Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"
материал по логопедии (1 класс) на тему

Полномочнова Лилия Альбертовна

Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия  Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_zvuk_sh_i_bukva_sh.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5» Учитель-логопед Полномочнова Лилия Альбертовна

Слайд 2

Групповое логопедическое занятие по профилактике нарушений чтения и письма с учащимися 1 - х классов с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Слайд 3

Тема занятия : «Звук [ ш ] и буква Ш» Тип занятия : изучение нового материала Форма проведения: групповое занятие Наполняемость группы : 5 человек Место занятия в системе коррекционного обучения : логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений письма и чтения (программа Г.А. Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно») Продолжительность занятия : 40 минут Пояснительная записка

Слайд 4

Цель и задачи Коррекционно- развивающие задачи: развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса по теме «Головные уборы». Коррекционно- воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Коррекционно-образовательные задачи: знакомство с акустико-артикуляционными характеристиками и графическим образом звука [ ш ] , обучение слоговому и звуковому анализу слов, совершенствование навыка чтения и письма слогов и слов, уточнение правописания имён собственных . Цель: познакомить со звуком [ ш ] и буквой Ш.

Слайд 5

Методы Словесные беседа объяснение пояснение художественное слово Практические конструирование упражнение игра Наглядные наблюдение прослушивание записей рассматривание картинок показ образца

Слайд 6

Оборудование Образовательные ресурсы Развивающая программа Г.А.Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно» Средства слуховой наглядности Аудио записи шуршащей под ногами листвы, шарканья ботинок, шуршания бумаги, «Песни старухи Шапокляк» (из м/ф «Чебурашка», слова Э. Успенский, музыка В. Шаинский ) Демонстрационный материал Табличка «Тихо», игрушечная змея, бутылочка с газированной водой, опорные схемы для акустико - артикуляционной характеристики звука, картинки «На что похожа буква Ш», слоговая таблица, изображение старушки Шапокляк, мальчика и девочки, карточки со словами «Шапокляк», «Маша», «Паша», буквы на магните (Ш, У, М, Т, К, С) Раздаточный материал Счетные палочки, разноцветные шнурки, разрезные буквы (Ш, У, М, Т, К, С), карточки «Дорисуй шапочку» Техническое обеспечение Персональный компьютер с колонками

Слайд 7

Структура занятия I этап. Организационный (3 минуты) Организация рабочих мест учащихся Создание положительного эмоционального настроя на занятие II этап. Основной (30 минут) Актуализация знаний о звуках речи Повторение изученного на предыдущем занятии Знакомство с новым звуком Создание акустико-артикуляционного образа звука Знакомство с графическим образом звука Звуковой анализ и синтез слогов Динамическая пауза «Мишка» Звуковой анализ слов Повторение правила написания имён собственных Слоговой анализ слов Уточнение и обогащение словарного з апаса по теме «Головные уборы» Развитие мелкой моторики Составление звуковой схемы слова III этап. Заключительный (7 минут) Подведение итогов занятия Домашнее задание Рефлексия

Слайд 8

2. Создание положительного эмоционального настроя на занятие I этап 1.Организация рабочих мест учащихся Учащиеся заходят в кабинет, занимают свои места. На столах для каждого ребёнка зеркало, лоток с необходимым раздаточным материалом для занятия. Учитель - логопед просит проверить всё ли готово для занятия (тетрадь, ручки синего и красного цвета, простой карандаш, клей). Ребята, начинаем занятие. Звенит колокольчик, дети встают . «Здравствуйте!»- ты скажешь человеку. - «Здравствуй!» – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. Здравствуйте, ребята! Учащиеся здороваются и садятся.

Слайд 9

1.Актуализация знаний о звуках речи Ребята, отгадайте загадку : Его не можем мы увидеть, И не можем в руки взять. Его мы можем только слышать , А еще его сказать. (звук) На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные звуки) Чем отличаются гласные звуки от согласных? (когда мы произносим гласный звук, воздух на пути не встречает преграду. А когда мы произносим согласные , то воздух на пути встречает преграды( губы, зубы, язык) II этап . Игра с мячом «Гласный или согласный». Логопед называет звук, ребёнок, поймавший мяч, должен определить к какой группе он относится и объяснить свой выбор.

