Дифференциация У-Ю
учебно-методический материал по логопедии на тему

Практический материал по теме "Дифференциация У-Ю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u-yu.odt74.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ У - Ю

Название упражнения

Инструкция для ученика

Содержание задания

«Послушайте слова и назови первый звук»

«Послушайте слова и назови первый гласный»

Улица, юбка, юла, юноша, уборка, юрта, крюк, южный, юмор, улитка, умница, утюг, утка, Ульяна,,

«Прочитайте и повторите слоги»

«Прочитайте и повторите слоги»

Му,  мю, ну, ню, пу, пю, су, сю,  ку, кю, ду, дю,  ту, тю, ру, рю, гу

«Послушайте слоги и запишите их»

а)  Послушайте слоги и запишите их

б) Послушайте слоги и запишите их в два столбика: в первый — с буквой у, во второй — с буквой ю

- Мю-му

ну-ню

пу-пю

сю-су

кю-ку

- ду-дю-ду

тю-тю-ту

гу-гю-гу

ну-ню-ну

пу-пу-пю

кю-кю-ку

«Послушайте слова и определите их место»

«Послушайте слова и определите  место гласнах У и Ю»

- Улица, паук, угли, буква, учитель, юбка, клуб, плюс, юла, юноша, уборка, юрта, крюк, южный, юмор, улитка, уши, клюква, умница, утюг, утка, Ульяна, трюм,  трусливый, дедушка, лягушка, клюв, дуэль, туннель;

- вьюга, люди, увядший, условия, бумага, шуметь, утюги, депутат, будильник, умный, чудеса, студент, ученик, грузди, кенгуру, руки, бабушка, кубики, ледоруб, Людмила, косуля, хулиган, тюлень, полюс, флюгер;

«Сравните пары слов по звучанию»

«Сравните пары слов по звучанию»

Лук — люк

тук — тюк

суда — сюда

круг - крюк

«Вставьте пропущенный слог в словах»

«Вставьте пропущенный слог в словах»

- ЛУ или ЛЮ

к...(лу)б,  п...(лю)с, к...(лю)ква, к...(лю)в, ...(лю)ди, ...(Лю)дмила, по...(лю)с,

- БУ или БЮ

...(бу)ква, ...(бу)сы, ...(бу)мага, ...(бу)дильник, ба...(бу)шка,

- РЮ или РУ

т...(рю)м,  т...(ру)сливый, ...(ру)ки, ледо...(ру)б,

- ДУ или ДЮ

 де...(ду)шка,  ...(ду)эль,

- ТУ или ТЮ

...(ту)ннель, у...(тю)ги, с...(ту)дент, ...(тю)лень

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

Вставьте пропущенные буквы у или ю в словах

а) ...лей, ...ла, сп...тник, ...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...ха, ...литка, ...лит

б)

Кат...ша кормит к...р.

К...ры кл...ют зёрна.

Я вста...  рано ...тром.

Ил...ша рис...ет ваз....

Л...ба и Ил...ша гуля...т.

Л...(у)к растёт на грядке.
На столе лежит л...(у)па.
Па...(у)к плетёт па...(у)тин...(у).
Мама к...(у)пила ...(ю)бк...(у).
Л...(ю)ба играет с ...(ю)лой.
...(У) птицы прочный кл...(ю)в.

Ил...ша л...бит л...к. ...ля надела ...бку.

«Измените слово по образцу»

Измените слово по образцу. Подчеркните последнюю букву в изменённом слове

Образец: писать — пишу

писать - …

кричать - …

петь - …

лететь - …

спать - …

читать - …

вертеть - …

качать - …

смотреть - …

пищать - …

трещать - …

говорить - …

очищать - …

смотреть - …

пищать - …

качать - …

пугать - …

летать - ...

«Запишите слова в три колонки»

«Запишите слова в три колонки»

- Люба, Луша, Павлуша, юбка, индюк, краюшка, старушка, крючок, петрушка, качают, шагают, пишут, стрекочут, стригут, моют, играют, рисуют, поют

- читаю, звук, петух, кузнечик, меню, салют, барсук, люди, пюре, юла, юбка, улица, сюрприз, сухарик, пуговица, пулемёт, туман, турист, умница, удача, суслик

«Прослушайте загадки»

«Прослушайте загадки»

- Пар клубится над столом,
Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем.
(Утюг)

- Утром плюх на весь день в пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут.
(утки)

- Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его –
(индюк).

-На ягодном балу всегда царица,
Блестит вся в капельках воды,
Она на севере родится,
Полезны всем её дары. (
Клюква)

- Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет - вскачь пойдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
 (Юла)

- Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!»
(паук)

- Он решил, что он жираф,

И ходит голову задрав,

Говорят, из разных блюд

Лишь колючки ест … (верблюд)

«Составьте предложения из словосочетаний»

«Составьте предложения из словосочетаний»

Мыла шею;

грела утюг;

кормят индюка;

любит айву;

учат уроки;

жуют булки;

рисует клюкву;

любит изюм

«Составьте предложения из слов»

«Составьте предложения из слов»

- Саду, Люба, гуляла, в

(В  саду гуляла Люба);

- Пруду, утки, купались, в

(В пруду купались утки);

- Волки, на, ночью, воют, луну, на

(Ночью волки воют на луну);

-жуёт,  медленно, верблюд,  колючки

(Верблюд медленно жуёт  колючки);

- Плохо, стужу, воробьи, зимнюю, переносят

(Воробьи плохо переносят зимнюю стужу);

-  пишут, тетради,  Юля, в, Ульяна, и, ручкой

(Ульяна и Юля пишут ручкой в тетради);

-  живут,  северном, на, тюлени, полюсе

(На северном полюсе живут тюлени);

-   яблони, тюльпаны,  старой, в, у,  саду,  растут

(В саду у старой яблони растут тюльпаны);

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

...(В) лесу гуляют дети.

Юля зашла ...(в) булочную.

Кукушка летит ...(в) гнездо.

...(В) шкафу стоят новые туфли.

Боря ...(с) Юлей кушают вкусный суп.

...(За) окном висит длинная сосулька.

Бабушка ...(с) внучкой кормит индюка.

Дедушка купил продукты ...(в) магазине.

...(В) саду ...(у) старой яблони растут тюльпаны.

«Закончите предложение»

«Закончите предложение»

Слова для справок: (слова в скобках)

Дует южный … (ветер).

Снег шёл всю ...(ночь).

У вороны сильный ...(клюв).

Муравьи разрыхлили ...(землю).

Юля любит салат из … (капусты).

Кислая клюква растёт на ...(болоте).

Перелётные птицы улетели на ...(юг).

Папа купил Юре заводную ...(машину).

Бабушка сварила вкусный суп с ...(фасолью).

В магазине игрушек Ксюше бабушка купила … (юлу).

В лесу много растёт волнушек, груздей, … (мухоморов).

«Прослушайте рассказ, запишите»

«Прослушайте рассказ, запишите»

Юла

Мама купила Илюше юлу. К Юлюше пришла Люда. Она на полу запустила юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка юла.

Осень

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют  и опадают листья. Улетают в тёплые края птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро наступит холодная и суровая зима.

Как Люба варила компот

Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и грушу. Люба достала большую кастрюлю и налила в неё вода. Мама поставила кастрюлу на плитку. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила в воду сахар. Ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...