Программа по коррекции нарушений письма обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза
рабочая программа по логопедии
Программа разработана на основе программы Мазановой Е.В. Направлена на коррекционную работу с детьми, имеющие нарушения формирования языкового анализа и синтеза. Срок реализации 1 год, рассчитана на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_programma_korrektsii_narusheniy_yazykovogo_analiza_i_sinteza.docx | 67.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №5
Усть-Кутского муниципального образования
«РАССМОТРЕНО» На заседании МО _____________ Протокол №____ от «___» ______ 20____г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 5 _____ /______________ / «___» ______ 20____г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ № 5 _____ _____С.В. Фетцова Приказ № от «___» _________20_____г. |
ПРОГРАММА
по коррекции нарушений письма
обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза
Составитель:
Елена Борисовна Хорошилова
Учитель-логопед
Усть-Кут, 2020 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа направлена на коррекцию дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.
Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:
— слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);
— сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»);
— раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).
Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:
— пропуск гласного, («крова» — «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» — «растет»,«мика» — «мишка», «лит» — «лист»);
— добавление гласного («палаток» — платок»);
— перестановка букв («коно» — окно»);
— пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики
Общая характеристика программы:
Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы.
Структура коррекционного занятия :
— развитие мелкой и артикуляционной моторики;
— коррекция звукопроизношения;
— коррекция фонематических процессов;
— коррекционная работа на лексическом уровне;
— коррекционная работа на синтаксическом уровне;
— совершенствование связной речи.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Работа по формированию звокопроизносительнои дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
1)предварительный этап работы над каждым из звуков
2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.
Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.
Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С-3.
Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К-Г.
Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Дифференциация С-Ш, 3-Ж, С’-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т.
Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
1.Определить звуки по беззвучной артикуляции
2.Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.
3.Чтение слов, запись слов под диктовку.
4.Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
5.Определить место звуков в словах.
6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
7.Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.
8.Игра в лото.
9.Диктанты.
10.Вставка пропущенных букв в тексте.
11.Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
12.Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Описание места коррекционно-логопедической работы в образовательном процессе
Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 1 год обучения. Время 01-15 сентября и 15-31 мая отводится на диагностику. Занятия проводятся 2 раза в неделю, всего на реализацию программы 62 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
- Понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- Владеть навыком плавного осознанного чтения; уметь писать под диктовку слова, предложения, тексты;
- Применять на практике изученные правила орфографии;
- Владеть навыками диалогической речи.
Содержание работы по программе:
№ | Раздел | Содержание работы | Количество часов |
Обследование устной и письменной речи | 8 | ||
Звук. Буква. Гласные звуки | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове | 15 | |
Согласные звуки | Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков | 21 | |
Слог. Слоговой анализ и синтез | Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов | 8 | |
Ударение | Закрепить знания детей об ударении, ударной гласной и ударном слоге; познакомить их с безударными гласными; закрепить знания о правописании слов с безударными гласными в корнях; учить соотнесению слов с интонационными схемами, работать с деформированным предложением; развивать слуховое внимание, восприятие и память. | 2 | |
Предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога | 4 | |
Развитие навыков языкового анализа и синтеза | Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование представлений детей о приставках и предлогах; познакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове); Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков | 3 | |
Состав слова | Знакомство с однокоренными и родственными словами. Развитие словаря. Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. | 9 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Характеристика основных видов деятельности | Количество часов |
Диагностика речевого развития | 4 | ||
Звук. Буква. Гласные — согласные | |||
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | Учить детей четкому произношению звука; соотнесению звука с буквой и символом; печатанию буквы А, написанию элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А; выделению звука А среди сочетаний гласных, слогов и слов; развивать простые формы звукового анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления; формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах. | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | Познакомить детей с буквой У, учить соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четкое произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в понимании смысла пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь. | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление. | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | Познакомить детей со звуком и буквой Э; учить соотнесению звука с буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э; формировать знания норм орфографии; тренировать в составлении предложений с использованием глаголов совершенного вида. | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | Познакомить детей со звуком Ы; закрепить знания о гласных звуках; научить давать характеристику звука, познакомить с артикуляцией звука Ы; учить соотноси ь звук с буквой и символом; закреплять навыки подбор-I и правописания качественных прилагательных, образования и дифференциации существительных множественного числа; развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие. | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | Познакомить детей со звуком и буквой И; | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закрепить знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда; развивать навыки звуко-бук-венного анализа и синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм орфогра-(Ъии: тоениоовать в согласовании слов в предложении; Фии; тренировать в согласовании слов в предложении; развивать слуховое внимание, восприятие и память, логическое мышление; закреплять графический навык письма. | 1 | |
