Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений чтения и письма у первоклассников
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Материал предназначен для учителей начальных классов и логопедов. Также будет полезен для родитпелей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 66.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников
Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Если раньше основной деятельностью ребенка была игра, то теперь, с приходом в школу он начинает овладевать учебной деятельностью. Игровая деятельность являлась свободной, а учебная построена на основе произвольных усилий ребенка. Переход ребенка от игровой деятельности к учебной сложный, он требует от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы.
Но все же, не стоит отказываться от игр в первом классе, важно помнить, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения. Прежде всего, это игры обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание школьников к материалу, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Использование игровых технологий – неотъемлемая часть работы по предупреждению нарушений чтения и письма у первоклассников.
Процесс письма – это довольно сложный, системный, произвольный
психический процесс, требующий определенного уровня сформированности неречевых и речевых функций. При нарушении одной из функций страдают операции письма или чтения, что приводит к дисграфии или дислексии.
Профилактика – самая эффективная мера, позволяющая своевременно предупредить возможные трудности, ведь предупредить ошибки всегда намного легче, чем потом их исправить.
Основные направления работы:
- Развитие речевых функций.
- Развитие графомоторных функций.
- Развитие зрительных и зрительно-пространственных функций.
- Развитие регуляторных функций.
- Развитие речевых функций.
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
При реализации этого направления решаются следующие задачи:
- Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).
Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза
проводится по принципу от простого к сложному: сначала на материале отдельных звуков и букв, затем слогов типа СГ или ГС, затем односложных слов без стечения согласных, потом – двусложных слов без стечения согласных, и только после этого многосложных слов и слов со стечением согласных.
Упражнения:
- Определите место заданного звука: на каком месте стоит? после какого звука? перед каким звуком? между какими звуками?
- Из ряда букв выпиши только гласные буквы: б, д, е, а, р, о, с, ш, й, л, э, н, у, м, к, е, н.
- Прочитай слова. Из ряда слов выпиши только те, где есть звук «д»:
Душ, дым, бык, рак, сад, шум, ода...
- Замени в слове первый звук для получения нового слова: зайка — майка — чайка — гайка — шайка — сайка — лайка — Райка.
- Придумай слово на заданное количество звуков или подходящее под схему. Например: . а..а, .у..о.
- Игра "Слово рассыпалось". Соберите слово из букв (записаны на доске):
Н О Т Е К Ж Ё И Т С Ь О Г Ь О Т С К
О М Т С Я М Е З П Ц Т И А Я Л Т Е Д
- Произнеси названия картинок. По первым буквам составь слова и запиши.
Картинки: корова, осел, шапка, курица, автобус;
свинья, арбуз, морковь, огурец, лимон, ёжик, тарелка;
шкаф, кастрюля, осленок, лиса, ананас.
- Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука [А] в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам (а в начале слова, в середине, в конце):
Рыжий хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это ... (белка).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
На носу повисла капля.
Ну конечно, это ... (цапля).
Лежит пузан на сельской грядке,
Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
Полосатая лошадка –
Вся как детская тетрадка.
Нет ни кляксы, ни пятна.
В Африке живет она. (Зебра)
Какое слово можно записать в два столбика? (Машина).
- Вставить пропущенные буквы в слова: пл.щ, з.нт, вдр.г, л.сь, стр.ж, гр.м, п.рк, р.бак...
- Кроссворды. Ослик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О.(Например: ох, осы, окна, окунь, остров.)
- Придумать как можно больше слов из букв слова гастроном, апельсин, мороженое...
Развитие фонематического восприятия
- Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.
- Запиши только те слоги, в которых есть заданный звук.
- Разложи картинки на три стопки: звук в начале слова, в середине, в конце. (Или запиши слова в три столбика).
- Послушай рифмовку, найди «неправильное» слово и замени его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.
5) Прослушай предложение, назови слова со звуком «р»:
Рома и Рая ходили по грибы, и нашли грузди, рыжики, подберёзовики.
6) Прочитай каждый столбик слов. Назови пропущенные буквы.
.русника | .воздика | .катулка |
б.усника | г.оздика | ш.атулка |
бру.ника | гво.дика | шка.улка |
брус.ика | гвоз.ика | шкату.ка |
7) Внимательно прочитай текст. Найди ошибки.
