Дифференциация З-Ж
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Цель урока: Создать условия для: различения звуков и букв «з-ж», отмечая их сходства и различия.

Отбор лексико-грамматического и фонетического материала проводится на основе тематической темы «Животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon presentazia3-w.ppt2.77 МБ
Microsoft Office document icon konspektw-z.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое занятие «Дифференциация З-Ж» учитель-логопед МКОУ «Тальменская СОШ №3» Гилёва Е.А

Слайд 3

Различение -

Слайд 4

Губы Зубы Язык Воздуш ная струя Звук [ З ] Звук [ Ж ]

Слайд 5

Согласный Парный Звонкий Твёрдый Мягкий Согласный Парный Звонкий Твёрдый

Слайд 6

Слайд 7

Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

Слайд 8

На что похожа буква з ? Посчитай и назови, сколько их.

Слайд 9

З - непросто завитушка, З- пружинка, крендель, стружка. На букву «З» ты посмотри, она совсем как цифра 3.

Слайд 10

Ж Ж Ж З З

Слайд 11

Назови слоги, соединив звуки . Прочитай данные слоги. [ А ] [ О ] [ У ] [ Э ] [ Ы ] ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ

Слайд 12

Назови животных ЗА ЖА ЖИ ЗЫ ЗУ ЖУ

Слайд 13

Добавьте слог «зы» или «жи», чтобы слово звучало правильно. Проверьте себя. меду берё стри арбу у эта ва гара … … … … … … … … зы жи жи зы зы зы жи жи

Слайд 14

Падежное управление Расскажи, кто за кем пришел? С кем подружился жук? Между кем находится коза? ЗА

Слайд 15

Сравните пары слов по написанию и значению. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы «З» или «Ж»: КОЗЫ ЗАЛ ЖАЛ КОЖИ - - Ботинок сильно В школе красивый Хороши быстрые Зимние сапоги из … ал. … ал. зал. ко…ы. ко…и. козы . кожи. жал.

Слайд 16

ЗАЛЕЙ ЖАЛЕЙ - Костёр водой бездомных животных. ЗЕВАТЬ ЖЕВАТЬ - Пищу нужно хорошо На уроках не … алей. … алей залей . Жалей … евать. … евать. жевать . зевать.

Слайд 17

Прочитайте рассказ. Составьте рассказ правильно. Жучка Ёжик испугался и убежал. У Зои живёт собака Жучка. Однажды во двор забежал ёжик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа. У Зои живёт собака Жучка. Жучка сторожит двор. Однажды во двор забежал ёжик. Жучка залаяла на ежа. Ёжик испугался и убежал.

Слайд 18

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Тема логопедического занятия: «Дифференциация з-ж»

  Этапы проведения логопедического занятия

Организационный момент

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия

учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия

детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, исполь зуемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС  в ОУ или ФГТ в ДОУ)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Релаксацион ные

упражнения.

Психогимнас

тика

Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку. Вам приятно и тепло. Вдруг вы услышали жужжание. Изобразите жука-носорога, жука-усача.

Справа к вам подлетает назойливый комар.  Изобразите, как он звенит.

                                         

Действия детей сопровождаются произнесением звуков

[з - ж]

Тема «Насекомые»

Формирование устойчивости внимания, развитие положительного эмоционального состояния учащихся,

улучшение

работы лицевых мышц  

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия

учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия

детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, исполь зуемые на занятии  (связь с основной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической

работы

Обеспечение возможностей учащимся самостоятельно называть тему занятия.

Вызывание звуков [з-ж] по подражанию. Слайд №2

Постановка темы занятия, учебной задачи. Слайд №3

Произнесите длительно и громко, как жужжит жук.

Произнесите длительно и громко, как  звенит комар.

Назовите, какие дежурные звуки у нас в гостях?

Правильно, сегодня дежурные звуки «з-ж» и обозначающие их буквы.

Прочитайте тему занятия.

Поставьте учебную задачу.

        

Протягивают длительно звук:

«Жжжжжжж».

Протягивают длительно звук:

«Зззззззззззззззз».

