Рабочая программа по профилактике нарушений чтения и письма
рабочая программа
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематика
Методическая разработка.
Программа по обучению детей дошкольного возраста
«Профилактика нарушений письменной речи».
Составитель учитель-логопед ГБОУ Лицей №64
Миронова Л.А.
Введение
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.
Актуальность проблемы
Одна из самых распространенных форм оказания логопедической помощи детям в дошкольном возрасте – работа с детьми, страдающими нарушением звукопроизношения. При помощи артикуляционных упражнений недостатки звукопроизношения исправляются, но состояние других речевых процессов при этом во многих случаях не выявляются, и ребенок поступает в массовую школу.
Учителя массовых школ в большинстве своем не знакомы с основами логопедии, и отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут им, на первый взгляд, казаться несущественными. Однако, совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая. Проблема письменной речи к концу обучения в начальной школе становится первостепенной, так как часто служит камнем преткновения в усвоении материала по другим предметам, приносит массу отрицательных эмоций.
Анализ письменных работ неуспевающих учащихся с недостатками речи позволил сделать вывод о том, что слишком много детей, поступающих в школу и обучающихся в первых классах, нуждаются в исправлении звукопроизношения, формировании соответствующего возрасту фонематического слуха, а также зрительно – пространственных восприятия и представлений.
Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, проф. Левина Р.Е. доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. И в качестве необходимого условно всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных ее формах.
Цель
Целевое назначение программы заключается в практической подготовке детей дошкольного возраста к сознательному усвоению первоначальных элементов грамоты, то есть в обучении детей навыкам анализа и синтеза звукового состава слова, формированию фонематического слуха, а также зрительно – пространственных восприятия и представлений.
Задачи программы
Основными задачами программы являются:
- Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений.
- Формирование навыков восприятия фонем (работа над развитием фонематического слуха).
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие пальчиковой моторики.
Адресат программы
Программа адресована детям дошкольного возраста 6 - 7 лет, обучающимся на курсах подготовки к школе.
Концепция
У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребенка в школе, когда осложняют овладение навыками письма и чтения.
Умение различать фонемы - это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем - плод совокупной работы нескольких систем мозга: рече - слухового и речедвигательного анализаторов (преимущественно первого), слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.
Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно - пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, обозначающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики.
В основе предлагаемой программы лежит идея о необходимости специальной, фонематической подготовки детей дошкольного возраста 6 - 7 лет к обучению грамоте в массовой школе. Дети, прошедшие такой специальный курс занятий, намного успешнее справляются со школьной программой.
Учебно-тематический план
№п/п | Разделы программы | кол-во часов |
1. | Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений. | 3 |
2. | Развитие фонематического слуха. | 16 |
3. | Развитие языкового анализа и синтеза. | 4 |
4. | Развитие пальчиковой моторики. | 2 |
Содержание программы
Работа по программе ведется по следующим разделам:
1. Развитие зрительно - пространственных восприятия и представлений
Проводится в следующих направлениях:
- Дифференциация правой и левой частей тела.
Выделяется ведущая рука, а затем другие органы этой стороны тела. То же - с другой рукой и стороной тела.
- Ориентировка в окружающем пространстве.
Работа начинается с действий, связанных с предметами справа и слева от ребенка, которые предлагает ему совершить взрослый. Затем он дает более сложные задания по конструированию - реконструированию неречевых, а затем небуквенных изображений.
- Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
2.Развитие пальчиковой моторики.
Проводится в следующих направлениях:
- Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.
- Развитие согласованных движений правой и левой руки.
3. Развитие фонематического слуха.
Работа по совершенствованию фонематического слуха и развитию сложных форм фонематического анализа включает в себя:
- Уточнение артикуляции гласных звуков.
- Выделение из ряда звуков гласных и определение их места.
- Выделение ударного гласного из слова.
- Уточнение артикуляции согласных звуков.
- Выделение из ряда звуков и слогов согласных и определение их места.
