Конспект занятия "На поверхности болота" в рамках курса "Югра- моё наследие"
план-конспект занятия (2 класс)
Основные цели занятия:
1.Формировать опыт применения Табу природы и правила трех «П» для приобщения к природному наследию Югры (болотные сообщества)
2. Познакомить учащихся с особенностями болот, с растениями и животными болот, а также значением болот в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poverhnosti_bolota_konspekt.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «На поверхности болота»
Тема: «На поверхности болота»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
1.Формировать опыт применения Табу природы и правила трех «П» для приобщения к природному наследию Югры (болотные сообщества)
2. Познакомить учащихся с особенностями болот, с растениями и животными болот, а также значением болот в жизни человека.
3. Развить у учащихся наблюдательность, память, мышление, речь.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру и желание охранять и беречь болота.
Планируемые результаты:
Личностные: выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам; определяют границы своего «знания» и «незнания», выражают свои эмоции и отношение.
Предметные: удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о болотах, обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения и сравнения; выявляют существенные признаки экосистемы болот, а так же значение болот в жизни человека.
Метапредметные:
- Регулятивные –
1. Удерживать цель деятельности на уроке с одноклассниками и учителем до получения её результата; вырабатывать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
2. Проводят пошаговый взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций.
3. Определяют совпадение, сходство и различие своих действий с образцом.
- Познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Добывают новые знания, используя разные источники (учебник, справочную литературу, Интернет, свой личный жизненный опыт).
- Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал – торф.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности | |
- Ребята, проверьте готовность к уроку. Вспомним правила взаимодействия, пожелаем друг другу удачи на уроке окружающего мира | |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы | |
(Аудиозапись – звуки болота) - Отгадайте загадку Все обходят это место, Здесь земля как будто тесто, Здесь осока, почки, мхи … Нет опоры для ноги. - О чем это? - Что такое болото? Как вы понимаете? | Ребята высказывают свои версии, приходят к выводу, что это – болото. - Болото – это участок суши, на которой скапливается и застаивается вода. |
Слайд 2 | |
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на болото. А проводниками в сегодняшнем путешествии будут ребята нашего класса. - Что бы вы хотели узнать об этой местности? | Ответы детей: - Как образуются болота? - Какие растения растут на болоте? - Кто обитает в этой местности? - Нужны ли болота? |
Слайд 3 | |
- Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны выбрать нужные вещи и предметы, которые будут нам необходимы. - Откройте учебники на странице 129, задание № 1. - Обведите карандашом нужные вещи, предметы. - Что мы возьмем с собой? - И так, в путь! | Дети работают с учебником. Ребята высказывают свое мнение: -Сапоги, палку, при помощи которой мы будем передвигаться по болоту (слегка – толстая жердь); компас – прибор для ориентировании на местности. |
3. Совместное «открытие» знаний. Изучение нового. | |
Слайд 4 (болото №1, звуки болота) | |
- Все началось 15000 лет назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя на равнинах многочисленные следы – впадины. | |
Слайд 5 (болото №2) | |
- С возвышенностей в эти впадины стекалась вода, они заполнялись водой и если вода не находила выхода, то есть стока, то в таких местах постепенно образовывались болота. - Предлагаю обратиться к учебнику, задание № 2. | Дети работают с учебником. |
Слайд 6 (карта – схема) – задание | |
а) прочитать задание б) выполнить работы в парах - Прислушивайтесь к мнению друг друга -Проверяем! | Учащиеся выполняют работу в парах |
Слайд 7 (карта – схема) проверка | |
- Где будут находиться болота, по вашему мнению? - Почему? Докажите! | - На равнине! Учащиеся высказывают свои мнения и приходят к верному ответу |