Май – месяц зелёного наряда. Зеленым корвом сочных трав оделись поля и рощи. В изумруд листвы наряжаются берзки, пахучие тополя. Иргают ветры молдой листвой.
2. Развитие языкового анализа и синтеза.
Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста.
Могут быть предложены следующие виды работ:
- Выделение слов и предложений в слитном тексте. ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ
- Соединение частей разорванных предложений:
Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.
Падает липкий снег. Громко лает Шарик.
- Исправьте ошибки в тексте на доске.
Дети выходят к доске, стирают ошибку, пишут правильно.
На доске написано:
Ярко светит, солнце поют, птицы дует, весенний ветер.
Надо исправить:
Ярко светит солнце. Поют птицы. Дует весенний ветер.
Формирование языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Увеличить количество слов в предложении.
- Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
- Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
- Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
- Составление предложений по схемам:
Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.
8. Составить предложение из слов, данных в нужной грамматической форме. Юли, красивая, кукла, у.
9. Составить предложение из слов, данных в начальной форме:
Лариса, читать, бабушка, интересная, книга.
Дождь, на, листва, капли, с падать, опавшая, шум.
Расположить, на, берег, ночлег, лесной, на, туристы, озеро.
10. Исправьте ошибку, вставив пропущенное слово.
а) Пропуск предлогов:
Мы гуляли ... лесу. Кошка сидит ... окне.
б) Пропуск существительных:
Яблоки растут на ... Мама положила книгу в ...
... играет с куклой. ... вяжет носки.
в) Пропуск прилагательных:
Летом листья клена зеленые, а осенью ..
Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ...
У белочки зимой шкурка серая, а летом ...
г) Пропуск наречий (Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов):
Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко).
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... (близко).
д) Пропуск глаголов:
Саша ... машину. Папа... из машины. Дети ... конфеты.
11. Закончите логически фразы:
Врач — это человек, который ... (лечит).
Ткачиха — это человек, который ... (ткет).
Портниха — это человек, который ... (шьет).
Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо ... (мыть, причесывать, заплетать, стричь).
Чтобы книга не портилась, ее необходимо ... (беречь).
3. Развитие слогового анализа и синтеза.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.
Упражнения:
1) Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).
3) Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
Например, СА: Сани, Сахар, Салют; поСАдка, уСАдьба, расСАда; лиСА, коСА, полоСА.
4) Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
5) Чтение слогов по слоговым таблицам.
6) Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.
Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.
Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.
Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?
Увидели — МУ. Вспомним слова с этим слогом: МУка, МУха, МУзей, МУсор — в начале слова; эМУ, почеМУ,панаМУ, (взял) — в конце слова; заМУтить, заМУчить, приМУла — в середине слова.
7) Подбор слов к слоговым схемам: _ _ˈ _; _ _ _ˈ _; _ˈ _ и т.д.
8) Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:
та — дом, рак, лифт, пень, ...
тА-та — осень, кошка, санки, ...
та-тА — вода, коньки, лицо, ...
тА-та-та — Ванечка, девочка, улица, ...
та-тА-та — корова, подушка, малина, ...
та-та-тА — бегемот, телефон, пироги, ...
9) Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную): мо, ряк; ста, рик; ти, ши, на; бро, та, до; лон, со,ка; ро, во, на.
10) Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).
11) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).
4. Развитие словаря и грамматического строя речи.
Содержанием занятий по развитию лексико-грамматических средств языка является:
- уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;
- дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями. Связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Для работы над развитием словарного запаса и языкового чутья учащимся могут быть предложены лексические упражнения, которые побуждают детей вдумываться в значение слов.
- Ответьте на вопросы: С каким деревом «дружит» гриб подберезовик? Как поет кукушка? Почему растение назвали шиповником?
- Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).
Три дня мы прожили в ... . Хозяева встречали гостей в ... . (гостиная, гостиница)
В ... доме открылась детская библиотека. Петр ходил смотреть футбол с ... мальчиком. (соседний, соседский)
... голодного не разумеет. Завтрак был очень ... .(сытный, сытый)
- Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего выбора.
В саду росли пожилые березы. Артисты выступали с пожилой программой. В нашей школе много старых учителей.
На поляне рос полный дуб. Теплоход шёл толстым ходом. Нам повстречался толстый человек.
