Дифференциация А-Я
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ А - Я
Название упражнения | Инструкция для ученика | Содержание задания |
«Послушайте слова и назови первый звук» | Послушайте и назовите, какой первый гласный слышите с словах | Якорь, азбука, яблоко, алфавит, август, Антон, яма, ягоды, апрель, январь, ящерица, акула, артист, яйцо, адрес, арбуз; |
«Прочитайте и повторите слоги» | а) прочитайте слоги б) прочитайте слоги, запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я | а) Ма, на, са, кя, та, тя, фа, вя Мя, ня, ся, ка, тя, фя, ва б) ла, ля, ся, тя, па, пя, ря, ла, ба, бя, вя, да, дя, ва |
«Послушайте слоги и запишите их» | Послушайте слоги, произнесите их парами. Запишите и выделите гласные в слогах | 1) Ма-мя па-пя та-тя са-ся ла-ля ра-ря ва-вя ка-кя да-дя ба-бя 2) та-тя-та тя-та-тя ма-мя-ма мя-ма-мя ба-бя-ба ба-бя-бя ся-ся-са |
«Послушайте слова и определите их место» | «Послушайте слова и определите место согласных А и Я » | - Каша, ясли, машина, якорь, мясо, каток, лампа, ящерица, банка, бык, ваза, рама, пять, малина,ноябрь, буква, клятва, пламя, яблоко, зуб, армия, - работа, ящик, яма, яблоко, урок, семья, газета, ноги, шапка, дыня, ягоды, заявление, лодка, пила, лапша, рука, октябрь, январь, десять, белка |
«Сравните пары слов по звучанию» | Сравните пары слов по смыслу, по звучанию первого гласного и написанию согласного. Придумайте устно предложения с каждым словом | Мал-мял рад-ряд завал-завял сад-сядь тапки-тяпки фляги-флаги мать-мять |
«Вставьте пропущенный слог в словах» | Закончи слово, добавив слог с буквой А или Я. | ВА-.., О-.., МА -.., КА-.., Я-.., НЯ - .., БА-.., БАС -.., МО-.., СО-БА-.., СЕ-МЕ-... |
«Вставьте пропущенные буквы в словах» | а) Спишите слова, вставляя пропущенную букву А или Я. б) Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы а или я | а) б...к, р...д, м...к, вр...ч. с...дь, м...ч, м...со, к...ша, д...дя, р...ды, гр...чи, шл...па, вр...ги. МО..., ЗО..., МИЛ..., МИШ..., ЗМЕ..., РЫБ..., МОР..., ЗЕМЛ..., ТРАВ..., СТРАН..., СЕМ..., СЕМЕН..., ОСОК..., ГОР... . б) У В...ли з...в...ли ром...шки. Ир..., Ан.. и Вал... игр...ли в пр...тки. Ир... водил..., а Вал... и Ан... были р...дом. Н...д... и Д...ш... ед...т л...пшу. Кол... р...д, он поп...л в первый р...д. |
«Запишите слова в три колонки» | прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой А в один столбик, с буквой Я — в другой столбик, с буквами А, Я — в третий | Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут. Наряд для парада. Наша Таня время тянет. |
«Прослушайте загадки» | Прочитай загадки, напиши отгадки | - Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые (яблоко) - Листья клёна пожелтели, В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, Подскажи! (август) - К нам приехали с бахчи Полосатые мячи (арбузы) - Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться (яйцо) - Всегда во рту, а не проглотишь (язык) - На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов — богатырей Знает каждый грамотей (алфавит) - Посмотрите, дом стоит, До краёв водой налит, Без окошек, но не мрачный, С четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы - Все умелые пловцы (аквариум) - Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! - удрала, а хвост в руках. (ящерица) |
«Составьте предложения из словосочетаний» | «Составьте предложения из словосочетаний» | Красное мясо; шкаф из дерева; овсяная каша; мягкая груша; душистая земляника; долгая дорога; весёлая история; пустая банка; пятый палец; играть в прятки; |
«Составьте предложения из слов» | «Составьте предложения из слов» | в сад, расти, вишня; доктор, лечить, детей; сидеть, синичка, на, ветка; груша, бабушка, внучка, давать; Петя, купить, шар, красный, мам; Витя, косить, трава, кролики, для; (Яковлева Н. Н.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х, 2005) |
«Вставьте в предложения пропущенный предлог» | «Вставьте в предложения пропущенный предлог. Подчеркните гласные А и Я» | Сяду только … (в) свои сани. Рая спряталась … (за) дерево. Оля быстро вязала … (на) спицах. … (Под) щёку лапу и в берлогу лягу. Пойди … (в) сад, на скамейку сядь. Ваня рад, что попал … (в) первый ряд. На платьишке … (от) паштета пятнышко. У бабушки … (в) чулане стояла старая прялка. … (На) землю падали перезревшие ягоды малины. … (На) Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова. |
«Закончите предложение» | Прочитай предложения. Подбери подходящее по смыслу слово | - Наш котёнок ещё …. - На окне цветочки … (мял, мал);
|
«Прослушайте рассказ, запишите» | Прослушайте рассказ, запишите | У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У коровы телята. У лося лосята. Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята — полезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу вялялась старая тряпка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш
Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш....
Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...
Дифференциация звуков "С-Ц"
Урок дифференциации звуков "С-Ц" в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...