Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии. Буквы А-О
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Евдокимова Екатерина Анатольевна

Конспект разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей 4 класса школы VII вида.  К конспекту приложена презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_a_o.docx27.72 КБ
Файл a-o.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии для учащихся 4 класса с задержкой психического развития.

Тема: «Дифференциация прописных и сточных букв А и О на материале слов и предложений»

Лексическая тема: «Санкт-Петербург»

Цель: Преодоление стойких специфических замен букв «а» и «о» в ударной позиции на материале слов, словосочетаний и предложений

Задачи:

Образовательные:

  1. Дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают
  2. Закрепить навык деления слов на слоги
  3. Повторить основные признаки словосочетания и предложения
  4. Повторить правила оформления предложения

Коррекционные:

  1. Развивать языковой анализ на уровне предложений
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание
  3. Актуализировать и расширить лексический запас по теме Санкт-Петербург
  4. Развивать грамматический стой речи, путем составления предложений
  5. Развивать кинестетическую чувствительность и пространственные ориентировки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к родному городу
  2. Воспитывать интерес к занятиям с логопедом

Оборудование: презентация, карточки со словами, где геометрическими фигурами заменены смешиваемые буквы, заглавные буквы «А» и «О»

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуй, Марина, как твое настроение? Сегодня к нам на занятие пришли гости.

  1. Введение в тему занятия, повторение ранее изученного материала.

Посмотри на доску на ней записаны буквы (ртмосадлкоалджзомвчанафв) вычеркни все согласные (если ребенок испытывает затруднения, то напоминаем различия между гласными и согласными звуками, вспоминаем, что гласные можно петь, а согласные нет). Какие буквы остались? Как ты думаешь о какой паре букв будет идти речь сегодня на занятии? (а, о)

  1. Основная часть

А) Ориентировка в пространстве.

Теперь давай поиграем, делай только то, что я говорю (учитель в это время, ориентируясь на возможности ребенка, может включать в задание «лишние» движения)

- Дотронься правой рукой до правого уха.                                  

- Покажи правой рукой левое ухо,

- правой рукой правое ухо; левой рукой – правое ухо;

- левой ладонью закройте правый глаз, правой ладонью закройте левый глаз,

- а теперь покажи где моя левая рука, где моя правая рука.

- Покажи левой рукой мое левое ухо, правой рукой мое правое ухо. Левой рукой мое правое ухо, правой мое рукой левое.

Б) Развитие кинестетических ощущений, закрепление образа букв.

- Теперь давай вспомним, как пишутся буквы а и о. Возьми ручку. Нарисуем буквы в воздухе.

Представим, что пишем в клеточке. Начинаем писать букву с правого верхнего угла. Ведём руку вниз- налево, пишем овал. Затем опускаемся вниз, делаем закругление, заканчиваем хвостиком, что за буква получилась? «а». Теперь с правого верхнего угла движемся вниз- налево, теперь поднимаемся обратно по дуге в правый верхний угол. Что за буква получилась? «о». Чем похожи эти буквы, чем они отличаются?

Теперь давай напишем заглавные буквы А и О, в них совсем мало общего, давай проговорим направление движения руки во время письма. (ребенок вместе с логопедом проговаривая обводят заглавные буквы А и О)

Игра «Отгадай слог» (логопед чертит слоги с буквами а и о на ладони ученика, используя как сточные, таки прописные варианты написания)

В) Работа на уровне слова (карточки) 

Прочитай слова и запиши их. На этом этапе с ребенком уже отработана замена смешиваемых букв геометрическими фигурами (а-треугольник, о –круг)

Звнк, лмп, мсл, плтк, вт, дчк

Прочитай слова на слайде (буквы а – о заменены цифрами). Составь предложения с 3 словами (ребенок с помощью логопеда уточняет смысл непонятных или малознакомых слов)

Д) Работа на уровне словосочетания

Вставь пропущенные буквы, прочитай и запиши (работа со слайдом). Как мы назовем эти слова? (словосочетания). Почему это словосочетания? (слова дружат, т.е. согласованы между собой)

Е) Работа с предложением.

