Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" с включением этнокультурного компонента "Богатства Югры"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
В конспекте логопедического занятия учитываются особенности речевого развития ребенка коренных малочисленных народов Севера. С целью оптимизации усвоения материала ребенком коренной национальности включен этнокультурный элемент "Богатсва Югры", основанный на материале, близком и понятном детям данной категории. На занятии говорится о дереве - кедр. Детям предлагаются нестандартные формы работы: просмотр мультфильмов, разгадывание хантыйских загадок, подготовка проектов на тему "Не рубите кедры!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatstva_yugry.docx | 64.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №4
Технологическая карта сопровождения логопедического занятия с включением этно-экологического компонента
( в соответствии с новыми ФГОС ОВЗ)
ФИО логопеда | Копылова Наталья Петровна, учитель – логопед 1 квалификационной категории | |||||
Группа, класс (логопедическое заключение) | Группа обучающихся коренной национальности 1-х классов (ханты) Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3-4 уровня | |||||
Время работы | Занятие рассчитано на 35 минут, так проводится на этапе адаптации, в сентябре месяце. В течение занятия проводятся 2-3 физкультпаузы, направленные на релаксацию и снятие напряжения | |||||
Тема занятия | Логопедическая тема: «Слова, обозначающие предметы» Этно-экологический компонент: «Богатства Югры» | |||||
Цель занятия | Научить детей понятию «слова- предметы» на основе материала этно-экологического компонента «Богатства Югры» | |||||
Задачи занятия |
| |||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД |
| ||||
Регулятивные УУД |
| |||||
Коммуникативные УУД |
| |||||
Познавательные УУД |
| |||||
Оборудование |
? голубой, 4) подберезовик береза, подосиновик ?осина
| |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | ||||||
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности с обучающимися | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность обучающихся | |
Этап мотивации | 3 мин | Словесные, практические | Фронтальная, индивидуальная | - Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним с прошлого занятия: - Как называется страна, в которой мы живем? Назовите столицу нашей Родины. - А теперь давайте все, что мы сказали проговорим вместе с работой пальчиков. - Как называют жителей проживающих в России? -Возьмемся за руки, россияне, и улыбнемся друг другу! С таким настроением будем работать в течение всего занятия, уважительно относясь к каждому своему однокласснику. | - Россия. - Москва - Дети поочередно прикасаются пальцами каждой руки к большому пальцу, проговаривая: Мы живем в стране Россия, столица нашей Родины – Москва. - Мы – россияне! | |
Этап актуализации знаний | 3 мин | Проблемные, словесные, практические | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята, вспомните с прошлого занятия, сколько цветов имеет наш российский флаг? - Правильно, наш флаг – триколор. Он имеет 3 цвета. Расположите правильно на доске цвета нашего флага. - Соотнесите эти цвета с цифрами, размещенными на карточках у вас на столе. - Разделитесь на группы и возьмите себе соответствующую карточку с заданием на доске. | -Российский флаг имеет 3 цвета. - Дети на доске располагают листы цветной бумаги: красный, синий, белый. - Дети должны догадаться, что цифра 1 соотносится с красным цветом, так как это первый цвет, 2 – с синим цветом, 3- с белым. - Дети 1-й группы должны взять карточку красного цвета с заданием с обратной стороны, 2-й группы – синего, 3-й группы – белого. | |
Этап формулировки темы и задач | 3 мин | Словесные, практические, аналитико- синтетические | Работа в парах | - У вас с обратной стороны записаны задания, ответы на которые вы должны дать Помните, что вы работаете в паре, поэтому должны соблюдать соответствующие правила: 1. Вы должны уметь слушать друг друга. 2. В случае спора уметь уступать. 3. Уметь договариваться друг с другом. 4. Уметь распределять роли в паре. Задание для пары №1: - На какие вопросы отвечают слова – предметы. - Выберите вопрос к словам – предметам, обозначающим одушевленный предмет. - Выберите вопрос к словам – предметам, обозначающим неодушевленный предмет. - Сделайте предположение, о каких словах мы будем говорить на занятии? - Правильно, мы еще раз поговорим об этих словах. Будем упражняться в правильной постановке вопросов к этим словам и будем продолжать говорить о нашем крае, насколько уникально то место, где мы живем. | На доске размещается памятка для учащихся. – Слова – предметы отвечают на вопросы КТО? ЧТО? - Слова, обозначающие одушевленный предмет, отвечают на вопрос КТО? и подчеркиваются одной синей линией. - Слова, обозначающие одушевленный предмет, отвечают на вопрос ЧТО? и подчеркиваются одной зеленой линией. - Скорее всего мы поговорим о словах предметах. | |
Закрепление во внешней речи пройденного материала | 7 мин | Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные | Работа в парах | - Давайте еще раз вспомним как называется наш край, в котором мы живем. - На прошлом занятии мы говорили об уникальности нашего края и его богатстве. Наш северный край богат природными ископаемыми, животными, растениями. - Сейчас вам предстоит продолжить работу в парах. Задание для первой пары: - Вам предстоит внимательно посмотреть на карточки с изображениями полезных ископаемых и вспомнить, каких полезных ископаемых нет в нашем регионе (выдаются карточки с изображением нефти, газа, угля, золота, железной руды, меди, мрамора). Задание для второй пары: - Вам надо правильно разделить карточки на три группы (выдаются карточки с изображением волка, вороны, щуки, дятла, ряпушки, лося Задание для третьей пары: - Вы должны догадаться, какую карточку можно положить вместо знака вопроса (выдаются карточки для игры «Аналогии») - Давайте проверим, как вы выполнили задания - Ребята, последнее задание еще раз доказывает, что наш край богат полезными ископаемыми, животными, растениями. | - Ханты – Мансийский округ – Югра Дети откладывают «лишние» карточки с изображением полезных ископаемых, которых нет в Югре: угля и мрамора Дети классифицируют карточки по группам: звери, птицы, рыбы Дети проводят аналогичный ряд и выкладывают нужную карточку вместо вопроса. - Взаимопроверка задания | |
