Развитие фонематических представлений и зрительного восприятия для профилактики нарушений чтения и письма
тест по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Сегодня мы с вами поговорим о приемах предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников с НОДА и приемах развития спонтанного умения говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые пробы | 17.85 КБ |
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с НОДА одно из основных направлений деятельности учителя-логопеда. | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ № 1
Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Степень сохранности премоторной зоны
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу).
Критерии оценки:
3 балла - правильно и быстро;
2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;
1 балл - персеверации (повторение), застревание на отдельных позах, невыполнение;
ЗАДАНИЕ № 2
Проба на пальцевый гнозис и праксис
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Критерии оценки:
3 балла - правильно и быстро;
2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;
1 балл - персеверации (повторение), застревание на отдельных позах, невыполнение;
ЗАДАНИЕ № 3
Речевой вариант пробы Хеда
1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла - правильно и быстро;
2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;
1 балл - персеверации (повторение), застревание на отдельных позах, невыполнение;
ЗАДАНИЕ № 4
Ритмы. Исследование сукцессивных функций
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:
Простые ритмы — || |, | ||. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.
Более сложные ритмы — || |, | ||, || | |, | | ||, | |||.
Сложные ритмы —||| | |, | || ||, | ||| |, || ||| |.
Критерии оценки:
3 балла - правильно и быстро;
2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;
1 балл - персеверации (повторение), застревание на отдельных позах, невыполнение;
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Дислексия — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности.
Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Минимальная мозговая дисфункция — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движений.
Сензитивный период — период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.
Синкинезии — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Сукцессивные функции — последовательные функции.
Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием.
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. Задание может быть адекватным для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Данное задание оценивается качественно по степени выраженности затруднений. Количественная оценка успешности выполнения этой пробы возможна с помощью подсчета правильно выполненных движений в серии из 6 или 12 повторов.
Предварительный просмотр:
«Эти загадочные звуки и буквы!..»
Развитие фонематических представлений и зрительного восприятия для профилактики нарушений чтения и письма
Слайд1.Здравствуйте! Я, Красносельская Любовь Геннадиевна, учитель-логопед школы-интерната №31 рада приветствовать вас на нашем канале Семейного ресурсного объединения «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ». Сегодня мы с вами поговорим о приемах предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников с НОДА и приемах развития спонтанного умения говорить.
Слайд 2. Речь играет исключительную роль в жизни человека. Она служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться знаниями, опытом, согласовывать действия. В этом заключается коммуникативная функция речи, которая лежит в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Любой ученик должен использовать речь как средство коммуникации, уметь связно выражать свои мысли и чувства культурно общаться в среде сверстников и взрослых. Писать и читать без ошибок. Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении человека. Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. Программы обучения в школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение.
Слайд 3.Поэтому предупреждение нарушений чтения и письма у детей с НОДА одно из основных направлений деятельности учителя-логопеда. Что же нужно делать и с чего начинать, чтоб достичь успеха . В игре формируется личность, так говорят психологи. И я буду опираться на этот вид деятельности. Основные этапы профилактики нарушения чтения и письма:
• формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
• дальнейшее развитие связной речи.
- конечная цель в речевом развитии – научить детей использовать речь как средства коммуникации, развить умение связно выражать в речи
Слайд 4. Преодоление у детей с НОДА недоразвития речи и профилактика нарушения чтения и письма должны осуществляться комплексно. Для правильного зрительного восприятия и слухового узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток, и ребёнок умел их правильно произносить. Рассмотрим направления логопедической работы: А) Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Б) Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. В) Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Г) Работа над звукопроизношением. По возможности нужно устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Д) Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Е) Обогащать словарный запас разными частями речи. Развивать умение пользоваться ими и применять их в разных формах предложений. Активизировать словарный запас и переводить из пассива в актив. Ж) Обучать детей разным способам словообразования с помощью различных приставок, образованию новых слов с помощью суффиксов. З) Учить подбору однокоренных слов.
Давайте рассмотрим несколько игр:
Слайд 5. Упражнения на развитие фонематического восприятия Правильно произносить гласные перед зеркалом: ао, уа, аи, ио, иу, ыи, аиу, иао, уиа, оиы, иоу, иыо, аоуи, иоуа, иыоу, оуиы, аоыу, оауы.
Потренировать произношение конечных согласных – произносить их четко и активно: Бо-Бо-Бо-Бопп! Ба-Ба-Ба-БаПП!Бу-Бу-Бу-БуПП! ,Бы-Бы-Бы-БыПП! Чередовать все парные согласные (т-д, б-п, г-к), чтобы в конце был слышен взрыв.
Отработать взрывные согласные – звуки, появляющиеся при преодолении барьера воздушной струей: т-д, б-п, г-к. Произносить глухие согласные без голоса, но со взрывом: К! КЬ! П! ПЬ!, потом дополнить гласными: ТУ! КО! ПО!, присоединить звонкие согласные: БО! РО! БУ!
Проговаривать трудные сочетания звуков: МФЕ, РЧА, ЛРО, ФМО, ЛРЮ, РЛИ, ДРЛИ, ЛРДА. (опора логопедическая тетрадь Т.А Ткаченко «Слоговая структура слова»)
Слайд 6. Дифференциация фонем и слогов в стихах
Слайд 7. Дифференциация фонем и слогов в предложениях
Слайд 8. Звуковой анализ и синтез слов
Слайд 9. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
Слайд 10. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Работа в этом направлении с младшими школьниками имеет большое значение для формирования навыков письма и чтения, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи и развивает умение общаться и высказывать свои мысли.