Слайд 8 (карта – схема (Х)) | |
Слайд 9 (болото №3) | |
- На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимаешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода. - Болото – замечательные хранилища воды. Иногда в них берут начало небольшие реки. И тогда болота, словно огромные фильтры очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода освобождается от пыли и вредных веществ, микробов и в реки из болот поступает чистейшая вода. - Так что же полезного делают болота? - На болотах растут особые растения. | - Очищают воду |
4. Физкультминутка | |
Слайд 10 (мох сфагнум) | |
- Обратите внимание, у вас на столах лежит образец торфа. - Что вы знаете про торф ? | Сообщения учащихся: - Удивительное растение – мох сфагнум. Он умеет пить воду, то есть впитывать в себя много лишней влаги. Кроме того, сфагнум обладает целебными свойствами: там, где он растет, не появляются вредные микробы. Во время войны врачи использовали этот мох вместо бинтов и ваты. Мох обеззараживал раны. Так были спасены многие советские солдаты. Этот мох живет много лет. Его верхушка растет, а нижняя часть отмирает, спрессовывается. Из отмершего мха образуется торф – хорошее топливо. При сжигании он дает много тепла. А еще торф люди используют как удобрение. Дети рассматривают образцы торфа Торф- это ценнейшее удобрение и сырьё для химических заводов. В сухом виде становится огнеопасным, поскольку в нём может произойти самопроизвольное возгорание под действием бактерий, выделяющих тепло. |
Слайд 11 (растения) | |
-Какие растения обитают на болоте ? - На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобны и полезны. | Сообщение учащихся: - Рогоз – часто называют камышом. Растения с темно-коричневыми головками. - Ряска – её маленькие листочки достигают размера ноготка мизинца. - Болотный мирт – другое название – Кассандра. - Росянка – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Это привлекает насекомых. Они садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Так росянка получает дополнительное питание. -Багульник – цветы его содержат эфирные масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат. |
Слайд 12 (ягоды) | |
- Животными, болота не так богаты, как леса и луга, но и здесь жизнь кипит. | Сообщение учащихся: - Клюква – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс. - Черника – богата витаминами, укрепляет зрение. - Брусника – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает «виноградная лоза». - Морошка – хорошее средство против заболевания десен. - Голубика – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. |
Слайд 13 (насекомые) | |
- Каждое болото представляет собой уникальный природный комплекс со своей особой фауной и флорой.Богат и разнообразен растительный мир. | Сообщение учащихся: - На болотах гнездятся журавли, утки и кулики, прилетают на ток глухари. - На болотах много насекомых: комары, мошки. Ими питаются хищники – стрекозы, они очень прожорливы, охотятся в полете. - Другой хищник – водомерка. Ее тело и лапки покрыты жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Она быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но только в ночное время. Да и жук – плавунец отличный пловец. |
Слайд 14 (пресмыкающиеся) | |
- Насекомыми питаются: ящерицы, ужи, жабы, лягушки, улитки. | |
Слайд 15 (птицы) | |
- Ребята, каких птиц мы видим? - Что у них общего во внешнем виде? | - Аист, цапля, журавль. - Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту. - Длинный клюв, чтобы доставать пищу. Питаются головастиками, ягодами и насекомыми. - Все они хорошо летают. |
Слайд 16 (птицы) | |
- Ребята, как вы считаете, есть ли звери на болотах? | Сообщение учащихся: - В камышах прячется камышовка – она питается насекомыми, умеет голосом подражать других птиц и даже животных. - У куропатки тоже своеобразное пение. А это кулик-бекас. Он тоже питается насекомыми. - Болотная сова – не строит свое гнездо на деревьях, а устраивает его под корягой, кочкой или кустом. Это одна из самых полезных птиц. Охотится утром и вечером. Питается сама и выкармливает птенцов мелкими грызунами. - А кто это прячется в траве? Это – выпь! В старину ее называли бугай. Ее голос напоминает рев. Питается пиявками, рыбой, лягушками. Ведет ночной образ жизни. |
