логопедического занятия 1 класс тема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему
Технологическая карта логопедического занятия 1 класс
тема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bezrukovoy.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. | Безрукова Ирина Николаевна |
Группа (класс, | 1 класс с ОНР III уровня |
Тема занятия | Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т. |
Тип занятия | Усвоение новых знаний. |
Используемые методы, приёмы, технологии | проблемно-диалогическая, , здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений. |
Цель занятия | Формировать умение выделять звуки из слов и обозначать их буквой на письме. |
Результаты | Предметные результаты: Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки. Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ]. Учить выделять согласные звуки [Т], [ТЬ] из слогов, слов, предложений в четкой позиции и буквы согласных звуков. Личностные УУД: - адекватное оценивание своих усилий Регулятивные УУД: Уточнять, активизировать словарный запас; Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; -умение договариваться при выполнении совместной деятельности Познавательные УУД: развивать орфографическую зоркость, - развивать речевую активность детей, - расширять объем памяти, мышления, зрительного и слухового внимания; |
Оборудование | Для логопеда: Картинный материал: телефон, тюльпан, тигр, торт, матрос, халат, телевизор, пять, котёнок ; мяч; таблицы и схемы; Для обучающихся: индивидуальные зеркала, ватные комки, карточки с текстом тетради, цветные карандаши. Смайлики для самооценки |
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы | |
1. Этап мотивация учебной деятельности | Ватные комки размером с теннисный мяч. | Положительный настрой на работу и сотрудничество. - Отгадайте загадку: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? - Наступил первый зимний месяц-декабрь, который подарил нам мороз, снег, веселую зимнюю забаву - игру в снежки. - Давайте поиграем в снежки, возьмите снежки и бросайте их в корзину, называя зимние слова, отвечая на вопрос - зима какая? - Молодцы! - Садитесь на свои места. – Мы побывали на улице, поиграли в весёлую игруи немного замёрзли. У нас замёрзли щёчки и сейчас мы их согреем. (Показ образца.) 1.Массаж лица. Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам). 2.Развитие мимических мышц. - Пришла зима. (радость) Можно кататься на санках, лыжах, коньках! (востог) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома… (огорчение). Вдруг слабые солнечные лучи проскользнули в окошко! (удивление). Можно и дома найти, чем заняться. (спокойное состояние) 3.Развитие артикуляционной моторики. (Показ образца.) - легкое постукивание зубами, губы разомкнуты. - отставление нижней губы от зубов и десен. - «Болтушка». - попеременное надувание правой и левой щек. | Отгадывают загадку - Зимой. Берут «снежки», бросают в корзину, называют прилагательные по теме (холодная, снежная, суровая, радостная, лютая, морозная, вьюжная, долгая и т.д. Проходят на свои места, садятся. Выполняют по образцу. Задача детей – выразить эмоциональное состояние. Выполняют по образцу. | индивидуальный |
2. Актуализация знаний. | Картинный материал: телефон, тюльпан, тигр. | Организация индивидуально-коллективной работы. Знакомство со звуками [Т], [Т,]. Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке: Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. -Выделите первый звук в слове. - Посмотрите на картинки. - Назовите предметы, изображённые на них. - Выделите первый звук в словах. Определение темы занятия. -Какие главные звуки будут сегодня на занятии? | Отгадывают загадку (Туча) Выделяют первые звук в слове. - Звук [Т]. Называют телефон, тюльпан, тигр. - Звук [Т,]. Определяют тему занятия. - Звуки [Т], [Т,]. | фронтальный Фронтальный и индивидуальный |
3. Этап Открытие новых знаний | Индивидуальные зеркала Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков | Организация совместной деятельности. Обобщение артикуляции При произнесении звука [Т]: При произнесении звука [Т,]. Произнесение изолированных звуков [Т], [Т,] с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. -Дайте характеристику звуков [Т], [Т,] | Показывают артикуляцию звуков [Т], [Т,]., обобщают. Дают характеристику звуков [Т], [Т,].. | Фронтальный и индивидуальный Фронтальный |
физминутка | Проводит физминутку Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Раздается чей-то стук! Это дятел на сосне Долбит клювом по коре. | Встают в круг, стуча кулачками в определенном ритме, меняя правую и левую руку руки на поясе, наклоны вперед встают на носочки, руки вверх стучат кулачками | Фронтальный | |
4.Этап Применение знаний | Мяч. Картинный материал: торт, матрос, халат, телевизор, пять, котёнок, Схема места звука в слове: в начале, в середине, в конце | Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности.
а) Игра «Поймай звук» - произносит ряд звуков, б) Ряд слогов: та, тя, ать, ат, оть, то, ты, ти в) Игра «3-ий лишний» «Мы со звуком [Т] играем, Слово к слову подбираем: туфли, танец, телефон - выходи из круга вон! - Почему слово «телефон» не подходит к другим словам?