Отец отправился в иностранную командировку. Наш город посещает много заграничных туристов.
- Прочитай. Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения (Слова для справок: идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать).
Ребята бодро ... по дороге. Им нравилось ... в поход вместе. Они ... и весело пели песню. Ребята интересно провели время. Вечером они ... домой. Валера натер ногу и ... по обочине. Оля с Леной устали и еле ... .
- Изменить окончания (в скобках) так, чтобы слова в словосочетании были связаны: сочн(ый) груша, грустн(ый) музыка, остр(ый) ножи, морозн(ый) дымка, глубок(ий) озёра. Выделить окончание.
- Составить предложения из данных слов, изменяя, если нужно, окончания. Выделить окончания:
Ваня, обед, делает, уроки, после.
Вечер, мы, пили, чай, самовар, из.
Мохнатый, шмели, над, кружились, цветок.
- Записать слова с предлогами, изменив окончание: над( цветы), по (дорога), из-за (туча), из-под (стол), в (болото), с (Нина), за (пригорок).
- Игра «Один – много». Образовать форму множественного числа слов: стул – стулья, кол - …, перо - …, крыло - …; лев – львы, пень - …, сон - …, день - …, лоб - …. Записать пары слов, выделить окончание.
- Назовите ласково: Оля – Олечка, Наташа – Наташенька, Саша - …, Алеша - …, Юра - …, Таня - …, Боря - …
- Прочитай. Что надо сделать, чтобы предложения стали понятными? Составь правильно предложения. Запиши их. Выдели в словах окончания.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную (тарелка) рубленных яиц. Она ставила (тарелка) возле (куст), а сама уходила. Как только утята подбегали к (тарелка), из (сад) вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она так страшно стрекотала, что (перепуганный) утята убегали и прятались в (трава).
II. Развитие графомоторных функций
«Обводилки», раскраски, графические диктанты, работа на клетке раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастика пальцев и пр. Важнейшее правило их проведения - систематичности.
III. Развитие зрительных и зрительно-пространственных функций
- Игра «Необычный конструктор»
Цели: вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв; начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.
На партах дети выкладывают из деталей букву.
Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка – большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.
Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)
- «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: из одного элемента (О, С); из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); из трех элементов и т.д.
- «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); влево (З, Л, У, Ч и т.д.); «открыты» (А, Б, Г и т.д.); «закрыты» (В, О).
- Упражнение «Нарисуй дорожку» Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
- Упражнение «Угадай, какая буква?» Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
- Игра «Разноцветное путешествие» У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
- Занимательные задания: Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом; Обвести букву по точкам; Слепить букву из пластилина; Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала); Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки; “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква; Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение); Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга). Обвести найденную букву (красным или синим цветом); Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении); Собрать букву из двух половинок; Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их; Прочитать слово по пол-букве. Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта; Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово; «Собрать» буквы и прочитать слово;
IV. Развитие регуляторных функций
Упражнения 1 – 9
Задание: Вычеркните заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв (слогов, слов, цифр, чисел).
Цели: Закрепление зрительного образа определенной буквы, цифры, развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, развитие функции самоконтроля.
Инструкция: Найди и вычеркни заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв.
Усложненный вариант: произвести подсчет заданных фрагментов одновременно с их вычеркиванием и записать количество в конце строчки.
Упражнение 1.Вычеркни заданную букву.
А. РАРЛДЬИПЕНАЛДПЫВРОЛДДЬПАОДГАЩЕАЖАЫЕАВУТРА_______
О. ИЕННОЛОРАПЫКНДБЬТОРАВЫСИЬДЖБЬНОПВАСООГНА_______
Р. РПАЫАРЛДЖТРГКУАРЛДРАВВМРООРВЛЙХРМОЬСРВЬРСР______
а. рллдвдатсмичсгуладрщкнаьбчмияафылпджитьсралыпвгаюсдщзцп______
у. будсчлыщпокоущфылаьорпшлуокимпоупфымчсрмплдуьсализрь______
Упражнение 2.Вычеркни заданный слог.