- Выделение согласных звуков из слова (из сильной позиции - из абсолютного начала или конца слова, в зависимости от изучаемого звука).
- Определение места согласного в слове.
- Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации оппозиционных согласных.
- Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).
- Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).
- Знакомство со звуко - буквенным составом слов, включающих йотированные гласные (й, я, е, ё, ю).
- Представление о сложных формах фонематического анализа, формирующихся на 7-8 году жизни:
а) порядковый анализ (умение называть звуки по порядку);
б) количественный анализ (определение количества звуков).
4.Развитие языкового анализа и синтеза
Проводится в следующих направлениях:
- анализ текста (выделение предложений)
- анализ слогов и синтез слов;
- звуко - буквенный анализ и синтез.
Тематическое планирование занятий
1. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.
2. Деление речи на предложения, а предложений - на слова.
3. Деление слова на слоги.
4. Выделение ударного слога. Понятие об ударении
5. Развитие слогового и фонематического анализа. Выделение ударного слога и ударного гласного звука. Понятие о гласном звуке.
6. Анализ звукового ряда, состоящего из гласных.
7. Выделение гласных звуков из начала слова и определение их места в слове.
8-9. Выделение гласных звуков из конца слова и определение их места в слове. Слоговой анализ слов.
10. Выделение гласных звуков из середины слова из прямого слога и определение их места в слове.
11-12. Выделение согласных из ряда звуков, слогов, слов (в сильной позиции) и определение их места в словах.
13. Индивидуальное обследование
14. Развитие простых форм фонематического анализа.
15. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации звонких - глухих согласных.
16. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации свистящих согласных.
17. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации шипящих согласных.
18. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации свистящих - шипящих согласных.
19-23. Развитие фонематических представлений. Развитие звуко - буквенного анализа.
24-25. Развитие фонематического анализа. Развитие звуко - буквенного анализа.
Технологии
Обучение проводится в форме занятий продолжительностью 30 минут 1 раз в неделю, в группах по 8 – 12 человек. В каждый урок входят задания на развитие зрительно - пространственных восприятия и представлений; зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия; общей, мелкой и пальчиковой моторики, оптического гнозиса.
На занятиях используются следующие материалы: символы, схемы, карточки с буквами, слогами, словами, цифровые ряды, мяч, цветные карандаши, цветные мелки, цветные фишки, счетные палочки, разрезная азбука, предметные и сюжетные картинки.
Форма контроля
После прохождения каждой темы проводятся самостоятельные и проверочные работы, где дети при помощи схем и символов выполняют задания. На заключительных занятиях анализируются все работы ребят. Формой, фиксирующей выполнение программы, является индивидуальное и групповое обследование детей. Родителям даются рекомендации, что закрепить за лето.
Ожидаемые результаты
К концу курса дошкольники должны знать термины:
предложение, слово, слог, звук, буква, гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие, ударный, безударный.
К концу курса дети должны:
- Правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
- Уметь охарактеризовать звук: гласный - согласный; гласный - ударный - безударный; согласный - твердый - мягкий, звонкий - глухой.
- Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
- Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
Список литературы.
- Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия АПН РСФСР 1950. Вып. 70.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, 2000
- Ивановская О. Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет. Санкт – Петербург, 2004
- Ивановская О. Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи. С – Пб., 2000
- Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 2001
- Корнев А.Н. , Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. С. –Пб
- Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С – Пб, 2001
- Логопедия: Учебник для вузов. / Под ред. Волковой Л.С., М., 1998
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С – Пб, 1995
- Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Левиной Р.Е., М., 1967
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-Пб, 2001
- Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. С – Пб, 1999
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1997
- Тумакова И. Учите, играя. М., 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...
Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников
В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....
Возможности использования игровых технологий при профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников.
Использование графического диктанта в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками....
Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"
Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...
Развитие фонематических представлений и зрительного восприятия для профилактики нарушений чтения и письма
Сегодня мы с вами поговорим о приемах предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников с НОДА и приемах развития спонтанного умения говорить....