Посмотри, что написано на доске? (предложения) Какие основные признаки предложения мы знаем? (пишутся большой буквы, слова связаны по смыслу и «дружат» между собой, в конце стоит точка) Это точно предложения? Сколько слов в первом предложении, сколько во втором? Все в них правильно написано? Исправь ошибки.

Петроповловский собар украшоет онгел.

 Прозрочной синевай встречоет нос Нево.

Составь схемы предложений (текст на слайде). Вспомним, как мы делим слова на слоги (хлопками, сколько гласных, столько и слогов). Выписываем из слов только буквы а и о. Если в слове нет этих букв, ставим прочерк по количеству слогов.

  1. Закрепление

Проверим себя. (текст на слайде). Помни, что все предложения начинаются с большой буквы, так что и в схему мы должны написать букву заглавную.

Какую пару букв мы проходили на уроке? Чем они отличаются, чем похожи? Зачем нужны прописные и заглавные буквы?

  1. Оценка деятельности учащегося

Что ты запомнила? Что тебе понравилось? Что осталось непонятно? Какую оценку ты ставишь себе за занятие?

  1. Организационное завершение занятия.

Спасибо за занятие, ты молодец.

Н…р...дный  пр…спект

В…р…нежский  с..д  

М…ск…вский  в…кз…л

Б…р…в…я  улиц…

…бв…дный  к…н…л

П…л..тн…

Л...п…т…

П…с…тил…

Т…п…р…

С…р…к…

Карточка № 1

(1-о, 2-а)

2ГР1Н1М______________________________________________

2Р1М2Т________________________________________________

Б1Л1Т1________________________________________________

ВИКТ1РИН2___________________________________________

З2П1ВЕДНИК__________________________________________

ИНТ1Н2ЦИЯ___________________________________________

  • Антон поставил томатный сок в холодное место.
  • Ао              оа-          оа-        о        ооо-    -о
  • Ольга прочитала рассказ о садоводе.
  • Оа-          о-а           аа         о   аоо-
  • Наш  город  раскинулся  на  берегах полноводной реки Невы.
  • А   оо      а---           а           --а     оооо    --  --

  •     ртмосадлкоалджзомвчанафв


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация букв А-О Подготовила учитель-логопед ГБС(К)ОУ школы-интернат №18 Евдокимова Е.А.

Слайд 2

р тмосадлкоалджзомвчанафв

Слайд 3

Расшифруй и запиши слова. 2ГР1Н1М 2Р1М2Т Б1Л1Т1 ВИКТ1РИН2 З2П1ВЕДНИК ИНТ1Н2ЦИЯ (1-о, 2-а ) Составь предложения с тремя последними словами

Слайд 4

Вставь пропущенные буквы Н_р_дный пр_спект В_р_нежский с_д М_ск_вский в_кз _ л Б_р_в_я улиц_ _ бв _ дный к_н _ л

Слайд 6

Запиши схемы предложений Антон поставил томатный сок в холодное место. Ао оа - оа - о ооо - -о Константин прочитал рассказ о садоводе. Оа - о-а аа о аоо - Наш город раскинулся на берегах полноводной реки Невы. А оо а--- а --а оооо -- --


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии у учащихся 1-ых классов.

Данный конспект учит различать кинетически и оптически сходные буквы И-У, вырабатывать чёткую зрительно-моторную организацию....

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии логопедическая тема: Дифференциация «П» и «Т» в начале слова

Учить дифференцировать «п» и «т» в словах;Уточнить артикуляцию [п] и [т];Уточнить связь звука с буквой (небуквенным изображением);Продолжить работу над дифференциацией [п] и [т] в изолированном виде и...

Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня

Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Буквы Х-Ж.

Одна из них наиболее частых ошибок, встречающихся у учеников начальных классов - замена одной буквы на другую при письме и чтении. Особое место среди этого типа ошибок занимают буквы рукописного шрифт...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....


 

Комментарии

Новосёлова Анна Васильевна

Материал имеет очень хорошее содержание. Презентация хорошо составлена. А так же есть дополнительная готовая карточка, которую можно распечатать и дать ребёнку. Побольше бы таких полных материалов!!!