АМ. МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____
МА. МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____
НИ. ПИ ТИ ИН НИ ИП ГИ ИН КИ НИ ИШ КИ ТИ ИН НИ ПИ ______
ИН. ИН ТИ ПИ ИП ИН ИМ ИЛ ПИ ЛИ НИ СИ ИН ТИ ИЛ МИ _____
Упражнение 3. Вычеркни заданное слово среди ряда других:
сон сом сок сон сор сон нос сын сом сон сок сох сом сон сор сон нос _____
лев лов лев лес лез лев зев рев лев лес лев лов лез лев зев рев лев лес _____
бусы дубы басы бусы бука буры бусы басы бусы бука буры бусы _______
кости кости гости кусты густы кости тосты кости посты кусты _______
провода проводка провода проводы провод проводить провода _______
канарейка канарейка кантата канарейка канатик канарейки ______
Упражнение 4. Выдели заданное слово.
сон осн сон сно нос сон нос осн сон сно нос сон нсо осн _____
мука кума каму умка мука укам маку мука акум каму умка мука ____
колодец коделоц клолодец колодец локодец цедолок колодец ______
праздники прадзники праздинки праздники праздики_________
Упражнение 5. Вычеркни заданные цифры.
1. 2 5 7 9 1 4 2 6 1 7 4 8 0 1 5 3 1 5 3 7 4 9 1 5 2 7 1 1 8 9 1 52 1 _____
2. 4 8 2 5 7 4 2 1 8 4 1 9 4 2 5 3 7 5 2 1 2 7 9 5 2 6 2 3 1 2 5 7 9 5 7 2___
Упражнение 6. Вычеркни заданные числа
14. 41 67 51 15 14 49 57 42 24 41 46 14 17 31 53 81 19 14 41 31 14 ____
69 . 36 68 62 69 96 61 56 96 47 43 69 98 89 46 69 36 99 66 69 ________
136 .146 161 361 691 196 136 163 161 361 176 146 136 156 136 ______
1357 . 1257 1356 1357 1375 1358 1347 7531 1235 1245 5731 1573 ______
77727 77277 72777 77737 77772 77227 77222 77772 77727 ______
Упражнение 7. Выдели заданное число в цифровом ряду.
31 74316798431876138895633138593617453713164723413318545312____
368 64733689574634173686553423188637254437368736342336864_____
Упражнение 8. Вычеркни только числа.
ИАРКУН475ГКП363485ШПОП84РВ72ПВ75Р69РД8О06ОЕ8ВР36ЙВ_____
Упражнение 9. Вычеркни гласные красным карандашом, а согласные синим.
СИ474ПВМЦНУЛАТИР89603РВВПС6274Ш6ТАНЧ7ЦРКИПГВТКЕШ69ВТУКИМАНЫОУКДАОКЕГКИФЛ456РГЫИАЛЕ9АОЬТКПЫПФЛМТАРФДА
Упражнения 10 - 11.
Задание: Восстановите слова, вставляя пропущенные гласные (согласные) .
Цель: Развитие звуко – буквенного анализа, уточнение, расширение словарного запаса. Развитие пространственно – временных ориентировок, зрительного восприятия памяти, мыслительных операций.
Инструкция: Необходимо восстановить слова, вставляя пропущенные буквы. Речевой материал усложняется за счет отсутствия дифференциации слов по принадлежности к определенным частям речи, а глаголы даны не только в начальной форме.
Упражнение 10. Восстанови слова.
М_к, _б_ж_р, б_з_р, в_д_мщ_ц_, д_д_шк_, з_б_вн_й, _сп_г_ть, м_ж_к_.
Упражнение 11. Восстанови слова.
Деревья: _о_ _ а, е_ь, _у_, о_и_а, и_а, _о_о_ь, _я_и_а, _е_е_а, я_е_ь,
Фрукты: _ _ у_а, _у_ _а, _ _и_ _а, а_е_ь_и_, я_ _о_о, _а_ _о, _и_и.
Упражнение 12.
Задание: Восстановите слова, используя заданные слоги. Запиши слова.
Цель: Закрепления понятия о слоговом составе слова, формирование навыков самоконтроля, пространственно – временных представлений. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности.
Инструкция: Составить слово из определенных слогов. Предусмотрено два уровня сложности. Первый – составить слово из трех слогов, второй – из четырех – пяти слогов. Возможен временной контроль, учитывающий а) количество слов, выполненных за установленное педагогом время, б) время, за которое составлено определенное количество слов.
Упражнение 12. Восстанови слова.
