Развитие фонематической дифференциации на материале согласных П-Б
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Горбунова Анастасия Андреевна
Тема: Развитие фонематической дифференциации на материале согласных П-Б в словах, словосочетаниях, предложениях. Грамматическая тема – Словарные и сложные слова. Лексическая тема – Транспорт и спец.техника. Задачи Оборудование Структура занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект127.25 КБ
Файл раздаточный материал222.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ФРОНТАЛЬНОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ  С УЧАЩИМИСЯ

3 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Тема: Развитие фонематической дифференциации на материале согласных П-Б в словах, словосочетаниях, предложениях.

Грамматическая тема – Словарные и сложные слова.

Лексическая тема – Транспорт и спец.техника.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать согласные звуки [П] и [Б].
  2. Совершенствовать фонематическую дифференциацию на материале слов, словосочетаний, предложений.
  3. Закреплять знания о характеристиках звуков.
  4. Закреплять правильную артикуляцию звуков.
  5. Развивать простые и сложные формы фонематического анализа.
  6. Развивать фонематические представления.
  7. Развивать языковой синтез на уровне словосочетаний и предложений.
  8. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
  9. Развивать логическое мышление.
  10.  Совершенствовать общую и ручную моторику.
  11.  Актуализировать и расширять словарный запас по лексической теме «Транспорт и спец.техника».
  12.  Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
  13.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  14.   Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

Оборудование: зеркала, профили артикуляции звуков [П] и [Б], предметные картинки по лексической теме (КОРАБЛЬ, ПАРОВОЗ, ПОЕЗД, ПАРОХОД, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОБУС, КОРАБЛЬ, ПАРОВОЗ, ПОЕЗД, ПАРОХОД, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОБУС, САМОЛЕТ, уборочная машина, снегоуборочная машина, поливальная машина, скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина, подъемный кран), предметные картинки не по лексической теме (для исключения лишнего и закрепления обобщающих понятий),

 карточки со схематичным изображением автомобиля, мяч.

Ход урока:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом!

Давайте улыбнемся друг другу.

Повернись к соседу, улыбнись ему, он улыбнется в ответ, передаст улыбку следующему.

Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.

II. Развитие ВПФ.

Развитие логического мышления, обобщающих понятий.

Предлагаются картинки: стол, стул, тумба, корабль, шкаф.

— Посмотрите на картинки. Какая картинка «лишняя»?

Почему корабль «лишний»? К чему относится «корабль»?  Как назвать одним словом все оставшиеся картинки?

Аналогично с рядами картинок:

(«лишние» картинки отставляются отдельно)

- юбка, свитер, самолет, брюки, пальто.

- дирижабль, вертолет, воздушный шар, паровоз.

 

- поезд, диван, пароход, троллейбус, автобус.

- корабль, т.к. транспорт.

- остальное – мебель.

- самолет – транспорт (техника), остальное – одежда.

- паровоз – наземный транспорт, остальное – воздушный.

- диван – мебель,

остальное – транспорт.

III. Сообщение лексической темы урока.

Оставить на доске картинки:

КОРАБЛЬ, ПАРОВОЗ, ПОЕЗД, ПАРОХОД, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОБУС.

- Посмотрите на оставшиеся картинки. Как их можно назвать одним словом?

- Всё наше сегодняшнее занятие будет связано с транспортом и другой техникой.

- транспорт

IV. Повторение изученного материала.

Повторение артикуляции и характеристик звуков с зеркалами. (+ профили артикуляции).

- Какие звуки вы учились различать на прошлом занятии? Какие это звуки?

- Возьмите зеркало, произнесите звук [П].

Как расположены губы, зубы, язык? Голосовые связки работают?

Охарактеризуйте звук.

 - Произнесите звук [Б].

Как расположены губы, зубы, язык? Голосовые связки работают?

Охарактеризуйте звук.

- Чем отличаются эти звуки?

- Звуки [П] и [Б] различаются только звонкостью-глухостью и образуют пару. Такие согласные называются парными.

- [П] и [Б], согласные.

- Губы сомкнуты (преграда), зубы на небольшом расстоянии, язык лежит (участия не принимает) связки

разомкнуты, не дрожат (отдыхают).

- звук согласный, твердый, глухой.

- -‘-‘-‘-‘-‘-‘-‘-‘-

голосовые связки сомкнуты и дрожат (работают).

- звук согласный, твердый, звонкий.

- работой голосовых связок (звонкий и глухой).

- парные согласные.

V. Сообщение логопедической темы урока.

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать согласные звуки [П] и [Б].

VI. Изучение нового материала.

1) Развитие простых форм фонематического анализа.

 Работа с веерами согласных.

- Я буду диктовать слова (+картинки), а вы будете определять, какой звук в слове ([П] или [Б]) и показывать на веере букву, соответствующую этому звуку.

(Демонстрируются картинки из пункта III и развешиваются в две стороны – с П и с Б)

Транспорт, КОРАБЛЬ, ПАРОВОЗ, ПОЕЗД, ПАРОХОД, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОБУС, САМОЛЕТ.