Рефлексия | 3 мин | Словесные, практические | Фронтальная | - А сейчас мы немного отдохнем: сделайте столько приседаний, сколько слогов в слове нефть; столько прыжков, какая по счету в слове волк стоит буква Л; столько наклонов вперед, сколько гласных в слове ворона; столько наклонов головой, сколько слогов в слове черника. - Задайте правильный вопрос к этим словам, обоснуйте ответ. | Выполнение действий по инструкции Нефть – что? (неодушевленный предмет) Волк – кто? (одушевленный предмет) Ворона – кто? (одушевленный предмет Черника – что? (неодушевленный предмет) | |
Закрепление во внешней речи пройденного материала | 5 мин | Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята, сейчас вам предстоит отгадать хантыйские загадки. Отгадки на эти загадки находятся под вашими ногами, когда вы находитесь в лесу: 1) На том берегу реки дерево с колокольчиками стоит. 2) А эта таёжная птица Сидит на кедровой сосне. Сидит плутовка, молчит, Кедровые шишки лущит. - Куда мы разместим птицу: под дерево или на дерево? 3) Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются… - Куда мы разместим лисички: над кедром или под кедром? Именно лисички любят прятаться под кедром. 4) Удалец-молодец Без крыльев летает. Снег поднимает, Кедры качает… Спросишь его- Прожужжит, прозвенит И дальше летит. - Задайте вопросы к словам – отгадкам, поднимите соответствующую карточку, сделайте слоговой анализ этих слов. - Сделайте вывод по определению слогов в слове. | - Разгадывание загадок: -Кедр. -Кедровка. - Лисички - Ветер - Выполнение задания по инструкции: дети поднимают вверх карточку синего цвета, если слово отвечает на вопрос КТО?, зеленого цвета – ЧТО? - Сколько в слове гласных, столько и слогов. | |
Рефлексия | 3 мин | Словесные, практические | Фронтальная | -Снова немного отдохнем. Выполним небольшую разминку: Станем мы деревьями, Сильными, большими. Ноги – это корни, Их расставим шире, Чтобы дерево держали, Падать не давали, Из глубин далеких Влагу доставали. Наше тело – ствол могучий, Он чуть – чуть качается. И своей верхушкой острой В небо упирается | - Дети имитирует действия по ходу стихотворения. | |
Актуализация знаний учащихся | 1 мин | Наглядно-демонстрационные | Фронтальная | - Ребята, сейчас мы просмотрим мультипликационный сюжет о кедре. Внимательно просмотрите видеоролик, а затем мы побеседуем по нему | Дети просматривают видеоролик «Кедр – дерево жизни» Гиперссылка (нажмите клавишу CTRL и щелкните ссылку): Или найти в Yotube мультипликационный фильм «Кедр – дерево жизни» | |
Включение нового в систему знаний | 3 мин | Словесные, аналитико - синтетические | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята, как вы поняли, в чем основная идея мультфильма? - В какой помощи нуждается кедр? - Почему кедр называют деревом жизни? - Кедр – это тоже достояние нашего края. Под «сибирской сосной» - так по- другому называют кедр – любят побродить многие животные, например, медведь. В кроне дерева любят останавливаться многие птицы, чтобы полакомиться излюбленным лакомством – кедровыми орехами. - Выдвинете идеи для привлечения внимания к проблеме: что мы, дети, учителя можем сделать? | - Надо помочь кедрам - Кедр надо спасти от вырубки - Под деревом, на дереве живут много животных - Можем нарисовать рисунки, листовки «Не рубите кедры!» и разместить их по поселку или на сайте школы | |
Рефлексия. Включение нового в систему знаний | 4 мин | Словесные, аналитико - синтетические | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята, подумайте, какой общий вывод мы можем сделать по занятию, глядя на доску? На доске дети классифицировали карточки с изображением богатств края по вопросам КТО? ЧТО? - Ребята, вырубают ли леса на ваших родовых угодьях? Что вы стали замечать после вырубки леса? | Озвучивается общий вывод: На занятии мы говорили о словах – предметах. Если слово обозначает неодушевленный предмет, оно отвечает на вопрос ЧТО? - и подчеркивается зеленой прямой линией. Если слово обозначает одушевленный предмет, оно отвечает на вопрос КТО? и подчеркивается прямой синей линией. Еще мы продолжали говорить о богатстве края. Решили сделать выставку рисунков «Не рубите кедры!» - Стало меньше животных, растений, грибов в месте вырубки леса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."
Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....
Конспект урока «Слова, обозначающие действия предметов».
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"
Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...
Конспект логопедического занятия "Простое нераспространенное предложение" с включением этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры"
В конспекте занятия приводятся примеры организации логопедической работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры", так...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)
Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...
Конспект занятия "На поверхности болота" в рамках курса "Югра- моё наследие"
Основные цели занятия:1.Формировать опыт применения Табу природы и правила трех «П» для приобщения к природному наследию Югры (болотные сообщества) 2. Познакомить учащихся с осо...