Ко ва ро ________
жи фы ра _________
зяй ка хо __________
ка ба со _________
по ро да чек_____________ вуш ка ре де________________
я фут на боль____________ лы ди ко кро________________
аль чи бом ки____________ рос мо на ди________________
фон маг то ни______________ ра те ту ли ра _______________
Упражнение 13.
Задание: Восстановите слова, добавив общую часть к началу. Запиши слова.
Цель: Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.
Инструкция: Восстановить слова, подбирая общую для них часть. Количество недостающих букв соответствует количеству точек в слове. Данное упражнение относится к заданиям повышенной сложности, т.к. предполагает выполнение учащимися большого объема аналитико – синтетической мыслительной деятельности.
Упражнение 13. Восстанови слова.
Г. . ______________
СТ. . _____________
Фас. . . _________________
Б. . . __________________
В. . ______________
Д . . ______________
Р. . . __________________
ТОП . . . _______________
Упражнение 14.
Задание: Составьте слова, изменив одну букву в заданном слове. Запиши словосочетания с каждым словом.
Цель: Формирование представлений о смыслоразличительной роли букв. Развитие умений и навыков переработки большого по объему речевого материала. Операции со словом как предметом конструкторской деятельности. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.
Инструкция: прочитать слово, объяснить его значение, составить и записать с ним словосочетание, заменить в исходном слове одну букву, чтобы получилось слово с другим значением.
Упражнение 14. Составь слово, изменив одну букву.
Работа ______________________________________________
Колодец_____________________________________________
Ступень_____________________________________________
Басня_______________________________________________
Цапля_______________________________________________
Тунец_______________________________________________
Косточки____________________________________________
Дума_______________________________________________
Ступа_______________________________________________
Упражнение 15.
Задание: Прочитайте и запишите слова, устно составив с ними выражения.
Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения оперировать одновременно в двух параллельных знаковых системах, служащих для графического обозначения устной речи.
Инструкция: прочитать слова, при написании которых использованы различные способы кодировки устной речи.
Упражнение 15. Прочитай слово, называя цифры 1 и 2 различными формами слов «один», «два». Запиши слова.
Нег1ца = негодница 1классник –
Гол1я - хол1сть –
М1ца - нар1к –
Г1сть 2рь –
Загор1я - спи2й –
Огор1к -
Упражнение 16.
Задание: Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.
Цели: Развитие навыков конструирование на уровне слова, развитие мыслительных процессов, звукобуквенного анализа и синтеза, уточнение и расширение словарного запаса.
Инструкция: Используя буквы заданного слова составить другое слово (слова). Уровень сложности варьируется в зависимости от словесной инструкции учителя, следуя которой учащимся предстоит составить одно слово и более, если это возможно. Достаточно несложное на первый взгляд задание можно усложнить, предложив: а) временные рамки, отведенные на его выполнение; б) зафиксировать время, которое ушло на его выполнение.
Упражнение 16.
Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.
торс-___________ ниша-____________ пила-__________ тушка-_________
кума-__________ салат-____________ мода-__________ бром- _________
куст-___________ пост- _____________ Марк - _________ рано- _________
Упражнение 17.
Задание: Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите слова.
Цели: Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве, развитие внимания, зрительного восприятия, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, уточнение и обогащение словарного запаса.
Инструкция: Необходимо последовательно выделить слова, написанные единой строкой без пробелов между ними.
Упражнение17.
Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите выделенные слова
А. ДОХОДКАЗАККАБАКРОТОРТОПОТШАБАШПОТОПЗАКАЗДОВОД
Б. АЛЛАРАДАРБОБШАЛАШМАДАМНАГАНЛЕТЕЛДЕДЕЛЕМИМПОП
Упражнение18.
Задание: Выделите слова прочитайте и запишите их. Для слов каждой строки подберите обобщающее слово.
Цели: Развитие внимания, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, формирование навыков осознанного чтения.
Инструкция:
В задании А определить границы слов, относящихся к разряду имен существительных, выделяя максимально длинное слово. Карандашом указать границы слов. Записать выделенные слова и обобщающее слово.
