Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Коленкова Инна Васильевна

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовательных школ и для учеников 3 классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bez_ris.docx32.74 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_razd_.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Коленковой Инной Васильевной

Аудитория:  учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы, имеющие нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза

Темы:  

Коррекционная: Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком.

Грамматическая: Орфограмма «Разделительный Ь». Словообразование (образование притяжательных имён прилагательных от имён существительных).

Лексическая: «Фотоохота в лесу»  

Цель: Развитие фонематического анализа в слогах и словах с разделительным Ь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизировать теоретические знания по теме «Разделительный мягкий знак»;
  • Закрепить использование орфограммы «Разделительный мягкий знак»;
  • Правила переноса слов с разделительным мягким знаком;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ;
  • Развивать кинестетические ощущения;
  • Развивать языковой анализ и синтез;
  • Активизировать словарный запас;
  • Развивать функции словообразования;
  • Развивать ВПФ (слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память);

Воспитательные : 

  • Формировать бережное отношение к природе;
  • Развивать умение слышать и слушать друг друга;
  • Воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;

Используемые педагогические технологии:

  • Технология развивающего обучения;
  • Игровые технологии;
  • Здоровье сберегающие технологии;

Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-подсказок, картинок, кроссворда, авторского наглядного пособия, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, работа в парах, использование элементов театрализации и игровых приемов.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль;

Оборудование:  «Экран настроения»,  «Лестница успеха»,   корточки-подсказки, карточки-задания, фотографии животных, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради, мяч, модельки автомобилей «внедорожников, Би-ба-бо – кукла перчатка Старичок-лесовичок .

Структура урока

  1. Организационный момент

А)  Самооценка эмоционального состояния.

Б)   Психогимнастика.

  1. Основная часть

   1. Первичная актуализация.

   2. Повторение теоретического материала.

   3. Практический тренинг.

   

 

  1.  Подведение итогов занятия.

  1. Рефлексия

                                                    Ход урока

Деятельность логопеда

         Деятельность детей

   Оборудование

I. Организация начала урока.

1.Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение по пятибалльной системе. Теперь садитесь за парты.

 

Дети здороваются, оценивают свое настроение, садятся.

 

«Экран настроения», фломастеры.

2.Психогимнастика.

Звучит музыка.
- Я рада, что мы сегодня здесь вместе. Сейчас я улыбнусь вам, и вы в ответ подарите мне ваши улыбки,  а теперь улыбнетесь друг другу.  Мы спокойны и доброжелательны! Мы все здоровы! Представим себе, что мы находимся в лесу. Сделаем глубокий вдох через нос. Почувствуйте хвойный аромат. Теперь выдохните. Вдохните еще раз, впитайте в себя свежесть и красоту леса. Выдохните. И еще раз: вдох – выдох. Молодцы! Давайте еще раз улыбнемся,  пожелаем друг другу успеха и начнем занятие.  

Какое сегодня число, какой месяц? Откройте тетради и запишите число.

Дети выполняют указания логопеда  

 Музыкальное сопровождение «Звуки леса»  

 II. Основная часть

1.Первичная актуализация

темы и цели урока

– Ребята, перед вами картина русского художника Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». Кто такие охотники? Какой момент изображен на картине? Что обозначает слово ПРИВАЛ? Что делают охотники на охоте? Правильно ли это? Какие чувства вы испытываете к животным, на которых охотятся? Можно ли охотиться на животных, не принося им вред? Посмотрите фрагмент известного мультфильма и ответьте на вопрос: На какую охоту мы с вами пойдем сегодня?  

Из каких двух слов состоит слово ФОТООХОТА, как называются слова, состоящие из двух основ?

Составьте из двух слов одно и получите название предмета, который необходим на фотоохоте. Запишите его в тетрадь, выделите основы, обозначьте  орфограммы.

(правописание сложных слов и разделительный мягкий знак)

А теперь мы сыграем в игру «Четвертый лишний». Какая картинка из четырех лишняя и почему? (Если дети затрудняются назвать изображение, логопед помогает. Трудности могут быть при назывании следующих изображений: барсуки, шуба, плащ, соловьи.) Выделите орфограмму.

Какую орфограмму вы выделили?

Почему мы работаем именно над этими словами? Сформулируйте тему урока.

