урок русского языка по теме"относительные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
урок русского языка проведен в форме игры-путешествия в березовую рощу с использованием маршрутных листов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_russk_yazyk.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание относительных прилагательных.
Тип урока: урок закрепление.
Форма урока: урок - игра
Формы работы: фронтальные, индивидуальные
Оборудование: компьютер, рисунок березы, маршрутный лист
Цель урока:
1. Закрепить знание о способах образования слов, о правописании относительных прилагательных.
2. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, память.
3. Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку.
В результате этого урока ученик должен
Понимать
- Конкретный смысл имени прилагательного.
- Понятия « относительное» имя прилагательное.
Знать
- Правила правописания относительных прилагательных.
- Способы образования относительных прилагательных.
Уметь
- Определять корень и суффиксы в именах прилагательных.
- Образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
Ход урока.
1. Постановка цели.
Частью речи я являюсь,
С существительным дружу,
Слушаю его и подчиняюсь.
Имя мое отгадайте,
Очень жду.
Сегодня на уроке мы будем путешествовать вместе с прилагательными. Вы любите путешествия? Тогда в путь.
На дворе стоит второй весенний месяц - апрель. Настроение у всех чудесное я надеюсь, что вы настроились на серьёзную работу/ Как вы думаете ,чему мы будем учиться на этом уроке? А еще во время путешествия мы будем вести журнал наблюдений и делать записи в тетрадь. Помните, записи должны быть четкими и аккуратными.
Кто из вас скажет, с чего начинается весна?
Д.- Длиннее становится день, ярче светит солнце...
У. - Вот и у нас на доске есть свое солнышко. А раз мы говорим о
весеннем солнце, то я хотела бы, чтобы вы записали сочетание с буквой с.
2. Чистописание ( слайды 2,3 ).
Сс
солнце
Солнце брызнуло в долины
Миллионами свечей.
Солнце льет на наши спины
Жаркий дождь своих лучей.
У.-Объясните написание выделенных орфограмм.
У.-Дайте характеристику слову ЖАРКИЙ.
3. Повторение о прилагательном.
У.- Мы пришли на поляну. Посмотрите, здесь растет дерево. Как вы думаете, как оно называется? (Берёза - символ России)
У.- Чего не хватает нашему весеннему дереву? Конечно же, листьев.
У.- Представьте себе, что береза - это имя прилагательное, и чтобы на дереве появились листочки, нужно правильно ответить на вопросы. (Наклеиваю табличку на стволе дерева - имя прилагательное, ученик, давший верный ответ прикрепляет листик к дереву).( слайд 4)
На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой, какая, чей, чья,...)
Что обозначают?
Чем являются в предложении? (Определением, сказуемым)
Какие виды имен прилагательных вы знаете? Назовите их. (Качественные, относительные, притяжательные)
От каких частей речи образуются относительные имена прилагательные?
Ну что ж нарядили березку и идем дальше.
Физминутка
4. Закрепление изученного материала
У.- Ребята, мы пришли в березовую рощу, которая называется
« Относительные прилагательные». (слайд 5)
Как вы думаете , какие задания здесь для нас приготовили?
1. Составь словосочетания по образцу. У прилагательных выделите суффикс.
1 вариант
ремень из кожи — кожаный ремень
свитер из шерсти —
замок из железа —
дождь весной —
пирог с капустой —
2 вариант
погода осенью —осенняя погода
туман утром —
сережки из золота
сок из апельсина –
бусы из рябины —
Задание выполняется по вариантам. Взаимопроверка. (слайд 6)
У.- Какие прилагательные вы записали?
Каким способом они образованы?
Как пишутся суффиксы –ан, ян?
Какие слова являются исключениями?
2. Образуй прилагательные. Допиши суффикс -ск- и окончание. Подчеркни сочетание букв, которое обозначает на письме звук [ц].
дет сад
город парк
сосед кошка
брат привет
пират корабль
штат человек
3. Запиши в тетрадь предложения, заменяя транскрипцию буквенной записью.
Часто [д'эцк'ий'] вопрос бывает очень интересным. Недалеко от нашей школы есть [ч'уд'эсный'] [гарацкой'] парк. В Угличе есть прекрасный [ч'исавой'] завод. Мы с моим другом всё делим по-[брацк'и]. Как [пр'ил'эсна] [бир'озавай'а] роща [ран'ий'] весной!
5. Итог урока.
У.- Наше путешествие подходит к концу. Нужно возвращаться назад.
Мы немного устали, но все же давайте вспомним что мы повторяли во время нашего путешествия . На доске записаны словосочетания.(слайд 7)
высочайшие небоскрёбы
музыкальная школа
февральский день
зелёное яблоко
Задание: найдите и прочитайте сочетания слов с относительными прилагательными.
Посмотрите на два словосочетания: Тихий океан и тихий океан. Определите, в каком случае прилагательное будет относительным.
Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку в тетрадь.