В задании Б выделить слова среди набора букв или букв-«сорняков». Выделить спрятанные слова или вычеркнуть ненужные буквы. Записать полученные слова
Уровень сложности второй части задания Б выше, чем первой, у которой определен круг поиска возможных решений обобщающим словом и отсутствием лишних букв. Работая по инструкции к заданию А, ребенку достаточно правильно выделить одно-два слова в каждой строке для того, чтобы подобрать необходимое обобщающее слово. Затем, ориентируясь на него, упростить для себя выполнение задания. Выполняя вторую часть задания, учащиеся в отдельных случаях, лишены возможности прибегать к опосредованному (скрытому в инструкции) алгоритму решения.
Упражнение 18.
Выделите слова.
А.
1) фиалканезабудкарозалютикпионнарциссхризантемаорхидеяастраромашка
2) обезьяналеопардпантерагепарджирафкрокодилзебрабегемотламаоленьбарс
3) шерстьпанцирькожаперочешуяиголки
4) кошкасобакамедведьлисаволкшакалкуницакойотсовафилинорелястреб
Для каждой строки подберите обобщающее слово.
Б.
1) рнкбанкагфдехчашкажовпблюдолнгшстаканэхшощповарёжкаблвювазалдр
2) лворонажэвгалкапршдголубьжролворобейдлпваптетеревдлпрглухпрьдлвр
3) ывапнгдовертолетжшрьисамолётпролракетаэждфвепитдирижабльюднюпр
Упражнение 19.
Задание: Восстановите предложения с несколькими предлогами.
Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие мыслительных процессов, развитие навыков дифференциации
понятий «приставка» - «предлог», закрепление знаний о смыслоразличительной роли приставки.
Инструкция: Предложения с несколькими предлогами, в которых слова написаны слитно, необходимо разделить на составляющие их слова. Записать предложения в соответствии с нормами русского языка. Выделить предлоги. Объяснить написание предложений.
Упражнение 19.
Восстановите и запишите предложения с несколькими предлогами:
1) Вкараваневерблюдыидутодинзадругим.
2) Удевочкинаголоверозовыйбантсяркимиблестками.
3)Вновогоднююночьпотелевизорупоказываютразвлекательныепрограммы.
Упражнение 20.
Задание: Выделите предложения. Запишите их.
Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Развитие навыков в установлении различных видов синтаксической связи между словами в предложении.
Инструкция: Среди бессмысленного набора букв необходимо поочередно выделить слова, составляющие предложение. Уровень сложности достаточно высок.
Упражнение 20.
Выделите и запишите предложения:
1)вапролджэкороваблоавжкенпачжуеткенгшщзхсеноцувстмитощшгнртждшл2)рьбювжщньавлкеитьчмававлошадиифывапролджэжлюбятячсмитьбюовесс
3) гнекуцйсмитбелкафывапробюгрызётхздлурпмсчяорехиюдщшггосвахьвсми
Упражнение 21.
Задание: Определите границы предложений. Озаглавьте тексты и запишите их.
Цели: Развитие понятийной стороны процесса чтения. Формирование и закрепление представлений о предложении, как о минимальной единице передачи законченной мысли.
Инструкция: Предложения написаны без точек. Необходимо определить границы предложений, расставить точки и записать текст, соблюдая правила пунктуации.
Упражнение 21.
Определите границы предложений, запишите их и озаглавьте тексты.
Белка запасает орехи коза любит капусту заяц ест морковь еж ловит мышей.
Упражнение 22.
Задание: Прочитайте слова сверху вниз. Запишите слова по нормам русской грамоты.
Цели: Обработка навыков техники чтения при нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.
Инструкция: Почитать слова, записанные столбиком сверху вниз.
Упражнение22.
Прочитайте слова сверху вниз и запишите их по нормам русской грамоты:
к д с м л м м р т б м к з
о ы о о е ы а а о у е о а
т м м х с с х к к м л м л
Упражнение23.
Задание: Прочитайте слова снизу вверх. Запишите их по нормам русской грамоты.
Цель: обработка навыков техники чтения в нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания, наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.
Инструкция: Прочитать слова, записанные столбиком снизу вверх.
Упражнение 23.
Прочитайте слова снизу вверх и запишите их по нормам русской грамоты:
к ш р х т к б о т к х ч б
а у ы у о а у х и е е у о
м д с п р б з у к в м л л
Упражнение 24.
Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе- снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.
Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, памяти, умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.
Инструкция: необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений.