2. Повторение теоретического материала

Ребята, отправимся на фотоохоту в лес на внедорожниках (логопед раздает модельки автомобилей). По прямой дороге мы поедем ровно, а в канавки будем нырять! («дорожки» -слоги без разделительного Ь, «канавки» слоги с разделительным Ь- материал прошлого урока)

Читаем слоги, показываем машинкой в руке «дорожки» и «канавки». Молодцы! Мы приехали.

Посмотрите внимательно на карточку-подсказку (Слайд №12). Если мы с вами ответим на вопрос: КАКИЕ ЗВУКИ РАЗДЕЛЯЕТ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь, то к нам выйдет лесной волшебник  Старичок-лесовичок.

Правильно!

А вот и волшебник!

(логопед незаметно одевает на руку куклу-перчатку Би-ба-бо)

Старичок-лесовичок:

- Что я слышу, Й любит играть в прятки? Здравствуйте, ребята!

 Расскажу я вам, ребятки,

Как играют звери в прятки.

Чтобы взять зверье на мушку,

Нужно оглядеть опушку.

Что за звери там сидят,

Чьи же глазки там блестят.

ФИЗМИНУТКА

Логопед проводит игру с мячом

«Чьи глаза?»

 -Я буду кидать мяч, задавая вопрос «Чьи глаза?» Вы ловите мяч, кидаете мне его обратно и отвечаете на вопрос:

У зайца чьи глаза…

 У белки…

У рыси…

У медведя…

У барсука…

У лягушки…

У соловья…

У муравья…

У воробья…

Логопед снова одевает куклу-перчатку

Старичок-лесовичок:

-На опушке шум и гам,

Что, друзья, случилось там?

Спорят звери час и два,

Как переносить слова,

Им ребята помогите,

Орфограмму объясните.

- Нам нужно вспомнить как переносятся слова с разделительным Ь. Кто же из зверей прав?

3. Практический тренинг.

1) Пришло  время отправиться нам на фотоохоту.  Посмотрите на картинку, прочитайте слова с разделительным Ь, выпишите в тетрадь только «канавки» из слов.

Найдите на картинке «канавки» подберите к ним слова из карточки. Запишите слова в тетрадь, выделите «канавки».

2) Ребята, Старичок-лесовичок предложил нам интересную игру «Следопыт».  Перед вами на парте лежит шифровка, в которой среди букв, спрятались слова, найдите их, и вы узнаете, чьи следы может обнаружить в лесу наблюдательный человек.  Подчеркните  слова.

  Чьи следы не являются следами диких животных?

3) Отгадаем, чем должна обладать

 собака на охоте?  

 Прочитайте слово. Поменяйте первую и третью букву местами. Какое слово получилось? Запишите звуковую схему слова (ЧУТЬЕ).

Запишите слова парами. Назовите и выпиши рядом «канавки».

 - Настоящий фотоохотник должен иметь острый глаз, чтобы замечать в лесу все самое интересное. Будем и мы тренировать наши глазки.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Логопед показывает указкой на развешенные в разных местах на доске или около картинки (вверх, вниз, вправо, влево)

На пеньке в лесу сидим,

Во все стороны глядим:

Вот в низине у ручья

Встретились два муравья.

На ветвях большой ольхи

Расшумелись воробьи.

Лисы слева, барсук же справа,

Прячет их от нас дубрава.

В норах прячется зверье,

Достаем фоторужье.

Началась фотоохота,

Щёлк, да щёлк – готово фото!

Скажите, какие незнакомые слова вы услышали в стишке? От каких слов образованы эти слова?

Значит НИЗИНА – это местечко, расположенное низко, а ДУБРАВА – это лес, в котором, в основном, растут дубы.

4) Пора нам устроить привал и послушать настоящую охотничью байку. Что обозначает слово «байка»? Посмотрим еще раз на картину В.Г.Перова «Охотники на привале». Что, по-вашему, рассказывает охотник слева?

Все ли охотники верят ему? Весело ли охотникам?

Так что же такое «байка»?

История, рассказ, часто с добавлением небывальщины.  

Послушайте «Охотничью байку».

« Однажды слова СЕМЯ, КОЛЯ, ПОЛЁТ, СОЛЮ пошли на охоту и встретили разделительный Ь. Стали они над ним надсмехаться, говорить, что он самая ненужная буква в алфавите. Разделительный Ь  рассердился и прыгнул прямо в  середину слов. И тут же исчезли: СЕМЯ, КОЛЯ, ПОЛЁТ и СОЛЮ, а вместо них появились другие  слова. С тех пор над разделительным Ь больше никто не подшучивает.»