Игра с мячом. - Встаньте, дети, в кружок И увидите клубок: Кому дать? Кому дать? Кому клубок передать? передаёт мяч ребенку, называет слоги, слова:
тап-тяп тюк-тюк-тук тук-тюк таки-тяки тых-тих том-тем 3) та-та-та у нас дома чистота ты-ты-ты - сметану съели всю коты то-то-то - стали мы играть в лото те-те-те – тесто на плите ать-ать-ать – мы идем гулять. 3. Различие звуков [Т], [Т,] по картинкам. - К нам в гости заглянули два брата Тим и Том. У них случилась небольшая неприятность. Они перепутали свои любимые вещи и не как не могут разобраться. - Какие вещи любит Том и почему? - Какие вещи любит Тим и почему? Назови слово, какой звук [Т] или [Т,] и место звука с опорой на схему.
Тимка потерял ботинки. Костя ходит в гости, в гости ходит Костя. Тут и там топает гиппопотам. От топота копыт пыль по полю летит. | Услышав [Т] – хлопают в ладоши, на [Т,]-поднимают руки вверх. - Лишнее слово телефон - В слове телефон звук[Т,]- мягкий, а в остальных словах – твердый [Т] Повторяет за логопедом слоги, слова. Том любит предметы со звуком [Т], потому что в его имени твёрдый [Т], а Тим со звуком [Т,] потому что в его имени [Т,] мягкий. Распределяют картинки называя слова и место звука в слове. Четко и громко проговаривают за логопедом. | индивидуальный Фронтальный и индивидуальный фронтальный Фронтальный и индивидуальный Фронтальный Фронтальный Индивидуальный Фронтальный и индиви-дуальный |
физминутка | Упражнение на развитие мелкой моторики. (Показ образца.) Пальчиковая игра «Транспорт». Мы с первым пальцем малышком в трамвайный парк пойдём пешком. С другим поедем мы в трамвае, тихонько песни напевая. А с третьим сядем мы в такси, попросим в порт нас отвести. С четвёртым пальчиком в ракете мы полетим к другой планете. Садись-ка пятый в самолёт, с тобой отправимся в полёт! | Выполняют упражнения по образцу | Фронтальный и индивидуальный | |
Образец написания букв Т, т. Речевой материал: Таблица слогов: та то ту ты тя те ти ат от ут ыт яте т ит Карточки с текстом. Дети смастерили кормушку. Ребята насыпали зерна и крошек. К кормушке прилетели птицы. | Организация работы в тетрадях. - Запишите число. 1. Знакомство с буквой Т. - Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т? - Напишем букву Т пальчиками в воздухе и составим её из счётных палочек. - А теперь пропишем тетрадке. - Посмотрите на образец на доске и у вас в тетрадях.
та то ту ты тя те ти ат от ут ыт яте т ит - Пропишите слоги. Работа над предложением. - Прочитайте текс. - Сколько предложений в тексте? Прочитай 1 предложение.(2 –ое, 3-е) - О чём узнали? - Сколько слов в 1-ом предложении? - Начертите схему предложения. В каких словах мы слышим звук [Т] или [Т,]. Надпишите букву т над схемой слов.(Аналогично разобрать 2-ое предложение). - 3 предложение выполните самостоятельно. - Проверим, как вы справились с заданием. - Поменяйтесь тетрадкой с соседом. - А теперь сравните со схемой на доске. - Если вы выполнили правильно похвалите себя «Я молодец», а если ваш сосед сделал всё правильно, то погладьте его по голове. | Высказывают свои предположения счетными палочками Прописывают по образцу. Читают хором и индивидуально. Прописывают по образцу. (Самостоятельное чтение. Чтение хором. Индивидуально по предложениям.) - 3 предложения. Ответы детей. Чертят схему предложений. Один у доки остальные в тетрадях. Выделяют звуки Т, ТЬ в словах и подписывают буквы. Производят обмен и проверку. Хвалят себя и соседа. | фронтальный Игровой Фронтальный и индиви-дуальный Фронтальный и индиви-дуальный | |
5.Рефлексия | Смайлики для самооценки | Проведение рефлексии: - Какие задания понравились, какие вызвали затруднения? -Оцените свою работу при помощи смайлика. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. | фронтальный |
Литература.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие на тему [ Звуки б-б`, в-в`]. Буквы Бб-Вв.
На логопедическом занятии в первом классе учащиеся знакомятся со звуками [б, б`, в, в`], буквами Бб, Вв, учатся различать на слух звуки [ б, б`, в, в`] и буквы б, в на письме. Занятие проводится...
Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф»
Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф» предназначено для учащихся вторых классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное зан...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)
Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь ] в слогах,словах и предложениях. 2....
Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"
Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс
Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...
Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "ЗВУКИ [Г - Г\'] И БУКВЫ Г,г" (1 дополнительный класс VII вид).
Тема: ЗВУКИ [Г - Г'] И БУКВЫ Г,г.ЦЕЛЬ: познакомить со звуками [Г - Г'] и графическим изображением буквы на письме. Задачи: учить дифференцировать звуки в [Г - Г'] слогах, словах. Тренирова...