"Звук и буква К"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Щербакова Татьяна Валерьевна

Конспект внеурочной деятельности по логопедической коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_k.docx763.69 КБ

Предварительный просмотр:

Буква К. Звуки [к] и [к’].

Цель: уточнение артикуляции звука [к] и умения соотносить звук с буквой;

Задачи:

  • Образовательная:

формирование умения находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости; обогащение и активизация словарного запаса; познакомить ребенка с предлогами к, от.

  • Коррекционно-развивающая:

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие мелкой моторики, просодической стороны речи, зрительно-моторной координаций, внимания, памяти.

  • Воспитательная:

закрепление стремления совершать хорошие поступки, формирование “ситуацию успеха”.

Ход занятия.

  1.  Организационный момент.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

  1. Сообщение темы.
  1. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Взрослый просит ребенка договорить предложения:

Я иду к...

Я иду от...

  1. Знакомство со звуком [К].

Сегодня будем учить новый звук.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.          ( кот)

Определите, какой первый звук слышится в слове кот? – звук [К].

  1. Характеристика согласного звука (к).

Рассмотрим в зеркало артикуляцию звука «К».

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [к]:

  • губы свободны,
  • кончик языка опущен вниз,
  • задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу.
  • Голос спит или поёт? (голос спит).
  • воздушная струя встречает препятствие. Значит звук к согласный.
  • Звенит ли голос в горлышке? Проверьте рукой, произнесите звук [к]. Голос спит. Значит звук [к] глухой.
  • Звук к твёрдый или мягкий? Твёрдый. Обозначение: синий кружок.

Прослушайте стихотворение о звуке [к].

Спинкой языка попробуй,

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий,  К – взрывной,

К – без голоса, глухой!

К – как камень, крепкий звук!

  1. Узнавание звука в потоке других звуков

- Я назову звуки, а вы посчитайте сколько раз я назвала звук «К». Услышав звук «К» загибайте пальчики.

У, к, л, м, н, к, р, ш, м, д, к, р, ш, в, и, к, н, б, д, к, у, ф, т, ш, л, з, к, ч, у, т. (4)

- Сколько раз я назвала звук «К»?

  1. «Поймай звук [К]».

     Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [К]: зебра, кактус, роза, кобра, гиря, сироп, кот, бант, клён, банан, телефон, обезьяна, космос, мороженое, кокос, море, карта.

  1. Дидактическая игра «Отгадай слово»:

…укла, …уры, …амень, …апля, …озы, ...ошка, ....асса, …они, ...окос, ...нига, ...рот, ...ольцо,  ...олдун, ...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.

  1. Игра «Один – много».

Кабан – кабаны        

кабина – кабины,        

камень – камни,

канава – канавы,        

капкан — капканы,        

конь – кони,

кот – коты,

канат – канаты,        

комета – кометы,

конфета – конфеты,        

команда – команды,        

комната – комнаты.

  1. Выучить чистоговорки:

ка — ка — ка — наша ноша не легка;        

ко — ко — ко — убежали далеко;        

ку — ку — ку — покупаем мы муку.

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Около кола бьют в колокола.

  1. Игра «Исправь ошибку».

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

        

  1. «Доскажи словечко»

Сегодня Таня в первый раз

Идет с букетом в первый… (класс).

«Я в зеленку угодил!» –

Горько плачет…   (крокодил).

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…   (капуста).

Кругла, расплывчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка)?  (В. Нишеренко)

Дерево листвою дышит,

Рыба жабрами колышет.

Люди через нос и рот

Поглощают…   (кислород).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались? Это Гена,

Это Гена…   (крокодил)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал…   (конем).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…   (карандаш).

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?…   (Коньки.)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

– Ку-ку… Ку-ку, –

Не спит опушка.

А птицу эту звать…   (кукушка).

  1. Физкультминутка

Аист, аист, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топни правою ногой,

Топни левою  ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

Потом правою ногой,

Потом левою ногой.

