"Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь"
статья по логопедии (1 класс) на тему
Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь
Необходимо помнить, что устную речь у младших классов надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки её внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.
Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат - неуспеваемость по письму и чтению.
Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:
1. Замены
2. Пропуски гласных и согласных
3. Пропуски слогов и частей слова
4. Перестановки
5. Добавления
6. Разделенное написание частей слова
Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов - одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?
Коррекция проводится поэтапно и последовательно.
1. Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
2. Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
3. Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
4. На выработку направленной воздушной струи
5. Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
6. Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
7. На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)
Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.
Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда:
1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
2. Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.
4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_zvukoproiznoshenie_rebyonka_na_pismennuyu_i_ustnuyu_rech.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь
Необходимо помнить, что устную речь у младших классов надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.
Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат - неуспеваемость по письму и чтению.
Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:
- Замены
- Пропуски гласных и согласных
- Пропуски слогов и частей слова
- Перестановки
- Добавления
- Разделенное написание частей слова
Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов - одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?
Коррекция проводится поэтапно и последовательно.
- Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
- Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
- Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
- На выработку направленной воздушной струи
- Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
- Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
- На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)
Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.
Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда:
- Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
- Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
- Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.
- При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
- Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....
Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2
Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...
кружок по русскому языку «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи)
В содержании программы кружка по русскому языку заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Содер...
Светлана Юлиановна Шишкова "В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет."
Вы ищете проверенное пособие, которое поможет вашему ребенку быстро развить навыки чтения и письма? Десятки тысяч родителей уже воспользовались удивительной методикой, которая получила название «Букво...
РОЛЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ В ОБОГАЩЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе....
Нарушение письменной и устной речи
Презентация для родителей, имеющих детей, у которых нарушена письменная (дисграфия) и устная (дислексия) речь...
Методика исследования письменной и устной речи
Исследование письменной речи среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов...