Конспект открытого урока по теме:" Словообразование имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Цели и задачи урока:
· Познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных, показать значение суффиксов имен прилагательных.
· Формировать умения разбирать имена прилагательные по составу, определять способы образования имен прилагательных.
· Проверить усвоение учащимися сходства и различия в образовании имен существительных и прилагательных.
· Учить образовывать разнообразные формы имен прилагательных.
· Воспитывать любовь к русскому языку.
В ходе урока сочетались различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
В работе использовались различные приёмы и методы обучения:
· Показ недостаточности имеющихся знаний, создание проблемной ситуации.
· Использование деятельностного метода: учитель не объясняет, а ставит перед детьми проблему, которую исследуют и разрешают под его руководством сами дети.
· Подключение образной памяти для лучшего запоминания полученных выводов.
· Создание для ученика ситуации успеха.
· Создание для ученика ситуации выбора.
· Установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Оборудование: модели: «Способы образования имен прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_otk_ur.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
открытый урок
3 класс (1-4)
УМК «Школа 2100»
Тема урока: Словообразование имен прилагательных
Форма урока: традиционная
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных, показать значение суффиксов имен прилагательных.
- Формировать умения разбирать имена прилагательные по составу, определять способы образования имен прилагательных.
- Проверить усвоение учащимися сходства и различия в образовании имен существительных и прилагательных.
- Учить образовывать разнообразные формы имен прилагательных.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
В ходе урока сочетались различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
В работе использовались различные приёмы и методы обучения:
- Показ недостаточности имеющихся знаний, создание проблемной ситуации.
- Использование деятельностного метода: учитель не объясняет, а ставит перед детьми проблему, которую исследуют и разрешают под его руководством сами дети.
- Подключение образной памяти для лучшего запоминания полученных выводов.
- Создание для ученика ситуации успеха.
- Создание для ученика ситуации выбора.
- Установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Оборудование: модели: «Способы образования имен прилагательных»
1. Орг. момент
Упр. «Улыбка».
2. Чистописание.
Цель упражнения (ответы уч-ся)
Бб бо бр бз бм ба
Стыдливый покраснеет, а бесстрашный побледнеет. (самопроверка).
3. Словарная работа. (Проверка дом зад.)
Записать слова под диктовку, обозначить орфограммы.
Гороховый, яблочное, фонарный, смородиновое, акробатический, компьютерная, костюмная, товарищеский, оранжевый.
Взаимопроверка по образцу учителя.
- Слова, какой части речи вы записали?
4. Актуализация знаний.
- Какие части слова вы знаете?
- Определение морфем.
- При помощи каких частей слова образуются новые слова?
- Какие вы знаете суффиксы имен существительных?
- От основы каких частей речи образуются имена существительные?
5. Постановка проблемы.
- Как образуются имена прилагательные?
- От каких основ и с помощью чего?
6. Сообщение темы и цели урока.
Тема: «Словообразование имен прилагательных».
7. Открытие новых знаний.
- Практическая работа на доске ив тетрадях.
вода водный водяной
мороз морозный мороженый
цвет цветной цветастый
К какой части речи относятся слова каждого столбика?
Разберите слова по составу.
Как образовались данные имена прилагательные? (от основ сущ и суффикса)
Покажите модель образования прилагательных
СУЩ +
- Наблюдение на материале текстов упражнений.
Упр. 338
Прочитайте слова 1 столбика
Как образовались эти прилагательные?
(от основ сущ и суф –н-)
Прочитайте слова 2 столбика
Как образовались эти прилагательные?
(от основ сущ приставки и суффикса)
Покажите схему способа образования имен прилагательных
+ СУЩ +
Какое слово напишите на месте вопроса? (настольный)
Запишите это слово, Разберите его по составу.
Прочитайте слова 3 столбика
Как напишите эти слова? (проблема) Почему?
длинный лунный сонный
(удвоение согласной на стыке корня и суффикса)
Приведите примеры других прилагательных, образованных подобным способом (творческое задание).
Например: пустынный, блинный, коронный.
- Проблемная ситуация.
Как вы думаете, только ли от существительных образуются имена прилагательные? (Предположения учащихся).
- Наблюдения.
Упр. 339.
Прочитайте пару слов
Новый – новенький
Разберите слова по составу.
Как получилось слово новенький?
Покажите схему способа образования имен прилагательных
ПРИЛ +
Анализ слов с суффиксом – еньк –
Какое значение имеют прилагательные с этим суффиксом? (уменьшительно-ласкательное).
Как образовались слова 2 столбика?
Запишите и разберите по составу полученные слова.
Беседа «Из истории происхождения слов» (коричневый, голубой, седой).
8. Закрепление полученного материала.
(выполнение заданий по выбору учащихся)
1. Образуй имена прилагательные от имен существительных.
ночь - звезда - конь –
грусть - вкус - ужас –
гриб - лес - лимон –
вечер - школа - удача –
2. Замени одним словом выделенные слова, образовав имена прилагательные, запиши словосочетания.
Тропинка в лесу –
Воздух в горах –
Масло для машин –
Суп из рыбы –
Экскурсия за город –
Цветы, которые растут в комнате –
Улицы города –
Календарь, который висит на стене –
Лодка, которая может плавать под водой –
3. Образуй от существительного прилагательное с помощью суффикса -н -. К прилагательному подбери подходящее существительное. Запиши словосочетания.
Газета –
Железо –
Интерес –
Радость –
Камень –
Длина –
Осень –
Весна –
Стена –
4. От данных существительных образуй всевозможные имена прилагательные и составь с ними пары слов.
Золото –
Лес –
Ель –
9. Обобщение знаний.
Ребята, пользуясь схемами, расскажите, что мы сегодня узнали на уроке.
(см приложение)
Рассмотрите схемы. Напишите слова соответствующие этим схемам.
(см приложение)
10. Итог урока.
Оценка работы учащихся на уроке.
11. Рефлексия.
Эмоциональное настроение учащихся.
12. Домашняя работа.
Придумать и записать в тетрадь:
- 5 прилагательных нн на стыке корня и суффикса
- 5 прилагательных с суф – оват -, - еньк -.
- разобрать записанные слова по составу.
гл. + тель
сущ. + н
сущ. + еньк
прил. + еньк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме " Род имен прилагательных"
Урок по данной теме проводился на ШМО для учителей начальной школы МБОУ СОШ "2 п.Клетня Брянской области....
Конспект к уроку русского языка "Род имен прилагательных"
Тема: «Род имен прилагательных».Тип урока: Открытие нового знания Цель: познакомить с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен существительных.Планируемые рез...
Открытый урок "Род и число имен прилагательных" 4класс
Тема: «Имя прилагательное» Род и число имен прилагательных. Тип урока: урок повторение, систематизация знаний.На уроке используются различные методы и приемы, активизирующие позн...
Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"
Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка....
Открытый урок 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"
Открытый урок 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"...
Технологическая карта к открытому уроку Русского языка «Изменение имени прилагательного по числам»
Урок совершенствования знаний, умений, навыков по русскому языку в 3 классе на тему « Изменение имён прилагательных по числам» разработан с использованием системно-деятельностного подхода ...
Открытый урок на тему "Склонение имен прилагательных."
- ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;- повышение уровня знаний детей по теме "Имя прилагательное"....