Какие слова появились?

Изменился ли смысл этих слов?

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите «канавки».

Физминутка

Я буду говорить слова, а вы на каждое слово должны выполнить определенное движение.

 ОГОНЬ – повернитесь вокруг себя;

ПЕНЬ – присядьте;

СОСНА – поднимите руки вверх;

ЕЛЬ – опустите руки вниз и разведите их в стороны;

Педагог говорит слова в свободном порядке.

5) Ребята, умная лесная сова прислала нам интересный кроссворд, разгадаем его.

Запишите слова в тетрадь. Выделите «канавки».

 III. Подведение итогов урока

- Вот и закончилась наша фотоохота. Она была веселой и познавательный.

Давайте вспомним все, что мы  видели в лесу. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте. За правильные ответы вы получите главные трофеи-добычу нашей фотоохоты  -  забавные фотографии зверей.

На вопросы нужно отвечать полным ответом.

- Какие звуки разделяет разделительный Ь?

- Как переносятся слова с разделительным Ь?

- Может ли разделительный Ь знак менять смысл некоторых слов?

- Что обозначает слово ПРИВАЛ?

- Объясните значение слова БАЙКА?

- Что обозначает слово ТРОФЕЙ?  

Дети разглядывают картину, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

- На фотоохоту!

- Формулируют лексическую тему «Фотоохота».

-фотография

-ружье

-сложные

-фоторужье

Дети выбирают лишнюю картинку,

записывают слова в тетрадь, обозначают орфограмму:

обезьяна, муравьи, платье, соловьи, стулья.

- Разделительный мягкий знак.

- Потому что в  этих словах есть эта орфограмма.

-Тема нашего урока «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

Дети выполняют задание, одной рукой на весу показывают «дорожки» и «канавки», другую руку кладут на шею, чтобы почувствовать напряжение при проговаривании слогов с разделительным Ь

- ь разделяет  согласный звук и гласный второго ряда, в котором спрятался  Й.

- заячьи

- беличьи

- рысьи

- медвежьи

- барсучьи

-лягушачьи

- соловьиные

- муравьиные

- воробьиные

Дети выбирают правильный ответ.

Дети выполняют задание логопеда

Дети находят и подчеркивают слова: лисьи, собачьи, рысьи, медвежьи, беличьи.

- собачьи

- Чутьём.

Ученики выполнят задание:

ЧУСЬЯ-ЧУТЬЕ-ТЬЕ

МОКЬЯ-КОМЬЯ-МЬЯ

ЧУРЬИ-РУЧЬИ-ЧЬИ

РЕПЬЯ-ПЕРЬЯ-РЬЯ

ЛОКЬЯ-КОЛЬЯ-ЛЬЯ

Дети следят за движением только глазами,

- НИЗИНА, ДУБРАВА;

- НИЗКО, ДУБ;

 

Дети высказывают свое мнение.

- Интересную историю.

- Нет, средний сомневается.

- Да, им весело.

- Веселый рассказ.

Ученики выполняют задание, говорят получившиеся слова, сверяют свои варианты с информацией на слайде.

- СЕМЬЯ, КОЛЬЯ,

ПОЛЬЁТ, СОЛЬЮ

-Да.

Дети выполняют движения.

Дети решают кроссворд.

Дети отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ логопед выдает фотографию животного.

Слайд № 4

Видеоклип с фрагментом мультфильма  «Каникулы в Простоквашино»

Слайд № 5

Слайд № 6, 7, 8, 9, 10, 11

На доске написаны слоги:

ЛЬЕ - ЛЬЕ - ЛЬЕ - ЛЕ – ЛЕ        

БЬЮМ- БЬЮМ – БЮМ – БЮМ

ДЬЮ – ДЮ – ДЬЮ – ДЮ – ДЬЮ        

ТЬЁП – ТЁП – ТЁП – ТЬЁП

ВИ – ВЬИ – ВЬИ – ВИ – ВЬИ         

ДЕН – ДЬЕН – ДЬЕН – ДЕН

ХЬЁ – ХЁ – ХЬЁ – ХЁ – ХЬЁ        

ЗЬИЛ – ЗИЛ – ЗИЛ – ЗЬИЛ

СЬИ – СИ – СЬИ – СИ – СЬИ        

РЬЯК – РЯК – РЯК – РЬЯК

БЯ – БЬЯ – БЯ – БЯ – БЬЯ                

ЧИТ – ЧЬИТ – ЧИТ – ЧЬИТ

Слайд № 12

   

Кукла Би-ба-бо

Мяч

Слайд № 13

Слайд № 14

Карточка  со словами:

ВОРОНЬЁ,  ОЛАДЬИ ПЕЧЕНЬЕ,  ПИТЬЁ ПЛАТЬЯ,  КОЛЬЕ,  

ЖИЛЬЁ,  БРАТЬЯ.