- А в последнем слове нет звуков [П] или [Б], повесим эту картинку отдельно.

2) Развитие позиционного фонематического анализа.

(Проводится параллельно с пунктом 1.)

- В слове ПОЕЗД какой звук слышится после П?

В слове ПАРОХОД какой звук слышится после П?

- В слове ТРОЛЛЕЙБУС какой звук слышится после Б?

В слове АВТОБУС какой звук слышится перед Б?

3) Развитие фонематических представлений.

а) Каждому ученику – схематичное изображение машины.

- Посмотрите, у каждого из вас есть рисунок машины.

Рассмотрите его внимательно. Давайте вспомним части машины, в которых присутствует звуки [П] и [Б].

(Если ученики не справляются самостоятельно -  задаются наводящие вопросы).

Капот – закрасим  цветным карандашом у машины капот, а рядом напишем букву П.

 и т.д.

- Показывают на веерах буквы П или Б.

H:\=ATER=\УНИВЕР\Практика Шк\урок п-б в слов,с-с, предл\amby outline big.jpg

[П] – капот, покрышка (с протектором), порог, запасное колесо, пассажир.

[Б] – багажник, бампер,

(бензин [Б’] -> топливо), бензобак (бак).

[П]и[Б]- выхлопная труба.

VII. Динамическая пауза.

Актуализация названий профессий + развитие общей моторики.

- Я буду называть вам вид транспорта и кидать мяч. А вы будут говорить, кто этим транспортом управляет и бросать мяч обратно.

Кто управляет..?

- автобусом, кораблем, самолетом, поездом, вертолетом, троллейбусом, пароходом, трамваем, автомобилем?

- Ловят мяч,  называют профессию и бросают мяч обратно.

VIII. Закрепление изученного материала.

1) Развитие фонематических представлений.

Развитие языкового синтеза на уровне словосочетаний.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- Вспомним, что такое словосочетание.

а) (Обращается внимание на картинки на доске).

- В слове «самолёт» нет звуков [П] или [Б]. Составьте словосочетание со словом «самолёт», чтобы во втором слове был звук [П] или [Б].

Подсказка: Самолёт какой?

- Один человек запишет на доске, остальные в тетрадях.

(Проговаривается и разъясняется написание словарного слова «пассажирский»).

Отметьте главное слово в этом словосочетании, поставьте вопрос. Подчеркните буквы П и Б (1 и 2 чертами).

Аналогично (составить и записать словосочетания) со словами: КОРАБЛЬ, ПАРОХОД, АВТОБУС.

(Проговаривается и разъясняется написание словарных и сложных слов, их происхождение).

- Подчеркните буквы П и Б (1 и 2 чертами).

б) - Машины бывают разные. Вспомним машины специального назначения со звуками [П] и [Б].

Например, как называется машина, которая моет улицы? (+изображение)

- Один человек выйдет к доске. Какой звук ([П] или [Б]) в словосочетании «уборочная машина»? Повесь картинку, где все картинки со звуком [Б]. Запиши на доске, остальные в тетрадях.

(Проговаривается и разъясняется написание)

Отметьте главное слово, поставьте вопрос. Подчеркните буквы П и Б синим карандашом (1 и 2 чертами).

Какие еще спец.машины со звуками [П] или [Б] вы знаете?

-‘-‘-‘-‘-‘-‘

(Аналогичная работа с другими видами спец.техники).

2) Развитие языкового синтеза на уровне предложения.

Развитие фонематических представлений.

- Составьте каждый по предложению с одним из этих словосочетаний, чтобы в других словах тоже присутствовали звуки [П] и [Б]. Запишите их. Подчеркните буквы П и Б (1 и 2 чертами).

- это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически.

- пассажирский самолёт

Составляют и записывают словосочетания.

Отмечают главное слово.

Подчеркивают буквы П и Б.

- уборочная машина.

снегоуборочная машина,

поливальная машина,

скорая помощь,

полицейская машина,

пожарная машина,

подъемный кран.

Составляют и записывают предложения с одним из словосочетаний.

IX. Подведение итогов урока.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Чем они различаются?

Как называются такие звуки?

- [П] и [Б]

- работой голосовых связок

- парные согласные

X. Оценка деятельности учащихся.

Что у кого сегодня хорошо получилось.

Что у кого сегодня получилось не очень хорошо.

XI. Организация окончания урока.

Положите рисунки в тетради, тетради закройте. Наведите порядок на столах.

До свидания.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Развитие оптической дифференциации на материале строчных букв О и А

Тема: Развитие оптической дифференциации на материале строчных букв О и А на уровне предложения и текста. Задачи Оборудование Структура занятия Все необходимые материалы прилагаются....

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Конспект логопедического занятия «Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных о – ё в слогах, словах»

Цель: Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными.  Фонетический разбор слов с характеристикой звукового составаЗадачи:Закреп...

Развитие оптической дифференциации на материале прописных букв И и Ш

Конспект группового логопедического занятия с учащимися 2 класса по утранению оптической дисграфии.Тема: Дифференциация букв и - ш.Задачи: -закрепить у детей знания о буквах и - ш, сходных по начертан...