Дифференциация гласных А—Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. | Познакомить детей с буквой Ю; закрепить знания о правописании слогов ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЖИ -ШИ; закрепить навык употребления глаголов настоящего времени; развивать навыки словообразования, звукового анализа и синтеза, согласования слов в словосочетаниях; развивать логическое мышление. | 1 | |
Дифференциация гласных У—Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. Цели и задачи: познакомить детей с гласной Ё; развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, логическое мышление; развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. | 1 | |
Дифференциация гласных Э—Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. Цели и задачи: познакомить детей с гласной Ё; развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, логическое мышление; развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. | 1 | |
Дифференциация гласных Ё-Ю | Гласная буква Ё, Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё,Ю. Дифференциация гласных букв в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | |
Итоговое занятие «Гласные звуки и буквы» | Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах | 1 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. | Познакомить детей с буквами Р - Л; учить соотнесению звуков Р - Л с буквами и символами; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза; упражнять в написании слогов, слов, словосочетаний и предложений с заданными буквами; формировать навыки понимания и выполнения двухступенчатых инструкций; активизировать слуховое внимание и восприятие; припоминание литературных произведений. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. | Понакомить детей с буквами М - Н; учить выделять согласные звуки М - Н из слогов, слов, словосочетаний и предложений, соотносить звуки с буквами и символами; развивать графические навыки письма, звукового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа; обогащать словарь признаков; развивать зрительное восприятие. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. | Познакомить детей с буквами Б - П; упражнять в написании букв Б — П; учить выделять согласные звуки Б — П из слогов, слов, словосочетаний и предложений, соотносить звуки с буквами и символами; формировать навыки звукобуквенного анализа слогов, слов, словосочетаний и предложений; обогащать словарь детей словами с буквами Б - П; развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно-временные представления. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. | Закрепить знания детей о согласных звуках; понакомить детей с буквами Г - К; закрепить навыки правописания изучаемых букв в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; учить выделять буквы Г - К из слогов, слов, словосочетаний и предложений; формировать навыки работы с обобщениями, навыки конструирования и реконструирования; закреплять знания о временных отношениях; уточнить словарь детей на тему: «Овощи и фрукты»; развивать зрительное восприятие; закрепить знания сказки «Кот в сапогах»; развивать связную речь. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. | Закрепить знания детей о согласных звуках; познакомить с буквами В - Ф; учить выделять согласные В - Ф из слогов, слов, словосочетаний, предложений, определять их положение в слогах, словах; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза; развивать внимание, восприятие, память, мышление, мелкую моторику. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т. | Закрепить знания детей о согласных звуках; понакомить детей с буквами Д-Т; закрепить навыки правописания изучаемых букв в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; учить выделять буквы из слогов, слов, словосочетаний и предложений; формировать навыки работы с обобщениями, навыки конструирования и реконструирования; закреплять знания о временных отношениях; уточнить словарь детей на тему: «Овощи и фрукты»; развивать зрительное восприятие; закрепить знания сказки «Кот в сапогах»; развивать связную речь. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. | Закреплять знания" детей о согласных звуках; познакомить детей с буквами 3 - С; учить соотносить звуки 3 - С с буквами и символами, выделять звуки из слогов, слов, словосочетаний и предложений; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственной ориентации; закреплять знания детей о правописании собственных имен существительных; развивать логическое мышление и зрительное восприятие. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. | Закреплять знания детей о согласных звуках; познакомить детей с буквами Ж - Ш; учить выделять звуки Ж - Ш в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами и символами; познакомить детей со сравнительной характеристикой, звуков Ж - Ш, нормами их артикуляции; развивать навыки зву-кобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память; закреплять знания норм орфографии. | 2 | |
Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. | Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках; познакомить детей со звуками Щ - X - Ц - Ч; учить дифференцировать звуки Щ-_- X - Ц - Ч между собой и с другими согласными звуками; учить выделять изучаемые согласные звуки в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, определять их место в слове; учить соотнесению слов со схемами; развивать навыки звукового анализа, слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза; развивать высшие психические процессы. | 2 | |
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов. | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах; учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать логическое мышление. | 2 | |
Итоговое занятие. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. | Припомнить вместе с детьми гласные и согласные звуки; закреплять знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных; развивать фонематическое восприятие; учить дифференцировать согласные звуки; закреплять знания о парных согласных. | 1 | |
Слог. Слоговой анализ и синтез 5ч. | |||
Слоги. | Познакомить детей с понятием «Слог»; закреплять знания детей о слогоразделе; учить детей диференцировать слоги и слова, односложные и двусложные слова; познакомить детей с открытыми и закрытыми слогами; развивать навыки слогового анализа и синтеза. | 1 | |
Слоговый анализ слов. | Познакомить детей со слогом; научить детей диференцировать понятия «буква» — «слог» - «звук»; формировать навыки слогового анализа и синтеза;.закреплять знания о слогообразующей роли гласных; уточнять и расширять словарь имен; учить дифференцировать мужские и женские имена; закреплять навыки словоизменения; развивать логическое мышление. | 1 | |