Называют тему занятия: «Звуки [з-ж]». Формулируют учебную задачу.

Звук [ж]

Звук [з]

Звуки, буквы.

                           

Работа зрительного, речедвига-тельного анализаторов для формирования правильной артикуляции звуков.

Формирование устойчивости внимания.

Формирование умения определять тему занятия, ставить учебную задачу.

Основная часть

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия

учителя-логопеда непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия

детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС  в ОУ или ФГТ в ДОУ)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Характерис

тика

звуков по

артикуляцион

ным,

акустическим

признакам

 Сравнение звуков «з-ж»  по артикуляции. Слайд № 4

 

Сравнение звуков «з-ж»  по акустическим признакам. Слайд № 5

Звуковой анализ слов. Дифференциа- ция звуков в словах.

 Слайд № 6

Обозначение звуков буквами.

Сравнение букв. Нахождение букв в алфавите.

Создание

Зрительного образа буквы.

Слайд №7,8,9

Звуко-буквенный анализ.

Слайд №10

Физминутка.

Слоговой синтез.

Слайд № 11

Слоговой синтез

Дифференциация букв «З-Ж»  в словах.

Слайд № 12,13

Падежное управление.

Употребление

предлогов  «за», «с», «между».    Слайд № 14

Физминутка.

Дифференциа- ция букв

«З-Ж» в словах-паронимах,  предложениях. Слайд № 15,16

Работа над связной речью.

Слайд№17

Подведение

итогов. Рефлексия. Слайд №18

Работаем с зеркалом. Расскажите, какие были губы, зубы, язык, когда мы говорим  звук [з]? А когда говорим  звук  [ж]? Подставьте ладошку ко рту. Какая воздушная струя?
Обобщим ответы, используя таблицу.

Звуки «з-ж» гласные или согласные? Докажите.  Рассмотрите модели звуков. Что указывает синий цвет? А зелёный? Мы произносим звуки с голосом или без голоса?  Что обозначает колокольчик? Определите по модели, характеристика какого звука справа? А слева?

Прямоугольник указывает положение губ - улыбкой, круг -губы хоботочком. Точка внизу - язык за нижними зубами, точка вверху - язык за верхними зубами.

Помогите жуку и комару, используя модели, дайте характеристику дежурным звукам. Проверим правильность ответов. Жук выберет характеристику звука справа или слева?

Важно запомнить, что звук [ж] -всегда твердый.

 Определите и назовите, какой звук [з] или  [ж]  в данных словах. Назовите громко и длительно определяемый звук. Стрелка указывает положение языка.

Чем звуки отличаются от букв?

Обозначим звуки «З-Ж» буквами. Найдите и рассмотрите буквы «З», «Ж» в кассе букв и в таблице «Алфавит». Определите их месторасположение. На что похожа буква «З»?  «Ж»?

Чтение стихотворения о букве «Ж»,

«З»:

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

З - не просто завитушка,

З – пружинка,крендель, стружка.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.  

Жу-жу-жу – продолжаем мы игру.

Из цветных карандашей

Букву «ЖЭ»  составь

                                     скорей.    

Назовите буквы похожие на букву «З». Из каких элементов состоит заглавная буква «З»?

 С какой стороны  открыты полуовалы  буквы «З»? Используя шнурок, составьте букву «з».

Рассмотрите картинку. На что похожа буква «з»? Посчитайте и назовите, сколько их.

Назови картинки.

Выделите из слов дежурные звуки, обозначьте звук буквой и запишите их. Проверьте себя.

Используя свое тело, изобразите букву «Ж», «З».

Жужжал, жужжал звук  [ж], скучно ему стало. Подружим его с гласными звуками. Я «бросаю» вам звук «Ж», а снеговик – гласные звуки. Какой слог получится? Прочитайте. Запомним правило: в слоге ЖИ пишется буква И.

Прочитайте слоги с буквой «З». Прочитайте слоги с буквой «Ж».

Вы, ребята, не зевайте  и животных угадайте. К слогу за добавьте слог яц, какое слово получится?