Слайд 10

2. Повторение изученного на предыдущем занятии Какой звук мы изучили на прошлом занятии? (звук [ л ] ) Как называется стопа с пальцами или вся нога животного? (лапа) Игра с мячом «Посчитаем до пяти». Посчитать я сам могу, все предметы назову! Одна лапа… Учащиеся пересчитывают лапы от одного до пяти. З . Знакомство с новым звуком Ребята, многие буквы мы уже знаем и умеем громко произносить звуки, которые они обозначают. А сегодня мы не будем произносить громкие звуки, а наоборот, постараемся вести себя как можно тише и не шуметь. Учитель- логопед вывешивает красный знак со словом «Тихо!» Звучит музыка из «Песни старухи Шапокляк » Ой, а кто этот расшумелся, кто поёт песню? Вывешивается картинка с изображением старушки Шапокляк Давайте попросим её не шуметь. Как это можно сделать? Дети предлагают свое варианты. Приходим к выводу, что можно прислонить указательный палец ко рту и произнести звук [ ш ] . - Покажите друг другу, как вы будете просить не шуметь.

Слайд 11

П отрите свои уши ладошками. Какой звук вы услышали? Где ещё можно услышать звук [ ш ] ? Учащиеся приводят примеры из личного опыта. Сейчас я буду включать аудио записи, в которых слышится звук [ ш ] , а вы догадайтесь, кто или что может издавать этот звук. Включаются записи шуршащей под ногами листвы, шарканье ботинок, шуршание бумаги. Учитель- логопед, незаметно для детей, берёт бутылочку с газированной водой и под столом открывает её. - Когда мы можем услышать этот звук? Про кого эта загадка: вот веревочка лежит, только тронь ее – шипит? (змея). Правильно, лучше всего получается шипеть у змеи. (демонстрация игрушечной змеи изогнутой в форме буквы Ш) Дети показывают как шипит змея. - И в русском языке есть звук [ ш ] .

Слайд 12

4. Создание акустико- артикуляционного образа звука А сейчас понаблюдаем, как мы произносим звук [ ш ] . Дети перед зеркалом произносят звук, наблюдают за органами артикуляции и самостоятельно делают выводы, как участвуют в произнесении звука [ ш ] органы артикуляции. По мере выводов на доске выстраивается схема Учитель- логопед просит двух учащихся дать характеристику звука [ ш ]

Слайд 13

1 . Демонстрация печатной и прописной буквы Ш 2. Сравнение буквы с другими предметами Дети рассказывают, на что похожа буква Ш. На доске появляются картинки 3. Конструирование буквы Ш Учащиеся выкладывают печатную букву Ш при помощи счётных палочек, показывают при помощи цветных шнурков прописную букву Ш. Показывают букву Ш пальчиками, при помощи рук и головы . 4. Письмо буква Ш Дети прописывают печатную букву Ш в тетрадях. Учитель – логопед следит за осанкой учащихся при письме. 5. Знакомство с графическим образом звука

Слайд 14

6.Звуковой анализ и синтез слогов -ШШША — какой первый звук в этом слоге? - А какой в этом слоге второй звук? Аналогичная работа со слогами ШО, ШУ Чтение слогов по слоговой таблицы на доске Игра «Назови первый слог» Учитель – логопед называет слова, дети должны поймать мяч и назвать первый слог в слове Слова: шалаш, шорох, шакал, шуба, шофер, шоколад, шуруп, Шапокляк. Учащиеся прописывают в тетрадях слоги ША, ШО, ШУ

Слайд 15

7. Динамическая пауза «Мишка» Мишка шел, шел, шел (Ходьба на месте) И грибочек нашел. (Присели) Вот какой грибочек! (Высоко поднять руки, потянуться) Мишка шел, шел, шел (Ходьба на месте) И ягоду нашел. (Присели) Вот какая ягода!(Высоко поднять руки, потянуться) Мишка шел, шел, шел (Ходьба на месте) И шишку нашел. (Присели) Вот какая шишка! (Высоко поднять руки, потянуться)

Слайд 16

8. Звуковой анализ с лов Мы узнали, что звук [ ш ] нужно произносить тихо. Произнесите. Давайте послушаем тишину. В начале занятия Шапокляк помешала нам услышать тишину, что вы слышали? Ответы детей Вы слышали шум. Звуковой анализ слова ШУМ Выкладывание из разрезных букв слова ШУМ Игра «Преврати слово» Логопед называет определение слова, дети отгадывают его и выкладывают перед собой, выбирая из лоточка с раздаточным материалом необходимые буквы. Учащиеся по очереди выходят к доске и изменяют слова, объясняя свой выбор. Слова: ШУМ-ШУТ-ТУК-СУК

