Информационные технологии на логопедическом занятии с группой учащихся с нарушением чтения и письма "Слова, которые называют предметы"
план-конспект по логопедии на тему

Попова Ольга Сергеевна

 логопедическое занятие с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_predmety.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии на логопедическом занятии с группой учащихся с нарушением чтения и письма

"Слова, которые называют предметы"

Цель : 1. познакомить со словами, обозначающими предметы;

            2. Соотнесение предметов к вопросам Кто? Что?

            3.Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, предметные и сюжетные картинки, карточки с заданием.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на фоне музыки.

-Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите:

 «У меня все получится»

        Настрой на занятие:

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II Артикуляционная гимнастика

-  Спортсмены, чтобы быть сильными и ловкими, делают каждое утро гимнастику и тренируются. А чтобы правильно и красиво говорить, нужно делать специальную гимнастику  для языка и губ, научить их быть ловкими и послушными.

  1. «Почистим зубки »
  2. «Часики».  
  3. «Заборчик»  (Слайд 2-4)

а) чистоговорки

  1.  Су- сы - со – са  - полосатая оса
  2. Сы - со -  са – су -не поймать в саду осу.
  3. Со – са – су – сы - есть ли у осы усы?
  4. Сну – сны – сно – сна – в саду ягода красна.
  5. Сно – сны – сну – сна – как смородина вкусна.
  6. Сна- сно – сны – сну – вот наемся и усну.

           Сна – сно – сну – сны –снядся сладкие мне  (Слайд 5)

б) Пальчиковая гимнастика (Слайд 6)

Дом

Дом стоит с трубой и крышей ,

На балкон гулять я вышел.

Птичка

Пальчики – головка,

Крылышки –ладошка.

Филин

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу-бу.

III Сообщение темы занятия

 1. Работа со словами, которые обозначают предмет.

А) Беседа о словах, которые называют предмет.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(цитата написана на доске)

Б) Введение в тему  через знакомство с новым словарным словом.

Загадка.

Я важный и сочный
У меня красные щёчки
(Помидор) (Слайд 7)

-Что означает слово “помидор”? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета)

-Поставьте ударение в слове.

-Сколько слогов в слове помидор?

-Какой слог ударный?

-Назовите количество гласных и согласных звуков.

-Сравните количество букв и звуков в слове.

-Что можно сказать о гласных О и И? (Они безударные)

-Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове.

-Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить)

-Гласные О и И – непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить.

-Как называются сова, написание которых мы запоминаем? (словарные)

- Слова, которые обозначают, предмет ещё называют именем существительным. Почти каждое второе слово в нашей речи это имя существительное.

Знакомство со словом – предметом (Слайд 8)

-Задайте вопрос к слову “помидор”. Что? – помидор.

-Можно ли сказать, что помидор – это предмет? Докажите.

Вывод: слово помидор – это слово-название предмета. 

-Назовите предметы, которые вас окружают.

-Попробуйте задать вопросы к своим словам.

-На какие группы их можно разбить? (одни обозначают живые предметы, а другие – неживые)

-Какие предметы можно назвать “живыми”?

-На какой вопрос они отвечают? (кто?)

- Какие предметы можно назвать “неживыми”?

-На какой вопрос они отвечают? (что?)

- К какой группе можно отнести слово – предмет “помидор”? (Что? – помидор, “неживое” слово – предмет)

-Приведите свои примеры.

-Итак, что мы можем сказать о сказанных словах?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают предмет.

В) Знакомство с обозначение слов – названий предметов при помощи схемы.

-Слова – названия предметов, которые отвечают на вопрос кто? или что? обозначаем так:                        ______________________

 А на письме подчеркиваем одной линией.

(Слайд 9).

-Назовите предмет, задайте к слову вопрос. Как подчеркнем?

(Примерные ответы детей: кто? – девочка, это “живое” слово – предмет, подчеркиваем одной линией. И т. д.)

Г) Усвоение понятий «живой – не живой»

Понимание вопросов «Кто это? Что это?

Выставляются картинки с изображением животных. Это живые существа. Если вы не знаете название животного , тогда спрашивайте: Кто это? Что общего у всех живых существ? ( Слайд  10)

У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать. Посмотрите сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет глаз и ушей. Это неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем что это?

IV. Физ. Минутка

    Если нравится тебе, то делай так ………

Если нравится тебе, то и другого научи.

Если нравится тебе, то делай так ………

V. Продолжение работы над темой.

  1. Работа по картинкам

  Показываются картинки живых и неживых предметов. Дети задают вопрос Кто это? Что это?

  1. Работа по карточкам .

Прочитайте слова – название предметов.

Поставьте к этим словам вопросы Кто? Что?

Мяч, перчатки, чайник, игла, узор.

Ласточка, слон,  птицы, сова, врач.

Напишите слова по вопросам

Кто? Ласточка, ……

Что? Мяч, ……

3)Составьте и запишите предложения по сюжетной картинке, найдите слова обозначающие предмет, поставьте вопрос.

  1. Картинный диктант (Слайды 11– 12) 

Работа в парах над распознаванием слов – названий предметов. Взаимопроверка.

- Вставьте вместо картинки нужное слово и запишите полученные предложения.

-Назовите слова - предметы, задайте к ним вопрос? Определите, какие предметы “живые”, а какие - “неживые”. Подчеркните в предложениях слова – предметы.

VI.  Итог занятия.

-Что нового узнали сегодня на занятии?

 С каким “словами” познакомились?

-На какие группы их делили? Почему? Назовите слова – предметы, которые отвечают на вопросы кто? и что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на логопедических занятиях в коррекционной школе.

Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющие различные формы текс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР) " Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР)Тема «Домашние животные».Составление предложений и словосочетаний.Цель: развитие связной речи через составлени...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма , обусловленное ОНР (2 класс).ТЕМА: «Дифференциация Б-П».

В конспекте представлены задания  по различению звуков (Б-П) и их мягких вариантов  в слогах, словах и правильном обозначении их на письме соответствующими  буквами...

Конспект логопедического занятия в группе обучающихся с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР (2 – 3 класс)

Конспект занятия по дифференциации звуко (В) и (Ф) и букв В,Ф в словах и предложениях....