Слоговый анализ двусложных и трехсложных слов. | Закрепить знания детей о слоге; уточнять и обогащать словарь детей словами по темам «Цветы» и «Транспорт»; развивать навыки слогового анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов, звукобуквенного анализа и синтеза слов; развивать внимание, память и восприятие. | 1 | |
Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. | Закреплять знания детей о слоге, о слогообразующей роли гласной; уточнять и обогащать словарь детей; закреплять навыки словообразования; учить детей дифференцировать слова из одного, двух, трех слогов, соотносить слова со слоговой схемой, оперировать обобщающими категориями; развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и мышление. | 1 | |
Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие. | Закреплять знания детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе; обогащать словарь детей; учить работать со слоговыми схемами, оперировать обобщающими категориями; развивать тонкие дифференцировки, память, внимание и мышление, слуховое и зрительное восприятие. | 1 | |
Перенос слов | Закреплять знания детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе; обогащать словарь детей; учить работать со слоговыми схемами, оперировать обобщающими категориями; развивать тонкие дифференцировки, память, внимание и мышление, слуховое и зрительное восприятие. | 2 | |
Итоговое занятие «Развитие навыков языкового анализа и синтеза» | Закреплять знания детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе; обогащать словарь детей; учить работать со слоговыми схемами, оперировать обобщающими категориями; развивать тонкие дифференцировки, память, внимание и мышление, слуховое и зрительное восприятие. | 1 | |
Ударение | |||
Ударение. | Познакомить детей с ударением и его ролью в слове, ударной гласной и ударным слогом; работать над интонацией; учить соотнесению слов с ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и ударного слога; развивать логическое мышление. | 1 | |
Ударение. Ударная гласная. Ударный слог. | Закрепить знания детей об ударении, ударной гласной и ударном слоге; познакомить их с безударными гласными; закрепить знания о правописании слов с безударными гласными в корнях; учить соотнесению слов с интонационными схемами, работать с деформированным предложением; развивать слуховое внимание, восприятие и память. | 1 | |
Предлоги | |||
предлоги | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога | 3 | |
Дифференциация приставок и предлогов. | Закрепить знания детей о приставках и предлогах; познакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове); учить обозначать предлоги с помощью графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание. | 1 | |
Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | |||
Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | Тренировать детей в составлении предложений из слов; закреплять навыки языкового анализа и синтеза; учить детей устанавливать логические связи между словами внутри предложения и между предложениями внутри текста; тренировать детей в грамматическом оформлении предложений; развивать логическое мышление. | 3 | |
Состав слова | |||
Родственные и однокоренные слова | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования | 1 | |
Корень слова | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов | 1 | |
Суффикс | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса | 1 | |
Приставка | Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами | 1 | |
Слова-предметы | Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Подбор однородных определений Употребление в речи предметов в роде, числе | 2 | |
Слова-действия | Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой. Совершенствовать умение образовывать формы ед. и мн. числа существительных | 2 | |
Лето. Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. | 1 | |
Диагностика речевого развития | 2 | ||
2 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
- Ефименкова Л.Н..— Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Мазанова, Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии». – М:, 2007 г.
- Мазанова, Е.В. «Коррекция акустическое дисграфии». – М:, 2007 г.
- Мазанова, Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». – М:, 2007 г.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
- Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 2 КЛАССА.
В учебном плане 35 недель. 1-15 сентября - 15-30 мая проводится обследование устной и письменной речи детей.
Hа прохождение программы отводится 66 часов,
согласно календарного учебного графика 2020-2021 уч.г. нерабочие дни –08.03.2021, 03.05.2021, 10.05.2021.
№ | План | Факт | Тема | Кол-во часов | Примечание |
Обследование устной и письменной речи | 1 | ||||
1 | |||||
1 | |||||
1 | |||||
Звук. Буква. Гласные звуки и буквы | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. | 1 | ||||
Дифференциация А-Я | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. | 1 | ||||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е. | 1 | ||||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. | 1 | ||||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||||
Итоговое занятие «Гласные звуки и буквы» | 1 | ||||
Согласные звуки и буквы | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. | 1 | ||||
1 | |||||
Звуко-буквенный анализ и синтез слов. | 1 | ||||
1 | |||||
Итоговое занятие «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» | 1 | ||||
Слог. Слоговой анализ и синтез | |||||
Слоги. | 1 | ||||
Слоговый анализ слов. | 1 | ||||
Слоговый анализ двусложных и трехсложных слов. | 1 | ||||
Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. | 1 | ||||
Развитие слогового анализа и синтеза. | 1 | ||||
Перенос слов. | 1 | ||||
1 | |||||
Итоговое занятие «Развитие навыков слогового анализа и синтеза» | 1 | ||||
Ударение | |||||
Ударная и безударная гласная | 1 | ||||
Ударение. Ударная гласная. Ударный слог. | 1 | ||||
Предлоги | |||||
Предлоги | 1 | ||||
1 | |||||
1 | |||||
Дифференциация приставок и предлогов. | 1 | ||||
Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | |||||
Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | 1 | ||||
1 | |||||
1 | |||||
Состав слова | |||||
Родственные и однокоренные слова | 1 | ||||
Корень слова. | 1 | ||||
Суффикс | 1 | ||||
Приставка | 1 | ||||
Слова -Предмет | 1 | ||||
1 | |||||
Слова-Действие | 1 | ||||
1 | |||||
Слова-Признак | 1 | ||||
Диагностика | 1 | ||||
1 | |||||
1 | |||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...
Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».
Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
Конспект урока (с презентацией) по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса
Конспект урока по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза с учениками 3 класса общеобразовательной школы....
План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.
Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....