Слайд 17

Логопед просит напомнить имя героя занятия - Как вы думаете, почему Шапокляк решила прийти к нам в гости? Учащиеся предлагают свои варианты. - Старушка Шапокляк больше не хочет безобразничать и решила стать ученицей, чтобы научиться читать и писать. Логопед вывешивает имя героя занятия - Объяснение, почему Шапокляк записано с заглавной буквы. Ответы детей Логопед читает стихотворение Е. Измайлова «Большая буква» 9. Повторение правила написания имён собственных Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги, Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Игра с мячом «Я знаю пять…». Девочки отбивают мяч и называют 5 имён мальчиков, мальчики - пять имён девочек

Слайд 18

10. Слоговой анализ слов Вывешивается изображение девочки Маши. Учащиеся определяют количество слогов в слове, называют первый слог, второй слог Аналогичная работа с именем Паша Логопед вывешивает под изображениями мальчика и девочки их имена. Каждый учащийся читает имена. Какие слоги в этих именах одинаковые? Какие они по счёту? Какой звук одинаковый в первых слогах имён мальчика и девочки? Какие звуки разные? Назовите имена, в которых встречается звук [ ш ] .

Слайд 19

11. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Головные уборы» Логопед объясняет значения слова Шапокляк Дети называют знакомые головные уборы. Название какого головного убора начинается на звук [ ш ] ? (шапка) Работа в тетрадях Учитель- логопед раздаёт карточки «Дорисуй шапочку» Посмотрите какие шапочки нарисовала Шапокляк, но кто-то стёр половинки шапочек. Дорисуйте справа такуюже половинку шапки. 12. Развитие мелкой моторики

Слайд 20

13. Составление звуковой схемы слова Сколько слогов в слове шапка? Учащиеся определяют количество слогов при помощи подсчёта хлопков, количества касаний подбородка о руку, количества гласных в слове Назовите первый слог. Второй слог. Назовите первый звук в слове шапка. Последний звук в слове шапка. Назовите гласные в слове шапка. Назовите согласные в слове шапка. Назовите все звуки по порядку в слове шапка. Сколько всего звуков в слове шапка? Учащиеся в тетрадях простым карандашом рисуют 5 кружков. Каждый учащийся даёт характеристику одного звука в слове ШАПКА. Все дети закрашивают каждый кружок нужным цветом. Подпишите под каждым кружочком нужную букву, чтобы получилось слово шапка. П ревратите слово шапка в слово лапка. Дети записывают слово «лапка» в тетради

Слайд 21

Подведение итогов занятия - С каким звуком мы сегодня познакомились? - Расскажите, что вы узнали о звуке [ ш ] ? - Что вы можете рассказать о букве Ш? Как её можно показать? - Назовите имена, в которых встречается звук [ ш ] . Как правильно пишутся имена людей? - В названии каких головных уборов, встречается звук Ш. 2. Домашнее задание В качестве домашнего задания детям предлагается нарисовать 5 одинаковых шапок. III этап

Слайд 22

3. Рефлексия Учащимся предлагается оценит свою работу и нарисовать в тетрадке солнышко Оценивание работы учащихся Каждое выполненное задание оценивалось с точки зрения правильности, полноты ответа и поощрялось вручением отметки-символа (красный кружок). Подсчёт отметок, выявление самых активных учеников. Учитель - логопед оценивает работу учащихся при помощи наклеек-хвалёнок с пожеланиями: «Отлично», «Так держать!», «Молодец», «Будь внимательнее!». - На этом наше занятие закончено, желаю вам хорошего дня и отличного настроения! Если справился со всеми заданиями Если немного ошибался Если много ошибался или не отвечал

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников

В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....

Возможности использования игровых технологий при профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников.

Использование графического диктанта в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками....

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Рабочая программа по профилактике нарушений чтения и письма

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление реб...

Развитие фонематических представлений и зрительного восприятия для профилактики нарушений чтения и письма

Сегодня мы с вами поговорим о приемах предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников с НОДА и приемах развития спонтанного умения говорить....