Слайд 17, 18, 19 (звери) | |
Сообщение учащихся: - В воде живет ондатра. Мышь-полевка тоже облюбовала место на болоте. Иногда на болота заходят олени и лоси. Лоси любят водоросли и даже ныряют в воду за ними. - Кабаны – тоже частые гости болот. | |
5. Закрепление материала | |
Разгадывание кроссворда (работа в группах). - Сегодня мы с вами совершили путешествие и познакомились с очень интересной местностью, в которой обитают разнообразные обитатели животного и растительного мира. - Я предлагаю вам воспользоваться приобретенными знаниями и разгадать кроссворд, который лежит у вас на партах. Работаем в группе. | Дети слушают вопрос и посовещавшись записывают ответ. |
Слайд 20 (кроссворд) | |
1. Один из видов кулика? 2. Часто встречающееся кровососущее насекомое? 3. Целебная болотная ягода, которую собирают люди и варят из нее варенье? 4. Хищное растение, поедающее насекомых? 5. Полезное ископаемое, которое образовалось из отмершего мха? 6. Растение, которое раньше использовали вместо ваты? - Какое ключевое слово мы получили? - Как вы думаете, у нас в Туруханском районе есть болота? | - Бекас - Комар - Клюква - Росянка - Торф - Мох - Болото Дети высказывают свое мнение. |
Слайд 21 | |
- Мы с вами очень много говорили о болоте. Каждое болото представляет собой своеобразный дневник, в котором записаны все изменения, последовательно происходившие в природе на протяжении тысячелетий. - Подумайте, а нужны ли болота? Ведь в них и красоты – то особой нет. А может природа и люди обойтись без болот? - К какому выводу вы пришли? - Правильно. Болота должны существовать, так как в природе все взаимосвязано. | - Болота – это хранилище пресной воды. Болота смягчают климат окружающей среды и увлажняют воздух. Дети высказывают свои версии, приходят к выводу, что болота имеют право на жизнь, так как являются неотъемлемой частью природы. - Болота нуждаются в охране и защите от осушения. Работы по осушению болот могут не только привести к гибели болота, но и нарушить экологический баланс огромного района. |
Слайд 22 | |
6. Рефлексия. Самоанализ и самооценка ученика. | |
1.- Кому понравилось наше путешествие? Кто испытывал трудность? В чем? 2.Задание на самооценку. Закончите предложение: Своей работой на уроке я… (очень доволен (а), доволен (а), не совсем доволен (а). | Личностные умения: -оценивать успешность собственной деятельности. Регулятивные умения: -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
7. Итог урока | |
Слайд 23 | |
- Что нового узнали? - Где пригодятся знания? | Дети отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Экосистема болота" с презентацией
Урок "Экосистема болота" УМК "Школа 2100". Презентация идет на протяжении всего урока. На уроке ведется работа в парах и группах....
Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100
Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100...
Конспект занятия "Фрукты - солнечные плоды" в рамках кружка "Основы здорового питания".
Мероприятие проводится на кружке "Основы здорового питания" в рамках внеурочной деятельности в 3 классе.Тема «Фрукты – солнечные плоды». Основное содержание: местные и привозные фрукты, сухофрукты....
Фестиваль творческих проектов «Группа года - 2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта « Лабтэйко»!
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и з...
Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»
Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»...
Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках программы «Орлята России». 1 класс Занятие № 2 «Каким должен быть эколог?»
Данное внеурочное занятие проходит с опорой на образовательный компонент «Окружающий мир» в рамках кружка «Земля – наш дом», ориентировано на изучение блоков: Знакомые не...
Фестиваль творческих проектов «Группа года-2022» в рамках года культурного наследия народов России и школьного проекта «Лабтэйко», в номинации «Актерское обаяние».
В сказках о животных отражены поучительные уроки, которыми руководствовались и должны руководствоваться люди. Так, в сказках осуждается хвастовство и хитрость, высмеивают глупых и ленивых. Сказки учат...