Дифференциация д-т, б-п
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания и профилактике оптической дисграфии для обучающихся 2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_disgrafii_na_pochve_fonemnogo_raspoznavaniya.docx | 50.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно - логопедическое занятие
по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания и элементов оптической дисграфии
учителя - логопеда МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №71»
Золотаревой Анны Сергеевны
Тема занятия: дифференциация звуков [Б]- [П],[ Д]- [Т].
Дата проведения занятия: 28 января 2015г.
Класс: 4 (дети с ОВЗ)
Цель: научить дифференцировать твердые звуки Б-П, Д – Т.
Подготовительная словарная работа: бочка, почка, дочка, точка, порт, борт, том, ласты, патрон, кеды, дача, сдача, ладонь, кедр, бор, лапти, компас, компот, тополь, лопух, пушка.
Материал: индивидуальные зеркала, пряжа, «звуковые» домики ([Б], [П], [Д], [Т]) + по 9 картинок- слов с данным звуком, миски ([Б], [П], [Д], [Т]) + 24 «фасолины» - слова с данными звуками, детали домика + человечки, презентация, бланки тренировочных упражнений на дом.
Ход урока:
Дидактическая структура урока | Деятельность логопеда | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты УУД |
1. Орг.момент. Настрой на работу. | Психологический настрой на занятие, активизация внимания. | Подготовка рабочего места. Настрой на работу. | - Добрый день, ребята. Начинается урок, Он пойдет вам, дети, впрок! Постарайтесь все понять, Чтобы грамотно писать! Найдите кирпичик со своим именем. Кто нашел, поднимите руку. Назовите свое имя и садитесь. | Личностные: Регулятивные: Быть способным к волевому усилию. Познавательные: Уметь действовать в соответствии с инструкцией. |
2. Актуализация знаний, целеполагание, формулирование темы и цели занятия. | Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. Организует работу по сравнительной характеристике звуков. | Формулируют тему занятия и цель деятельности на занятии. Работают по составлению сравнительной характеристики звуков. | Дом Б, дом П, дом Д, дом Т Вопросы детям: что это за «дома»? Как вы их расположите (П и Т на улицу глухих согласных, Д и Б – на улицу звонких согласных. П напротив Б, Т напротив Д, потому что они парные). Почему они называются парными?Работа с зеркалами. Работа с кинестетическими ощущениями. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков с опорой на тактильные ощущения. И предметные картинки, в названии которых есть один из указанных звуков. Нам нужно «расселить жильцов». Вопросы детям: Какие ошибки возможны? Как их избежать? О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Какова цель нашего занятия? | Личностные: Уметь адекватно оценить уровень своих знаний и выявить пробелы. Регулятивные: Уметь составлять план действий по решению поставленной задачи; Познавательные: Уметь анализировать и делать умозаключения; Коммуникативные: Уметь вступать в диалог |
3. Построение плана занятия | Настраивает учащихся на предстоящую работу. | Повторяют части дома и считают количество деталей. | Цель урока ассоциирует с домом, а каждое задание с частью дома (крыша, дверь, коробка, окно) и сообщает детям количество деталей. | Познавательные: Уметь ассоциативно мыслить; Уметь анализировать и синтезировать материал; Личностные: Иметь учебную мотивацию; Регулятивные: Уметь составлять план действий по достижению поставленной цели |
4. Работа над темой занятия. Развитие навыка дифференциации звуков П-Б, Т- Д | Организует работу детей,направленную на развитие навыка дифференциации звуков Б-П, Д-Т. | Выполняют задания, предложенные учителем. | 1.- Запись числа в тетрадях. 2. Дифференциация звуков Б - П, Д-Т изолированно: -Звуко- буквенный диктант: Б, Д, Т, Б, П, Д, П, Т, Б, Д, Т, П, Б. - Самопроверка по эталону. - Рефлексия деятельности (вырежи и наклей зеленый круг, если задание не вызвало у тебя затруднений; желтый- если некоторые трудности были; красный- если пока данное задание для тебя кажется трудным). 3. Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах: -На слайде появляются слова (бочка, почка, точка, дочка, порт, борт, том, дом); логопед называет их верно или нарочно делает ошибку. Дети поднимают красную карточку, если допущена ошибка. В некоторых случаях дети объясняют свой выбор. 4 Развитие навыка дифференциации звуков П-б, Т - Д в словах: - Работа в группах. Сортировка «фасолин» со словами с Б-П и Д-Т. Проверка. | Личностные: Быть способным к рефлексии Регулятивные: Обладать навыками самоконтроля Познавательные: Уметь анализировать; Уметь действовать в соответствии с инструкцией Коммуникативные: Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками; Уметь вступать в диалог, обосновывая свой выбор |
