логопедического занятия 1 класс тема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Безрукова Ирина Николаевна

Технологическая карта логопедического занятия 1 класс

тема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bezrukovoy.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О. 
учителя-логопеда

Безрукова Ирина Николаевна

Группа (класс,
логопедическое заключение)

 1 класс с ОНР III уровня

Тема занятия

Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.

Тип занятия

Усвоение новых знаний.

Используемые методы, приёмы, технологии

 проблемно-диалогическая, , здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Цель занятия

Формировать умение выделять звуки из слов и обозначать их буквой на письме.

Результаты

Предметные результаты:

Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.

Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].

Учить выделять согласные звуки [Т], [ТЬ] из слогов, слов, предложений в четкой позиции и буквы согласных звуков.

Личностные УУД:
- проявление интереса к изучаемому материалу.

- адекватное оценивание своих усилий

Регулятивные УУД:

Уточнять, активизировать словарный запас;

Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию

Коммуникативные УУД:

- умение слушать  и понимать других;

-умение договариваться при выполнении совместной деятельности

Познавательные УУД:

развивать орфографическую зоркость,

 - развивать речевую активность детей,

-  расширять объем памяти, мышления, зрительного и слухового внимания;

Оборудование

Для логопеда:   Картинный материал: телефон, тюльпан, тигр, торт, матрос,  халат, телевизор, пять, котёнок ;

мяч; таблицы  и схемы;

Для обучающихся: индивидуальные зеркала, ватные комки, карточки с текстом тетради, цветные карандаши.

Смайлики для самооценки

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы работы

1. Этап

мотивация учебной деятельности

Ватные комки размером с теннисный мяч.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

- Отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

- Наступил первый зимний месяц-декабрь, который подарил нам мороз, снег, веселую зимнюю забаву - игру в снежки.

- Давайте поиграем в снежки, возьмите снежки и бросайте их в корзину, называя зимние слова, отвечая на вопрос - зима какая?

- Молодцы!

- Садитесь на свои места. – Мы побывали на улице, поиграли в весёлую игруи немного замёрзли. У нас замёрзли щёчки и сейчас мы их согреем. (Показ образца.)

1.Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

2.Развитие мимических мышц.

- Пришла зима. (радость) Можно кататься на санках, лыжах, коньках! (востог) Но крепкий мороз заставил всех остаться дома… (огорчение). Вдруг слабые солнечные лучи проскользнули в окошко! (удивление). Можно и дома найти, чем заняться. (спокойное состояние)

3.Развитие артикуляционной моторики. (Показ образца.)

- легкое постукивание зубами, губы разомкнуты.

- отставление  нижней губы от зубов и десен.

- «Болтушка».

- попеременное надувание правой и левой щек.

Отгадывают загадку

- Зимой.

Берут «снежки», бросают в корзину, называют прилагательные по теме (холодная, снежная, суровая, радостная, лютая, морозная, вьюжная, долгая и т.д.

Проходят на свои места, садятся.

Выполняют по образцу.

Задача  детей – выразить эмоциональное состояние.

Выполняют по образцу.

индивидуальный

2. Актуализация знаний.

Картинный материал: телефон, тюльпан, тигр.

Организация индивидуально-коллективной работы.

Знакомство со звуками [Т], [Т,].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. 

-Выделите первый звук в слове.

- Посмотрите на картинки.

- Назовите предметы, изображённые на них.

 - Выделите первый звук в словах.

Определение темы занятия.

-Какие главные звуки будут сегодня на занятии?

Отгадывают загадку

(Туча)

Выделяют первые звук в слове.

- Звук [Т].

Называют телефон, тюльпан, тигр.

- Звук [Т,].

Определяют тему занятия.

- Звуки [Т], [Т,].

фронтальный

Фронтальный

и индивидуальный

3. Этап

Открытие новых знаний

 Индивидуальные зеркала

Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков

Организация совместной деятельности.

Обобщение артикуляции

При произнесении звука [Т]:
– губы находятся в положении следующего за «Т» гласного;
 зубы сближены, но не сомкнуты;
– передняя часть спинки языка при сочетании с гласными первого ряда (твёрдый звук «Т») прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

При произнесении звука [Т,].
– в сочетании с гласными второго ряда (мягкий звук);
– кончик языка опущен и упирается в нижние резцы;
– смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам;
– весь язык более напряжён;
– мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
– воздушная струя идёт через рот;
– голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Произнесение изолированных звуков [Т], [Т,] с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

-Дайте характеристику звуков [Т], [Т,]

Показывают артикуляцию звуков [Т], [Т,]., обобщают.

Дают характеристику звуков [Т], [Т,]..

Фронтальный и индивидуальный

Фронтальный

физминутка

Проводит физминутку

Тук-тук-тук,        

тук-тук-тук.        

Раздается чей-то стук!        

Это дятел на сосне        

Долбит клювом по коре.        

Встают в круг, стуча кулачками в определенном  ритме, меняя правую и левую руку

руки на поясе, наклоны вперед

встают на носочки, руки вверх

стучат кулачками

Фронтальный

4.Этап Применение знаний

Мяч.

Картинный материал: торт, матрос,  халат, телевизор, пять, котёнок,

Схема места звука в слове: в начале, в середине, в конце 

Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности.

  1. Различие [Т], [Т,] в ряде звуков, слогов, слов.

а) Игра «Поймай звук»

-  произносит ряд звуков,

 б) Ряд слогов: та, тя, ать, ат, оть, то, ты, ти

в) Игра «3-ий лишний»

«Мы со звуком [Т] играем,

Слово к слову подбираем:

туфли, танец, телефон -

выходи из круга вон!

