Дифференциация д-т, б-п
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Золотарева Анна Сергеевна

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания и профилактике оптической дисграфии для обучающихся 2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_disgrafii_na_pochve_fonemnogo_raspoznavaniya.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - логопедическое занятие

по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания и элементов оптической дисграфии

учителя - логопеда МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №71»

Золотаревой Анны Сергеевны

Тема занятия: дифференциация  звуков [Б]- [П],[ Д]- [Т].

Дата проведения занятия: 28 января 2015г.

Класс: 4 (дети с ОВЗ)

Цель: научить дифференцировать твердые звуки  Б-П, Д – Т.

Подготовительная словарная работа: бочка, почка, дочка, точка, порт, борт, том, ласты, патрон, кеды, дача, сдача, ладонь, кедр, бор, лапти, компас, компот, тополь, лопух, пушка.

Материал: индивидуальные зеркала, пряжа, «звуковые» домики ([Б], [П], [Д], [Т]) + по 9 картинок- слов с данным звуком, миски ([Б], [П], [Д], [Т]) + 24 «фасолины» - слова с данными звуками, детали домика + человечки, презентация, бланки тренировочных упражнений на дом.

Ход урока:

Дидактическая структура урока

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты УУД

1. Орг.момент. Настрой на работу.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.
Создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на занятии.

Подготовка рабочего места. Настрой на работу.

- Добрый  день, ребята.

Начинается урок,

Он пойдет вам, дети, впрок!

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать!

Найдите кирпичик со своим именем. Кто нашел, поднимите руку. Назовите свое имя и садитесь.

Личностные:
Осознавать смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные:

Быть способным к волевому усилию.

Познавательные:

Уметь действовать в соответствии с инструкцией.

2. Актуализация знаний, целеполагание, формулирование темы и цели занятия.

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.
Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки темы и цели занятия.
Ставит перед учениками проблему.
Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Организует работу по сравнительной характеристике звуков.

Формулируют тему занятия и цель деятельности на занятии.
Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы.

Работают по составлению сравнительной характеристики звуков.

Дом Б, дом П, дом  Д, дом Т

Вопросы детям: что это за «дома»? Как вы их расположите (П и Т на улицу глухих согласных, Д и Б – на улицу звонких согласных. П напротив Б, Т напротив Д, потому что они парные). Почему они называются парными?Работа с зеркалами. Работа с кинестетическими ощущениями. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков с опорой на тактильные ощущения.

И предметные картинки, в названии которых есть один из указанных звуков. Нам нужно «расселить жильцов».

Вопросы детям: Какие ошибки возможны? Как их избежать?

О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Какова цель нашего занятия?

Личностные:

Уметь адекватно оценить уровень своих знаний и выявить пробелы.

Регулятивные:

Уметь составлять план действий по решению поставленной задачи;

Познавательные:

Уметь анализировать и делать умозаключения;

Коммуникативные:

Уметь вступать в диалог

3. Построение плана занятия

Настраивает учащихся на предстоящую работу.

Повторяют части дома и считают количество деталей.

Цель урока ассоциирует с домом, а каждое задание с частью дома (крыша, дверь, коробка, окно) и сообщает детям количество деталей.

Познавательные:

Уметь ассоциативно мыслить;

Уметь анализировать и синтезировать материал;

Личностные:

Иметь учебную мотивацию;

Регулятивные:

Уметь составлять план действий по достижению поставленной цели

4. Работа над темой занятия. Развитие навыка дифференциации звуков П-Б, Т- Д

Организует работу детей,направленную на развитие навыка дифференциации звуков Б-П, Д-Т.

Выполняют задания, предложенные учителем.

1.- Запись числа в тетрадях.

2. Дифференциация звуков Б - П, Д-Т изолированно:  

-Звуко- буквенный диктант:  Б, Д, Т, Б, П, Д, П, Т, Б, Д, Т, П, Б.

- Самопроверка по эталону.

- Рефлексия деятельности (вырежи и наклей зеленый круг, если задание не вызвало у тебя затруднений; желтый- если некоторые трудности были; красный- если пока данное задание для тебя кажется трудным).

3. Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах:

-На слайде появляются слова (бочка, почка, точка, дочка, порт, борт, том, дом); логопед называет их верно или нарочно делает ошибку. Дети поднимают красную карточку, если допущена ошибка. В некоторых случаях дети объясняют свой выбор.

4 Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах:

- Работа в группах. Сортировка «фасолин» со словами с  Б-П и Д-Т. Проверка.

Личностные:

Быть способным к рефлексии

Регулятивные:

Обладать навыками самоконтроля

Познавательные:

Уметь анализировать;

Уметь действовать в соответствии с инструкцией

Коммуникативные:

Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками;

Уметь вступать в диалог, обосновывая свой выбор

5. Физкультминутка.

