Игры и упражнения
учебно-методический материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Игры и упражнения на развитие лексики
Игра «Что это значит?»
Объяснить значение слов в словосочетании:
- Прозрачный ключ – железный ключ
- Острая коса – длинная коса
- Меткий лук – зеленый лук
- Вкусная овсянка – спящая овсянка
- Глубокая норка – пушистая норка
- Большая ножка – деревянная ножка
- Пухленькая ручка – дверная ручка
Игра «Добавь слово».
Тема «Овощи, фрукты, ягоды»: большой (что?) арбуз
Маленькая… Крупный… Круглый… Мелкий… Твердый… Мягкая… Сладкая… Вкусное… Горький… | Желтая Синяя Красная Зеленая Черная Длинный Спелая Сочный Свежий хрустящий |
Тема «Животные» : прыгает (кто?) заяц
Кусается… Пугается .. Прячется … Скачет … | Спит …. Охотится … Хитрит … Ржет … |
Придумать предложения с каждым из слов – «приятелей».
Пища – корм – еда
Груз – ноша – багаж
Человек – незнакомец – гость
Большой – громадный – огромный
Быстрый – скорый – стремительный
Неловкий – неуклюжий – нескладный
Игра «На что похоже?»
Белый снег похож на …
Синий лед похож на …
Густой туман похож на …
Чистый дождь похож на …
Блестящая на солнце паутина похожа на …
Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.
Закончи предложение (подбери сравнение)
Земля покрыта снегом, как …
Лед блестит у берега, как …
Туман стелется над озером, как …
Дождинки текут по лицу, как …
Отгадай, кто это?
Сторожит, грызет, лает –
Мяукает, лакает, царапается –
Хрюкает, роет, чавкает –
Ржет, бегает, скачет –
Блеет, бодается, бегает –
Мычит, жует, ходит –
Летает, жужжит, жалит –
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?».
Трава – зеленая, мягкая. Шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.
Побеждает тот, кто назовет последним слово – прилагательное.
Лимон, платье, лиса, солнце, дождь, земля, день, ветер, листья, небо, облака, мороз, снежинки, птицы, люди. Сосульки, ручей, транспорт.
Игра «Добавь слово».
Добавить одно общее слово к двум словам.
Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто? Кошка, собака – что делают? Льет, журчит – что? Тарелка. Кружка – что делают? Шумит, дует – что? Дождь, снег – что делают? Растет, зеленеет – Круглое, сочное – что? | Желтый, кислый – что? Сахар, мед – какие? Высокое, зеленое – что? Снег, лед – какие? Длинный, деревянный – что? Вода, молоко – что делают? Яркое, теплое – что? Мяч, яблоко – какие? Фрукты, овощи – что делают? |
«Птицы (звери, рыбы)»:
Игра проводится с мячом. Ведущий бросает мяч и говорит: «Вот птица. Что за птица?» Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Воробей». Затем бросает другому ребёнку: «Вот птица, что за птица?» - «Синица». Повторяться нельзя. Аналогично играют с названием зверей, рыб, насекомых.
«Кто назовёт больше предметов»:
Игра проводится аналогично (с мячом), дети называют то, что изготовлено на заводе (фабрике), что пекут на хлебозаводе, что выращивают колхозники.
«Отвечай быстро»:
Ведущий бросает мяч и называет какой-либо цвет, а дети называют, что бывает такого цвета.
Также признаком для классификации могут служить качества предмета по материалу: деревянный, металлический, стеклянный и т.д.
«Продолжай»:
Ведущий называет не родовое, а видовое понятие, и дети продолжают называть подходящие к нему видовые понятия. Например, ведущий называет роза, а дети называют другие цветы.
Игра «Назови части».
Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот — тело; голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик —…, дом - ... , дерево —..., человек —... .
Отгадать название предмета по описанию его признаков.
Например: «Что это?» Овощ, круглый, красный, вкусный.
- Это овощ, круглый...
- Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
- Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
- Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.
Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:
- маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
- хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
- зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
- он большой, серый и злой.
Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»:
- слон большой, а комар...;
- камень тяжелый, а пушинка...;
- зимой погода холодная, а летом...;
- сахар сладкий, а горчица,..;
- дерево высокое, а куст...;
- суп горячий, а компот...;
- молоко жидкое, а сметана...;
- река широкая, а ручеек...;
- днем светло, а ночью...;
- заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;
- продавец продает, а покупатель ...;
- воспитатель спрашивает, а дети...;
- утром дети приходят в детский сад, а вечером...;
- сначала гостей встречают, а потом...;
- вечером ложатся в кровать, а утром....
Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
- лохматый, косолапый...;
- голодный, серый, злой...;
- маленькая, быстрая, проворная...;
- хищный, сильный, полосатый...;
- яркое, теплое...;
- серый, колючий... .
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Бросить — (поймать); поднять — (опустить);
купить — (продать); спрятать — (найти);
дать — (взять); налить — (вылить).
Игра «Кто как передвигается?».
Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения.
Лошадь — скачет. Змея — ползает. Птица—летает. Рыба — плавает. Лягушка — прыгает.
Игра «Кто как ест?».
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.
Корова жует сено. Курица клюет зерно.
Игра «Кто как голос подает?».
Воробей чирикает. Ворона каркает. Кошка мяукает.
Петух кукарекает. Лягушка квакает. Свинья хрюкает.
Курица кудахчет. Волк воет. Корова мычит.
Гусь гогочет. Медведь рычит. Лошадь ржет.
Утка крякает. Собака лает.
Игра «Кто что умеет делать?».
Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель — учит. Уборщица — убирает. Строитель — строит. Доктор — лечит. Художник — рисует. Шофер — водит. | Повар — варит. Парикмахер— стрижет. Продавец — продает. Покупатель —покупает. Портной — шьет. |
Игра «Что какие звуки издает?».
Дверь — скрипит. Ветер — свистит. Машина — гудит. Дождь — шумит. | Листья — шелестят. Ручеек — журчит. Гром — грохочет. Бумага — шуршит. |
Игра «Кто или что может это делать?»
Бегать —...; плавать —...;
летать—...; катиться—...;
ползать—...; лежать—...;
стоять —...; сидеть —...;
Игра в лото «Кто что делает?»
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы
«Какой?», «Какая?»» «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» {ранняя, поздняя).
Солнце (какое?)...; дождь...; небо...; ветер...; облака...; листья...;
земля...; день..., трава...;
При этом детям предлагается картинка «Осень».
К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?); срезают…;
зеленеет…; выкапывают...;
краснеет…; срывают...;
созревает...; варят...;
дергают…; жарят…;
маринуют…; солят... .
Игра «Чье это жилище?»
На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц; скворечник — для скворца; коровник — для коровы и телят; конюшня — для лошади и жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
Отгадывание загадок
об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот...
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же это за «народ»?
(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).
«Синонимы и антонимы». На наглядном материале и в игре с мячом закрепляются такие пространственные понятия, как «высокий-длинный», «большой-огромный», «близкий-далекий», «маленький-крохотный», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый», «рядом-далеко-близко», «впереди-сзади» и т.п.
"Слова-близнецы".
Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.
"Какое слово обозначает то же самое, что и слова:
1) родник и то, чем открывают дверь;
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.
- Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению.
Дополнительные задания к упражнению:
4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);
5) часть ружья и часть дерева;
6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по обучению чтению
Мною предложена система упражнений, направленная на совершенствование техники чтения.Продукт предназначен для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ...
Игры и упражнения.
Перечень игр и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей младших школьников....
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Психологический комфорт. Игры и упражнения.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфо...
Игры и упражнения по теме "Фрукты и ягоды"
Игры и упражнения для развития речи учащихся с нарушением слуха....
Игры и упражнения по теме "Овощи"
Игры и упражнения для развития речи учащихся с нарушением слуха....
Игры и упражнения по теме "Школа"
Игры и упражнения для развития речи учащихся с нарушением слуха (1 класс)...