- Почему слово «телефон» не подходит к другим словам?

  1. Произношение звуков [Т], [Т,] в слогах, словах, чистоговорках.

 Игра с мячом.

- Встаньте, дети, в кружок

И увидите клубок:

Кому дать? Кому дать?

Кому клубок передать?

передаёт мяч ребенку, называет слоги, слова:

  1. там-тям                2)    так-так-тяк

            тап-тяп                 тюк-тюк-тук

            тук-тюк                     таки-тяки

             тых-тих

             том-тем

3) та-та-та у нас дома чистота

    ты-ты-ты - сметану съели всю коты

то-то-то - стали мы играть в лото

те-те-те – тесто на плите

ать-ать-ать – мы идем гулять.

   3. Различие звуков  [Т], [Т,] по картинкам.

 - К нам в гости заглянули два брата Тим и Том. У них случилась небольшая неприятность. Они перепутали  свои любимые вещи и не как не могут разобраться.  

- Какие вещи любит Том и

почему?

- Какие вещи любит Тим и

почему?

Назови слово, какой звук [Т] или  [Т,] и место звука с опорой на схему.

  1. Проговаривание скороговорок со  звуками [Т], [Т,].

Тимка потерял ботинки.

Костя ходит в гости, в гости ходит Костя.

Тут и там топает гиппопотам.

От топота копыт пыль по полю летит.

Услышав [Т] – хлопают в ладоши, на [Т,]-поднимают руки вверх.

- Лишнее слово телефон

- В слове телефон звук[Т,]- мягкий, а в остальных словах – твердый [Т]

Повторяет за логопедом слоги, слова.

 Том любит предметы со звуком [Т], потому что в его имени твёрдый [Т],  а Тим со звуком [Т,] потому что в его имени [Т,] мягкий.

Распределяют картинки называя слова и место звука в слове.

Четко и громко проговаривают за логопедом.

индивидуальный

Фронтальный и индивидуальный

фронтальный

Фронтальный и индивидуальный

Фронтальный

Фронтальный

Индивидуальный

Фронтальный  и индиви-дуальный

физминутка

Упражнение на развитие мелкой моторики.

(Показ образца.)

Пальчиковая игра «Транспорт».

Мы с первым пальцем малышком в трамвайный парк пойдём пешком.

С другим поедем мы в трамвае, тихонько песни напевая.

А с третьим сядем мы в такси, попросим в порт нас отвести.

С четвёртым пальчиком в ракете мы полетим к другой планете.

Садись-ка пятый в самолёт, с тобой отправимся в полёт!

Выполняют упражнения по образцу

Фронтальный и индивидуальный

Образец написания букв Т, т.

Речевой материал:

Таблица слогов:

та то ту ты     тя те ти

ат от ут ыт    яте т ит

Карточки с текстом.

Дети смастерили  кормушку. Ребята насыпали зерна и крошек.  К кормушке прилетели птицы.

Организация работы в тетрадях.

- Запишите число.

1. Знакомство с буквой Т.

Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т?

- Напишем букву Т пальчиками в воздухе и составим её из счётных палочек.

- А теперь пропишем тетрадке.

- Посмотрите на образец на доске и у вас в тетрадях.

  1. Чтение слогов.

та то ту ты     тя те ти

ат от ут ыт    яте т ит

 - Пропишите слоги.

Работа над предложением.

- Прочитайте текс.

- Сколько предложений в тексте?

Прочитай 1 предложение.(2 –ое, 3-е)

- О чём узнали?

- Сколько слов в 1-ом предложении?

- Начертите схему предложения. В каких словах мы слышим звук  [Т] или [Т,]. Надпишите  букву т над схемой слов.(Аналогично разобрать 2-ое предложение).

- 3 предложение выполните самостоятельно.

- Проверим, как вы справились с заданием.

 - Поменяйтесь тетрадкой с соседом.

 - А теперь сравните  со схемой на доске.

- Если вы выполнили правильно похвалите себя «Я молодец», а если ваш сосед сделал всё правильно, то погладьте его по голове.

Высказывают свои предположения

  счетными палочками

Прописывают по образцу.

Читают хором и индивидуально.

Прописывают по образцу.

(Самостоятельное чтение. Чтение хором. Индивидуально по предложениям.)

- 3 предложения.

Ответы детей.

Чертят схему предложений.  Один у доки остальные в тетрадях. Выделяют звуки Т, ТЬ в словах и подписывают буквы.

Производят обмен и проверку.

Хвалят себя и соседа.

фронтальный

Игровой

Фронтальный  и индиви-дуальный

Фронтальный  и индиви-дуальный

5.Рефлексия

Смайлики для самооценки

Проведение рефлексии:

-   Какие задания понравились, какие

вызвали затруднения?

-Оцените свою работу при помощи смайлика.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

фронтальный

      Литература.

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
  3. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие на тему [ Звуки б-б`, в-в`]. Буквы Бб-Вв.

На логопедическом занятии в первом классе учащиеся знакомятся со звуками [б, б`, в, в`], буквами Бб, Вв, учатся различать на слух звуки [ б, б`, в, в`]  и буквы б, в на письме. Занятие проводится...

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф»

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф» предназначено для учащихся вторых классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное зан...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь  ] в слогах,словах и предложениях.               2....

Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"

Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "ЗВУКИ [Г - Г\'] И БУКВЫ Г,г" (1 дополнительный класс VII вид).

Тема: ЗВУКИ [Г - Г'] И БУКВЫ Г,г.ЦЕЛЬ: познакомить со звуками [Г - Г'] и графическим изображением буквы на письме. Задачи: учить дифференцировать звуки в [Г - Г'] слогах, словах. Тренирова...