Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Буквы Х-Ж.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Одна из них наиболее частых ошибок, встречающихся у учеников начальных классов - замена одной буквы на другую при письме и чтении. Особое место среди этого типа ошибок занимают буквы рукописного шрифта, имеющие кинетическое сходство (и-у, б-д, п-т, х-ж, л-м и др.), поэтому темой урока была выбрана «Дифференциация букв х-ж».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_opticheskoy_disgrafii._bukvy_h-zh.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х-ж».
Цель: Учить дифференцировать буквы х-ж на письме.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить выделять «опорные» признаки буквх-ж
2. Учить соотносить звук с соответствующей буквой
3. Закреплять связь между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический анализ и синтез
2. Развивать умение определять наличие и место согласного в слове
3. Развивать зрительное восприятие
4.Развивать динамический праксис рук
Воспитательные:
1. Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых упражнений
2. Формировать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
3. Развивать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Оборудование: предметные картинки:хлеб, хомяк, хвост, жираф, жук, желудь, ножницы; символы согласных звуков: синий и зеленый домики, колокольчик и перечеркнутый колокольчик, фишки, цифровой ряд, пластилин, проволока, карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Оргмомент. Приветствие.
Учитель: - Сядет тот, кто назовет, какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой сейчас месяц? Какой следующий месяц?
2. Пальчиковая гимнастика.
Учитель у доски, дети сидя на местах.
«Пальчики просыпаются». Пальцы в кулаке. Поочередно разгибаем пальцы правой руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза). Выполняем упражнение другой рукой.
«Кольцо». Под счет поочередно соединяем большой палец правой руки с остальными пальцами ( указательным, средним, безымянным, мизинцем), образуя колечки. (3 раза). Выполняем упражнение другой рукой.
«Цепочка». Под счет поочередно соединяем большой палец правой руки с остальными пальцами (указательным, средним, безымянным, мизинцем), образуя колечки. Через них попеременно пропускаем «колечки» из пальчиков левой руки.
3. «Повтори ряд». На доске предметные картинки:
Ученики запоминают ряд предметов, изображенных на карточках в течение 15 секунд, логопед убирает картинки, ученики воспроизводят ряд по памяти. (Приложение 1)
4. Выделить первый звук в словах: хлеб, хомяк, хвост. [х]
Выделить первый звук в словах: жираф, жук, желудь. [ж]
На доске вывешиваются артикуляционные профили.(Приложение 2, 3)
Дети дают артикуляционную и сравнительную характеристику звуков [х-ж].
Звук [х]- согласный, глухой, твердый.
Звук [ж]- согласный, звонкий, твердый.
Выставляются символы согласных звуков.
Различие: наличие пары по твердости-мягкости у звука Х, звук Ж- всегда твердый.
Наличие пары по глухости – звонкости у звука Ж, звук Х – всегда глухой.
5. Соотнесение звука с буквой.
Какой буквой на письме изображается звук [х], [ж]?
Ученики: Х[ха], Ж[жэ]
На что похожа буква х, ж?
Предполагаемые ответы учеников: крест, ножницы, мельница;жук, снежинка и т.д.
Логопед:
"Х" на ножницы похожа,
"Х" бумагу резать может,
Может выкроить штаны,
Сарафан для дома.
Выставляется картинка с изображением ножниц. (Приложение 4)
Ж – похожа на жука,
Только не жужжит пока.
Выставляется картинка с изображением жука. (Приложение5)
Чему мы будем сегодня учиться?
Сообщение темы занятия. Запись в тетрадь «Буквы х – ж»
6. Из каких элементов состоит буква х, ж? (2 полуовала; 2 полуовала и крючок)
Запись на доске: х – 2 элемента. Запись на доске: ж – 3 элемента.
Конструирование букв х – ж из пластилина, проволоки.
7. Чтение слоговых таблиц (записаны на доске от руки). Учащиеся читают слоги по очереди с разной интонацией, в разном темпе.
жа-ха-жа ху-жу-жу
хо-жо-жо жи-хи-хи
жо-хо-жо ха-ха-жа
8. «Расшифровка». Учитель называет цифры 2 или 3, а ученики записывают буквы х или ж:
2 3 2 3 3 3 2 3 2 2 2 2
Обвести буквы х и ж разными цветами.
Для проверка задания ребята меняются тетрадями.
9. «Найди звук». С помощью цифрового ряда найти место звука Х, Ж в слове.
Ахать, лыжи, хозяйство, пахать, сажа, ножницы, входить, ножи, запах, жирок.
Ученики кладут фишку на соответствующую цифру ряда.
10. Игра «Прочитать слова». Запись на доске. Чтение по цепочке.
///aба | у//а | запа// | ///ест |
y///и | по///ар | //и///ина | горо// |
//oбот | ///ени// | лу///а | //ворост |
11. Физминутка. «Внимательные глазки»
Ученики встают около парт, учитель стоит напротив.
Один из детей напоминает условия игры: «Повторять только те движения, которые показывает учитель, а не те, которые называет».
Логопед: Чему мы сегодня учимся?
Ответ детей: различать буквы х – ж.
12. Записать слова в два столбика по наличию букв Х-Ж(под соответствующими буквами х-ж, записанными на доске). Работа по цепочке. *Назвать слова с оглушаемой звонкой согласной на конце. Подобрать к ним проверочные слова.
Жара, мох, чижи, пух, смех, желток, ёж*, страж*, халат, моржи, хмель, холод, флажок. Самопроверка.
13. Отгадать загадки.
Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязный, Ловит в них лягушек, Быстрых попрыгушек. (журавль) | Лёгкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет он всех. (хлопок) |
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, И бывает подгорелый. (хлеб) | В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живёт. (холодильник) |
В золотой клубочек Спрятался дубочек. (жёлудь) | Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения, Его и песни и полёт Вошли в стихотворения! (жаворонок) |
14. Составить и записать словосочетания, согласуя слова из первого и второго столбика. Работа в тетради. Задание на карточках. Совместная проверка.
тяжёлый | халат |
прохладный | рубаха |
жёлтая | жакет |
меховой | дождик |
махровый | Хворост |
15.Слуховой диктант. Записать предложения под диктовку. Подчеркнуть буквы занятия: х - двумя чертами, ж - тремя.
Жёлтый шмель сел на хмель. Конюх ухаживал за жеребцом. Женя выполнил чертёж. Хмурое утро было холодным. Глеб махал флажком. На тарелке лежит халва.
Логопед индивидуально проверяет правильность выполнения задания.
16. Итог занятия.
Логопед: Чему мы учились на занятии? Учащиеся: Различать, не путать буквы Х, Ж.
Сколькими элементами отличаются буквы Х и Ж? Учащиеся: Одним элементом - крючком.
Назовите общие элементы «дежурных» букв. Учащиеся: Два полуовала.
17. Рефлексия. Оцените свою работу соответствующим кружком: зеленый – я справился легко со всеми заданиями, желтый – некоторые задания вызвали затруднения, красный – сегодняшние задание были трудными для меня.
Учащиеся рисуют кружок нужного цвета на полях в тетради.
Учитель: Спасибо за урок! Вы молодцы! До следующего занятия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии. Буквы А-О
Конспект разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей 4 класса школы VII вида. К конспекту приложена презентация...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии логопедическая тема: Дифференциация «П» и «Т» в начале слова
Учить дифференцировать «п» и «т» в словах;Уточнить артикуляцию [п] и [т];Уточнить связь звука с буквой (небуквенным изображением);Продолжить работу над дифференциацией [п] и [т] в изолированном виде и...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....