Конспект логопедического занятия "Простое нераспространенное предложение" с включением этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
В конспекте занятия приводятся примеры организации логопедической работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры", так как занятие рассчитано на работу с детьми коренных малочисленных народов Севера. Последовательность этапов занятия отражается в технологической карте, что соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy_yugry.docx | 64.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта сопровождения логопедического занятия с включением этнокультурного компонента
( в соответствии с новыми ФГОС ОВЗ)
ФИО логопеда | Копылова Наталья Петровна, учитель – логопед 1 квалификационной категории | |||||
Группа, класс (логопедическое заключение) | Группа обучающихся коренной национальности (ханты) 1-х классов Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3-4 уровня | |||||
Время работы | Занятие рассчитано на 35 минут, так проводится на этапе адаптации, в сентябре месяце | |||||
Тема занятия | Логопедическая тема: «Простое нераспространенное предложение» Этно-экологический компонент: «Перелетные птицы Югры» | |||||
Цель занятия | Дать понятие о предложении и научить составлять простое нераспространенное предложение на основе лексического материала «Перелетные птицы Югры» | |||||
Задачи занятия |
| |||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД |
| ||||
Регулятивные УУД |
| |||||
Коммуникативные УУД |
| |||||
Познавательные УУД |
| |||||
Оборудование |
| |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | ||||||
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельностис обучающимися | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность обучающихся | |
Этап мотивации | 3 мин | Словесные, практические | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята! Скажите, какое сейчас время года? - Докажите свой ответ изменениями в природе. - Вспомните названия осенних месяцев. - Проговорим названия месяцев, выполняя пальчиковую гимнастику: прикасаемся поочередно каждым пальцем к большому пальцу. | -Осень - Стало холоднее, дни короче, опадают листья, птицы улетают на юг. - Сентябрь, октябрь, ноябрь - Выполняют по инструкции, проговаривая название месяцев | |
Этап актуализации знаний | 5 мин | Словесные, аналитико- синтетические | Работа в парах, индивидуальная | - Ребята, вы сказали, что одной из примет осени является перелет птиц. У вас на партах имеются карточки со словами: перелет птиц, меньше стало корма, стало холоднее. Вам надо с соседом по парте выполнить следующее задание: разместить карточки в порядке следования причин перелета птиц. Вспомним правила работы в парах - Разместите карточки правильно в порядке следования причин перелета птиц - Составьте предложение, связав слова ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ НА ЮГ, ПОТОМУ ЧТО - Докажите, что вы составили предложение. | СТАЛО ХОЛОДНЕЕ СТАЛО МЕНЬШЕ КОРМА ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ - Птицы улетают на юг, потому что стало холоднее и стало меньше корма. - Есть законченная мысль. | |
Этап постановки темы и целеполагания | 2 мин | Словесные | Фронтальная | - Сделайте предположение, о чем мы будем говорить на занятии? - О каком времени года и каком уникальном явлении в природе будем говорить на занятии? - Правильно, сегодня мы будем учиться составлять простые предложения, связанные с перелетом птиц в теплые края. | - Мы будем говорить о предложении. - Будем говорить об осени, перелете птиц | |
Этап закрепления добытых знаний посредством Интернет источников | 6 мин | Нагдядно-демонстрационные | Фронтальная | - Внимательно посмотрите видеофильм, о перелетных птицах, после этого мы с вами побеседуем. | Гиперссылка (нажмите клавишу CTRL и щелкните ссылку): Или набрать в Youtubeмультфильм «Перелетные птицы осенью» | |
Беседа по просмотренному видеофильму | 2 мин | Практические, проблемные | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята, понравился ли Вам фильм? - Задайте вопрос к слову ПТИЦЫ - Что делаютперелетные птицы осенью? - Каким способом перелетают птицы на юг? | - Кто? Это слово обозначает одушевленный предмет - Улетают на юг - Стаей, косяком | |
Рефлексия | 3 мин | Словесные, практические | Фронтальная | - Сейчас мы покажем перелет птиц с помощью пальцев рук: соединяем пальцы вместе, перекрещивая их и изображаем перелет птиц - Изобразим перелет птиц, улетающих стаей, косяком. - Нарисуем глазами птичий косяк, с помощью одновременного движения обеих рук изобразим стаю | - Действие детей по инструкции - Изображают треугольник - Изображают квадрат с помощью одновременного движения правой и левой рук. | |
Закрепление во внешней речи услышанного материала | 6 мин | Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные | Групповая | - Вспомните, куда улетали птицы в мультфильме. - Назовите перелетных птиц, улетающих на юг из нашего региона. - Какие птицы остаются зимовать? - Сейчас вы разобьетесь на 2 команды следующим образом: у вас на столах лежат карточки с изображением птиц. Вам надо сообразить, какая это птица: перелетная или неперелетная и объединиться в группу. - Каждая группа должна составить свое предложение и начертить схему предложения. | - Птицы улетали на юг. - Журавли, утки, гуси, лебеди - Дятлы, глухари, синицы | |
Рефлексия | 3 мин | Словесные, практические, наглядные | Фронтальная | - Покажем перелет птиц с помощью пальцев рук - Как улетают птицы на юг? - Изобразим перелет птиц, улетающих стаей, косяком. | - Дети соединяют руки в замок и изображают улетающих птиц. - Могут улетать стаей, могут косяком. | |
Рефлексия. Включение нового в систему знаний | 4 мин | Словесные, аналитико - синтетические | Фронтальная, индивидуальная | - Ребята, подумайте, какой общий вывод мы можем сделать по занятию, глядя на доску? - Проанализируйте, что получилось у нас на занятии, а что не получилось? - Дома вам надо нарисовать перелетных птиц, улетающих в теплые края от нас и придумать с ними историю. | Озвучивается общий вывод: На занятии мы говорили о словах – предметах и действиях -предметов. Слова – предметы отвечают на вопросы КТО? ЧТО? Слово-действиепредмета отвечает на вопрос ЧТО делает? - и подчеркивается двумя прямыми линиями. Посмотрели мультфильм об осенней рыбалке, вспомнили о перелетных птицах края |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Конспект логопедического занятия"Перелётные птицы".
Развитие связной монологической речи с опорой на мнемотаблицу....
Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" с включением этнокультурного компонента "Богатства Югры"
В конспекте логопедического занятия учитываются особенности речевого развития ребенка коренных малочисленных народов Севера. С целью оптимизации усвоения материала ребенком коренной национальности вкл...
Конспект логопедического занятия на тему: «Перелётные птицы»
Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи:Образование притяжательных прилагат...
Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.
Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Преодоление нарушений грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...