Организует смену деятельности учащихся.

 Учащиеся играют в развивающую игру «Любовь- морковь»

Каждый учащийся прослушивает четверых говорящих и исключает того, чье слово не рифмуется с остальными, указывая его место расположения (правый верхний угол, левый нижний угол). Группа хлопает, если согласна, или топает, если не согласна с выбором.

Познавательны:

Уметь анализировать;

Уметь действовать в соответствии с инструкцией

6. Отработка полученных знаний.

Организует работу в парах по отработке навыка дифференциации звуков П-Б, Д-Т в словах.

Выполняют работу в парах.

«Расселяем жильцов» по домикам. Учащиеся крепят слова со звуком «дома» в «окошки».

Познавательны:

Уметь анализировать;

Уметь действовать в соответствии с инструкцией

Коммуникативные:

Уметь обосновать свой выбор

7. Работа по профилактике оптической дисграфии.

Организует работу в парах.

Работают в парах.

Предложены элементы прописных букв Б, П, Д,Т. Детям предлагается назвать, какие буквы можно получить из этих элементов. Есть ли у букв одинаковые элементы? У каких? Чем они отличаются?

Выкладываем буквы из шнурков.

Задание на дифференциацию букв П-Т, Б-Д. Проверка.

Познавательные:

Уметь анализировать и синтезировать;

Уметь сравнивать;

Коммуникативные:

Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками;

Уметь вступать в диалог

8. Итог урока. Рефлексия.

Обеспечивать возможность осознания  учащимися своей деятельности на занятии.

Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность.

- Вспоминаем тему и цель занятия (обращаемся к нашему домику).

- Рефлексия деятельности. (Цель- домик. Прикрепи своего человечка в домик, если ты легко справлялся с заданиями и достиг цели урока, рядом с домом- если были трудности, далеко от дома- если тебе пока было трудно и не совсем понятно)
 - Спасибо, за урок!

Домой дети получают тренировочные задания* на дифференциацию б-п, д-т в соответствии с уровнем освоения материала.

Дети получают тренировочное задание на дифференциацию букв Б - В, П-Т*.

Личностные:

Быть способным к рефлексии

Регулятивные: Осознавать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень освоения.

Коммуникативные:

Уметь обосновать свой выбор

*Тренировочные задания на дифференциацию б-п, д-т:

Высокий уровень

Вставь пропущенные буквы.

.ривал.

.оря, .аша и .етя .ошли на .рогулку. .ро.инка шла мимо .оло.а и о.рывалась у реки. Ре.я.а   .одошли к ры.акам. Ры.олов  .ере.равил  ре.я. через реку. На .ерегу они ус.роили .ривал. .оря нару.ил ве.ок для кос.ра. .е.я  .орезал  .улку и кол.асу. Они  .оели у кос.ра, о..охнули и вернулись  .омой. 

Средний уровень

В тексте вместо звонких согласных нарисованы колокольчики, а вместо глухих – наушники. Спеши, заменяя значок подходящей буквой буквой.

ривал.

оря, аша и  етя  ошли на рогулку.    ро  инка шла мимо  оло  а и орывалась у реки. Ре а   одошли к рыакам. Рыолов    http://img0.joyreactor.cc/pics/comment/full/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-645626.jpegере равил  рея  через реку. На   ерегу они усроили  ривал. оря наруил веок для косра.  ея  орезал  улку и коласу. Они    оели у косра, оохнули и вернулись  омой. 

Низкий уровень

В словах под звонкими согласным Б, Д нарисуй пустой круг, а под глухими согласными П, Т – закрашенный.

Привал.

Боря, Паша и  Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята   подошли к рыбакам. Рыболов  переправил  ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя  порезал  булку и колбасу. Они  поели у костра, отдохнули и вернулись  домой. 

*Тренировочные задания на дифференциацию  п-т, б-д (профилактика оптической дисграфии)

1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящие по смыслу слова из первого и второго столбика и составьте словосочетания.

За_отливая

лесной 

пестрый  

_олбит  

гнез_ится

_ольшое                      

со_ирает 

_октор

гри__ы

_ерево

_ятел

_елка

_упло

в   _уплах  _еревьев

                     

        2.   Составьте из данных слов предложения, запишите их в тетрадь, верно заменяя цифры на буквы п или т.

 1. крова3ь,  НикиIIIа,   уIIIром,  за2равляе3.

 2. IIрочиIIIал,   Ан3он,   2овес3ь.

 3. Сёс3ры, IIIаня, и, Ка3я.

            

Золотарева А.С. 259-565-522


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...