Упражнение25.
Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе - снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.
к к к т т м м м м к к к к
о а о с о ю у ю и ы а р у
р р р и р р х з л з р а с
м м а а т т и и я я п п т
Упражнение 26.
Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты.
Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ориентироваться в двухмерном пространстве. Развитие навыков самоконтроля и планирования собственной мыслительной деятельности. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.
Инструкция: Необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений, а именно: слова двух первых столбиков читаются сверху вниз, следующие два снизу вверх и т.д. Записать слова в соответствии нормам русской письменности.
Уровень сложности возрастает от начала упражнения к его концу.
Упражнение 27.
Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты:
к п и я б б е ы т к ы а п п
а р н н р р н р р л м х р р
р о е ы о о я а е а о у и и
т в п т д ш в г в в б р ч р
и о у с я ю а л о и ь а у о
н д т у г р л о г ш л т д д
а ы с п а а с б а и а с а а
Упражнение 28.
Задание: Восстановите и запишите предложения.
Цели: Развитие внимания, наблюдательности, осознанности чтения. Развитие умений и навыков в установлении различных типов связи слов в предложении (на примере согласования). Показать значение окончания при восстановлении связи слов в словосочетании. Развитие навыков конструирования предложений.
Инструкция: Составить предложение из заданных слов. При составлении предложения необходимо определить слово, с которым согласуется прилагательное. Записать предложение.
Упражнение 28.
Восстановите и запишите предложения:
1.а) кошка, серую, ловит, мышку___________________________________
б) кошка, серая, ловит, мышку___________________________________
2.а) снежный, по, спускается, склону, барс_________________________
б) снежному, по, спускается, склону, барс ______________________
Упражнение 29.
Задание: Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Цели: Развитие внимания, наблюдательности, закрепление орфографических правил написания глаголов. Развитие навыков самоконтроля.
Инструкция: необходимо восстановить предложения, выбрав одно слово из двух предложенных.
Упражнение 29.
Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова:
1.а) Андрей______________ в музыкальной школе. /учиться
б) Андрею нравится _________ в музыкальной школе. / учится
18
2.а) Вася сейчас __________________с горы. /скатиться
б) Васе нужно быстро_____________с горы. / скатится
Упражнение 30.
Задание: Прочитайте слова, написанные одним шрифтом, а затем другим. Выявите закономерность в изменении буквенного состава слов, написанных тем или иным шрифтом.
Цели: Развитие внимания, наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, мыслительных процессов, навыков буквенного анализа слов.
Инструкция: Прочитайте сначала слова, написанные одним шрифтом, затем - другим. Выявите закономерность, определяющую подбор слов, набранных курсивом, а затем - жирным шрифтом.
Упражнение30.
Прочитайте слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем курсивом.
Мак мышка мал мишка мел милка меч пилка мех вилка чех вилки чем волки.
Упражнение 31.
Задание: Прочитайте тексты, написанные разным шрифтом. Запишите их.
Цели: Развитие внимания и наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, развитие понятийной стороны процесса чтения.
Инструкция: Последовательно прочитать тексты, написанные различными шрифтами.
Упражнение 31.
Весна Зима
Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Веракочкам. и Ежиха Катя вылезла везут из норки. санки. Лисица Коля с лисятами и играет Митяна лугу. на Весело коньках. поют Ребята чижи любят. Зацвели зиму. ландыши.
Слайд 14
Важно!
При обучении письму рекомендуется регулярно (через каждые 5 7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями. Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их можно снова заняться письмом.
В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора.
Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры. Например, разместить в различных участках кабинета какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках, в течение 1,5-2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища.
Слайд 15
Вывод:
В результате проводимой работы у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма (презентация)
Данная презентация была подготовлена для итогового занятия, постоянно действующего семинара для родителей начальной школы. На занятие были приглашены родители с детьми (1-2 класс), которые заним...
Выступление на тему: "Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников".
В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ.
презентация выступления...
«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »
laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...
Рабочая программ "Предупреждение нарушений чтения и письма у первоклассников"
В структуре программы: пояснительная записка, общая характеристика, учебного курса, содержание программы, КТП....
Игровые технологии в системе работы классного руководителя с детьми с ОВЗ
Дается описание различных видов работы с использованием игровых технологий...