И тогда придёшь домой.

  1. Знакомство со звуком [К'].

Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтаном всем привет,

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо рыба …          ( кит)

Какой первый звук слышится в слове кит? – К’.

  1.  Характеристика согласного звука «к’»

Звук [к] звучит как капли дождя: [к], [к], [к].

У твёрдого звука[к], есть братик -  мягкий звук [к’].

Капают маленькие капельки - [к’], [к’], [к’].

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [к’]:

          губы свободны,

  •  губы свободны,
  • кончик языка опущен вниз,
  • задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу.
  • Голос спит или поёт? (голос спит).
  • воздушная струя встречает препятствие. Значит звук к согласный.
  • Звенит ли голос в горлышке? Проверьте рукой, произнесите звук [к’]. Голос спит. Значит звук [к’] глухой.
  • Звук к твёрдый или мягкий? мягкий. Обозначение: зелёный кружок.
  1. Узнавание звука в потоке других звуков

- Я назову звуки, а вы посчитайте сколько раз я назвала звук «К’». Услышав звук загибайте пальчики.

У, ф, л, м, н, к’, р, ы, к, к’, р, ш, в, и, к’, н, б, д, к, ш, ф, к’, ш, л, к’, ч, у, к’. (6)

- Сколько раз я назвала звук?

  1.  «Поймай звук [К’]».

     Учитель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук [К’]: бельё, кит, пихта, кислород, яхта, киска, пень, рама, километр, бинт, ива, тень, кенгуру, бельё, пир, кеды.

  1.  Выучить чистоговорку:

Ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки помогите, рыбаки!

Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки

  1. Физминутка.

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

hello_html_m538aafca.jpg

  1.  Знакомство с буквой К.

-На что похожа буква К? (. . . )

-Послушайте весёлые стихи о букве К.

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он – как буква К.

Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К!

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.

  1. Выкладывание буквы «К» из палочек, рисование в воздухе.

Сделайте букву К из счётных палочек

Два столба стояли рядом

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Получилась буква Ка.

  1. Отгадывание загадок.

Отгадать загадки, определить место звука в отгадках, придумать предложения с этими словами.

Сто одежек,

Все — без застежек. (Капуста)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — пищит,

Сядет — молчит. (Комар)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он не знает. (Крот)

Живёт она у нас в хлеву,

Жуёт сено и траву,

И молоко попить даёт.

Кто её мне назовёт? (Корова)

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (Собака)

Она не бурёнка,

Но всё же пока

Даёт ежедневно

Кувшин молока.

Ей дай только волю –

Семь дней не пройдёт –

Повсюду с деревьев кору обдерёт. (Коза)

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он не велик,

Но везёт как грузовик. (Ослик).

Я копытами стучу, стучу

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

Кто это? (Конь)

Чьи-то маленькие ножки

Носят шубку по дорожке.

Шубка к нам во двор идёт –

Во дворе она живёт.

Пусть вокруг и снег, и лёд,

Шубка мёрзнуть не даёт.

Шубка греет, словно печка…

Носит шубку ту - … (Овечка)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Кролик).

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинка.

Дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.  (Кошка)

  1. Минутка отдыха для глаз.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1.  Работа в тетрадях.

  1. Итог занятия.
  • Какая буква приходила к нам в гости?
  • Какие звуки обозначает буква К?
  • Какая игра вам больше всего понравилась?

http://schoolsclass.com.ua/grebnyova/wp-content/uploads/2014/11/0907171516570.jpg

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/Kirill/172/93.jpg

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/Kirill/172/92.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0388/00077d97-2600f168/hello_html_3c7bbc6c.png

http://rita.netnado.ru/umot/pri-podgotovke-rebenka-k-shkole-vajnee-ne-uchite-ego-pisate-a/31.gif

буква К написана правильно

C:\Users\Tanya\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\буква К.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...