Карточка-шифровка

М П М С И А В Л И О Л И С Ь И Ы А Ц К С С О Б А Ч Ь И У К Г  

Л Ю М О М П Р Ы С Ь И  Е Ж Э З М Е Д В Е Ж Ь И О Л А Ф Ь Н Я

Б Е Л И Ч Ь И Б Р Н Л Ж Э К Е Н Г                                                                        

 

Карточка № 1

ТУЧЬЁ - __________________

ЧУСЬЯ - __________________

МОКЬЯ - _________________

ЧУРЬИ - __________________

РЕПЬЯ - __________________

ЛОКЬЯ - __________________

Картинки

Слайд № 4

Слайд № 15

Фоном звучит энергичная музыка.

 Слайд № 16

Фотографии животных (отпечатанные на ксероксе изображения забавных, смешных животных и их детенышей)

IV. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что сегодня вы сделали еще один шаг к успеху. Молодцы!

 Понравилась ли вам наша фотоохота? Наши трофеи?

А главное, все животные живы и здоровы!

Оцените свою работу на уроке – «Лестница успеха».

Оцените свое настроение в «Экране настроения».

Всем спасибо! Урок окончен.

Дети отвечают на вопросы, отмечают свои успехи и настроение.

«Лестница успеха» - имеет три ступеньки: Эх! Ух! Ура!

«Экран настроения» - отметки по пятибалльной системе выставляются учащимися в начале и в конце урока

Слайд № 17

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории ЦПМСС Калининского район Санкт-Петербурга Коленкова Инна Васильевна 2015 год

Слайд 2

Тема урока: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ: Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком ГРАММАТИЧЕСКАЯ: Орфограмма Разделительный Ь. Словообразование (образование притяжательных имён прилагательных от имён существительных) ЛЕКСИЧЕСКАЯ: Фотоохота в лесу

Слайд 3

Цель: Развитие фонематического анализа в слогах и словах с разделительным мягким знаком Задачи: Коррекционно-образовательные: Активизировать теоретические знания по теме «Разделительный мягкий знак»; Закрепить использование орфограммы «Разделительный мягкий знак»; Правила переноса слов с разделительным мягким знаком; Развивать орфографическую зоркость; Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ; Развивать кинестетические ощущения; Развивать языковой анализ и синтез; Активизировать словарный запас; Развивать функции словообразования; Развивать ВПФ (слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память); Воспитательные : Формировать бережное отношение к природе; Развивать умение слышать и слушать друг друга; Воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;

Слайд 4

Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале» 1871

Слайд 6

Четвертый лишний

Слайд 13

ВО-РОБ-ЬИ-НЫЙ ВО-РОБЬ-ИНЫЙ ВО-РОБЬИ-НЫЙ

Слайд 15

Охотничья байка СЕМЯ СЕМЬЯ К ОЛЯ КОЛЬЯ ПОЛЁТ ПОЛЬЁТ СОЛЮ СОЛЬЮ

Слайд 16

Решите кроссворд В ЯГОДЫ, ФРУКТЫ В СИРОПЕ З ТО, ЧТО МЫ ПРОВЕРЯЕМ У ВРАЧА С МАМА И ПАПА, ДЕДУШКА И БАБУШКА, ДЕТИ Д ИВА, РЯБИНА, СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА… О МАЛЕНЬКИЕ, ПЫШНЫЕ БЛИНЧИКИ А Р Е Н Ь Е Д О Р О В Ь Е Е М Ь Я Е Р Е В Ь Я Л А Д Ь И

Слайд 17

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".

Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....

конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Методическая разработка: Конспект индивидуального логопедического занятия: В гостях у сказки «Рукавичка».

Цель: Учить  слушать сказку, понимать её содержание.Задачи:- развитие импрессивной и экспрессивной речи, умения понимать простые вопросы по содержанию сказки и отвечать на них доступными способам...

Методическая разработка. Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по программе 4.1.

конспект логопедического занятия в 1 классе по программе 4.1. по теме:"Слово"....