повторение слоговых дорожек

Дифференциация звуков. (Поднять соответствующую букву)

а) различение в слогах: зо. зу, оз, аж, жа, зы, жи.

б) в словах:  зуб, живот, знак, узор, абажур, кожа. базар, кузнечик. жилет.

в) Преобразование слогов, слов — игра «Наоборот» с перебрасыванием мяча.

За-….                     Жу - ….

Зы - …                    жи - …..

жо - …                    зо - …

г) отбор игрушек на звуки З и Ж  Игра «Чудесный мешочек»

5.Физминутка.

Упражнение в звукоподражании на внимание. Игра «Жуки и комары»

 На слово «Жуки » дети жужжат и изображают ползающих жуков, на слово «Комары»- звенят и летают.

6.Звуковой анализ слова ЖУКИ.

7.Дидактическая игра «Слог – слово»:  логопед читает слоги со звуками урока. Дети записывают их в столбик. Затем придумывают и записывают слова со слогом из столбика на доске. Уточняется написание ЖИ

Слоги: за, жи, зу, жа,зо,жу .  

Прочитаем слоги хором, затем по одному. Прочитайте слова, которые вы записали.

8. «Буквы потерялись» Работа по карточкам. Вставить буквы З или Ж в слова.

ро…а              ко…а           …ара           та…ик

ва…а             но…ик           по…ар         бере…а

Прочитаем то, что у вас получилось. Читаем слова по цепочке. В каких словах можно было вставить и букву Ж и букву З.

  Логопед открывает доску со словами, где все буквы вставлены правильно.

Сравните свою работу и работу на доске, есть ли где-нибудь ошибки,  или все выполнено верно? Дети осуществляют самопроверку. Результаты обсуждаются.

9. Тема «Насекомые»

Насекомые: кузнечик, бабочка, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница. Назвать насекомых со звуками  Ж и З и определить местоположение этих звуков в словах.

Д/и «Прятки»

- Насекомые решили поиграть в «Прятки» попробуем их найти. Составление  предложений с предлогами  НА, ПОД, ИЗ-ПОД  по  демонстрации действий с насекомыми на фланелеграфе.

- Куда спряталась стрекоза? (Стрекоза спряталась под листиком) Откуда она выглядывает? ( Из-под листика) и.т.д.

10. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...