Психологический комфорт. Игры и упражнения.
статья (1 класс) по теме

Литвина  Светлана  Анатольевна

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”. Задача  школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.Лучший помощник  педагога- игры  и  упражнения, которые  способствуют  созданию  атмосферы  комфорта  и  уюта,  тепла  и  доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy__komfort._igry__i__uprazhneniya..doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Психологический  комфорт. Игры  и  упражнения

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”. Задача  школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

От  того  как  начнется  утро  ребенка,  с  каким  настроением  он  вступит в  новый  день,  зависит  успешность  всего  педагогического  процесса. Педагогу  важно   настроить весь  класс,  как  единый  музыкальный  инструмент: создать  атмосферу   комфорта  и  уюта. Лучший  помощник-игра. Игры  и  упражнения  для  «радостных  встреч».

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка;

- помогать детям адаптироваться в  классе;

- развивать навыки социального поведения;

-способство вать повышению уверенности в себе и развитию самостоя тельности.

Выбор темы для начала дня определяется разными обстоя тельствами: общим настроением группы, погодой, самочув ствием педагога и детей, наличием наглядного материала и т.д

Минутки вхождения в день помогают детям лучше чув ствовать себя в детском коллективе в начале дня.

1. «Комплимент»

Педагог: Что такое комплимент!? Для чего нужны комплименты? В каких случаях  их говорят? Приходилось ли вам говорить комплименты? Кому? (Ответы детей)

Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!         

        А теперь  скажите друг другу комплимент,

чтобы в сердце каждого из вас поселилось лучистое солнышко и согрело вас своим теплом.

2. «Улыбка»

Педагог: Какой сегодня день? Хмурый пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 А  знаете, как можно улучшить настрое ние?- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я да рю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие  солнечные, лучистые улыбки, что, глядя  нa  них, ярче становится день и на душе теп леет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с  вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

3. Приветствие «Давайте поздороваемся».

 Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со все ми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила:

один хлопок ведущего  здороваются за руку

два хлопка - здорова ются плечами

 три хлопка - здороваются спинами

4.«Мы  вместе»

Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг дру гу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоро вы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше ... (перечис ляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло  солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

5.«Дружба»

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в цен тре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз  «Один за всех и все за одного».

6.Удивление

Педагог:

Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.)

А я    сегодня  удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково

здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день, уви деть много интересного и удивиться красо те ,которая нас окружает.

Дети приветствуют друг друга  и гово рят  до6рые пожелания.

7.Приветствие «Общий круг».

Педагог: «Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети прини мают решение, что надо образовать круг. За тем взрослый предлагает каждому поздоро ваться глазами со всеми по кругу. «Я поздо роваюсь первая». Педагог заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает голо вой и дотрагивается до его плеча. Дети по очерёдно продолжают приветствие.

 

8.Солнечные лучики».

 Педагог  предлагает детям вытянуть руки и  соединить их в центре круга. Тихо постоять , пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

При проведении таких « минуток» педагогу надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ, обязательно от ветят чувством на чувство.

- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на вни мание, взаимоуважение, терпение.

В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание:

Послушаем музыку. Послушаем звуки в группе.

Послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме. Послушаем звуки на улице.

Послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным. Не давайте детям уйти из-под вашего контроля, от влечься.

 Подобные упражнения  способствуют созданию атмосферы доброжелательности, позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.