Информационные технологии на логопедическом занятии с группой учащихся с нарушением чтения и письма "Слова, которые называют предметы"
план-конспект по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Информационные технологии на логопедическом занятии с группой учащихся с нарушением чтения и письма
"Слова, которые называют предметы"
Цель : 1. познакомить со словами, обозначающими предметы;
2. Соотнесение предметов к вопросам Кто? Что?
3.Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, предметные и сюжетные картинки, карточки с заданием.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на фоне музыки.
-Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите:
«У меня все получится»
Настрой на занятие:
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II Артикуляционная гимнастика
- Спортсмены, чтобы быть сильными и ловкими, делают каждое утро гимнастику и тренируются. А чтобы правильно и красиво говорить, нужно делать специальную гимнастику для языка и губ, научить их быть ловкими и послушными.
- «Почистим зубки »
- «Часики».
- «Заборчик» (Слайд 2-4)
а) чистоговорки
- Су- сы - со – са - полосатая оса
- Сы - со - са – су -не поймать в саду осу.
- Со – са – су – сы - есть ли у осы усы?
- Сну – сны – сно – сна – в саду ягода красна.
- Сно – сны – сну – сна – как смородина вкусна.
- Сна- сно – сны – сну – вот наемся и усну.
Сна – сно – сну – сны –снядся сладкие мне (Слайд 5)
б) Пальчиковая гимнастика (Слайд 6)
Дом
Дом стоит с трубой и крышей ,
На балкон гулять я вышел.
Птичка
Пальчики – головка,
Крылышки –ладошка.
Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу-бу.
III Сообщение темы занятия
1. Работа со словами, которые обозначают предмет.
А) Беседа о словах, которые называют предмет.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(цитата написана на доске)
Б) Введение в тему через знакомство с новым словарным словом.
Загадка.
Я важный и сочный
У меня красные щёчки
(Помидор) (Слайд 7)
-Что означает слово “помидор”? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета)
-Поставьте ударение в слове.
-Сколько слогов в слове помидор?
-Какой слог ударный?
-Назовите количество гласных и согласных звуков.
-Сравните количество букв и звуков в слове.
-Что можно сказать о гласных О и И? (Они безударные)
-Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове.
-Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить)
-Гласные О и И – непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить.
-Как называются сова, написание которых мы запоминаем? (словарные)
- Слова, которые обозначают, предмет ещё называют именем существительным. Почти каждое второе слово в нашей речи это имя существительное.
Знакомство со словом – предметом (Слайд 8)
-Задайте вопрос к слову “помидор”. Что? – помидор.
-Можно ли сказать, что помидор – это предмет? Докажите.
Вывод: слово помидор – это слово-название предмета.
-Назовите предметы, которые вас окружают.
-Попробуйте задать вопросы к своим словам.
-На какие группы их можно разбить? (одни обозначают живые предметы, а другие – неживые)
-Какие предметы можно назвать “живыми”?
-На какой вопрос они отвечают? (кто?)
- Какие предметы можно назвать “неживыми”?
-На какой вопрос они отвечают? (что?)
- К какой группе можно отнести слово – предмет “помидор”? (Что? – помидор, “неживое” слово – предмет)
-Приведите свои примеры.
-Итак, что мы можем сказать о сказанных словах?
Вывод: слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают предмет.
В) Знакомство с обозначение слов – названий предметов при помощи схемы.
-Слова – названия предметов, которые отвечают на вопрос кто? или что? обозначаем так: ______________________
А на письме подчеркиваем одной линией.
(Слайд 9).
-Назовите предмет, задайте к слову вопрос. Как подчеркнем?
(Примерные ответы детей: кто? – девочка, это “живое” слово – предмет, подчеркиваем одной линией. И т. д.)
Г) Усвоение понятий «живой – не живой»
Понимание вопросов «Кто это? Что это?
Выставляются картинки с изображением животных. Это живые существа. Если вы не знаете название животного , тогда спрашивайте: Кто это? Что общего у всех живых существ? ( Слайд 10)
У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать. Посмотрите сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет глаз и ушей. Это неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем что это?
IV. Физ. Минутка
Если нравится тебе, то делай так ………
Если нравится тебе, то и другого научи.
Если нравится тебе, то делай так ………
V. Продолжение работы над темой.
- Работа по картинкам
Показываются картинки живых и неживых предметов. Дети задают вопрос Кто это? Что это?
- Работа по карточкам .
Прочитайте слова – название предметов.
Поставьте к этим словам вопросы Кто? Что?
Мяч, перчатки, чайник, игла, узор.
Ласточка, слон, птицы, сова, врач.
Напишите слова по вопросам
Кто? Ласточка, ……
Что? Мяч, ……
3)Составьте и запишите предложения по сюжетной картинке, найдите слова обозначающие предмет, поставьте вопрос.
- Картинный диктант (Слайды 11– 12)
Работа в парах над распознаванием слов – названий предметов. Взаимопроверка.
- Вставьте вместо картинки нужное слово и запишите полученные предложения.
-Назовите слова - предметы, задайте к ним вопрос? Определите, какие предметы “живые”, а какие - “неживые”. Подчеркните в предложениях слова – предметы.
VI. Итог занятия.
-Что нового узнали сегодня на занятии?
С каким “словами” познакомились?
-На какие группы их делили? Почему? Назовите слова – предметы, которые отвечают на вопросы кто? и что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на логопедических занятиях в коррекционной школе.
Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющие различные формы текс...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш
ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...
Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР) " Домашние животные"
Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР)Тема «Домашние животные».Составление предложений и словосочетаний.Цель: развитие связной речи через составлени...
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ОНР III–IV уровни речевого развития, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие родственных слов по зимнему лесу».
Предлагается план-конспект логопедического занятия как заключительного этапа в работе с родственными словами с учащимися 2 класса....
Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».
Данный план-конспект составлен в соответствие с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена учителе...
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».
В конспекте представлены задания по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими буквами...
Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)
Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....