Игровые технологии в системе работы классного руководителя с детьми с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Дается описание различных видов работы с использованием игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
Выступление на педсовете
Игровые технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Классный руководитель
0 -А класса
Лебедева Л.Е.
Смоленск 2022 г.
Игровые технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Позволяют развивать все виды универсальной деятельности:
- осваивать правила поведения и роли в группе,
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Под всесторонним развитием личности ребёнка понимается процесс овладения средствами духовной культуры, основными составляющими которой является:
- экологическая культура;
-культура здорового образа жизни;
- культура поведения и общения в социуме;
- игровая культура.
При поступлении детей с ограниченными возможностями здоровья в школу основным видом деятельности остаётся игровая деятельность. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют реализации коммуникативных интересов учащихся и выполняют ряд функций:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Наиболее распространено деление игр на две большие группы: «творческие игры» и «игры с правилами и готовым содержанием». Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему. Игры с готовым содержанием создаются для детей взрослыми.
К творческим играм относятся:
Сюжетно-ролевые игры. Они выступают как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.
Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
Строительно–конструктивные игры. Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.
При обучении детей конструированию педагог ставит следующие задачи:
– научить детей приемами строительного конструирования;
– расширять представления о сооружениях и постройках окружающего мира, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;
– побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования;
– научить детей коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей. Научить описывать свое мнение, мотивируя целесообразность его;
– научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;
– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия (обдумывание элементарных форм предстоящей работы).
Для обучения детей конструированию из строительного материала педагог использует разнообразные приемы:
– сооружение постройки воспитателем с показом всех приемов конструирования и пояснением действий;
– показ образца готовой постройки;
– использование готовой постройки в качестве примера, показывающего, как можно изобразить тот или иной предмет в строительном материале;
– показ отдельных приемов конструирования;
– предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично, заканчивают ее дети сами;
– сообщение темы стройки с указанием условий, которые дети должны выполнить;
– выполнение детьми построек по их собственному замыслу.
В применении приемов обучения стройки особенно важно установить прямую последовательность. Применение того или иного приема зависит от сложности постройки, от способа соединения деталей.
Игры-драматизации. Игры-драматизации на занятиях в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации целесообразно начинать с инсценировки сказок.
Для организации и проведения игр-драматизаций важен правильный подбор литературного произведения, сюжет которых увлекает детей и в которых преобладает диалогическая форма.
После чтения воспитателем художественного произведения дети пересказывают его, чтобы лучше запомнить текст.
Большое значение имеет детальное рассмотрение иллюстраций перед чтением произведения и после чтения. Перед чтением произведения предназначенного для игры-драмматизации надо рассмотреть с детьми иллюстрации, изображающие действующих лиц, отметить характерные для них особенности (внешний облик). Обратить внимание на позу, мимику, жест, движение персонажей (невербальные средства общения). Особое значение для проведения игр-драмматизаций имеет детальное просматривание иллюстраций уже после прочтения произведения. Обращаем внимание на настроение персонажей, их характеры, взаимоотношения персонажей, отражающихся в невербальных средствах общения. Важно задавать вопросы к иллюстрациям: Кто? Какой? Почему? Как?...
Очень полезно перед игрой провести упражнения в движениях, соответствующим взятой роли (нечто вроде этюдов, когда дети свободно резвятся каждый в своей роли).
При первом проведении игры ведущим может быть воспитатель. Когда усвоен текст, то ведущие роли исполняют дети. Одну и ту же игру можно провести 3-4 раза.
По окончанию игры хорошо провести беседу, в процессе которой проанализировать качество исполнения ролей (начинать с положительного).
Декорации и костюмы можно использовать из тех предметов, которые есть в группе.
Одним из видов игр-драматизаций является рассказывание с игрушками. Артисты – игрушки, а дети – кукловоды, они передвигают игрушки в соответствии с действиями персонажей. Важно пропорциональное соотношение игрушек, декораций и детей.
Игры с готовым содержанием по своему воспитательному воздействию условно делятся на:
Дидактические, в которых развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяют их знания.
Подвижные игры. В них совершенствуется движения,
Речевые игры не требуют специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Перед разучиванием игры педагог читает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Такие игры не требуют сложного оформления. Можно использовать детали костюмов.
Деловые игры – развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Интеллектуальные игры – требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи – загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе воспитания обосновано психофизиологическими особенностями ребенка 7-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.
Использование игр в учебно-воспитательном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Источники
http://doc4web.ru/russkiy-yazik/igrovie-tehnologii-kak-sredstva-razvitiya-detey-s-ovz.html
http://doc4web.ru/literatura/tvorcheskaya-razrabotka-po-teme-syuzhetno-rolevaya-igra-v-nachal.html
http://festival.1september.ru/articles/643768/
http://vashabnp.info/load/4-1-0-1079
knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2bd79a5d...3a89421306d37_0.html
maryfoul.diary.ru/p198490552.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/08/picture-106933.jpg)
Система работы классного руководителя с одаренными детьми
Система работы классного руководителя с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-87688-1354721599.jpg)
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-543819-1477236829.jpg)
Технологии приобщения к чтению в системе работы классного руководителя
Технологии приобщения к чтению в системе работы классного руководителя...
Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"
В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1104906-1547919902.jpg)
Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/26/picture-803413-1469515061.jpg)
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива
Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива (зарождение классного объединения)....
Система работы классного руководителя. Создание игровой среды для младших школьников. Из опыта работы.
В данной статье автор делится с коллегами опытом воспитательной работы с младшими школьниками. Создание игровой среды помогает активизировать деятельность всех обучающихся в учебной и внеурочной работ...