5. Физкультминутка. | Организует смену деятельности учащихся. | Учащиеся играют в развивающую игру «Любовь- морковь» | Каждый учащийся прослушивает четверых говорящих и исключает того, чье слово не рифмуется с остальными, указывая его место расположения (правый верхний угол, левый нижний угол). Группа хлопает, если согласна, или топает, если не согласна с выбором. | Познавательны: Уметь анализировать; Уметь действовать в соответствии с инструкцией |
6. Отработка полученных знаний. | Организует работу в парах по отработке навыка дифференциации звуков П-Б, Д-Т в словах. | Выполняют работу в парах. | «Расселяем жильцов» по домикам. Учащиеся крепят слова со звуком «дома» в «окошки». | Познавательны: Уметь анализировать; Уметь действовать в соответствии с инструкцией Коммуникативные: Уметь обосновать свой выбор |
7. Работа по профилактике оптической дисграфии. | Организует работу в парах. | Работают в парах. | Предложены элементы прописных букв Б, П, Д,Т. Детям предлагается назвать, какие буквы можно получить из этих элементов. Есть ли у букв одинаковые элементы? У каких? Чем они отличаются? Выкладываем буквы из шнурков. Задание на дифференциацию букв П-Т, Б-Д. Проверка. | Познавательные: Уметь анализировать и синтезировать; Уметь сравнивать; Коммуникативные: Уметь осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками; Уметь вступать в диалог |
8. Итог урока. Рефлексия. | Обеспечивать возможность осознания учащимися своей деятельности на занятии. | Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность. | - Вспоминаем тему и цель занятия (обращаемся к нашему домику). - Рефлексия деятельности. (Цель- домик. Прикрепи своего человечка в домик, если ты легко справлялся с заданиями и достиг цели урока, рядом с домом- если были трудности, далеко от дома- если тебе пока было трудно и не совсем понятно) Домой дети получают тренировочные задания* на дифференциацию б-п, д-т в соответствии с уровнем освоения материала. Дети получают тренировочное задание на дифференциацию букв Б - В, П-Т*. | Личностные: Быть способным к рефлексии Регулятивные: Осознавать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень освоения. Коммуникативные: Уметь обосновать свой выбор |
*Тренировочные задания на дифференциацию б-п, д-т:
Высокий уровень
Вставь пропущенные буквы.
.ривал.
.оря, .аша и .етя .ошли на .рогулку. .ро.инка шла мимо .оло.а и о.рывалась у реки. Ре.я.а .одошли к ры.акам. Ры.олов .ере.равил ре.я. через реку. На .ерегу они ус.роили .ривал. .оря нару.ил ве.ок для кос.ра. .е.я .орезал .улку и кол.асу. Они .оели у кос.ра, о..охнули и вернулись .омой.
Средний уровень
В тексте вместо звонких согласных нарисованы колокольчики, а вместо глухих – наушники. Спеши, заменяя значок подходящей буквой буквой.
ривал.
оря, аша и етя ошли на рогулку. ро инка шла мимо оло а и орывалась у реки. Ре.я а одошли к рыакам. Рыолов ере равил рея через реку. На ерегу они усроили ривал. оря наруил веок для косра. ея орезал улку и коласу. Они оели у косра, оохнули и вернулись омой.
Низкий уровень
В словах под звонкими согласным Б, Д нарисуй пустой круг, а под глухими согласными П, Т – закрашенный.
Привал.
Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой.
*Тренировочные задания на дифференциацию п-т, б-д (профилактика оптической дисграфии)
1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Подберите подходящие по смыслу слова из первого и второго столбика и составьте словосочетания.
За_отливая лесной пестрый _олбит гнез_ится _ольшое со_ирает | _октор гри__ы _ерево _ятел _елка _упло в _уплах _еревьев |
2. Составьте из данных слов предложения, запишите их в тетрадь, верно заменяя цифры на буквы п или т.
1. крова3ь, НикиIIIа, уIIIром, за2равляе3.
2. IIрочиIIIал, Ан3он, 2овес3ь.
3. Сёс3ры, IIIаня, и, Ка3я.
Золотарева А.С. 259-565-522
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш
Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш....
Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...
Дифференциация звуков "С-Ц"
Урок дифференциации звуков "С-Ц" в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...