6. Рефлексия (слайд 8)
Понравился ли вам урок? Как вам работалось на уроке? Было ли вам сегодня интересно? Если вам было интересно на уроке, и вы все задания выполняли без затруднений, прикрепите цветочек на полянку.
Маршрутный лист
- Чистописание
Сс Сс Сс
солнце
Солнце брызнуло в долины
Миллионами свечей.
Солнце льет на наши спины
Жаркий дождь своих лучей.
-Объясните написание выделенных орфограмм.
-Дайте характеристику слову ЖАРКИЙ.
2. Составь словосочетания по образцу. У прилагательных выделите суффикс.
1 вариант
ремень из кожи — кожаный ремень
свитер из шерсти —
замок из железа —
дождь весной —
пирог с капустой —
2 вариант
погода осенью —осенняя погода
туман утром —
сережки из золота
сок из апельсина –
бусы из рябины —
Задание выполняется по вариантам. Взаимопроверка.
У.- Какие прилагательные вы записали?
Каким способом они образованы?
Как пишутся суффиксы –ан, ян?
Какие слова являются исключениями?
3. Образуй прилагательные. Допиши суффикс -ск- и окончание. Подчеркни сочетание букв, которое обозначает на письме звук [ц].
дет сад
город парк
сосед кошка
брат привет
пират корабль
штат человек
4. Запиши в тетрадь предложения, заменяя транскрипцию буквенной записью.
Часто [д'эцк'ий'] вопрос бывает очень интересным. Недалеко от нашей школы есть [ч'уд'эсный'] [гарацкой'] парк. В Угличе есть прекрасный [ч'исавой'] завод. Мы с моим другом всё делим по-[брацк'и]. Как [пр'ил'эсна] [бир'озавай'а] роща [ран'ий'] весной!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с. Родничок Балашовского района Саратовской области»
Тема урока:
Правописание относительных прилагательных.
3 класс
УМК « Начальная школа 21 века»
Учитель начальных классов
Кострикина Е.И.
Апрель 2013 г.
Самоанализ урока русского языка
по теме «Правописание относительных прилагательных.»
в 3 классе, разработанный и проведённый
учителем начальных классов МОУ СОШ с. Родничок
Кострикиной Еленой Ивановной.
- При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 3 класса: невысокая работоспособность, невысокий уровень развития у большинства аналитико-синтетического мышления, трудности с запоминанием материала
2.В данной теме «Правописание относительных прилагательных» урок предпоследний .С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Специфика урока в использовании групповой работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии. Тип урока- закрепление.
Форма урока: урок - игра
Формы работы: фронтальные, индивидуальные
Оборудование: компьютер, рисунок березы, маршрутный лист
3.На уроке решались следующие задачи:
Образовательные- закрепление знаний о способах образования слов, о правописании относительных прилагательных.
развития- орфографической зоркости, логического мышления, внимания, памяти.
воспитания- аккуратности, чувства товарищества, взаимовыручку.
В результате этого урока ученик должен
Понимать
- Конкретный смысл имени прилагательного.
- Понятия « относительное» имя прилагательное.
Знать
- Правила правописания относительных прилагательных.
- Способы образования относительных прилагательных.
Уметь
- Определять корень и суффиксы в именах прилагательных.
- Образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
Была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей, их «триединство».
Главными, стержневыми задачами были задачи развития.
В целях учтены особенности как всего класса ( невысокий уровень развития мыслительных операций), так и отдельных групп детей ( с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития).
4. Выбранная структура урока ( организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Правильно было выбрано место для опроса учащихся, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику, дидактических игр.
Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
5. Акцент делался на способах образования слов, о правописании относительных прилагательных.
6. Было выбрано такое сочетание методов обучения как наглядно-дедуктивные, наглядно-традуктивные и частично-поисковые.
7. Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
- индивидуальная и групповая,
- самостоятельная работа
- самооценка и самоанализ
- рефлексия
- обобщение
Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)
8. Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, сигнальных карточек (так называемая «обратная связь»), самоконтроля по образцу и самооценки, экспресс- опроса.
9. Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения- компьютер. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами и учителем.
10. Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка, упражнения на релаксацию зрения ).
11. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.
12. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
13. На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы :
- если не хватит времени, будут сокращены по длительности упражнения,
- если время останется, будут использованы дополнительные упражнения
- 14. Все поставленные задачи удалось реализовать.
Урок целей достиг.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное". УМК "Школа России" с применением технологии раскрепощённого развития детей
Урок русского языка с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного...
Урок русского языка по теме: "Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению". 2 класс
Конспект урока русского языка по программе "Школа России"...
Урок русского языка по теме "Краткие прилагательные"
Презентация для интерактивной доски SMART notebook. Изучение новой темы "Краткие прилагательные" 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" Цель: Познакомить учащихся с краткими прилагате...
Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".
Данный материал использовался как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Краткая форма", 4 класс.
Идеей урока по теме «Имя прилагательное. Краткая форма» является знакомство с образованием краткой формы качественных прилагательных. В связи с этим поставлена триединая цель: ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное" в 3 классе
Это великолепная компьютерная поддержка к данному уроку...