Слайд 11. Развитие связной речи(типы монологов)рассказ по картинкам, рассказ линейного типа.
Слайд 12. Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания, спонтанно. На мой взгляд, работать нужно, в первую очередь, над спонтанной речью. Будет понимание того, что появятся навыки, появится и уверенность в своих силах. А где есть уверенность в себе, есть и способность себя подать, завладеть вниманием товарищей, справиться с сильными эмоциями, которые появляются во время ответов в классе на вопросы учителя и говорения в коллективе сверстников. Чем раньше начата эта работа, тем легче будет ребятам школьникам овладеть этим этапом владения речью.
Факторы, определяющие красоту спонтанной речи:
-Чистота и плавность повествования – отсутствие слов-паразитов, придыханий, пауз, ненужных вставок и т.д.
-Звучание – приятный тембр, гибкость интонации, сила звука, чеканность произношения, темп и т.д.
-Богатство речи – формируется из разнообразия используемых слов, оборотов, речевых конструкций и т.д. Напрямую зависит от лексического запаса говорящего.
-Логика и структура – без этих условий повествование превращается в нагромождение мыслей и фактов, воспринимать которые сложно и скучно.
Как же этого всего добиться в наше занятое время. Родителям приходится много работать и на постоянные занятия с детьми остается все меньше и меньше времени. На помощь приходит игра. Игра для ребенка — это мощнейшая сфера самовыражения,
самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включения в нее, определенной способности к коммуникации.
Слайд 13,14 Игры для невербального общения. Игры для вербального общения.Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками. Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи.
Слайд 15. Способы и методы улучшения спонтанной речи.
- Читать детскую рекомендованную художественную литературу для улучшения речевых навыков.
-Слушать аудиокниги(полезно). Во время прослушивания книг можно не только учиться говорить более грамотно и пополнять лексический запас, но и обращать внимание на интонацию, паузы, логические ударения, тембр и темп.
Слайд 16.
-Учиться справляться с волнением Рассказывать сказки или выражать свои мысли с помощью жестов (больше импровизации, чтения перед зеркалом, рассказа самому себе. Ребёнок видит и корректирует себя сам. Появляется раскрепощенность и уверенность в своих силах.)
-Следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов, тренироваться в обычной жизни. Играть с куклами, игрушками, превращая их в аудиторию. Появится привычка следить за речью и выражать мысли литературно. Благодаря постоянным тренировкам бытовая устная речь станет более емкой, образной, правильной, разнообразной, уверенной, яркой.
-Предлагать детям заглядывать в разнообразные словари. Они должны настольными книгами у школьников. Многие из них можно загрузить в смартфон и находить слова через удобный поисковик.
-Для обогащать и развития спонтанной речи детей, можно каждое утро изучать одно крылатое выражение из фразеологического словаря
Слайд 17. Настольные игры со словами в выходные вместе с детьми. Их множество можно скачать с интернета. Закачав игру в смартфон или планшет, можно здорово провести время в ожидании или дороге. Работать над переходом пассивной лексики в активную. Задавать детям вопросы, стараться, чтобы в спонтанной речи присутствовали не только самые простые слова, но и те, что используются редко. Просить детей повторить за вами фразу слово. Это все можно делать по дороге домой или в походе в секцию, магазин, во время любой дороги говорить со своим ребенком. Можно взять любую тему (погода, передача на ТВ, книга, мультфильм и т.д) и задать по ней 10-20-30 вопросов, начинающихся словами «Зачем…», «Почему…», «Как ты относишься…», «Каким образом…», «С чем связано…», «Что бы значило…» и т.д. Ответы «Да/Нет» не принимаются, мнение нужно выражать развернуто. Поправлять ребенка во время ответа и просить повторить правильно, думать о смысле. Тем самым приучая следить за своей речью. Ведь в спонтанной речи значение имеет не только форма, но и содержание.
Читать скороговорки. Сначала читать скороговорки медленно, а потом, по мере возможностей, увеличивать темп. Они помогут улучшить дикцию и научат говорить более четко, сделав спонтанную речь ясной, понятной. В качестве улучшения четкости произношения попробуйте такие упражнение: предложите зажать в зубах карандаш и проговорить фразу из 10-15 слов. Потом карандаш достать и произнесите ту же фразу. Или приучить читать ребенка в слух положив несколько бусинок неправильной формы в рот (скрепленных веревочкой, торчащей между губами) Это массаж речевого аппарата, вырабатывание слухового самоконтроля за собственной речью. Упражнение можно повторять постоянно при выполнении домашних заданий по чтению.
Петь – много и часто(поощрять), дети любят это, чтобы улучшить голос и развить интонационную гибкость.
Слайд 18. М ы должны развить у наших детей особый поведенческий комплекс коммуникативных навыков, которые им нужны в жизни: устанавливать контакты; заинтересовывать собеседника; поддерживать общение; сохранять отношения;
аргументировать свои мысли; отстаивать свои интересы; разрешать конфликты; пользоваться невербальными средствами общения; понимать окружающих, мотивы их действий и реакции; защищаться от манипуляций.
Слайд 19. Конечная цель в речевом развитии – научить детей использовать речь как средства коммуникации, развить умение связно выражать свои мысли и чувства культурно общаться в среде сверстников и взрослых. Писать и читать без ошибок, хорошо знать свой родной язык.
Нашу беседу , хочу, закончит кратким изречением И.А.Куприна
Язык - это путь цивилизации и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...
Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников
В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....
Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...
Возможности использования игровых технологий при профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников.
Использование графического диктанта в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками....
Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"
Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....
Рабочая программа по профилактике нарушений чтения и письма
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление реб...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....