К слогу зу добавьте слог бры,

кто появится? Я назову первый слог ко, а вы - слог зы. Кто же это? Первый слог жа, второй ба. Я называю первый слог е, добавьте жи. Первый слог жи, добавьте раф. Первый слог жу, добавьте равль.

Добавьте слог «зы» или «жи», чтобы слово звучало правильно. Запишите  пропущенные слоги. Проверь себя.

К жуку пришли гости. Расскажите, кто за кем пришел? С кем подружился жук? Между кем находится коза?  

Раз, два, три - встань и покружись!

В животных превратись!

Изобразите любопытного жирафа, летящего журавля, косолапого медвежонка.

Прочитайте слова. Сравните пары слов по написанию и значению.    Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы «з», «ж».  Проверим себя.

Текст предъявляется на листочке в том же виде, что на слайде. Прочитайте рассказ. Послушайте рассказ (текст читает учитель-логопед).

Правильно ли он составлен?

 Что нужно изменить для правильного составления рассказа? Составьте рассказ. Используя ножницы, разрежьте текст на предложения и расположите их верно.

Про кого рассказ? У кого жила Жучка? Что сторожила Жучка? Кто забежал во двор? Что сделала Жучка? Чем закончилась встреча Жучки и ёжика?              

Проверим себя.

Спасибо, ребята, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно с вами работать.

Что узнали нового на занятии? Какое задание вызвало интерес?

Что было трудным?

Словесное оценивание работы учащихся, отмечая активность, удачи, правильное произношение.

Если вы усвоили слова со звуком «З», возьмите  листочек, в названии цвета которого есть звук «З». Если вы усвоили слова со звуком «Ж», возьмите листочек, в названии цвета которого есть звук «Ж».

Учащиеся работают с зеркалом, определяют и называют положение губ, зубов, кончика языка.

Учащиеся,  используя модели звуков, характеризуют звуки.

Проводят звуковой анализ, выделяют звуки [з],  [ж]  из слов.  

Ответы учащихся:

«Буквы пишем и читаем, звуки слышим,  говорим».

Составляют букву «Ж» из карандашей.

Находят букву «З» на картинке.

Учащиеся составляют букву «З» из шнурка.

Обозначение звуков буквами. Письмо букв.

Самопроверка.

Выполнение действий

Чтение слогов.

 

Ответы учащихся:

«Заяц, зубры, козы, жаба, ежи, жираф, журавль».

Дополняют недостающие слоги и называют слова.

Чтение слов с пропущенными слогами.

Самопроверка.

Составление словосочетаний с предлогами « за, между».

Действия детей.

Чтение слов-паронимов.

Вставляют пропущенные буквы и  читают предложения.

Чтение деформированного рассказа. Составление рассказа, использование наглядно-действенной опоры.

Ответы учащихся. Выбор картинок с изображением жёлтого и розового листьев.

Звуки, органы артикуляции. Артикуляционные признаки.

Акустические признаки звуков.

Звуковой анализ.

Звуки, буквы.

Алфавит.

Буквы, звуки.

Буква «З»

Буква «Ж»

Слоговой синтез.

Тема «Животные».

Существительные во множественном числе.

Предлог  «за», «с», «между»

Тема «Животные».

Слова-паронимы.

Предложение.

Текст.

Работа зрительного контроля, тактильного ощущения при выявлении артикуляцион –ных и акустических признаков звуков «з-ж».

Пространствен-

ная ориентировка

(слева - справа).

Дифференциров ка на слух и зрительно оппозиционных звуков.  

Ориентация по таблице «Алфавит». Развитие зрительного гнозиса,  мелкой моторики, пространствен-ной ориентировки в кассе букв, в таблице «Алфавит».

Развитие зрительного

восприятия

Закрепление написания букв.

Кинестетический образ букв.

Развитие навыка слогового чтения.

Развитие фонематических представлений.

Развитие навыка слогового анализа и синтеза, чтения.

Овладение связью слов в словосочетаниях с предлогом.

Снятие мышечного напряжения.

Развитие навыка чтения, памяти, внимания. Активизация словаря.

Развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...